Интегрированные проекты на уроках технологии
статья по теме

Интегрированные учебные проекты предполагают совместную работу учителя технологии с другими педагогами предметниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx324.55 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные творческие проекты на уроках технологии.

Учитель МБОУ СОШ № 14 г. Азова

Алиева Ольга Олеговна

Организация исследовательской  и проектной деятельности -  это мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в социуме.

            Цель исследовательской деятельности - это достижение учащимися более глубокого образовательного уровня, развитие  интеллектуальных способностей и творческого мышления, приобретения публичных навыков выступления, повышения уровня самооценки учащихся и продвижение учащегося в развитии относительно самого себя.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Этот метод возник во второй половине X IX века в школах США и вошёл в историю как "метод проблем".

Он был связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюти, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личный интерес именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.

Известна целая школа ведущих русских педагогов (таких, как С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин) и другие, которые отмечали положительные стороны метода проектов.

В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого переноса с англо-американской педагогики метода проектов в нашу школу. В России, метод проектов имеет свои особенности,

в его основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Метод - дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Можно сказать, что метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом.

        Поэтому в своей работе я определила: изучать, системно разрабатывать и внедрять метод проектов.

   В моём кабинете достаточно материала, который позволяет детям выбрать темы проекта в соответствии со своими желаниями, склонностями и потребностями. И часто ученик, который учится на «3», делает прекрасные изделия, занимает призовые места на городских, областных выставках и олимпиадах, то есть чувствует себя успешным.

    Я считаю проектную деятельность интересной, привлекательной, но вместе с тем и сложной для учащихся. Проектная деятельность способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучить задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. Реализация метода проектов не требует изменения материально-технической базы школьных мастерских, что изначально облегчило работу, но материальные затраты у детей всё равно будут.

  Первоначально, в процессе учебной работы перед учащимися ставится проблема, решая которую они приобретают новые знания или умения. Выбор самой проблемы и ее сложность я согласую с возрастными особенностями учениц и уровнем их технологической грамотности, а   также с индивидуальными мотивами и потребностями. Для этого провожу консультации, собеседования.

   В организации проектной деятельности очень важен первый этап- выбор будущей работы. Этот этап требует моего сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка.

Для повышения мотивации учения, выполнения проектов, я создаю необходимые условия, стимулирующие творческую деятельность в классных коллективах.

- творческая атмосфера, поддержка учителем новых идей, поощрение инициативы и творчества;

-благоприятный психологический климат, формирование совместных рабочих групп для делового сотрудничества;

-постоянное стимулирование изобретательности учащихся, отсутствие чрезмерной опеки;  

     Для активизации творческой деятельности учащихся использую приемы:

-прием одобрения – эмоционально заряжает учащихся;

-использование в качестве образца наиболее удачных работ и  проектов для показа в обучении;

-рекомендации лучших работ на выставку, конкурсы;

-прием поощрения (объявление благодарности учащимся и их родителям);

    Чтобы метод проектов максимально развивал и обучал учащихся, я сочетаю его с упражнениями, которые  вырабатывают умения и навыки проектирования и обработки материалов. Для этого я  использую пособие под редакцией И.А. Сасовой «Метод проектов в технологическом образовании школьников»,  содержание которого я реконструировала. Я разработала алгоритм работы над проектом, который помогает ученицам в планировании, без чего проектная деятельность невозможна и  приучает детей к четкому порядку. Разработала программу претворения идеи в проект, методику  осуществления проектов, а также рекомендации по составлению пояснительной записки. Основными разделами проекта считаю: выдвижение идеи, экономический расчёт изделия; реклама; экология; самооценка

В разработанном мной алгоритме проектирования фундаментом является мотивация, а вершиной – защита проекта. Для оценки творческой деятельности учащихся я разработала возможные критерии оценки проекта: оценку качества  оформления и выполнения проекта; оценку защиты проекта.

В своей работе я использую следующие проекты: коллективные, индивидуальные, интегрированные, информационные.

   Особый интерес для меня представляет осуществление интегрированных учебных проектов,  предполагающих совместную работу учителя технологии с другими педагогами предметниками. Например, для открытого урока по истории на тему 200 – летия войны с Наполеоном, обучающиеся изготовили костюмы на уроках технологии, а защита проекта проходила на уроке истории. Интеграция происходит и внутри блока технологии. Примером служит изготовление картин из атласных лент, когда пейзаж рисуется на канве и затем вышивается лентами; вышивка по трикотажному полотну, пошив изделия и отделка кружевом. Связанным крючком.  Уроки с использованием интегрированных творческих проектов нетрадиционны и очень интересны, поэтому и слабоуспевающие ученики не остаются равнодушными и с большим удовольствием готовят такие проекты, проявляют активность и творческую инициативу.

Выполнение интегрированных проектов  показывает практическое применение межпредметных связей:

  1. ОБЖ – соблюдение правил техники безопасности
  1. химия – классификация текстильных волокон;
  2.  физика – изучение свойств текстильных  волокон;
  3. математика – расчеты вязаного полотна; черчение – снятие мерок и построение выкройки изделий;
  4. экономика – расчет себестоимости изделия;
  5. изобразительное искусство – художественное оформление изделий, выполнение эскизов моделей;
  6. информатика – оформление проекта.

Последовательность выполнения учебного проекта

  1. Выдвижение проблемы (выбор темы проекта), ее обсуждение и анализ.
  2. Рассмотрение требований, ограничений, условий, необходимых для выполнения проекта. Конкретизация задачи.
  3. Сбор информации по теме проекта, подбор специальной литературы.
  4. Рассмотрение вариантов решения задачи.
  5. Выбор оптимального решения и его разработка.
  6. Планирование изготовления изделия (проведение праздника).
  7. Изготовление изделия (проведение праздника).
  8. Проверка и оценка результатов.
  9. Оформление.
  10. Защита проектов.

По характеру осуществляемой деятельности этапы выполнения проекта выглядят следующим образом:

Выполняемая деятельность

Этапы выполнения проекта

  1. Выдвижение проблемы (выбор темы проекта, актуальность и необходимость проекта), ее обсуждение и анализ
  2. Требования, ограничения, условия, необходимые для выполнения проекта. Конкретизация задачи
  3. Сбор информации, подбор специальной литературы по теме проекта
  4. Поиск оптимального решения задачи (рассмотрение различных идей и вариантов)

Поисковый

5. Выбор лучшего варианта на основе имеющейся материально-технической базы, экономических расчетов, экологической оценки и др.

Конструкторский

6.Составление плана практической реализации проекта (технология изготовления изделия, организация праздника), подбор необходимых материалов, инструментов, оборудования

7. Изготовление изделия с текущим контролем качества

Технологический

8. Оценка качества выполненного проекта

9. Анализ результатов выполненного проекта (достоинства и недостатки проекта)

10. Оформление проекта (подготовка документации: чертежи, рисунки, технологические карты; расчет себестоимости, экологическая экспертиза)

11. Защита проекта (доклад и демонстрация, ответы на вопросы)

Заключительный

Вывод: отличие нынешних творческих и исследовательских работ от работ  предыдущих лет заключается в том, что

1. повысилось качество содержания творческих проектов;

2. при выполнении творческих работ используются Интернет ресурсы;

3. проекты и исследовательские работы выполнены во внеурочное время;

4. приобретаются навыки публичного выступления, а с актуальными проектами ученицы выступают на классных часах, что повышает значимость выполненной работы;

5. увеличилось количество информационных проектов  («Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией»).

   

Ширяева Юлия 7 Б класс                                                                              Бирюкова Виолетта 9 А класс

   Я считаю, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.  Целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся  на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации;  стимулировании учителем развития творческой активности школьников; включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика.

Работая над развитием творческой активности детей сделала вывод. Что повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность.  Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.  

С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.

Дети  ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: обучающиеся не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.

Список литературы

1. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс./ Сост. Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.

2. Литова З.А., Мигунов В.И. Как мы внедряем технологию // Школа и производство, 1998- №4.  

3. Макарова Л.Н., Шаршов . А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с.

4.  Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области «Технология» в новом учебном году // Школа и производство, 2000- №7.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003.2 с.  

6.Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на уроках технологии

Данный материал рекомендую использовать для активизации познавательной деятельности обучающихся при изучении раздела "Проектная деятельность"...

Использование метода проектов на уроке "Технология"

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Этот метод возник во второй половине 19 века. В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема воз...

Метод проектов в образовательном процессе. Творческий проект на уроках технологии и изоискусства.

Из опыта ратботы по методу проектов, о преимуществах и недостатках метода и результативности применения педагогической технологии....

Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...

Итоговая работа «Интегрированное обучение на уроках технологии, как средство развития творческих способностей учащихся 5 класса»

В данной работе представлена разработка интегрированного урока: «Знакомство с разнообразными видами вышивки. Выбор рисунка салфетки». Данная разработка урока поможет наиболее широко раскрыть творчески...

Использования технологии сайтостроения при создании проектов на уроках «Технологии» в 7 классе (Краткий руководство для учащихся)

В предложенной работе кратко описывается технология основ сайтостроения, которая применяется при создании проектов на уроках Технологии (модуль информационные технологии). После изучения теории и выпо...

«Интегрированный подход на уроках технологии по гражданскому воспитанию учащихся"

Направления интеграции уроков технологии и ОБЖ:1.Выбор проектных заданий, приуроченных к знаменательным или памятным датам;2.Масштабное проектирование;3.Воспитание гражданско-патриотических чувств в п...