Сообщение.Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики.
материал по теме

Коровкина Валентина Николаевна

Выступление на педсовете на тему "Формирование коммуникативной компетентности на уроках  математики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommun.kompet.na_ur.m.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

           Выступление на педагогическом совете 18.12.2013года  учителя математики Коровкиной Валентины Николаевны    специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VII вида) №3 Петроградского района Санкт-Петербурга

Формирование коммуникативной компетентности на уроках  математики

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической практике. Предлагается иное содержание, иные подходы, иные отношения и т.д.

 Другие времена, другие требования.

Традиционный подход, обеспечивающий до недавнего времени воспроизводство грамотного и добросовестного исполнителя, сейчас не устраивает ни общество, ни учителя, ни самого ученика: важна готовность устанавливать эффективное общение с окружающими людьми. Коммуникативность - важное качество современного человека, насущная социальная потребность.

Современные подходы к организации системы школьного образования, в том числе и математического образования, определяются, прежде всего, отказом от единообразной, унитарной школы.

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

        В направлении личностного развития:

•        развитие логического мышления, культуры речи, способности думать;

•        формирование у учащихся честности и объективности.

•        воспитание качеств личности, способных принимать самостоятельные решения;

•        формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

•        развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

•        развитие познавательных интересов и коммуникативных навыков:  умение адекватно оценивать свою деятельность; умение высказывать свое мнение и обосновывать его;

В метапредметном направлении:

•        формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в современном обществе;

•        развитие представлений о математике как форме познания действительности.

В предметном направлении:

•        овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в средней школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

Коммуникативная компетентность находит отражение в деятельно - коммуникативной составляющей ФГОС общего образования (развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности, обеспечивающих самоопределение и самореализацию) .

Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

В математике коммуникативная компетентность выражается в:

•        умение выражать в понятной форме последовательность решения математических упражнений;

•        умение объяснить содержание математических упражнений, решаемых в учебной и внеучебной деятельности;

•        умение выразить для других людей в требуемой форме произведенные математические вычисления.

Для формирования коммуникативной компетенции учитель использует следующие методы и приемы:

•        решение примеров и задач с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;

•        устное объяснение ответов домашнего задания учениками;

•        работа в группах, парах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;

•        использование на уроках дидактических игр.

Например, тема  « Решение задач». Тема сложная для учащихся ЗПР, для некоторых учеников неподъемная, поэтому, разделяю класс на 2-4группы, каждая группа получает своё задание, где указан алгоритм решения задачи, заданной одним и тем же условием. Результаты работы каждой группы демонстрируются на доске.

После этого организуется этап обсуждения использованных способов решения задачи, вносятся предложения, оцениваются достоинства и недостатки каждого способа, делается вывод. В результате применения такой формы организации деятельности ученики приобретают навыки работы в группе, овладевают способами взаимодействия с окружающими людьми. У них формируется умение задавать вопросы, выслушивать другого.  Развивается «чувство локтя», способность работать не рядом, а вместе, внимание к окружающим.

Считаю, что такие приёмы способствуют повышению учебно – познавательного процесса у детей, формированию у них умений самостоятельно ставить цели, выполнять учебные действия, осуществлять контроль за ходом выполнения учебных действий и оценивать результат своей деятельности.

В условиях формирования коммуникативных компетенций благодаря элементам технологии коллективного взаимообучения каждый обучаемый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. У него повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микро¬климате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение изучаемого материала.

В результате:

Во – первых, неуклонно повышается успеваемость и качество знаний учащихся.

Во – вторых, растет интерес учащихся к учению. Ученики не просто слушают готовую информацию, а учатся добывать ее сами.

В – третьих, учащиеся меньше устают на уроке. Так как, общаясь, им приходится передвигаться с места на место, а активные формы обучения играют не последнюю роль в здоровьесберегающем обучении.

В – четвертых увеличивается количество учащихся с адекватной самооценкой.

В – пятых, улучшается память учащихся, внимание, мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие творческих способностей учащихся как средство достижения необходимого уровня коммуникативной компетентности".

В докладе освещаются различные формы работы на уроках и во внекласссной  деятельности для развития творческих способностей  учащихся на разных ступенях обучения иностранному языку ....

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...

Развитие информационно-коммуникативной компетентности учителя как составляющей его профессиональной компетентности.

Автор знакомит коллег со своим опытом развития своей профессиональной компетенции. Внедряя ИКТ в свою преподавательскую деятельность автор развивается и становится интересным ученикам....

Развитие коммуникативной компетентности на базе использования коммуникативно- информационных технологий внутри ШМО учителей математики

Выступение - презентация построена на анализе возможности использованиякоммуникативно-информационных технологий для развития коммуникативнойкомпетентности учащихся на уроках математики. Приведены приё...

Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.

Реализация  информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности....

Формирование коммуникативной компетентности через создание высказываний разной коммуникативной направленности

Мы все чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с русским языком. В связи с этим коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели – ф...

Статья "Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности"

  Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта, и ученика, как активного исследователя, творчески  и самостоя...