Преподавание баскетбола в средней школе
методическая разработка по физкультуре по теме

Синельников Виктор Валентинович

В работе дана историческая справка о развитии баскетбола, описана специальная подготовка баскетболистов на уроках физкультуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_igroe_basketbol_v_shkole.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение игре в баскетбол в школе.

               Первое упоминание о баскетболе в нашей стране относится к 1901 году - к моменту выхода в свет книги преподавателя 2-ой Тифлисской мужской гимназии  А. Скотака «Гимнмнастические игры», которая познакомила читателей с новой игрой  « Бросание мяча в корзину»

( Баскетбол).

        Впервые в России в баскетбол стали  играть  в 1906году. В это время в. Санкт- Петербурге существовало общество содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей именовавшееся

« Маяком». Первые регулярные занятия баскетболом  в нашей стране связанны именно с деятельностью « Маяка», с членом этого общества С.В.Васильевым, которого позже назовут русским Нейсмитом (создатель баскетбола Джеймс Нейсмит).

         Васильев раздобыл правила игры в баскетбол, перевёл их на русский язык и уговорил своих товарищей. Которые в ту пору  из всех видов спорта признавали только гимнастику, испробовать новинку.

Весной 1908 года баскетбол, наряду с футболом и гимнастикой, был включён в программу регулярно проводимых занятий на спортивных площадках Крестовского острова (Санкт- Петербург). В феврале- марте 1910г состоялись первые официальные  соревнования на Кубок « Маяка», победителем которых стала команда « Лиловых» (по цвету маек спортсменов). Вслед за обществом  «Маяк» баскетбольные команды появились в спортивном обществе « Богатырь», а за ним и в некоторых других. Баскетбол постепенно распространялся по городам России. Несколько позднее он проник на Украину, в Белоруссию, Закавказье, на Дальний Восток.

          В 1923-1928гг начала формироваться советская школа баскетбола. Этот этап характерен поиском лучших методов подготовки команд, новых технических приёмов и форм ведения игры. Появились талантливые игроки, значительно обогатившие баскетбол новыми техническими приёмами и игровыми действиями: москвичи К. Травин и В.Салаутина, ленинградцы Н.Кузнецов и Г. Тищинский, тбилисец М. Цхвадзе.

         1 января 1939 года были введены новые правила игры, которые во многом совпадали с международными.. В 1947 году Всесоюзная баскетбольная секция вступила в члены Международной федерации баскетбола. Советские баскетболисты получили право участвовать во всех соревнованиях, организуемых ФИБА. В этом же году мужская сборная команда СССР приняла участие в первенстве Европы и завоевала звание чемпиона Европы. А в 1950 г. Женская сборная команда СССР впервые приняла участие в чемпионате Европы. Проведя все встречи на высоком уровне и победив всех своих противников, наши баскетболистки стали чемпионками Европы.

          В Олимпийских играх 1052,1956,1960,1964гг. мужская сборная СССР занимала вторые места после сборной команды США, а в 1968г - третье место. В 1967году мужская и женская сборные команды СССР завоевали  титул чемпиона на первенстве мира

В 1990 создана Российская федерация баскетбола (РФБ), ставшая со временем правопреемницей Федерации баскетбола СССР. Баскетбольный ЦСКА по-прежнему не сдает своих позиций. Серьезную конкуренцию прославленному армейскому клубу составляют сейчас «Урал-Грейт» (Пермь), УНИКС (Казань), «Локомотив» (Минеральные Воды). Традиции наших великих баскетболистов продолжают нынешние «звезды» отечественного баскетбола: Игорь Куделин, Андрей Кириленко, Василий Карасев, Захар и Егор Пашутины, Сергей Панов и др.

В настоящее время баскетболом в России занимаются свыше 4 миллионов человек (из них половина – школьники). Российская баскетбольная школа по-прежнему считается одной из сильнейших в мире. Тактические новшества и теоретические исследования специалистов старшего поколения (таких, как знаменитый тренер Александр Гомельский по прозвищу «Папа» или основоположник «ленинградской школы» баскетбола Владимир Кондрашин) признаны во многих странах. Лидия Алексеева стала первой из отечественных баскетболисток, чье имя увековечено в зале славы женского баскетбола в городе Ноксвилле.

                В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются,  прежде всего,  спортивные игры   

                Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки,  повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

 

                      Специальная подготовка  баскетболистов на уроках физической культуры

             Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки,  повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

             Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Эта игра является одним из средств физического развития и воспитания молодежи. В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников  баскетбол является одним из средств физического воспитания.

           Техника игры в баскетбол многообразна.  На протяжении многих лет работы мною были разработаны зачётные требования по баскетболу для всех возрастных групп с 1-11 классы,  для улучшения тактики и техники игры, которые мне помогают в работе.

                                    1 классы

Броски, ловля мяча, передача партнёру. Остановка в движении по звуковому сигналу. Подвижные игры и различные упражнения,  развивающие двигательные качества и совершенствование владения ловлей и передачей мяча.

                                   2 классы

Различные игры и игровые упражнения с мячами и большими резиновыми мячами. Стойка игрока. Передвижение игрока в стойке. Остановка по звуковому сигналу (свистку). Различные комплексы упражнений с малыми и большими мячами.

                                  3 классы

Передвижение в стойке. Остановка прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте. Ведение мяча правой и левой рукой

по прямой. Бросок мяча двумя руками от груди с места с отражением от щита. 

                                  5 классы

Остановка прыжком. Ловля и передача мяча с шагом и сменной мест. Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении. Ведение мяча с изменением направления. Бросок мяча одной рукой с места. Бросок мяча в корзину двумя руками от груди после ведения с отражением от щита. Сочетание пройденных элементов. Бросок по кольцу после ведения и остановки.

                               

                                   6 классы

Ведение мяча с изменением направления и скорости. Остановка в двух шагах. Ловля и передача мяча двумя руками от груди при встречном беге в колоннах. Передача мяча одной рукой от плеча. Броски мяча в корзину одной рукой после ведения; броски мяча в корзину в движении после двух шагов. Учебная игра по упрощённым правилам.

                                  7 классы

Повороты на месте. Остановка прыжком  и в два шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления

( по сигналу), скорости и высоты отскока.

Передача мяча одной рукой от плеча после ведения. Передача мяча на месте с отскоком от пола.

Броски в движении после двух шагов. Бросок в прыжке одной рукой с места. Бросок мяча с одной рукой  в прыжке с поворотом на 180, толкаясь одной ногой. Штрафной бросок. Индивидуальные защитные действия: передвижения защитника, вырывание и выбивание мяча. Игра в защите, опека игрока. Учебная двухсторонняя игра. 

                                  8 классы

Ведение мяча от одной линии штрафного броска до другой (14,4м) и обратно. 4 раза ловля катящегося мяча на месте и в движении. Передача мяча одной рукой снизу на месте; передача мяча одной рукой от плеча по высокой траектории на расстоянии 12-16 м с места и в движении. Ловля и передача мяча двумя и одной рукой при передвижении игроков в парах и тройках, передача мяча на месте при встречном движении и отскоком от пола.

Бросок от головы: бросок снизу двумя руками; бросок в корзину одной рукой в прыжке после ловли мяча во время бега.

 Быстрое нападение. Индивидуальные защитные действия (перехват мяча, борьба за мяч, не попавший в корзину) 

                                 9 классы

        Ловля мяча с полуотскока, ловля высоко летящего мяча. Передача мяча в движении.

         Передача мяча в движении  двумя руками от груди в тройках в движении по восьмерки  с броском по кольцу; передача мяча одной рукой снизу в движении после отскока, в прыжке в любом направлении.

        Ведение мяча с изменением направления после ловли мяча в движении; ведение мяча без зрительного контроля. Бросок  одной рукой и двумя руками сверху в прыжке (юноши). бросок в прыжке с дальней и средней дистанции произвольно, с удобных точек площадки. Бросок в прыжке с дальней и средней дистанции с определённых точек площадки. Броски одной рукой с замахом. Бросок одной и двумя руками сверху в прыжке.

                             

                                      10классы

             Учащиеся уже овладели набором основных приёмов и теперь продолжают своё совершенствование в играх, турнирах и на уроках физической культуры.

          Передвижение в нападении и защите. Ловля высоко летящих мячей в прыжке и после отскока от щита.

         Передача мяча одной рукой  переводом; передача мяча назад под рукой; ловля мяча, переданного сзади. При беге по прямой, передача мяча от головы.

Ведение мяча. Броски по кольцу; броски в прыжке с дальней и средней дистанции с определённых точек площадки (с преодолением сопротивления);

Бросок над головой сбоку (крюком) с места, в движении, прыжке, после ловли мяча. Добивание мяча в корзину.

Позиционное нападение: зонная защита. Двухсторонняя игра. 

                                       11 классы

Ловля мяча после отскока; передача одной рукой от плеча на различные расстояния с места и в движении; передача одной рукой из –за спины.

          Бросок мяча над головой сбоку (крюком) после ведения. После ловли в движении; бросок двумя руками над головой в прыжке с неизвестного заранее места, с преодолением сопротивления 2-х противников.

            Взаимодействие  игроков в нападении и в защите, борьба двух защитников с двумя нападающими за отскочивший мяч после неудачного броска издали. Двухсторонняя игра.

                  Зачётные требования по баскетболу для учащихся школы..

               Эти нормативы были отработаны мной на протяжении всей моей работы в школе. Они не требуют каких- либо специальных приспособлений, а учащиеся, которые хорошо без пропусков усваивали материал уроков, сдавали нормативы без особого труда, соответствую своей физической подготовки.

   

                            Ведение 2х 20 м (сек)

 Мяч ведётся (по команде) любой рукой по желанию учащегося, а назад, после поворота - другой рукой. Особое требование: наступить на линию 20-ти м, мяч в руки не брать при повороте.


классы

мальчики

девочки

3

4

5

3

4

5

3 кл

11.6- 12.0

11.1-11.5

11.0

12.1-12.8

11.5- 12.0

11.4

5кл

11.2- 11.7

10.7-11.1

10.6

11.7-12.2

11.1-11.6

11.0

6кл

10.4- 10.9

9.8-10.3

9.7

11.1-11.5

10.6-11.0

10.5

7 кл

10.2-10.6

9.6-10.1

9.5

11.1-11.5

10.5-11.0

10.4

8 кл

9.7-9.9

9.2-9.6

9.1

10.3-10.9

9.7-10.2

9.6

9 кл

9.4-9.6

8.8-9.3

8.7

10.1-10.7

9.5-10.0

9.4

10кл

8.9-9.3

8.3-8.8

8.2

9.9-10.5

9.2-9.8

9.1

11кл

8.8-9.2

8.1-8.7

8.0

9.8-10.4

9.1-9.7

9.0

                                      Перемещение 3х5м (сек)

           Для выполнения этого норматива обозначается равносторонний  треугольник набивными мячами. От линии старта учащиеся начинают двигаться приставными  шагами правым боком. Возле мяча  первого поворот и движение левым боком за мяч второй. От 2-го мяча до финиша - спиной вперёд.


классы

мальчики

девочки

3

4

5

3

4

5

3 кл

7.2-6.8

6.7-6.5

6.4

7.3-6.9

6.8-6.5

6.4

5кл

7.0-6.6

6.5-6.3

6.2

7.0-6.8

6.7-6.4

6.3

6кл

6.8-6.4

6.3-6.1

6.0

7.0-6.7

6.6-6.3

6.2

7 кл

6.7-6.3

6.2-6.0

5.9

6.6-6.4

6.3-6.1

6.0

8 кл

6.6-6.2

6.1-5.9

5.8

6.6-6.4

6.3-6.0

5.9

9 кл

6.5-6.1

6.0-5.8

5.7

6.5-6.3

6.2-6.0

5.9

10кл

6.4-6.0

5.9-5.7

5.6

6.4-6.2

6.1-5.9

5.8

11кл

6.2-5.9

5.8-5.6

5.5

6.3-6.1

6.0-5.8

5.7

                                Бег 20 м (выс. старт (сек))


классы

мальчики

девочки

3

4

5

3

4

5

3 кл

4.4-4.7

4.3-4.4

4.2

4.5-4.7

4.3-4.4

4.2

5кл

4.4-4.7

4.2-4.3

4.1

4.5-4.7

4.2-4.4

4.1

6кл

4.2-4.3

4.0-4.1

3.9

4.4-4.6

4.1-4.3

4.0

7 кл

4.3-4.4

3.9-4.2

3.8

4.4-4.6

4.0-4.3

3.9

8 кл

4.0-4.2

3.5-3.9

3.4

4.3-4.5

3.9-4.2

3.8

9 кл

3.9-4.1

3.5-3.8

3.4

4.1-4.3

3.7-4.0

3.6

10кл

3.8-4.0

3.5-3.7

3.4

4.0-4.2

3.7-3.9

3.6

11кл

3.7-3.9

3.4-3.6,

3.3

4.0-4.2

3.6-3.9

3.5

              Броски в движении (двухшажная техника, выполнение сильнейшей рукой)

                        (Количество попаданий - 5 попыток)

4,5,6 классы выполняют норматив мини мячом. Перед началом выполнения норматива дать одну пробную попытку


классы

мальчики

девочки

3

4

5

3

4

5

3 кл

1

2

3

1

2

3

5кл

1

2

3

1

2

3

6кл

1

2

3

1

2

3

7 кл

1

2

3

1

2

3

8 кл

3

4

5

2

3

4

9 кл

3

4

5

2

3

4

10кл

3

4

5

2

3

4

11кл

3

4

5

2

3

4

.

                                Штрафные броски

           Норматив выполняется из 10 попыток, 3,5,6 классы выполняют его мини- мячом с 4 метров, 7- классы - большим мячом. Но также с 4 метров. Перед началом выполнения норматива дать 1-2 пробных броска..

  1. Из опыта работы я пришёл к выводу, что  оценку в журнал за выполнение норматива в 10 -11 классах. Надо выставлять среднюю, так как любой норматив не является догмой.
  2. подготовленным учащимся можно повышать требования.
  3. все нормативы рассчитаны на выполнение в обычных школьных залах размером 24х12. Если учащийся заинтересован в успешной сдаче нормативов, то при дополнительной подготовке он без затруднений сдаёт их.


классы

мальчики

девочки

3

4

5

3

4

5

3 кл

2

3

4

1

2

3

5кл

2

3

4

1

2

3

6кл

3

4

5

2

3

4

7 кл

2

3

4

1

2

3

8 кл

3

4

5

2

3

4

9 кл

3

4

5

2

3

4

10кл

3

4-5

6

2-3

4

5

11кл

3

4-5

6

3

4

5

        При выполнении разработанных мною нормативов, я успешно обучаю на уроке основам техники и тактики, применяя различные методические приёмы и рациональные способы организации упражнений. При этом стараюсь решить две задачи: повышаю качество обучения и достигаю оптимальной физической нагрузки на уроке.

        Качество учебного процесса во многом зависит от правильности его планирования. Выполнение задач обучения во многом зависит от подбора подводящих упражнений.

                                 Одно из занятий уроков по баскетболу:

Построение, приветствие сообщение задачи урока. Поворот на право, ходьба  на носках, пятках внешней стороны ступни, одновременно разминая кисти рук. Бег - по сигналу учителя, бег спиной вперёд. Лицом вперёд. Боком и т. д

- наклоны- ноги вместе. Кисти в замок:

На 1- медленно наклонится с выдохом, достать ладонями пол. Держать 6-10 сек. На 2- выпрямится (3-4 раза)

- в приседе- правая прямая в сторону. Медленно на 4 счёта перенести центр тяжести на левую и т. д ( по 3-4 раза каждую ногу)

-в упоре лёжа - упор присев- упор лёжа- в возрастающем темпе (15-20 раз)

- перестроение из колонны по 1 в колонну по 3 от лицевой линии перестроение в движении

  1. у центрального мяч, передача к боковым с поворотом;
  2. два у одной боковой с мячом- 1- у другой. Передачи во встречном движении
  3. два с мячом у боковой – 1- у другой. Ведение с передачей из рук в руки;
  4. ведение мяча с остановкой и передачей мяча на расстоянии;
  5. у боковых по 1 игроку. У одного из них мяч. В центре защитник. Он атакует игрока с мячом, тот передаёт другому и т.д до касания мяча или перехват
  6. все смыкаются к лицевой. Мячи в центральной колонне- передачи в тройках треугольником с атакой, возвращаются вдоль боковых.
  7. колонна по три делится пополам. Три команды лицом к одному основному щиту, три- к другому. У каждой колонны по 1 или 2 мяча. Необходимо забить 6-7-8-10 раз после ведения 2-х шагов, кто быстрее

         Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим,  тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется  много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В  них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте  

                               

                              Список литературы

1.          Баскетбол. Броски по кольцу : Мастера советуют.//Физкультура в школе – 2002.

2.          Баскетбол : Учебник для институтов физической культуры // Под. Ред. Ю.М. Портнова.-М.: Физкультура и Спорт, 1998.

3.          Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под.ред. Ю.М. Портнова. - М.: Физкультура и Спорт, 1997.-

4.          Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. - М.: Просвещение,1996.

5.Автор-составитель ТРИГОРЛОВ В.В.

   Баскетбол. Для всех и каждого: учебно-методическое пособие / Под общей редакцией Тригорлова В.В. 2007.

6. Автор Лепёшкин В.А

 Баскетбол. Подвижные  и учебные игры.//  Издательство Советский спорт 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Занятия в заочной физико-технической школе как одна из форм развивающего обучения в средней школе"

Всем нынешним выпускникам предстоит сдавать ЕГЭ.Как им помочь? - думают родители и учителя.Конечно , нужны дополнительные занятия.Надо обратиться к профессионалу. Система работы школьного факульт...

Формирование лексических навыков англ.яз. на среднем этапе обучения в средней школе

Материал содержит  краткий обзор темы "Формирование лексических навыков английского языка на среднем этапе обучения"....

Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в средней школе и начальной школе

В Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, ...

Песня для "Круга" ( Воспитательная работа в средней школе и школах-интернатах.)

Собраться всем вместе после уроков и  пообсуждать свои проблемы,  поздравить с праздниками или с днем рождения, поделиться радостью или предложить организовать общественно полезное дело и т....

Методическая разработка для занятий лёгкой атлетикой в среднем и старшем звене средней школы

Легкая атлетика.Кроссовая подготовка.            Учащиеся нашей школы показывают хорошие результаты в кроссовой подготовке, в беге на средние и д...

классный час "Книга Памяти Михневской средней школы" (75-летию Михневской средней школе посвящается)

Классный  час проводится в стенах школьного музея Боевой Славы, используются экспозиция и материалы музея. Представленная работа рассказывает  историю развития школы поселка с первого года е...

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...