Методическая разработка Единого Всекубанского классного часа «Главное слово на любом языке»
классный час (6 класс) по теме
Внеурочное мероприятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sosh_no2_glavnoe_slovo_na_lyubom_yazyke.docx | 174.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместный проект:
Хмелевой О.М. и учителя-химии Степанюк Ирины Геннадьевны
Методическая разработка
Единого Всекубанского классного часа «Главное слово на любом языке»
Пояснительная записка
Классный час предназначен для проведения в 5-6 классах. На мероприятие обязательно приглашаются мамы. Они принимают участие не только в реализации «приключенческого» сценария, но являются главными «вершителями» чудес.
Часто бывает так, что учителям, преподающим предметы негуманитарного цикла, тяжело работать с материалом: найти идею, сделать стихотворную подборку, наконец, написать сценарий.
Наша методическая разработка – эксперимент. Роль испытателя предлагается учителю химии, совмещающему преподавание дисциплины с классным руководством, причем в классе, ещё не изучающем этот предмет.
Химия – это наука о веществах и их превращениях, настолько необыкновенная, что для непосвященных она кажется чудом.Материал, положенный в основу разработки, педагогу знаком, и учителю легко с ним работать, а «непосвящёнными» окажутся дети. Для них это будет возможность соприкоснуться с чудом, объяснение которому они смогут найти на уроках в старших классах. Этот классный час – ещё и возможность соприкоснуться с чудом, которое творят своими руками мамы детей, такие обычные (совсем не волшебницы!) и одновременно такие загадочные (хоть и знакомо ребятам в них все до мелочей!).
Форма и тип классного часа также несколько отходят от традиций, ибо правит бал на мероприятии царица химия. Работа в группах, «путешествие» по классу в поисках очередного чуда и главного слова, эксперимент, открытие – вот основные творческие маршруты детей в рамках классного часа.
Цель классного часа: создать условия для совершения ребенком открытия, развить навыки исследовательской деятельности, воспитать чуткое отношение к близким людям в ходе совместной деятельности.
Задачи. Обучающие: - создать предпосылки для изучения детьми химии;
- дать возможность учащимся поработать в условиях эксперимента.
Воспитательные: - установить добрые взаимоотношения между детьми и взрослыми;
- привить навыки совместной работы.
Развивающие: - создать ситуацию успеха для детей и их родителей;
- развить умение работать в группах.
Оборудование и материалы:
Опыт №1. «Лакмусовые бумажки». Четыре пробирки (№1 – лимонный сок, №2 – вода, №3 – растворённая в воде пищевая сода, №4 – сок капусты).
Опыт №2. «Превращение воды в молоко». Стакан с раствором BaCl2 и стакан с раствором H2SO4.
Опыт №3. «Извержение вулкана». Макет «вулкана» из пластилина с отверстием внутри, питьевая сода, уксус.
Опыт №4. «Фараоновы змеи». Сухое горючее (измельченное), металлическая подставка, таблетки норсульфазола, спички, стеклянная палочка.
Опыт №5. «Фейерверк». Цельное молоко, пищевые красители разных цветов, любое жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
Опыт №6.«Превращение йода». Крахмал, йод, чашка с водой.
Опыт №7.«Секретное послание». Лист ватмана с нарисованным лимонной кислотой силуэтом Мадонны с младенцем на руках. Чашка с водой, аптечный йод.
Интерактивная доска, 5 столов, учительская кафедра, стулья – по количеству присутствующих детей.
Учебная аудитория условно разбита на восемь тематических секторов. Семь секторов в ней – зоны опытов. Восьмой сектор – рекреация с детьми (22-24 человека).
Опыты №2, №4 проводятся за кафедрой, поскольку сложность исполнения и техника безопасности проведения опытов требует непосредственного контроля со стороны учителя.
На интерактивной доске – фото с изображением химических опытов, формулы, заголовок «В поисках главного слова».
Стулья расставлены так, что образуют четыре группы. В начале мероприятия ребята произвольно занимают места в аудитории.
Литература: материалы сайта http://adalin.mospsy.ru
Философы
Искатели
Лаборанты
Художники
Сценарий Единого Всекубанского классного часа
«Главное слово на любом языке»
Вступительное слово педагога: Ребята, сегодня мы с вами проведём необычный классный час, а посвящён он будет…поискам самого главного слова на земле. Мыслители и философы, писатели и поэты, учёные умы всей планеты очень долго искали это слово. Но пока никто не приблизился к разгадке великой тайны. Сегодня мы можем стать первооткрывателями или хотя бы на несколько шагов приблизиться к отгадке. А поддерживать в поисках нас будут самые близкие люди на земле – наши мамы. Ведь если не они, не было бы на земле великих поэтов и писателей, физиков, химиков, певцов, спортсменов, космонавтов и президентов! (Представляет мам).
Хочу вам сказать, что с этим словом связано много чудес и волшебных превращений. У него есть набор качеств и значений, присущих только ему. Вместе с мамами нам удалось поймать за хвостик некоторые чудесные свойства этого слова и продемонстрировать их вам.
Ребята, ваша задача: найти объяснения чудесным опытам, происходящим у вас на глазах, постараться отыскать в них интересное качество или свойство, с помощью которого мы могли бы охарактеризовать главное слово на земле.
Для того чтобы каждый знал, как он может помочь в поисках главного слова, нам необходимо разбиться на группы и занять места в зале (вешает поочерёдно таблички на стулья).
В группу «Художников» (6 стульев) приглашаются те, кто желает поработать с палитрой качеств и признаков (для работы детям выдаётся импровизированная палитра с прописанными в ней качествами, фломастеры). Ребята занимают места.
Группу «Искателей» (6 стульев) могут составить те, кто будет искать, какому же предмету или существу свойственны подобранные нами свойства, качества, признаки (для работы – листки и маркеры). Дети занимают места.
В группе «Философов» (5 стульев) окажутся те, кто может поразмышлять и в конце занятия подвести итог (для работы – листки и маркеры). Дети занимают места.
Остались те, кому выпала роль стать «Лаборантами» (7 стульев), т.е. помошниками в проведении опытов. Дети занимают места.
Наконец, мы приступаем к нашим поискам. Лаборанты, прошу занять места рядом с мамами (дети определяются с выбором). Желаю всем удачи и терпения, ведь главное слово нелегко будет отыскать!
И мы начинаем с первого опыта.
Опыт №1 «Лакмусовые бумажки».
Педагог: Одним из удивительных качеств этого слова, а точнее его обладателя, является умение распознавать настроение человека. И сейчас (И.О. мамы) вам продемонстрирует, как это происходит.
Описание опыта №1: На столе стоят четыре пробирки, 3 пробирки с прозрачными жидкостями: №1 – лимонный сок, №2 – вода, №3 – растворённая в воде пищевая сода; в пробирке №4 – сок краснокочанной капусты.
Мама: Ребята, перед вами стоят пробирки. В пробирке №4 – сок краснокочанной капусты, он и послужит у нас индикатором, который будет распознавать настроение человека. Сейчас (имя «лаборанта») поможет мне продемонстрировать некоторые свойства самого главного в мире слова.
В каждой пробирке спрятано определённое настроение человека. Так, в пробирке №1 спрятаны злость, досада, гнев. Уважаемые «художники» отметьте на своей палитре цвет этого настроения (ребята закрашивают соответствующую ячейку палитры красным цветом), покажите нам. Ребята, вы согласны, что цвет гнева, досады, злости – красный. (Дети: «Да»).
А мы проверим так ли это. («Лаборант» берёт пробирку №4 и выливает часть сока краснокочанной капусты в пробирку №1 – прозрачная жидкость превращается в красную).
В пробирке №3 скрылись тоска и скука. Уважаемые «художники», посоветуйтесь и определите цвет этих качеств (ребятам можно помочь: тоска зелёная). Верно, цвет тоски, скуки – зелёный, холодный. А сейчас мы попросим наш индикатор определить, так ли это. («Лаборант» выливает часть сока краснокочанной капусты из пробирки №4, в пробирку №3, прозрачная жидкость приобретает зелёный цвет).
Ну а в пробирке №2 спрятано нейтральное настроение: когда человек не весел и не расстроен. Давайте попробуем повлиять на это «никакое» настроением хорошим, творческим, таким же, как в пробирке №4 («лаборант» выливает остатки жидкости из пробирки №4 в пробирку №2, цвет жидкости становится фиолетовым).
Педагог: А теперь пришла очередь поработать «Философам» посовещайтесь, подумайте, кто же или что же может так реагировать на настроение человека, и не только реагировать, но и управлять им? (Ответы детей). А «Искатели» должны выбрать из предложенных им вариантов несколько основных и записать их у себя в блокноте под заголовком «Опыт №1».
Педагог: А мы сейчас с вами изучим следующее качество, которое характеризует искомое слово. Его владелец тесно связан… а с чем, мы выясним в ходе Опыта №2.
Опыт №2. «Превращение воды в молоко».
Мама (педагог контролирует): Путём волшебных превращений мы из воды получим молоко, но вас мы не угостим, т. к. пить, есть, пробовать вещества на вкус в химическом кабинете строго запрещено (смешиваем стакан с раствором BaCl2 и стакан с раствором H2SO4 и получаем «молоко»).
Педагог: Ребята, как вы думаете, кто или что тесно связано с этим полезным продуктом?
Работа «философов», «искателей».
Педагог: А мы продолжаем искать главное слово и переходим к опыту№3.
Опыт №3. «Извержение вулкана».
Мама: Одним из качеств этого слова является умение сдержать своё недовольство и сменить гнев на милость. Посмотрите: перед вами модель вулкана. Она будет искомым словом, а вот внешние раздражители, к примеру, несоответствующее этикету поведение окружающих (в стакане уксус). Что произойдёт? («Лаборант» с осторожностью, под контролем мамы вливает уксус в жерло вулкана, происходит реакция, появляется пена, шипение, затем реакция заканчивается). Обратите внимание на то, что реакция была бурной некоторое время, а затем всё утихло. Воцарились мир и покой в «душе» вулкана.
Педагог: Кто или что обладает способностью бурно реагировать на происходящее, но гневаться ровно несколько секунд, а потом прощать ошибки?
Работа «философов», «искателей».
Педагог: Мы знаем, что обладателю этого слова и огонь и вода ни по чём. Коня на скаку остановить, войти в горящую избу – всё по плечу. Без боязни – даже в такой огонь, как у нас, ринется.
Опыт №4. «Фараоновы змеи».
Описание опыта: сухое горючее (измельченное), металлическая подставка, таблетки норсульфазола, спички, стеклянная палочка. Выложить сухое горючее горкой на металлической подставке, на горку с двух сторон положить две таблетки норсульфазола. Поджечь сухое горючее. Стеклянной палочкой направлять выползающих «змей». После окончания опыта огонь погасить, накрыв крышкой.
Мама (с помощью педагога выполняет опыт): Как вы думаете, ребята, кто обладает такими качествами как бесстрашие, выдержка.
Работа «философов», «искателей».
Педагог: А мы продолжаем поиски и приступаем к опыту №5.
Опыт №5. «Фейерверк».
Описание опыта:
Чтобы провести этот зрелищный эксперимент, понадобятся: цельное молоко, пищевые красители разных цветов, любое жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
1. Налить молоко в тарелку.
2. Добавить в него по несколько капель каждого красителя. Делать это нужно аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
3. Взять ватную палочку, окунуть ее в средство и дотронуться ею в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Объяснение опыта: Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.
Мама (с помощью «лаборанта» проводит опыт): Кто может скучный день превратить в праздник? Кто излучает радость, кто обладает фейерверком эмоций? (Работа «философов», «искателей»).
Педагог: Наша палитра качеств, чувств, признаков, свойств уже практически заполнена («художники» демонстрируют), у «искателей» на листках - многочисленные варианты ответов. Ребята, необходимо сконцентрироваться, осталось 2 опыта, которые должны помочь вам определиться в выборе главного слова.
Опыт №6. «Превращения йода» (подготовка к эксперименту проходит, пока демонстрируют другие опыты).
Описание опыта: понадобятся 3 емкости для жидкости, 1 таблетка (1000 мг) витамина С, раствор йода спиртовой 5%, перекись водорода 3%, крахмал, мерные ложки, мерные чашки. Размять 1000 мг витамина С в порошок. Добавить 60 мл теплой воды, тщательно перемешать в течение 30 секунд (Раствор А). Налить 1 чайную ложку (5 мл) Раствора А в другую емкость, добавить в нее 60 мл теплой воды и 5 мл спиртового раствора йода. Коричневый йод, вступив в реакцию с витамином С, станет бесцветным (Раствор В). Раствор А отложить в сторону. В третьей чашке смешать 60 мл теплой воды, полчайных ложки (2.5 мл) крахмала и одну столовую ложку (15 мл) перекиси водорода( Раствор С). Перелить весь Раствор В в чашку с Раствором С. Несколько раз перелить полученную жидкость из одной чашки в другую. Через какое-то время жидкость из бесцветной превратится в темно-синюю.
Мама (объясняя опыт): это слово лечит синяки с помощью йода, и оказывает на них столь положительное влияние, что они вскоре исчезают («лаборант» наливает в пробирку с Раствором А йод, жидкость становится бесцветной). Что же это за слово? (Работа «философов», «искателей»).
Педагог: А вот и последнее чудо, которое мы будем наблюдать сегодня.
Опыт №7. «Секретное послание».
Описание опыта: Лист ватмана с нарисованным лимонной кислотой силуэтом Мадонны с младенцем на руках. Чашка с водой, аптечный йод.
Мама: есть ещё одно удивительное свойство у этого слова – оно всё тайное делает явным, может отличить правду от лжи. Чтобы узнать, что изображено на листе бумаги, я всего лишь проведу рукой по нему.
Педагог: Ну что ж, ребята, все опыты продемонстрированы, все чудеса раскрыты. А я приглашу семь моих добрых помошниц выйти на середину класса. Полюбуйтесь, они как 7 нот в песне, как 7 чудес света. Они Мадонны, которые вырастили прекрасных «младенцев». Они пройдут сквозь огонь и воду, чтобы прийти к вам на помощь, они встречают вас каждое утро улыбкой и стаканом молока, они понимают ваше настроение с полуслова. Да, они могут слегка вспылить, но тут же снова становятся ласковыми, заботливыми. Они лечат ваши синяки, ссадины и ушибы не только с помощью йода, но и доброго слова. В общем, они мамы с большой буквы. Ребята, вы, безусловно, догадались, что главное слово на земле – это слово (мамы вместе) МАМА! Как здорово было работать вместе, совместная работа делает нас ближе, а такие волшебные приключения и эксперименты приносят радость. Понимайте друг друга, любите и берегите друг друга. А теперь – на память о чуде, которое произошло сегодня в нашем классе, сделаем фото!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЕДИНЫЙ ВСЕКУБАНСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «ГЛАВНОЕ СЛОВО В ЛЮБОМ ЯЗЫКЕ»
Классный час посвящен Дню Матери. На мероприятие приглашаются не только дети, но и мамы....
Единый Всекубанский классный час «Главное слово в любом языке»
"Мама" - первое и самое главное слово! С него начинается жизнь. Любовь к маме - это особое чувство, начинается оно еще до рождения и зачатия, утверждают ученые. Маму и малыша всю жизнь связывает...
Единый всекубанский классный час: "Главное слово на любом языке"
Сценарий классного часа, посвященного празднованию дня матери....
Единый Всекубанский классный час "Главное слово в любом языке", посвященный Дню матери. 2012 г.
Единый Всекубанский классный час "Главное слово в любом языке", посвященный празднованию Дня матери.Внутреннее название - "Я люблю тебя, мама!" Цель: повышение культурно-нравственного уровня...
Презентация Единого Всекубанского классного часа"Главное слово на любом языке!"
Презентация используется при проведении классного часа в коррекционном образовательном учреждении 8 вида....
Разработка Единого Всекубанского классного часа «Главное слово на любом языке»
- воспитание чувства любви и уважения к самому родному человеку – маме;- воспитание нравственных качеств личности....
КРАЕВОЙ КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ РАЗРАБОТКУ ЕДИНОГО ВСЕКУБАНСКОГО КЛАССНОГО ЧАСА «ГЛАВНОЕ СЛОВО НА ЛЮБОМ ЯЗЫКЕ».
Цели: воспитание любви, уважения, бережного отношения к мамам, бабушкам, женщинам любого возраста; развитие творческих способностей учащихся; создание теплого нравственного климата...