Интегрированные проекты на уроках технологии
статья по теме
Интегрированные учебные проекты предполагают совместную работу учителя технологии с другими педагогами предметниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 324.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированные творческие проекты на уроках технологии.
Учитель МБОУ СОШ № 14 г. Азова
Алиева Ольга Олеговна
Организация исследовательской и проектной деятельности - это мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в социуме.
Цель исследовательской деятельности - это достижение учащимися более глубокого образовательного уровня, развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления, приобретения публичных навыков выступления, повышения уровня самооценки учащихся и продвижение учащегося в развитии относительно самого себя.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Этот метод возник во второй половине X IX века в школах США и вошёл в историю как "метод проблем".
Он был связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюти, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личный интерес именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.
Известна целая школа ведущих русских педагогов (таких, как С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин) и другие, которые отмечали положительные стороны метода проектов.
В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого переноса с англо-американской педагогики метода проектов в нашу школу. В России, метод проектов имеет свои особенности,
в его основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Метод - дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Можно сказать, что метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом.
Поэтому в своей работе я определила: изучать, системно разрабатывать и внедрять метод проектов.
В моём кабинете достаточно материала, который позволяет детям выбрать темы проекта в соответствии со своими желаниями, склонностями и потребностями. И часто ученик, который учится на «3», делает прекрасные изделия, занимает призовые места на городских, областных выставках и олимпиадах, то есть чувствует себя успешным.
Я считаю проектную деятельность интересной, привлекательной, но вместе с тем и сложной для учащихся. Проектная деятельность способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучить задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. Реализация метода проектов не требует изменения материально-технической базы школьных мастерских, что изначально облегчило работу, но материальные затраты у детей всё равно будут.
Первоначально, в процессе учебной работы перед учащимися ставится проблема, решая которую они приобретают новые знания или умения. Выбор самой проблемы и ее сложность я согласую с возрастными особенностями учениц и уровнем их технологической грамотности, а также с индивидуальными мотивами и потребностями. Для этого провожу консультации, собеседования.
В организации проектной деятельности очень важен первый этап- выбор будущей работы. Этот этап требует моего сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка.
Для повышения мотивации учения, выполнения проектов, я создаю необходимые условия, стимулирующие творческую деятельность в классных коллективах.
- творческая атмосфера, поддержка учителем новых идей, поощрение инициативы и творчества;
-благоприятный психологический климат, формирование совместных рабочих групп для делового сотрудничества;
-постоянное стимулирование изобретательности учащихся, отсутствие чрезмерной опеки;
Для активизации творческой деятельности учащихся использую приемы:
-прием одобрения – эмоционально заряжает учащихся;
-использование в качестве образца наиболее удачных работ и проектов для показа в обучении;
-рекомендации лучших работ на выставку, конкурсы;
-прием поощрения (объявление благодарности учащимся и их родителям);
Чтобы метод проектов максимально развивал и обучал учащихся, я сочетаю его с упражнениями, которые вырабатывают умения и навыки проектирования и обработки материалов. Для этого я использую пособие под редакцией И.А. Сасовой «Метод проектов в технологическом образовании школьников», содержание которого я реконструировала. Я разработала алгоритм работы над проектом, который помогает ученицам в планировании, без чего проектная деятельность невозможна и приучает детей к четкому порядку. Разработала программу претворения идеи в проект, методику осуществления проектов, а также рекомендации по составлению пояснительной записки. Основными разделами проекта считаю: выдвижение идеи, экономический расчёт изделия; реклама; экология; самооценка
В разработанном мной алгоритме проектирования фундаментом является мотивация, а вершиной – защита проекта. Для оценки творческой деятельности учащихся я разработала возможные критерии оценки проекта: оценку качества оформления и выполнения проекта; оценку защиты проекта.
В своей работе я использую следующие проекты: коллективные, индивидуальные, интегрированные, информационные.
Особый интерес для меня представляет осуществление интегрированных учебных проектов, предполагающих совместную работу учителя технологии с другими педагогами предметниками. Например, для открытого урока по истории на тему 200 – летия войны с Наполеоном, обучающиеся изготовили костюмы на уроках технологии, а защита проекта проходила на уроке истории. Интеграция происходит и внутри блока технологии. Примером служит изготовление картин из атласных лент, когда пейзаж рисуется на канве и затем вышивается лентами; вышивка по трикотажному полотну, пошив изделия и отделка кружевом. Связанным крючком. Уроки с использованием интегрированных творческих проектов нетрадиционны и очень интересны, поэтому и слабоуспевающие ученики не остаются равнодушными и с большим удовольствием готовят такие проекты, проявляют активность и творческую инициативу.
Выполнение интегрированных проектов показывает практическое применение межпредметных связей:
- ОБЖ – соблюдение правил техники безопасности
- химия – классификация текстильных волокон;
- физика – изучение свойств текстильных волокон;
- математика – расчеты вязаного полотна; черчение – снятие мерок и построение выкройки изделий;
- экономика – расчет себестоимости изделия;
- изобразительное искусство – художественное оформление изделий, выполнение эскизов моделей;
- информатика – оформление проекта.
Последовательность выполнения учебного проекта
- Выдвижение проблемы (выбор темы проекта), ее обсуждение и анализ.
- Рассмотрение требований, ограничений, условий, необходимых для выполнения проекта. Конкретизация задачи.
- Сбор информации по теме проекта, подбор специальной литературы.
- Рассмотрение вариантов решения задачи.
- Выбор оптимального решения и его разработка.
- Планирование изготовления изделия (проведение праздника).
- Изготовление изделия (проведение праздника).
- Проверка и оценка результатов.
- Оформление.
- Защита проектов.
По характеру осуществляемой деятельности этапы выполнения проекта выглядят следующим образом:
Выполняемая деятельность | Этапы выполнения проекта |
| Поисковый |
5. Выбор лучшего варианта на основе имеющейся материально-технической базы, экономических расчетов, экологической оценки и др. | Конструкторский |
6.Составление плана практической реализации проекта (технология изготовления изделия, организация праздника), подбор необходимых материалов, инструментов, оборудования 7. Изготовление изделия с текущим контролем качества | Технологический |
8. Оценка качества выполненного проекта 9. Анализ результатов выполненного проекта (достоинства и недостатки проекта) 10. Оформление проекта (подготовка документации: чертежи, рисунки, технологические карты; расчет себестоимости, экологическая экспертиза) 11. Защита проекта (доклад и демонстрация, ответы на вопросы) | Заключительный |
Вывод: отличие нынешних творческих и исследовательских работ от работ предыдущих лет заключается в том, что
1. повысилось качество содержания творческих проектов;
2. при выполнении творческих работ используются Интернет ресурсы;
3. проекты и исследовательские работы выполнены во внеурочное время;
4. приобретаются навыки публичного выступления, а с актуальными проектами ученицы выступают на классных часах, что повышает значимость выполненной работы;
5. увеличилось количество информационных проектов («Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией»).
Ширяева Юлия 7 Б класс Бирюкова Виолетта 9 А класс
Я считаю, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации; стимулировании учителем развития творческой активности школьников; включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика.
Работая над развитием творческой активности детей сделала вывод. Что повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.
С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.
Дети ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: обучающиеся не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.
Список литературы
1. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс./ Сост. Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.
2. Литова З.А., Мигунов В.И. Как мы внедряем технологию // Школа и производство, 1998- №4.
3. Макарова Л.Н., Шаршов . А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с.
4. Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области «Технология» в новом учебном году // Школа и производство, 2000- №7.
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003.2 с.
6.Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/30/picture-38218.jpg)
Использование метода проектов на уроках технологии
Данный материал рекомендую использовать для активизации познавательной деятельности обучающихся при изучении раздела "Проектная деятельность"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-33971-1383928479.jpg)
Использование метода проектов на уроке "Технология"
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Этот метод возник во второй половине 19 века. В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема воз...
Метод проектов в образовательном процессе. Творческий проект на уроках технологии и изоискусства.
Из опыта ратботы по методу проектов, о преимуществах и недостатках метода и результативности применения педагогической технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-317771-1382003305.jpg)
Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...
Итоговая работа «Интегрированное обучение на уроках технологии, как средство развития творческих способностей учащихся 5 класса»
В данной работе представлена разработка интегрированного урока: «Знакомство с разнообразными видами вышивки. Выбор рисунка салфетки». Данная разработка урока поможет наиболее широко раскрыть творчески...
Использования технологии сайтостроения при создании проектов на уроках «Технологии» в 7 классе (Краткий руководство для учащихся)
В предложенной работе кратко описывается технология основ сайтостроения, которая применяется при создании проектов на уроках Технологии (модуль информационные технологии). После изучения теории и выпо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/25/picture-982244-1556220335.jpg)
«Интегрированный подход на уроках технологии по гражданскому воспитанию учащихся"
Направления интеграции уроков технологии и ОБЖ:1.Выбор проектных заданий, приуроченных к знаменательным или памятным датам;2.Масштабное проектирование;3.Воспитание гражданско-патриотических чувств в п...