Категория духовности в контексте понятия музыкально - развивающей среды.
статья по музыке по теме
В статье "Категория духовности в контексте понятия музыкально - развивающей среды" речь идёт о том, как музыкальная среда в школе способна воздействовать на духовное развитие школьников.Особенностью воздействия музыкальной среды является ее уникальная способность проникновения во внутренний мир слушателя. Именно музыка, минуя сознание человека, напрямую воздействует на его подсознание. Вот почему гармоничная музыкальная среда является важнейшим фактором воспитания души, формирования психического и физического здоровья народа, особенно детей. И, в первую очередь, песенная традиция, как самая древняя форма музыкального развития человека» (Базарный В.Ф.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 48.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Категория духовности в контексте понятия
музыкально - развивающей среды.
Духовность человека по-разному понимается в светском и христианском мире. В первом – она сводится к душевности, нравственности, интеллектуальности, добродетельности, во второй – это понятие выводится за пределы бытия души. Духовность - причастность человека Духу Святому, мера приближения человека к Богу. И то и другое понятие духовности содержится, развивается и раскрывается в музыкальной среде, в частности на уроках музыки.
Особенностью воздействия музыкальной среды является ее уникальная способность проникновения во внутренний мир слушателя. «Именно музыка, минуя сознание человека, напрямую воздействует на его подсознание. Вот почему гармоничная музыкальная среда является важнейшим фактором воспитания души, формирования психического и физического здоровья народа, особенно детей. И, в первую очередь, песенная традиция, как самая древняя форма музыкального развития человека» (Базарный В.Ф.).
Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.
Искусство желает быть услышанным, оно требует особого внимания, ему необходима встреча: и не все равно, какая «встреча», не «какая-нибудь», а художественная. Поэтому духовное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Музыка - носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик - коллективный субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей.
С миром музыки дети соприкасаются от рождения, последующее музыкальное воспитание они получают в детском саду, а целенаправленное духовное формирование личности происходит уже в младших классах образовательных учреждений. И чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие. Песня открывает перед ребенком красоту мира. В начальных классах дети слушают музыку природы, которая является важнейшим источником эмоциональной окраски слова, ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии. Слушая музыку природы, дети эмоционально готовятся к хоровому пению. Важно добиться того, чтобы они различали в природе музыку, созвучную песне, которую будут петь.
В связи с этим хотелось бы особо сказать о программе по музыке Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой , где уже с первых уроков дети знакомятся с миром звуков. Они учатся различать музыкальные и не музыкальные звуки, природные и шумовые. Ребята приходят к выводу о том, что звуки природы и музыкальные звуки – это область чувств и настроений , это в звуках выраженная жизнь души. Кроме того эта программа основана на обращении к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, на формирование у подрастающего поколения интереса и уважения своим истокам. Каждый год обучения в программе разделен на несколько разделов:
1.« Россия- Родина моя»- помогает познать, услышать удивительную красоту народной музыки, познакомиться с календарными обрядовыми песнями , народным фольклором, колядками.
2. «О России петь - что стремиться в храм» дает понятие о храмовых
песнопениях в виде церковных богослужебных песнопений- тропарей, стихир, молитвенных напевов, исполняемых хорами, хоровыми капеллами. Дети знакомятся с разными видами колокольных звонов, узнают их важность для православного народа. Звучит музыка на фоне иллюстраций древних икон, картин духовного содержания в учебниках. Рассказывается детям о деве Марии и её сыне Иисусе Христе, тем самым раскрывается немного понятие духовности –церковной,религиозной.
3. «Музыка и изобразительное искусство»
4. «Литература и музыка»
5. « В концертном зале»
6. «В музыкальном театре» и др.
Из перечня этих разделов становится видно, как тесно переплетается музыка с различными видами искусства, и какой широкий эстетический и эмоциональный импульс получают дети на этих уроках.
Но стоит отметить ,что для того ,что бы приобщить детей к музыкальному творчеству, развить их духовно-нравственное чувство, учителю необходимо создать благоприятный психологический климат на уроке . Задача учителя не погасить искру творчества, а соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями –необходимо учить радости. Через радость ребенок должен познавать окружающий мир. Кроме того учитель не должен сводить проблемы музыкального воспитания и образования просто к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника.
Искусство должно выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в музыкальном произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание. Очень часто ,наблюдая за детьми, при прослушивании того или иного произведения, замечаешь как некоторые из них реагируют на музыку. Особенно если перед прослушиванием учитель расскажет при каких обстоятельствах написано произведение или какой художественный образ композитор заложил в произведение.( «Лесной царь» Ф. Шуберт, «Вальс» Ж. Брель) .
Все программы по музыке (Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Т.А. Бейдер, Г.П. Сергеева и др.) в общеобразовательной школе ориентированы на постижение, главным образом, классической музыки. Эти программы не учитывают того, что в повседневной жизни ребенок дома и на улице слышит другую музыку, это далеко не лучшие образцы поп-музыки.
Телевизионные передачи также не могут не влиять на подрастающее поколение.
Подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастает в оторванности от истинных шедевров музыки, не помнит ни одного музыкального сочинения серьезного искусства, которое бы нравилось. Как видно, система духовно-нравственного воспитания функционально неполна: в образовательной школе отсутствует базовый по отношению ко всей системе воспитания курс духовно - нравственной культуры; далеко не в полной мере используются особенности поликультурных традиций.
Однако целенаправленность формирования духовного мира личности школьника средствами музыки не должна стать синонимом насильственности. Современная педагогика и психология утверждают, что всякая личность самоценна и имеет свою индивидуальность, неповторимость. Учитывая сказанное, школа должна формировать личность не только как носителя духовно-нравственной культуры, но и как активного ее преобразователя. Вот в этот момент приходит понимание того, как важно то, чему мы учим наших детей. Либо это современные песенки, исполняемые под фонограмму, порой не имеющие никакого смысла, либо это культурный пласт, накопленный нашими предками, - музыка, проверенная временем.
Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно - нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Новые проблемы стоят перед массовым музыкальным воспитанием. Другая кричащая проблема связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Отсюда возникает острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нём духовно - нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества.
Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления, которые засасывают человека физически и духовно? Во все времена это проповедовало высокое искусство. В аспекте вышеизложенных проблем очевидна значимость музыкальной среды, которая является одной из приоритетных категорий духовности, через которую школьники познают жизнь, добро, истину, красоту.
Один из путей интенсификации музыкального образования - это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т.п. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.
И нельзя не забывать, что главная цель учителя музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка "Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как основы личностноориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка"
Этот материал собственная разработка, выступление музыкального руководителя Красий Е.Н. НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ музыкальных руководителей Курортного района, в которой отражены цели ...
Статья для NSPORTAL.RU "Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как основы личностноориентированной модели взаимодействия вэрослого и ребенка"
Эта статья- выступление музыкального руководителя Красий Е.Н. на районном методобъединении музыкальных руководителей Курортного района, в которой отражены цели и задачи предметно-звуковой среды в обра...
Музыкальная предметно развивающая среда в ДОУ детский сад "Березка"
Музыкальная предметно-развивающая среда в ДОУ.«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они произрастают». Г.Нейгауз.Всем известно и доказано учёными, что музыка обогащает духовн...
Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании
консультация для воспитателей. Описываются дидактические возможности предметно-развивающей среды в муз воспитании детей дошкольн возраста...
«Музыкальная предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Требования ФГОС....
Понятие развивающей среды в профессиональной деятельности и способы ее формирования
Понятие развивающей среды в профессиональной деятельности и способы ее формирования....