Открытый урок "Никто не забыт, ничто не забыто"
методическая разработка по теме
Министерство образования Оренбургской области
МБУ ДОД ЦДОД «Центр дополнительного образования детей»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
СТУДИИ ГИТАРНОЙ ПЕСНИ ДЕТСКОГО ОБРАЗЦОВОГО
КОЛЛЕКТИВА «АККОРД»
ТЕМА: «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»
АВТОР : Педагог ЦДОД Барсукова Н. С.
п. Тюльган
2013г.
ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Педагог : Барсукова Надежда Сергеевна
Тип материала : Урок
План конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Барсуковой Н.С. Студия гитарной песни детского Образцового коллектива «Аккорд»
Тема занятия : «Никто не забыт, ничто не забыто»
Тип занятия : Изучение нового материала
Цель: духовно-нравственное, патриотическое и культурно-эстетическое
воспитание детей и подростков.
Задачи : воспитать у учащихся патриотические чувства, уважения военнослужащих и ветеранов войны. Показать как в поэзии и в музыке отражена военная тематика.
Форма работы : коллективная (групповая)
Методы обучения : объяснительно – иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки), метод коллективного творческого поиска, деятельностный метод обучения.
Используемые средства : мутимедийная установка, музыкальный центр, музыкальные инструменты, школьная доска.
Подготовка аудитории к занятию : расстановка стульев полукругом с учетом групповой работы, установка проектора, экран, проверяется техническая готовность аппаратуры.
ХОД ЗАНЯТИЯ :
1. Организационный этап. Приветствие педагога, объявление темы занятия.
- Строй гитары. Подготовка инструмента к работе.
- Распевание. Подготовить голос к работе.
2. Этап изучения нового материала.
Сегодня мы с вами ребята познакомимся с творчеством авторов, поэтов и композиторов и их песнями написанные в военные и послевоенные годы.
Песни военных лет, за что их так любят и ценят в народе и берегут как святыню? А живут они потому, что отразили горестные чувства народа вызванные событиями в великую отечественную войну, а с другой стороны эти песни вселяют чувство оптимизма, любовь к Родине. Эти песни полны уверенности к победе, в них надежда возвращения домой в родные края.
Включается аудиокассета с записью Реквиема Моцарта, читается отрывок из поэмы Егора Исаева «Суд памяти»
Вы думаете, павшие молчат?
Конечно, да вы скажите. Наверно.
Они кричат, пока еще стучат
Сердца живых и осязают нервы.
Они кричат ни где-нибудь, а в нас
За нас кричат. Особенно ночами.
Когда стоит бессонница у глаз
И прошлое толпится за плечами
Они кричат, когда покой, когда
Приходят в город ветры полевые
И со звездою говорит звезда
И памятники дышат как живые
Они кричат и будят нас живых
Невидимыми чуткими руками
Они хотят, чтоб памятником их
Была земля с пятью материками.
Память. Песни военных лет - это памятник. О каждой из этих песен
можно написать книгу памяти или книгу воспоминаний как о живых
героях. Эти песни обрастали легендами, они вели бойцов на подвиг и
сами становились героями. Одна из таких песен это «Священная война».
Она была написана ещё за несколько дней до начала великой отечественной войны. Кем и как – создавалась
эта песня, расскажет Исламгулова Динара:
Вставай страна огромная
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною
С проклятою ордой.
Пусть радость благородная
Вскипает как волна!
Идет война народная
Священная война
(Показ фотографии слайдов Лебедева –Кумача)
Стихи Лебедева-Кумача призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов людей гневом и ненавистью к
фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну. 24 июня 1941 года их прочитал по радио знаменитый актер Малого театра Александр Остужев. В тот же день стихи опубликовали одновременно в двух газетах «Известие» и «Красная звезда».
Уже 27 июня в Музгизе была подписана к печати и вскоре вышла десятитысячным тиражом листовка с песней на эти стихи.
А тремя днями позднее тем же издательством была принята к публикации ещё одна песня на эти стихи, Музыку к ним написал художественный руководитель
Краснознаменного ансамбля песни и пляски, профессор А.В. Александров
В 1942 году после возвращения из поездки на фронт, «Священная война», была записана краснознаменцами на грампластинку. И самой первой песней Победы, до которой оставалось еще долгих и трудных четыре года, стала «Священная война»
«Бессмертная песня», как назовет её маршал Советского Союза Жуков,
(Показ песни педагогом под сопровождение гитары.)
Вопросы учащимся :
1. Какие особенности вы отметили в этой песне?
2. Музыкальный размер
3. Тональность
(Прослушивание «Священная война» с аудиокассеты в исполнении хора имени Александрова.)
Сколько песен было написано во время войны и в послевоенные годы - это лирические, задушевные, походные, боевые. Во время войны любили хорошую песню и у каждого бойца была любимая песня, с которой они шли в бой, отдыхали после боя, шли долгими фронтовыми дорогами.
Одна из таких песен была написана уже в послевоенные годы - это песня
всем хорошо знакомая «Эх, дороги». А кем и как создавалась эта песня, расскажет Хасанов Рустам.
Эх, дороги.
Эх. Дороги
Пыль да туман
Холода, тревоги
Да степной бурьян
Знать не можешь
Доли своей
Может крылья сложишь,
Посреди степей.
Песня эта как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдюжить, в минувшей войне нашему народу.
Написана песня была вскоре после окончания ВОВ для театрализованной программы «Весна победная», которую задумал и осуществил режиссер Сергей Юткевич.
Будущим автором «Дорог» — композитору А.Г. Новикову и поэту Л.И. Ошанину был вручен список, отпечатанный на машинке, и они притупили к работе.
(Показ слайдов фотографии А.Г.Новикова и Л.И.Ошанина)
Хотя авторы «Дорог» в годы войны участия в боях не принимали, побывать на фронте им довелось не однажды. Для композитора особенно памятной датой оказалось поездка с места боев на Курской дуге, под Орел и Волгоград и встречи там с войнами только что в жестокой битве одолевших врага. Л. И. Ошанин многие месяцы провел среди воинов на Западном, Карельском и 3-м Белорусском фронтах, итогом чего стали песни, широко бытовавшие в армии.
«Дороги» родились - говорит поэт - когда под Жизрой мы лежали в поле, настигнутые бомбежкой, и русоволосый лейтенант, упавший рядом, уже не встал. «Дороги» родились, когда за 10 дней была выбита половина личного состава противотанковой бригады. Что верно, то верно: «Нам дороги эти позабыть нельзя».
Показ песни педагогом под аккомпанемент гитары.
Вопросы:
1. Особенности в песне.
2. Тональность
3. музыкальный размер.
Расписать буквенно-цифровое обозначение на доске «Эх, дороги», для разучивания её всем составом.
Рабочий процесс.
Вы ребята, наверняка знакомы с песнями – посвящениями. Немало было написано таких песен. Одна из них «Алеша», песня, которая была посвящена советскому солдату освободителю (показ памятника «Алеша»), который создан 4-мя скульпторами в Болгарии. Он стоит на самом возвышенном месте Болгарин г.Пловдиве, этот памятник был построен советскому солдату освободителю, и болгары ласково назвали его Алеша. О создании этой песни расскажет Модина Алена.
Однажды мне посчастливилось быть у самых истоков песни... Хорошая песня рождается при обстоятельствах разных, но всегда в неё вложены мысли и чувства, всегда поэт и композитор знают, о чем они хотят сказать людям.
Иначе хорошую песню не сложить...
История эта ведет свое исчисление с 1962 года. И началась она в автобусе, да-да, в автобусе, который мчал по гостеприимной болгарской земле туристическую группу Союза композиторов СССР. Среди туристов был и Эдуард Колмановский. Мы только что расстались с зеленой Софией, впереди нас ожидали несколько часов пути - и Пловдив. Все немножко устали от дороги. И вдруг наш гид, милая болгарская девушка, запела: «Гей поле широко, зелено, гей!» Это была знаменитая песня болгарских партизан «Гей, Балкан». Она словно сливалась с пейзажем, возникала где-то далеко в горах, у партизанских костров, говорила о беспредельной любви к Родине, готовности отдать жизнь за неё...
Широкая, протяжная мелодия буквально заворожила нас своей суровой сдержанной красотой и силой Постепенно мы стали подпевать все смелее и смелее. И вот уже мчался по шоссе не сонный, а вполне «озвученный» автобус...
В Пловдиве мы, конечно, сразу же пошли к Алеше - так, неизвестный с чьей легкой и доброй руки, называют монумент, воздвигнутый в честь советских воинов-освободителей. Величественная фигура русского солдата стоит на самом высоком месте Пловдива. Мы молча поднимались по широким каменным ступеням, молча стояли возле Алеша, и каждый из нас думал о своем.
Мне показалось, что Колмановский был особенно взволнован. Много лет спустя, композитор рассказал, что когда смотрел на Алешу, ему все время слышалась мелодия песни «Гей, Балкан», Так и остались в памяти Колмановского вместе: советский солдат Алеша и болгарская партизанская песня.
Четыре года спустя редакция журнала «Старшина, сержант» предложила Колмановскому написать песню, приурочив её к неделе советско-болгарской дружбы. С первой же минуты композитор знал, о ком будет эта песня.
Тесная творческая дружба уже тогда связывала Колмановского с поэтом Константином Ваншенкиным, к нему-то и обратился композитор с просьбой написать стихи для будущей песни. Поэт, сам бывший фронтовик, написал такие стихи:
«Белеет ли в поле пороша Иль гулкие ливни шумят,
Стоит над горою Алеша-
В Болгарии русский солдат…»
Стихи Колмановскому понравились, они точно и образно, но выражали его настроение. Но композитору почему-то представлялась иная, более широкая мелодическая структура будущей песни. И он попробовал удлинить каждую первую и третью строчки:
«Белеет ли в поле пороша, пороша, пороша
Белеет ли в поле пороша иль гулкие ливни шумят...»
Очень волновался, что поэт не одобрит такой вольности в обращении со стихами, но Вашенкин принял песню.
Итак, песня была сочинена, одобрена первыми слушателями, даже издана. А композитор все никак не мог успокоиться: ему казалось, что он не до конца высказался в этой песне. Не давал покоя «Гей, Балкан»... И Колмановский решился - он включил мелодию партизанской песни в своего «Алешу». (Теперь её либо поет хор после слов: «Известно в Болгарии всем», либо она звучит в оркестре).
И случилось чудо: цитата так слилась с музыкально-образной тканью песни, что перестала быть просто цитатой. Она удивительно тонко «уточняет» и атмосферу песни и переживания автора.
Судьба у «Алеши» счастливая. Мелодия песни стала позывными Пловдива.
Помнят «Алешу» и дома. Много раз песня издавалась и переиздавалась. Она исполняется по радио.
Звучание голосов, легкая и светлая грусть, которыми полнятся слова и, мелодия песни, неизменно рождают в памяти широкие каменные ступени, на которых лежат свежие цветы, склонившиеся в земном поклоне деревья и до боли знакомое, каменное, но как бы живое и очень доброе лицо Русского Солдата...
Показ песни педагогом под аккомпанемент гитары.
Вопросы:
1. Особенности, отмеченные в песне
2. Музыкальный размер
3. Тональность
Расписать буквенно-цифровое обозначение на доске песни «Алеша» для разучивания всем составом.
Рабочий процесс.
Неудивительно, что уже в послевоенные годы нашими соотечественниками были написаны песни о ВОв.
С творчеством В. Высоцкого вы уже давно знакомы, знаем его биографию, репертуар, но наверное никто из вас не задумывался о военной лирике В. Высоцкого. Каким образом В. Высоцкий мог писать о войне, если он родился в 1938 году, а война началась в 1941, когда Высоцкому было всего 3 года?... Эту тему продолжит Белошицкий Андрей.
- Часто спрашивают, почему я все время возвращаюсь к военной теме. В письмах, например, спрашивают: «Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым мы под Оршей выходили из окружения?» Или «Были ли вы
на 3-ем Украинском фронте, деревня такая-то и в такое-то время?». И довольно много таких писем. Значит, люди предполагают, что эти песни может писать только человек, который прошел через войну. Это мне вдвойне приятно, потому что я так и хочу работать и писать песни от имени тех людей, которые прошли, как говорится, огонь и воду во время войны.
Почему много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военное теме, как будто бы все писать перестали, а я все, значит, долблю, в одно место? Это не совсем так. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать - это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером. Во-вторых, у меня военная семья. Я не воевал, это конечно, невозможно по возрасту , и не мог я под Оршей выходить из окружения; я был ещё маленький тогда, меня могли только выносить. У меня в семье есть и погибшие, и большие потери и те, кого догнали старые раны, кто погиб от них, Отец у меня - военный связист, прошел всю войну. Он воевал в танковой армии Лелюшенко и в конце войны командовал связью армии. Мой дядя (в 78 году его не стало) всю войну был в непосредственном соприкосновении с врагом, у него к 1943 году было три боевых Красных Знамени, то есть он очень достойно вел себя во время войны. У нашей семьи было много друзей-военных, я в детстве, часами слушал их рассказы и разговоры, многое из этого я в своих песнях использовал.
В-третьих, мы дети военных лет - для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы «довоевываем» в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань этому времени своими песнями. Это почетная задача - писать о людях, которые воевали.
И самое главное, я считаю, что во время войны просто есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека - ярче он раскрывается. Тут уж не соврешь, люди на войне всегда на грани, за секунду или за полшага от смерти. Люди чисты, и поэтому про них всегда интересно писать».
Песни В.Высоцкого филосовского характера, они больше слушаются, чем исполняются. Авторская песня - это мелодическая поэзия. Вообще барды - это поэты поющие свои стихи. И как задумана она автором, знает только он сам. Авторские песни в основном поются в сольном исполнении, т.к. в ансамблевом звучании они не прозвучат. У каждого из нас есть свой любимый бард, чьи песни мы и поем. А В.Высоцкого любили все, а как много он мог еще сделать для нас.
Предложить ребятам сборники бардов и аудиокассеты для подбора репертуара.
Анализ занятия.
Сегодня мы с вами познакомились с песнями ВОв и творчеством композиторов: Эдуарда Колмановского, Александра Александрова, Анатолия Новикова и поэтов: Константина Вашенкина, Лебедева- Кумача, Люва Ошанина и с военной лирикой барда В.Высоцкого. Над песнями: «Эх, дороги» и «Алеша» мы будем работать с младшей группой ансамбля и ансамблем девочек. Для старшей группы ансамбля предлагаю песню «Журавли», с которой мы познакомимся на следующем занятии. Но на этом тема «Песни ВОв» не закончена. Мы будем работать над ней плодотворно.
А пока у нас осталось время повторим уже выученную песню, посвященную юбилею Победы «Майский вальс».
На этом наше занятие заканчивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Никто не забыт, ничто не забыто.
Классный час посвященный Дню Победы. Используется краеведческий материал. Приглашен ветеран ВОВ. Используется музыкальное сопровождение. Проводится в библиотеке школы. Библиотекарь помогает в подборке...
Классный час в форме устного журнала "Никто не забыт, ничто не забыто!"
Тема: 60-летие победыЦели:1. Показать мужество русских солдат, жестокость войны.2. Прививать чувство патриотизма, гордость за русских солдат....
Педагогический проект "Никто не забыт , ничто не забыто!"
Педагогический проект на тему "Никто не забыт, ничто не забыто", расчитан на воспитанников коррекционных школ интернатного типа....
Классный час "Никто не забыт, ничто не забыто"
Классный час посвящев ВОВ....
Никто не забыт, ничто не забыто.
10 класс. Интегрированный урок по произведению Б.Васильева "А зори здесь тихие..."...
Методическая разработка праздника, посвященного Дню Победы на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Праздник,посвященный дню Победы...
Открытый урок: "Никто не забыт, ничто не забыто"
Открытый урок: "Никто не забыт, ничто не забыто" посвящен детям Блокадного Ленинграда и тем, кто насмерть стоял, защищая нашу Родину....