Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся
презентация к уроку на тему
Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. К определению понятия «профессиональная компетентность учителя» существуют разнообразные подходы. По мнению российских и зарубежных экспертов в области образования, общие требования к педагогу формируются следующим образом: высокая профессиональная компетентность; педагогическая компетентность; социально-экономическая компетентность; коммуникативная компетентность; высокий уровень профессиональной и общей культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников и всему новому учителя- ключевая особенность современной школы» Национальная образовательная стратегия- инициатива «Наша новая школа»
Модернизация образования Формирование новой модели школы Качественное повышение уровня профессионализма учителя (педагога)
Компетенции Компетентность
Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-либо полномочий, прав.
Краткость – сестра таланта Компетенции – это требования Компетентность – это проявление этих требований
Впервые понятия " компетенция " и " ключевые компетенции " стали использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века. Это было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника (позднее качества стали называть компетенциями). В результате многолетних исследований, проведенных в разных типах организаций, был составлен словарь из 21 компетенций. Изначально компетенции стали противопоставляться специальным знаниям и умениям, связанным с конкретной профессиональной деятельностью, т.е. противопоставлялись понятию «квалификации», компетенции рассматривались как самостоятельные универсальные составляющие любой профессиональной деятельности, влияющие на её успешную реализацию.
В настоящее время проблематика компетенций попала в образование и заняла в нём ведущее место. В чём причины такого интереса к компетенциям? * изменения, которые произошли в мире в последнее десятилетие; * «информационный взрыв», возникший вследствие использования информационных технологий; * быстрое внедрение научных разработок, которое привело к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни людей.
Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде "мыслить — действовать — мыслить" и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями.
По мнению российских и зарубежных экспертов в области образования, структура ключевых компетенций в образовании такова: - предметно-методологическая компетенция; - психолого-педагогическая компетенция; - компетенция в области здоровьесбережения; - коммуникативная компетенция; - компетенция информационная .
КАЖДАЯ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕДПОЛАГАЕТ ВЛАДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, СВЯЗАННЫМИ С ТРЕМЯ СОСТАВЛЯЮЩИМИ, ОЧЕНЬ ВАЖНЫМИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования (Когнитивная составляющая ), умением передавать свою информацию другим (Операционально-технологическая составляющая), культурой коммуникации при взаимодействии с людьми (Личностная, позиционно-ценностная составляющая ).
Когнитивная составляющая: - знание информации по базовым наукам, в области преподаваемого предмета; - ориентация в современных исследованиях по учебному предмету; - система знаний о информационно-дидактических ресурсах учебного процесса по предмету, их развивающем и социализирующем потенциале.
Содержание компетенции учителя Критерии уровня развития предметно-методологической компетентности учителя Обязательный уровень Продвинутый уровень Творческий уровень Когнитивная c оставля- ющая Учитель: * знает содержание учебного предмета (СУП), закономерности УВП; * в учебном процессе проявляются результаты исследований базовых наук: педагогики, психологии. Учитель: * хорошо знает СУП; * устанавливает связи внутри предмета и с другими дисциплинами; * ориентируется в современных исследованиях по предмету; * владеет системой методологических знаний, о структуре знаний, о методах научного познания. Учитель: *отлично знает СУП; * демонстрирует стремление приобретения новых знаний; * предлагает разные взгляды на изучаемый материал; * знает уровни, методы и формы познания и умеет применять их в ПД; * ведёт исследовательскую работу с учащимися.
ПРЕДМЕТНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Операционально-технологическая составляющая - владение разнообразными методами предметной дидактики (в том числе групповыми, проектными, с применением медиатехнологий и др.); - владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими каждого ученика средствами учебных предметов; - умение обеспечить образовательный процесс ресурсами, социализирующими и развивающими учащихся средствами предмета.
Содержание компетенции учителя Критерии уровня развития предметно-методологической компетентности учителя Обязательный уровень Продвинутый уровень Творческий уровень Операционально-технологическая составляющая * Педагог ориентируется в нормативных документах по методологии преподаваемого предмета. * Владеет разнообразными методами ведения урока. * Урок структурирован, большая часть времени распределена удачно. * Владеет разнообразными методами ведения урока (групповыми, проектными, медиатехнологиями). * Обеспечивает образовательный процесс ресурсами, социализирующими и развивающими учащихся средствами предмета. * Структура урока чёткая, все этапы логически взаимосвязаны, время распределено удачно. * Педагог отлично ориентируется в н/док. и современных публикациях по методологии учебного предмета, что находит отражение в оборудовании кабинета, в содержании урочной и внеурочной д. уч-ся. * Владеет разнообразными методами ведения урока (в том числе исследовательскими, развивающими и социализирующими каждого ученика). * Структура урока чёткая, в ней учтены различные пути продвижения для учащихся.
ПРЕДМЕТНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Личностная, позиционно-ценностная составляющая - осознание связи предметных знаний с системой общечеловеческих и собственных ценностей; - осознание значения ресурсного подхода к организации учебно-познавательной деятельности ученика; - понимание значения информационно-технологической грамотности для современного человека; - стремление сформировать у учащихся осознанное отношение к ресурсам Интернета, к медиатехнологиям как средству трансляции информации, требующим критического осмысления.
Содержание компетенции учителя Критерии уровня развития предметно-методологической компетентности учителя Обязательный уровень Продвинутый уровень Творческий уровень Личностная, позиционно- ценностная составляющая Владеет умением передавать от поколения к поколению такие значимые элементы культуры, как знания, ценности, навыки общекультурного характера Развивает ученика как члена общества, гражданина и патриота. Владеет умением превратить цели, содержание учебного предмета и способы действий в ресурсы личностного развития и социализации каждого ученика. Владеет приемами саморегуляции, педагогическим тактом в любых педагогических ситуациях. Обладает эрудицией и широким кругозором, сформированностью гуманистических ценностей личности педагога. Способен передать учащимся новые социальные умения: * ориентироваться в изменчивом мире социальных требований; * адекватно реагировать на изменчивость социальных ролей; *обучать ориентации во множестве субкультур; * активному использованию знаний и навыков, применению их в различных сферах жизни. *готовить к будущему, к встрече с неизвестным.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Когнитивная составляющая: - знание о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха ученика — «чем ученик учится», - знания об особенностях познавательной сферы ученика, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Операционально-технологическая составляющая: - умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика, - умение использовать знания об учебно-познавательных особенностях каждого ученика для конструирования реального образовательного процесса.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Личностная, позиционно-ценностная составляющая: позитивная позиция учителя при оценке возможностей ученика: все «познавательные инструменты» ученика могут быть развиты, все имеют диапазон, внутри которого возможна положительная динамика развития.
Когнитивная составляющая: - знание теории и проектирования здоровьесберегаюшей образовательной среды (урок, кабинет, взаимодействие и т.д.); - система нормативно-правовых знаний, позволяющих на основе законов, положений, приказов, распоряжений и т.д. устанавливать ответственность учителя и ученика как субъектов образовательного процесса за организацию и результаты здоровьесберегающей деятельности.
КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Операционально-технологическая составляющая: - владение умениями конструирования здоровьесберегающей среды, принятия решений по проблемам здоровьесбережения в системе «учитель-ученик».
КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Личностная, позиционно-ценностная составляющая: - стремление к самообразованию в вопросах здоровьесбережения; - осознание необходимости в создании и функционировании здоровьесберегающей среды, связи знаний с системой ценностей; - осознание ответственности учителя за свое здоровье, как части личного и общего благополучия; - видение себя как психически, физически и нравственно здоровой личности.
Когнитивная составляющая: - знание законов, приемов эффективного общения в полилоге, диалоге, монологе. Операционально-технологическая составляющая: - владение приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик» и успешно взаимодействовать с коллегами в профессиональном социуме. Личностная, позиционно-ценностная составляющая: - осознание ценности общения; - стремление строить педагогическое взаимодействие с учетом особенностей личности другого человека — как ученика, так и коллег.
включает две группы базовых компетенций : 1 ) компетенции работы с информацией : осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания; 2) компетенции использования информационных технологий : использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование профессиональной компетентности педагога как условие повышения качества образования
Профессиональная компетентность - один из показателей качественной работы педагога. Повышение своего профессионального уровня - наипервейшая обязанность каждого педагога.В работе представлен опы...

Методическая публикация в сборнике «Профессиональная компетенция учителя как фактор повышения качества образовательного процесса по иностранному языку» 2011 г.
тема публикации - «Владение информационно-коммуникационными технологиями как способ создания условий для самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на уроке и внеурочное время»...

Формирование профессиональной компетенции педагога как инструмент повышения качества образования.
выступление на педагогическом совете по теме "Формирование профессиональной компетенции педагога как инструмент повышения качества образования"...

Формирование профессиональных компетенций учителя, как фактор повышения качества образования
Выступление на РМОФормирование профессиональных компетенций учителя, как фактор повышения качества образования...

«Совершенствование профессиональных компетенций учителя как условие повышения качества предметных результатов, обучающихся»
Главная задача образования на современном этапе состоит в подготовке высококвалифицированного педагога, способного непрерывно совершенствовать своё мастерство, мобильно реагировать на изменения, проис...

Профессиональное развитие педагога – важнейшее условие повышения качества образования.
В последние годы профессиональный рост педагога стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возр...