Сообщение.Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики.
материал по теме
Выступление на педсовете на тему "Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommun.kompet.na_ur.m.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете 18.12.2013года учителя математики Коровкиной Валентины Николаевны специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VII вида) №3 Петроградского района Санкт-Петербурга
Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической практике. Предлагается иное содержание, иные подходы, иные отношения и т.д.
Другие времена, другие требования.
Традиционный подход, обеспечивающий до недавнего времени воспроизводство грамотного и добросовестного исполнителя, сейчас не устраивает ни общество, ни учителя, ни самого ученика: важна готовность устанавливать эффективное общение с окружающими людьми. Коммуникативность - важное качество современного человека, насущная социальная потребность.
Современные подходы к организации системы школьного образования, в том числе и математического образования, определяются, прежде всего, отказом от единообразной, унитарной школы.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
• развитие логического мышления, культуры речи, способности думать;
• формирование у учащихся честности и объективности.
• воспитание качеств личности, способных принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
• развитие познавательных интересов и коммуникативных навыков: умение адекватно оценивать свою деятельность; умение высказывать свое мнение и обосновывать его;
В метапредметном направлении:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в современном обществе;
• развитие представлений о математике как форме познания действительности.
В предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в средней школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
Коммуникативная компетентность находит отражение в деятельно - коммуникативной составляющей ФГОС общего образования (развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности, обеспечивающих самоопределение и самореализацию) .
Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией.
В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
В математике коммуникативная компетентность выражается в:
• умение выражать в понятной форме последовательность решения математических упражнений;
• умение объяснить содержание математических упражнений, решаемых в учебной и внеучебной деятельности;
• умение выразить для других людей в требуемой форме произведенные математические вычисления.
Для формирования коммуникативной компетенции учитель использует следующие методы и приемы:
• решение примеров и задач с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;
• устное объяснение ответов домашнего задания учениками;
• работа в группах, парах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;
• использование на уроках дидактических игр.
Например, тема « Решение задач». Тема сложная для учащихся ЗПР, для некоторых учеников неподъемная, поэтому, разделяю класс на 2-4группы, каждая группа получает своё задание, где указан алгоритм решения задачи, заданной одним и тем же условием. Результаты работы каждой группы демонстрируются на доске.
После этого организуется этап обсуждения использованных способов решения задачи, вносятся предложения, оцениваются достоинства и недостатки каждого способа, делается вывод. В результате применения такой формы организации деятельности ученики приобретают навыки работы в группе, овладевают способами взаимодействия с окружающими людьми. У них формируется умение задавать вопросы, выслушивать другого. Развивается «чувство локтя», способность работать не рядом, а вместе, внимание к окружающим.
Считаю, что такие приёмы способствуют повышению учебно – познавательного процесса у детей, формированию у них умений самостоятельно ставить цели, выполнять учебные действия, осуществлять контроль за ходом выполнения учебных действий и оценивать результат своей деятельности.
В условиях формирования коммуникативных компетенций благодаря элементам технологии коллективного взаимообучения каждый обучаемый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. У него повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.
У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микро¬климате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение изучаемого материала.
В результате:
Во – первых, неуклонно повышается успеваемость и качество знаний учащихся.
Во – вторых, растет интерес учащихся к учению. Ученики не просто слушают готовую информацию, а учатся добывать ее сами.
В – третьих, учащиеся меньше устают на уроке. Так как, общаясь, им приходится передвигаться с места на место, а активные формы обучения играют не последнюю роль в здоровьесберегающем обучении.
В – четвертых увеличивается количество учащихся с адекватной самооценкой.
В – пятых, улучшается память учащихся, внимание, мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Развитие творческих способностей учащихся как средство достижения необходимого уровня коммуникативной компетентности".
В докладе освещаются различные формы работы на уроках и во внекласссной деятельности для развития творческих способностей учащихся на разных ступенях обучения иностранному языку ....
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...
Развитие информационно-коммуникативной компетентности учителя как составляющей его профессиональной компетентности.
Автор знакомит коллег со своим опытом развития своей профессиональной компетенции. Внедряя ИКТ в свою преподавательскую деятельность автор развивается и становится интересным ученикам....
Развитие коммуникативной компетентности на базе использования коммуникативно- информационных технологий внутри ШМО учителей математики
Выступение - презентация построена на анализе возможности использованиякоммуникативно-информационных технологий для развития коммуникативнойкомпетентности учащихся на уроках математики. Приведены приё...
Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.
Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности....
Формирование коммуникативной компетентности через создание высказываний разной коммуникативной направленности
Мы все чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с русским языком. В связи с этим коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели – ф...
Статья "Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности"
Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта, и ученика, как активного исследователя, творчески и самостоя...