из опыта работы учителя
статья по теме

Ооржак Чойгана Калдар-ооловна

Материал из опыта работы учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинговая карта изменений в деятельности ПЕДАГОГА, 

работающего по введению ФГОС

«Знаниевый» подход

(Традиционная деятельность педагога)

Системно-деятельностный подход

(Деятельность учителя, работающего по ФГОС)

ПОДГОТОВКА К УРОКУ

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, представляющим его свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя.

Более половины времени урока занимает самостоятельная деятельность обучающихся

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ УЧИТЕЛЯ

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации, обобщение способов действия, постановке учебной задачи и т.д.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ( ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т.д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т.д.

ФОРМА УРОКА, ЗАНЯТИЯ

Преимущественно фронтальная

преимущественно групповая и/или индивидуальная

НЕСТАНДАРТНОЕ ВИДЕНИЕ УРОКА, ЗАНЯТИЯ

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами, логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся.

ВЗАИМОЛДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Происходит в виде лекций, родители не включены в  образовательный процесс

информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в  образовательный процесс.

Общение учителя с родителями школьников может осуществляться через Интернет.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Предметные результаты

не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

Мониторинговая карта изменений в деятельности УЧЕНИКА,  обучающегося в соответствии с ФГОС

Знаниевый подход

(Деятельность ученика)

Системно-деятельностный подход

(Деятельность ученика, обучающегося по ФГОС)

Вид деятельности

Пассивное слушание

Активные действия

Выполнение заданий по указанию учителя

Самостоятельный поиск решения поставленной задачи

Работа с источниками информации по рекомендации учителя

Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов

Использование литературы (справочники, словари). Использование интернет-ресурсов (только с помощью родителей)

Использование интерет-ресурсов самостоятельно

Переспрашивание заданного вопроса

Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания)

Фронтальная работа

Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе.

Ведущие средства обучения- учебник и тетрадь

Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т.д.)

Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна с целью контроля учителем уровня знаний и умений

Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника

Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели

Учителем организована деятельность детей: по поиску, обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебной задачи и т.д.

Взаимодействие ученика и учителя

Пассивное принятие информации обучающимися; субъект-объектные отношения

Активное включение обучающихся в ОП; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений

От ребенка требуется четкое выполнение задания и – часто – краткий ответ на поставленный вопрос учителя

Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя.

Адаптация к школьному обучению

Уровень тревожности обучающихся в адаптационный период повышен

Наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся в адаптационный период

Средний срок адаптации обучающихся – 2 месяца

Средние сроки адаптации обучающихся – 3-5 недель

Вид ведущей деятельности детей в период адаптации - учебная

Вид ведущей деятельности детей в период адаптации – игровая, проектная

Результаты обучения

ЗУН приобретаются из учебников. Дети справляются в основном со стандартными заданиями.

Дети могут самостоятельно приобретать ЗУН, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях.

Оценка деятельности обучающихся

Осуществляется учителем

Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания (на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля и самооценки.

Мониторинговая карта изменений в организации работы учителя с РОДИТЕЛЯМИ ученика,

 обучающегося в соответствии с ФГОС

«Знаниевый» подход

(Традиционная деятельность педагога и родителя)

Системно-деятельностный подход

(Деятельность учителя, работающего по ФГОС)

Технология проведения родительского собрания

Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости)

Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой



Адаптационный период

Родители не участвуют в организации адаптационного периода

Родители выступают в роли тьюторов:

-присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям

-активно участвуют в организации подвижных игр на переменах

-помогают детям в организации самообслуживания ит.п.

Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся


Отсутствует

Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время) с родителями

Участие родителей в проведении уроков

Родители присутствуют на уроке по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания)

Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся

Совместная проектная деятельность

Отсутствует

Осуществляется партнерство «учитель-родитель-ребенок»

Участие в праздниках

Родители выступают в роли зрителей

Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника.

Информационное взаимодействие «родитель-учитель-ребенок»

Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече.

Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече. Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта).

Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы.

               


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Доклад  по теме «Системно-деятельностный подход»

Ооржак Чойгана Калдар-ооловна

16 ноября 2012 года

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. 

Сегодня учителя  соприкасаются с такими педагогическими  терминами как: освоение стандартов второго поколения, системно-деятельностный подход, духовное развитие личности, универсальные учебные действия и др. Совершенно ясно, что новые стандарты потребуют и новых образовательных технологий. А это, в свою очередь, означает, что иной должна быть и подготовка педагогов.

Прежде всего, следует охарактеризовать методологию разработки новых стандартов. В истории отечественного образования можно выделить три основных подхода к определению стандартов, и каждый основывается на своей методологии. Наиболее разработан так называемый «ЗУНовский», или трансляционный подход. Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Как раз на этих основаниях в 90-е годы прошлого велась стандартизация школьного образования. А несколькими годами раньше наша школа сумела перейти от «предметоцентризма» к образовательным областям. Трансляция знаний не требовала специальных технологий: учителя-практики ограничивались классическими методиками. Именно по этой причине так и не свершилась «технологическая революция», столь ожидаемая на исходе прошлого века.

На смену «ЗУНовскому» пришел компетентностный подход. Вот тут-то и потребовались эффективные технологии, обеспечивающие активную позицию школьников в образовательном процессе.

А вот в связи с переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрел системно-деятельностный подход. Что это за «фрукт» и с чем его едят? И какого рода методический/технологический инструментарий понадобится учителю?

Понятие системно-деятельностного подхода было обосновано и введено в научный обиход в 1985 г. российскими психологами и, прежде всего, А.Г. Асмоловым. Тем самым была сделана попытка снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным подходом, который, строго говоря, всегда был системным (его разрабатывали С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Именно он стал основой для многих практических разработок.  

Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, – это всегда целеустремлённая система, или, иначе, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности.

Я слышу – я забываю,  

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю”.

                             Китайская мудрость.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется       деятельностным методом.

Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный.

Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.

Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД. Внедрение системного подхода в УД школьников преобразует его в системно-деятельностный.

СИСТЕМЫ  СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ =
= системно – деятельностный подход СДП-
 то есть у учащихся формируется система знаний по предмету. Новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя.

Собственная  УД школьников – важная составляющая СДП

УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Какова деятельность – такова и личность. Вне деятельности нет личности.

Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована.

  1. как организовать учебную деятельность учащихся;
  2. как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
  3. какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
  4. какие методы и средства обучения выбрать;
  5. как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

  1. Базовый уровень подхода:  урок  открытия нового знания  (ОНЗ). 

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель:формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель:расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

  1. Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
  1. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

  1. 2. Актуализация и пробное учебное действие. 

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

  1. 3. Выявление места и причины затруднения.

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи.

  1. 4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

  1. 5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

  1. 6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

  1. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

  1. 8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

  1. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия  и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность,  может видоизменятся в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.

Структура урока  ОНЗ и распределение времени на уроке ОНЗ

(Продолжительность этапов урока «открытия» нового знания в минутах)

Компоненты овладения знаниями при СДП:

  1. Восприятие информации
  2. Анализ полученной информации
  3. Запоминание (создание образа)
  4. Самооценка .

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. 

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира в специально организованных условиях.

  1. Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
  2. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
  3. Учебное действие –  действие по созданию образа.
  4. Образ – слово, рисунок, схема, план.
  5. Оценочное действие – у меня получится! Я умею!

Действие учителя

Действие ученика

1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации.

1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения.

2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах.

2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.

3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организует самостоятельное выполнение учащимися заданий, организует самопроверку учащихся своих решений.

3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.

4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

4 этап: применение полученных ЗУН на практике,

5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.

5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.

Алгоритм конструирования урока
« открытия»  нового знания

  1. Выделить и сформулировать новое знание.
  2. Смоделировать способ открытия нового знания.
  3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
  4. Определить необходимые ЗУН ы и способы их повторения.
  5. Подобрать упражнения для этапа актуализации ( согласно необходимых ЗУН и мыслительных операций).
  6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
  7. Смоделировать диалог или проблемную ситуацию.
  8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
  9. Определить приёмы организации первичного закрепления.
  10. Подобрать задания на этап повторения по уровням:
  11. А) …. Новое знание + 1 знание
  12. Б) … новое знание + … знание
  13. 11. Провести анализ урока по конспекту.
  14. 12. Внести коррективы в план – конспект.

Системно-деятельностный подход

  1. обеспечивает включение детей в деятельность: целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи;
  2.     прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.
  3.     учебные действия детей - на этапе "открытия" нового знания;
  4.     действия самоконтроля и самооценки - в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.
  5.     создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода.

Сущность системно-деятельностного подхода…

  1. В том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
  2. И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это есть главная задача новых образовательных стандартов.

Системно - деятельностный подход –методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения

Рефлексия. (творческий итог по докладу)

Составьте синквейн

  1. Первая строка – существительное, тема синквейна.
  2. Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему.
  3. Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное.
  4. Четвертая строка – фраза из 3-4-х слов, передающая ваше отношение к существительному.
  5. Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Синквейны по теме: "Системно-деятельностный подход"

1.деятельностный подход

2. интригующий, трудоемкий

3. озадачить, взаимодействовать, сотрудничать

4. Изменяет мое отношение к ученикам.

5. сотрудничество

                              1. подход

                              2. системный и деятельностный

                              3. самообучаемся, саморазвиваемся, самовоспитываемся

                              4. Образование становится эффективным.

                              5. Школа будущего

1.деятельностный подход

2. познавательный, вариативный

3. развивает, научает, обогащает

4. Выше потенциал каждого ребенка

5. открытие

                             1.деятельностный подход

                             2. актуальный, интересный

                             3. организовывает, развивает, направляет

                             4. Стремление к самооценке, самовоспитанию, самообразованию.

                             5. результат

1.деятельностный подход

2. творческий, познавательный

3. развивающий, осмысляющий, обучающий

4. Через тернии к звездам

5. открытие

                    1.деятельностный подход

                    2. развивающий, актуальный

                    3. познавать, изучать, применять

                    4. Хочу уметь применять на уроках

                    5. метод

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале предполагает новые цели образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.                                                        

    Стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения. В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования особенно актуальным становится введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

2.    Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

В системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы.  Именно он в итоге должен дать основные результаты обучения и воспитания в виде сформированных общих и ключевых компетенций.

Системно -  деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования. Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования.

  Системно-деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образовательных стандартов, доступен для освоения в массовой практике всеми звеньями системы образования.

3. Роль педагога в  осуществления системно- деятельностного подхода   велика, т.к  именно учитель является ключевой фигурой в образовательном процессе .

   В процессе реализации системно- деятельностного подхода в образовании  формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».  

   Очевидно, что традиционный объяснительно- иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации, умения учиться.

   Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса.

   Трудно переоценить роль деятельности учителя, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.

   Таким образом, очевидна ведущая роль педагога  в реализации системно- деятельностного подхода в образовании .



Предварительный просмотр:

НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

г. Кызыл 7 ноября 2012 года

Учебно-методический комплект "СИНЯЯ ПТИЦА" по французскому языку,                         из опыта работы учителя французского языка Ооржак Чойганы Калдар-ооловны                       МБОУ Хову-Аксынская СОШ

В последние годы значительно увеличилось количество учебно-методических комплектов для преподавания французского языка. Выбирая для себя тот или иной учебно-методический комплект, учитель ориентируется прежде всего на то, соответствует ли данный учебно-методический комплект требованиям Программы министерства образования Российской Федерации по иностранным языкам. В ней написано, что "...основной целью обучения иностранному языку является овладение учащимися коммуникативными умениями во всех видах речевой деятельности и развитие способности учащихся использовать язык как средство общения в диалоге культур".

Современные аутентичные учебно-методические комплекты позволяют реализовывать коммуникативный подход в обучении французскому языку. Используя их, учитель имеет возможность осуществлять коммуникативно-ориентированное обучение, так как учебно-методический комплект базируется на следующих принципах.

Принцип первый: коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку возможно в условиях деятельностного подхода. Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку осуществляется через деятельностные задания (activites). Они реализуются с помощью методических приемов (techniques). и создают упражнения (exercices). Подчеркнем, что деятельностные задания разрабатываются учителем и содержат коммуникативную цель и познавательную задачу для учащихся, которую они пытаются решить. Задача учителя заключается в том, чтобы наиболее эффективно организовать урок и деятельность ученика на уроке, помочь ему в ходе решения учебной задачи выйти на познавательный результат, т.е. научиться деятельности. Наличие учебно-познавательной задачи в любом виде деятельностного задания означает, что оно является упражнением на предъявление материала, на закрепление, повторение, расширение знаний учащихся, их навыков и умений. В аутентичных учебно-методических комплектах деятельностные задания строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. В большинстве традиционных учебников работа основывается на тексте и выполняется по схеме: предъявление текста- послетекстовые упражнения- воспроизведение текста.

Принцип второй: коммуникативно-ориентированное обучение означает формирование у учащихся коммуникативной компетенции: этикет общения, поддержание контакта с собеседником, правила построения высказывания (его грамматическая и лексическая сторона). Это значит также решение проблемы нехватки слов за счет перефразирования, объяснения, приблизительной замены, буквального перевода с родного языка и использование невербальных средств общения. Недостаточные знания грамматики компенсируются за счет упрощения конструкции предложения или замены ее на другую, более понятную. Как всегда важно то, не сколько слов ученик знает, а как он умеет ими пользоваться.

Принцип третий: коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку возможно в условиях аутентичного процесса социализации личности учащегося. Социализация учащихся означает формирование социальной роли личности в условиях опыта социального взаимодействия и усвоения социальных ценностей. Для решения про-блемы коммуникации недостаточно заниматься в классе только имитацией жизненных ситуаций. Нужны упражнения, которые с одной стороны, обеспечивали бы соответствующую коммуникативную тренировку, а с другой сохраняли бы аутентичность применения

стр 1

иностранного языка в учебных ситуациях. Задания речевого взаимодействия построены так,

что их невозможно выполнять без партнера или партнеров (работа в парах для составления диалога или работа над полилогом). Учебно-методические комплекты предусматривают организацию ролевого общения на уроке. Ролевое общение реализуется в ролевой игре в  виде учебного общения в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями.

Учебно-методический комплект состоит, как правило, из 3 частей: lecture, ecriture, activites. Что является особенно ценным, практически все они снабжены аудио-кассетой.

В Хову-Аксынской средней школе учащиеся изучают английский и французские языки. С 2005 года введено обучение  французскому языку со второго класса. Учителем был выбран  УМК  автора Кулигиной «Твой друг французский язык».

С самого начала обучения учащиеся  изучали устный вводный курс  с голоса учителя, а также с аудиокассеты.

УМК включает в себя:

1. Книгу для учителя.

2. Cahier d-exercices.

3. Le livre d-eleve.

4. 2 аудиокассеты

Учебно-методический комплект способствует формированию у учащихся навыков и умений по всем видам речевой деятельности и реализации требований, содержащихся в программе министерства образования Российской федерации к уровню сформированности коммуникативных умений учащихся в аудировании, говорении, чтении и письменной речи. Кроме того, продолжается углубление социокультурной подготовки учащихся в рамках изучаемой тематики. Интересный аутентичный материал, отобранный в соответствии с возрастными особенностями учащихся, способствует усилению мотивации учащихся к изучению французского языка.

С 6 класса  используется УМК "Синяя птица", исходя из трех недельных часов  в 2012/2013 учебном году в 8-м, 9-м классах - авторы Э. Береговской и М. Туссена . Авторы учитывали возрастные особенности при составлении текстов и тем.

В книге для учителя практически отсутствует, какая бы то ни было помощь учителю в реализации контроля основных речевых умений. Поэтому учителями используются грамматические материалы с дополнительной учебной литературы.  

Не хватает аутентичных текстов именно страноведческого плана; о жизни великих людей, о достопримечательностях этой такой яркой и разнообразной страны, истории, в том числе и отношений с Россией и просто повседневной жизни Франции. Очень много материала  можно  найти и использовать с Единой Коллекции Электронных Образовательных Ресурсов.

Имеются, но не в достаточном количестве ситуативные задания на развитие навыков и умений устной и письменной коммуникации. Здесь учителю помогают грамматические тесты, задания и интерактивные упражнения с интернета, с учебных сайтов и тд.

Учебно-методический комплект «Objectif» для 10-11 классовавтор Е. Я. Григорьева , завершающий серию учебников для общеобразовательных учреждений, создан в соответствии с Программой по французскому языку для данного типа школ. Его основная задача - развитие

стр 2

учащихся средствами   иностранного языка для подготовки их к межкультурному общению в сфере школьного и  послешкольного образования, использованию языка как средства самообразования.

Учебный материал данного УМК реализует базовый уровень обучения на старшем этапе средней общеобразовательной школы и имеет своей целью дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Такая цель предполагает расширение и углубление знаний и умений, приобретенных в предыдущие годы обучения, а также совершенствование способности устного и письменного общения (при этом предпочтение отдается выражению мнений, эмоций, чувств, технике аргументации).

• УМК «Objectif» отражает стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку в средней общеобразовательной школе. При создании УМК учитывался отечественный и зарубежный опыт коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам.

1. Развитию речевой компетенции – совершенствованию коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме) – в настоящем УМК уделяется основное внимание.

Каждый блок учебника, кроме прочих, включает следующие разделы: Вводный текст (Texte déclencheur), Понимание письменной и устной речи (Compréhension écrite, Compréhension orale), Литературный текст (Lecture). Задания этих разделов в учебнике и сборнике упражнений направлены на развитие умений выражать в устной и письменной форме собственное мнение о прочитанном / услышанном, сопоставлять, анализировать, составлять диалоги, сообщения по той или иной теме и пр. В сборник упражнений включен раздел Etude du dessin (Работа с рисунком), также направленная на развитие умений в устной речи.

Особое внимание в УМК уделяется обучению письменной речи. В каждом блоке предусмотрены задания на продуцирование письменных текстов: написание писем официального и неофициального характера, открыток, телеграмм, объявлений, анкет, резюме, статьи в молодёжный журнал и пр.

Коммуникативно-значимые задачи решаются при выполнении заданий Проекта (раздел Projet). Учащиеся должны не только выполнить ряд практических требований, но и уметь письменно оформить свою работу, связно и грамотно рассказать о полученных результатах.

2. Дальнейшему совершенствованию языковой компетенции (т. е. овладению новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; увеличению объема используемых лексических единиц; развитию навыков владения языковыми единицами в различных ситуациях общения) способствуют: работа с лексикой в учебнике и сборнике упражнений; разделы грамматики (Grammaire); аутентичный текстовой материал различных жанров и стилей (репортажи, интервью, статьи из молодежных газет и журналов, литературные тексты).

Для дальнейшего формирования произносительных и интонационных навыков в учебник включена рубрика Jeux poétiques, jeux phonétiques.
Методические рекомендации к УМК «Objectif» по французскому языку

Стр 3

Наличие учебников с 5 по 11 классы УМК линии «Синяя птица» в библиотеке школы снимает ряд проблем, имеющихся в других школах как:

1. Приобретение учебников на средства родителей;

2. Наличие учебника способствует обязательному выполнению домашнего задания;

3. Возможность самостоятельной работы учеником дома;

Учителем  приобретаются словари  для пользования учащимися на уроке,  а также при выполнении домашнего задания на продленке.

Хорошо оформленный кабинет французского  языка также способствует обучению ученика на уроке.  АРМ  помогает учителю использовать дополнительный материал с интернета, с учебных сайтов, интерактивные упражнения  увлекательны , очень нравятся ученикам, особенно заставляют работать слабых учеников.

Стр 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физика и юрта Войлочная юрта – одно из выдающихся творений мудрости древних народов Центральной Азии. Юрту можно свернуть за считанные минуты, погрузить на лошадей или волов и отправиться в долгий и трудный путь при перекочевке к местам зимнего или летнего выпаса скота. Современные исследование убедительно доказали, что юрта – это жилище, диктующее своим хозяевам наиболее бережное отношение к окружающей среде, экологически самое безопасное и чистое жилище.

Слайд 2

Юрта – составные части. Какими же фактами связана юрта с физикой? Прежде всего, построение юрты. Нам известно, что юрта разборная и состояла из определенного количества стандартных деревянных частей, образующих ее каркас, и кусков войлока, составляющих ее покрытие. Размеры юрты определялись количеством хана (решетчатых звеньев) стандартного размера от 4 до 12 хана, выражавшегося в народных мерах. Наиболее распространенной была юрта из 6-8 хана.

Слайд 3

Юрта-это жилище, ? своим хозяевам наиболее бережнее отношение к окружающей среде, экологически самое безопасное и чистое жилище. Построение юрты

Слайд 4

Основополагающий вопрос : Какими фактами связана юрта с физикой? Проблемный вопрос : Выяснить почему тувинцы жерди (унулар) и деревяные направляющие для клеток стены (ханалар) юрт изготовляли из тальника?

Слайд 5

Тема исследования: «Сравнить плотности тальника и лиственницы.» Цель: Задача: Результат исследования:

Слайд 6

При построении юрты, тувинцы учитывали разложение результирующей силы ынаа. (см. рис.). F 1 -сила 1 ынаа F 2 -сила 2 ынаа F ы -результирующая сила ынаа Число ынаа: 72 штук. При правильном построении юрта имеет форму круга т.к. число ынаалар (палочек) четные.

Слайд 7

При правильно построенной юрте: F ы = F 1+ F 2; α =30 0

Слайд 8

Если F ы > F 1+ F 2 , то ынаалар упадут, юрта "вытянута", α >30 0

Слайд 9

Если F ы < F 1+ F 2, то ынаалар упадут, юрта "сплюшенна", α <30 0

Слайд 10

Рассмотрим сначала, из чего состоит юрта: Она состоит из раздвижной решетки (хана), сделанной из палочек (тальника), положенный друг на друга крестообразно и скрепленных в местах пересечения сыропятными решетками.

Слайд 11

Каждая хана в установленном виде состояла из определенного количества квадратиков, считать которые строго запрещалась. Однако известно, что каждое звено (хана) в юрте состоит 22-26 палочек длиною от одного кулаш до мугур соом. К каждому звену (хана) привязывает деревянные палочки из лиственницы или молодой березы - ынаа. Привязывают их тупым концам к концам скрепленных палочек решетки при помощи завязки (сагылдырык) с петлей, заостренные концы ынаа вставляют в отверстия деревянного дымового круга - хараача и образуют купол юрты.

Слайд 12

Внутреннее расположение юрты. Основание юрты.

Слайд 13

Юрта Юрта - это уже большой шаг в развитии цивилизации человека, в юрте и теплее, и просторнее, в ней даже можно развести огонь, что в палатке немыслимо... юрта удобнее палатки.

Слайд 14

Тувинская юрта - является до сих пор самым распространенным типом жилища во всех районах Тывы. Юрта разборная, переносная с легким деревянным каркасом, покрытая войлоком. В центре юрты на земле находится очаг для приготовления пищи, огонь очага обогревает и освещает юрту. Делится на две половины: мужскую и женскую, есть почетный угол для приема гостей.

Слайд 15

Почему тувинцы жерди (унулар) и деревянные направляющие для клеток стены юрты (ханалар) используют тальник. Оказалось: Тальник также распространен, как и лиственница; Обрабатывать тальник удобно и легко, чем лиственницы; По крепости не уступает лиственнице;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Образовательная игровая технология для текущего и контрольного опросов «Учитель – ученик». (Из опыта работы учителя истории высшей квалификационной категории Невежиной Е.А.)

Работая в школе много лет, пришла к выводу, что главное в успешном обучении учащихся – это их интерес к предмету и активная познавательная деятельность. В связи с этим урок не должен быть однообразным...

Из опыта работы учителя математики Бондарчук Ирины Витальевны, учителя математики первой квалификационной категории

Опыт работы по развитию мыслительных способностей обучающихся на уроках математики и применению знаний в различных жизненных ситуациях. Главная задача учителя сегодня не только обеспечить прочное и о...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Современные подходы к работе учителя информатики с одаренными детьми (из опыта работы учителя информатики)

Актуальность работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, совершающимися в нашем обществе. На сегодняшний день, на первый план выходит интеллектуальная, изобретательно талантливая и разносто...