ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
материал по теме

Голотвина Нина Николаевна

с данным докладом я выступала на 11-ой всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golotvina_n.n._doklad.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Н.  Голотвина

Усманский профессиональный колледж

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В современных педагогических словарях под качеством образования принимается    «определенный    уровень    знаний    и    умений,    умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий  различных  участников процесса образования от предоставляемых   образовательным   учреждением   образовательных   услуг». (1, с.16)

Качество образования прежде всего измеряется его соответствием образовательному стандарту, зависит от уровня престижности образования в общественном сознании и системе государственных приоритетов, финансирования и материально-технической оснащенности образовательных учреждений, современной технологии управления ими.

Рассмотрение  подходов  к  управлению   качеством  дает   возможность

сделать вывод о том, что в основе развития этого процесса — изменение взглядов:

- на объект управления качеством — от конечного продукта к целостному процессу его создания на всех стадиях жизненного цикла изделия;

- сущность управлении качеством — от концепции обеспечения качества на основе контроля к концепции всеобщего обеспечения качества, в которой контроль выступает как звено целостной системы, включающей помимо него   проектирование,   исполнение   и   регулирование;   от   трактовки


управления качеством с позиции производителя к трактовке с позиции

потребителя;

- роль человека в процессе обеспечения качества -  от простого исполнителя до носителя качества;

 -  механизм управления качеством - от воздействия на отдельные факторы и условия повышения качества к системно-комплексному использованию всех факторов и условий.

Современная школа в значительной степени диверсифицирована, тенденции изменений и процессы саморазвития становятся преобладающими в ее облике. В силу этого она испытывает потребность в универсальных критериях для оценки достигнутого состояния. Одним из таких критериев и выступает качество, поскольку составляющие его более частные критерии (эффективность, оптимальность, адекватность, надежность, функциональность и т.п.) достаточно полно отражают происходящие в образовательной практике процессы, получаемые результаты, деятельность обучающихся, обучающих, учебных заведений, органов управления.

Готовность выпускников колледжей к управлению качеством образовательного процесса в школе инновационного типа при сохранении стратегического направления на повышение качества образования обеспечивает реализацию профессиональных потребностей и интересов педагогического коллектива в целом и отдельных педагогов в частности.

Модель формирования готовности студентов к управлению качеством образования включает три этапа, которые охватывают весь период обучения в педагогическом колледже или вузе.

Первый этап имеет целью «погружение» студентов в проблему. Происходит накопление арсенала общих психолого-педагогических знаний и специальных знаний по педагогике, теории управления, теории общения. Использование педагогических этюдов, сочинений призвано выявлять уровень общей компетентности студентов но данной проблеме, пробудить интерес к качественной профессиональной деятельности.

В целях выяснения степени коммуникативной готовности студентов в учебный процесс колледжа внедряются такие приемы, как анализ и проигрывание педагогических ситуаций. Для анализа используются ситуации нескольких типов.

Ситуации первого типа позволяют выявлять уровень подготовленности конкретного студента к педагогической деятельности, его личностные установки, позиции. Для анализа предлагаются ситуации общения педагога с детьми, родителями, администрацией и т.п. Обращается внимание на умение выделять существенное, определять оптимальные варианты поведения, разрабатывается тактика и стратегия поведения учителя.

Ситуации второго типа предполагают диагностику сформированности у студентов коммуникативных знаний, умений и навыков, наличия и развитости таких качеств личности, как эмпатия, рефлексия.

В  дальнейшем все ситуации проигрываются в форме деловых игр. На

первом этапе деловые игры в основном решают диагностические цели и задачи.  Иры первого этапа можно условно назвать пробными. Основными типами являются  игры по выяснению уровня педагогических знаний студентов, умений вычленять    проблему,   способности    разрешать    конфликты,   моделировать предстоящее общение.

Задачей игр данного этапа является также формирование у студентов доверительного отношения к преподавателю, друг к другу, оказание эмоциональной поддержки при коллективном решении проблемы, стимулирование осознания возможности сотрудничества, критичности и адекватности оценки как собственной деятельности, гак и деятельности сокурсников. Отличительной особенностью игр данного этапа является обязательное проговаривание участниками игры действий типажей, обучение студентов умениям действовать по предписаниям преподавателя в соответствии с данной установкой на поведение.

Критерием успешности первого этапа можно считать возникновение у студентов интереса к будущей профессиональной деятельности, концентрацию внимания на сложности и важности проблемы управления качеством образования.

Второй этап имеет своей целью приобщение студентов колледжа к педагогической профессии, углубление представлений о различных направлениях в деятельности педагога, апробацию имеющегося арсенала знаний и умений как в условиях моделируемого обучения, деловой игры, так и в практической деятельности при осуществлении непосредственных контактов с педагогическим коллективом, администрацией, родителями учащихся.

В рамках занятий продолжается работа по анализу различного типа педагогических ситуаций, совершенствуется и видоизменяется деятельность студентов в ходе деловых игр. Используется такая форма, как самостоятельное проведение фрагмента или всего практического, семинарского занятия. При подготовке контрольных и курсовых работ обязательным является выполнение практических заданий непосредственно в школе.

Непосредственное общение студентов с педагогами и администрацией учебных заведений во время педагогической практики позволяет получить «живой» материал и адекватно оценить уровень собственной готовности к решению поставленных задач, что стимулирует потребность студентов в самообразовании и самосовершенствовании в данной области профессиональной деятельности. В процессе общения с педагогами происходит взаимодействие с непосредственными участниками учебно-воспитательного процесса. Пополняется арсенал знаний и представлений о педагогическом труде. Студент выступает как оценивающий и как оцениваемый, что ведет к зарождению способности и осознанию необходимости адекватной самооценки, самоконтроля действий, поведения, установок.

На данном этапе уделяется внимание формированию у студентов умений разрешать   конфликтные   ситуации.   Разбор   и   проигрывание   конфликтных ситуаций позволяет выявить нравственную направленность личности будущего педагога, степень сформированности у него опыта бесконфликтного поведения. Студенты учатся диагностировать, осмыслять мотивы поведения участников ситуации, сущность конфликта, приобретают опыт активного спонтанного поведения, повышается их мотивация к сотрудничеству.

Третий этап представляет собой апробацию студентами арсенала накопленных знаний, умений и навыков на практике. Педагогическая практика позволяет студентам адекватно оценить собственный уровень готовности к  управлению качеством образования в непосредственной профессиональной деятельности. Для получения полезного результата в практической  педагогической деятельности по управлению качеством образования студенты получают четко разработанную программу действий, набор исполнительских процедур и механизмов реализации цели, аппарат отслеживания результатов (педагогический мониторинг) и хорошо налаженную систему информации о собственных результатах управленческих действий.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров  А.Ю.  Педагогический  словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. С. 56.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в общеобразовательной школе

Разработка программы эффективной деятельности педагогического коллектива общеобразовательной школы  может стать для образовательного учреждения  мощным стимулом  активизации его деятель...

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОЙ ШКОЛЕ

Повышение требований к качеству образования не позволяют школе останавливаться на достигнутом, стимулируют использование новых управленческих механизмов, что в свою  очередь приводит к переходу н...