Инновационная деятельность в преподавании журналистики в средней школе
элективный курс (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Курс основы журналистики является не только составной частью уроков развития речи и литературы и влияет на определении выбора будущей профессии, но и помогает молодым людям в формировании собственной гражданской позиции. Опыт в сфере деятельности СМИ помогает мне выработать определенную методику в этом направлении. Чем интересен этот курс творческим, одаренным детям наряду с традиционной формы уроков русского языка и литературы? Тем, что он дает свободу выбора каждому ученику в выражении своего мнения по той или иной проблеме, тем, что помогает молодому человеку определиться в самых трудных жизненных вопросах. А мне, как педагогу, дает богатую возможность использовать личностно-ориентированный подход, как к ребенку, так и к его мнениям, решениям, идеям. На первом занятии элективного курса знакомлю ребят с целью нашего курса, представляю эту цель в виде таблицы. Ученикам становится понятно, к какому результату они должны прийти по окончании курса обучения.
Социальный заказ общества | Явления из практики обучения |
Личность, владеющая основами коммуникативной культуры (богатый словарный запас, основанный на глубоком понимании гуманитарных знаний). | Неумение учащихся убедительно высказываться публично; бедный словарный запас, неоправданное использование жаргонизмов и иноязычной лексики. |
Творческая личность, способная неординарно мыслить и действовать, анализировать и давать качественную оценку происходящим событиям и явлениям. | Учащиеся испытывают затруднения при работе с источниками информации; не всегда имеют четкие представления о стилях и типах речи языка; их творческие работы не несут «авторство», часто списаны. |
Приемы обучения носят развивающий характер, так как дети уже знакомы с некоторыми из них на уроках литературы. Но наметив цели и задачи программы курса, проанализировав темы теоретического материала, я пришла к выводу, что изучение жанров журналистики в виде лекционного материала и реализация этих жанров на семинарах, не всегда приводят к ожидаемым результатам. Не всегда девятиклассники четко и ясно понимают специфику журналистского направления, модель этой системы. Им не хватает самостоятельности. Поэтому обязательно включаю в курс исследовательскую деятельность, таким образом, удовлетворяя в полной мере принцип творчества и успеха каждого ребенка. Проектирование – значимая, самостоятельная исследовательская практика, ориентированная на реальный результат деятельность. Подростки погружаются в процесс освоения, отработки социальных навыков, учатся самостоятельно планировать свою деятельность и отслеживать ее результаты.
Анализ художественных текстов, фильмов и работа с документами позволяют не только обучать старшеклассников основам анализа, но и расширяют их представления о ресурсах, которые можно использовать для подкрепления своей жизненной позиции, для исследовательской и проектной деятельности. При таком темпе работы наблюдаю, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Прежде чем начать знакомство с историей журналистики, ее спецификой и жанрами. Я провожу несколько занятий развивающего характера для того, чтобы ученик убедился в правильности своего выбора, определился, в каком направлении ему будет легче работать: теория или практика журналистики.. Немало важную роль играет определение выбора ребенка в работе с источниками информации: актуальные факты, официальные документы, рассказы очевидцев, специальная литература, научные исследования. Чтобы не нагружать ребенка анализами примеров в художественной литературе, предлагаю им метод синквейн. Знакомлю с алгоритмом написания синквейна.
1 строка – что? Кто? – 1 сущ.
2 строка – Какой? – 2 прилаг.
3 строка – Что делает? 3 глагола
4 строка – Что автор думает о теме? – фраза из 4 слов
5 строка – Кто? Что? Новое звучание темы.
Например,
Сообщение
Краткое, оперативное
Сообщает, фиксирует, удостоверяет.
Качества: краткость, емкость, достоверность
Заметка
Гончарова Вика, 9 «Г»
Также, использую такой метод, как я его назвала, «штрихи». Даю учащимся определенную тему, они подбирают существительные, которые ассоциируются с этой темой. Например, работа по теме «Осень»
Сырость, холод, слякоть, волшебство красок, шуршание листопада, расставания, грусть, тоска, печаль, слезы, унылая пора, Каждой клеткой своего организма я чувствую медленное засыпание, так приятно и нежно. Далеко в прошлом остаются все мысли, чувства.
Куликова Дарья, 9 «В».
Курс журналистики дает возможность увидеть ребенку как от своих личных переживаний, он переходит к общественным. Сделать полученную информацию переживаемой лично, дать возможность почувствовать, увидеть, мысленно прикоснуться к тому, что изучается можно с помощью ассоциативных переживаний каждого отдельного ученика. Использую технологию «Вопрос». Вопросы могут быть сформулированы следующим образом: Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово? когда слышите музыкальный фрагмент? В виде какого образа ты можешь представить… (данную проблему , ситуацию и т.д.).? ; технологию «Мои цветные чувства»Учащимся предлагается раскрасить свое состояние в данный момент, выявить, какого цвета чувства ты испытываешь к герою, к ситуации, какого цвета сама ситуация, с каким цветом ассоциируется проблема, тема и т.д; технологию «Мое личное место». Ученики ходят по классу в течение 2-3 минут в поисках такого места, которое им нравится, может быть, ближе к кому-то, или, наоборот, подальше. Если они вдруг поняли, что место чем-то их не устраивает, переходят на другое. Когда ученики нашли «свое» место, можно провести аналогию с жизнью, с проблемами жизни, с событиями и явлениями своего времени. («Твое место там, где ты сейчас находишься. Почувствуй «почву» под ногами. Точно так же в поисках своего места человек идет по жизни и т.д.). Так или иначе, изучение журналистики начинается с душевного настроя ребенка. Уровень воспитания, коммуникации, нравственности, знаний играет большую роль. Если он высок, то ребенок начинает замечать уже в рамках курса журналистики, что объектом его наблюдений и анализа уже становится не центр его личности, а рядом живущий и действующий человек. Затем, когда ребенок определился, начинается работа непосредсвенно связанная с курсом журналистики. Я не заставляю учащихся «зубрить» лекции, не даю конкретных тем для написания заметки или репортажа. Проблемно-диалоговая форма урока позволяет учащимся самостоятельно выбрать нужную информацию и ее источники в ходе решения теоретических и практических задач. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов. Не менее важную роль отдаю такому методу обучения как деловая игра. В процессе игры учащиеся чувствуют степень ответственности и самостоятельности. Игра – своеобразный толчок для достижения целей, которые ученики ставят сами для себя. Распределяя роли редколлегии в рамках класса, учитываю индивидуальные способности детей. В ходе игры дети могут меняться ролями и искать применение своим навыкам, учатся выстраивать общение в любой ситуации. Это способствует формированию коммуникативной культуры учащихся, расширяет диапазон их знаний, умений и навыков, которые необходимы для издания школьной газеты. Такой метод обучения активно используя и в работе кружкового факультатива в 6 классах «Знакомство с профессией журналист». Считаю, что необходимо, начиная уже со среднего звена, помогать детям в анализе и понимании устного и печатного слова и содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказать свое мнение, вступить в диалог со своим собеседником. Шестиклассники мгновенно откликаются на интересующие их темы, предоставляя свои публикации в школьную стенгазету. Отсюда и результаты преподавания курса журналистики относительно высокие и устойчивые. Это призовые места на олимпиадах, это участие в различных конференциях, это публичные выступления, это репортажи и заметки в СМИ. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. Например, используя на курсах различные средства СМИ (в частности газеты), ученик выбирает ту информацию, которую он считает важной. Он делает анализ поставленного вопроса, вступает в диалог с автором публикации, обращает внимание на жанр, стиль языка, способность журналиста убедить и т.д.
При условии учета индивидуальных способностей учащихся, активного включения их в работу по предпрофильной подготовке, создаются оптимальные условия для развития личности детей, для их самосовершенствования и самореализации. Содержание курса, форма его организации должны помочь ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Работа в этом направлении дает свои результаты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории для 10-11 классов (Преподавание истории в средней школе)
Рабочая программа по истории для 10-11 классов. Количество часов 68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе Всего 136 часов, в неделю по 2 часа Учебные пособия: Л.Н.Алексашкина. «Всеобщая истор...
Пропедевтическое преподавание химии в средней школе
Раннее изучение и преподавание химии, система преподавания естественнонаучного цикла...
Преподавание баскетбола в средней школе
В работе дана историческая справка о развитии баскетбола, описана специальная подготовка баскетболистов на уроках физкультуры...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую...
Доклад "Инновационная деятельность в преподавании основ безопасности жизнедеятельности в сельской школе"
доклад "Инновационная деятельность в преподавании основ безопасности жизнедеятельности в сельской школе"...
«Инновационная деятельность Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №91 с углубленным изучением отдельных предметов по проектированию здоровьеформирующего пространства»
Данная статья раскрывает работу инновационной площадки МБОУ СОШ №91 "Инновационная деятельность на основе реализации здоровьеформирующих педагогических технологий в образовательных учреждениях г...
Инновационные технологии в преподавании химии в общеобразовательной школе.
Инновационные технологии в преподавании химии в общеобразовательной школе....