реализация духовно-нравственного воспитания на уроках математики
статья по теме

Епифановская Юлия Александровна

Статья на тему:"Реализация духовно-нравственного воспитания на уроках математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizaciya_duhovno.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация духовно-нравственного воспитания на уроках математики.

Епифановская  Юлия Александровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 80»

Город Барнаул, Железнодорожный район

Аннотация.

В статье представлен опыт работы по организации духовно-нравственного воспитания школьников на уроках математики. Реализация задач духовно-нравственного воспитания намного сложнее ,чем передача предметных знаний учащимся.

И неважно ,какой предмет ведет учитель. Главное – это те условия, которые он создает на уроках для гармоничного развития личности .В этом и состоит сложность задачи для педагога.

Безусловно, учитель должен помнить о том, что встречаясь даже с очень одаренным учеником ,он готовит из него не математика ,а всесторонне-развитую личность.

Эстетический потенциал математики в практике обучения часто недооценивают. Однако на протяжении веков пути математики и различных видов искусства переплетались. Поэтому исторические сведения предоставляют благодатный материал для развития духовности школьников.

 Зачастую в кругу цифр и математических знаков мы не замечаем всей красоты и логичности доказательств этой науки. Красоту науки когда-то заметил Н.Е.Жуковский. Он писал: «В математике есть своя красота, как в живописи и в поэзии» .

Историю математики вводить в школу необходимо по нескольким причинам: это прекрасный и действенный инструмент для повышения интереса учащихся к предмету, развития эстетического вкуса учеников, а также привития нравственных качеств.

Ключевые слова:

-духовные качества личности;

-воспитательный потенциал;

-развитие интереса;

-логика математического мышления;

-гармоничное развитие личности;

-нравственность;

-эстетический вкус.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющимся ясностью его духовного зрения. Человек ,выбирая профессию педагога, прежде всего должен обладать духовными качествами личности: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.

В процессе преподавания  математики, стараюсь  быть для своих учеников авторитетом, и в чисто человеческом плане, и через свой учебный предмет.  Я считаю, что математика обладает большим воспитательным потенциалом. Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что «между духом и материей посредничает математика». Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения.

Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность.

 Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося  воспитываются такие  черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Вообще,  владение математикой  -  это тяжелый труд, и далеко не все готовы тратить силы, для того, чтобы это сделать. И бывает, звучат на уроке слова: «Зачем учить эти логарифмы, синусы, производные, ведь в жизни мне это не пригодится».  А, действительно, зачем?  И первый в учебном году урок математики я посвящаю теме «Почему нельзя жить без математики?». Это мотивационный урок, настраивающий детей на сознательное отношение к изучению математики. . Цель урока – показать учащимся значимость математики для дальнейшего образования и в практической жизни, познакомить с учебной литературой и Интернет-ресурсами, необходимыми для успешного изучения этого предмета. На уроке  в ходе беседы перед учащимися раскрываются причины, по которым нельзя в современном мире жить без математики, показывается, что математика - это не только "нужно", но ещё и интересно и увлекательно!  

Дисскусия о развитии математики приводит ребят к выводу о том, что математика – это наука, которая постоянно развивается, меняется и требует того же от тех, кто ею занимается. Математика вездесуща, в настоящее время математизируются биология и медицина и кто знает, что будет впереди, может быть на очереди понятия добра и зла.  Для учителя подобный нетрадиционный урок – это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные способности и в то же время – это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

        Перед современным обучением математике поставлен комплекс взаимосвязанных целей – образовательных, развивающих, воспитательных. Обучение математике требует от школьников умственных и волевых усилий, развитого внимания и отточенного логического мышления, воспитание таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективного учебно-познавательного труда. Развитие интереса к математике является важнейшей целью учителя.

       Для этого полезно использовать нестандартные математические задачи, а также исторический и иллюстративный материал.  Т.к. логика математического мышления развивалась в прямой связи с математикой, то сведения из истории математики наиболее ярко иллюстрируют зарождение и развитие математических понятий. Эмоциональность подачи материала способствует лучшему его усвоению учащимися. Если школьник глубоко переживает события, изложенные в тексте нового материала, то изучение такого материала сыграет положительную  роль в его становлении. Такой материал лучше усваивается и воспроизводится. Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников. Жизнь и творческая биография С.В.Ковалевской, Н.И.Лобачевского, М.В. Остроградского, Л.Л. Чебышева и других ученых является ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики.

          Одним из эффективных средств воспитания учащихся является решение математических задач. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания вообще, нравственного и  трудового в частности. Хорошо подобранные и правильно методически расположенные задачи  помогают ученику усвоить теоретический материал, делают курс математически более интересным,  вызывают потребность в новых знаниях и умением самостоятельно их приобретать.

В  2009-10 уч. году я проводила внеклассные мероприятия и нестандартные уроки, посвященные 65-летию Победы в ВОВ.

 В 8 классе при прохождении темы  «Таблица квадратов и квадратных корней» рассказывали о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками математического института  Академии наук и широко применявшихся во время войны в авиации дальнего действия. Ни в одной стране мира не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.

          Ребята узнали, что под руководством академика Л.Н.Колмогорова и его учеников работы в области теории вероятности использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника.  Исследования  Л.Н.Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии. Труды Л.Н.Крылова  по теории непотопляемости и качки корабля широко использовались  нашими военно-морскими силами во время войны.  

Почти все дети любят играть в футбол. Читая статьи по истории футбола, я узнала, что эта спортивная игра родилась  в недрах учебных заведений и ещё в 19 веке учителя использовали имена знаменитых футболистов в заданиях по арифметике. У меня появилась идея использовать правила этой игры и интересные сведения о футболе для организации устного счета на уроках математики. Так родилась разминка «Математический футбол», которая решает не только образовательные задачи, но и воспитательные:   воспитание уважительного отношения к спорту с помощью математики и интереса к математике, используя занимательные задания о спорте, расширение кругозора. В ходе выполнения заданий разминки ребята узнают, например, что единственный вратарь, удостоенный ежегодной награды футболистов приза «Золотой мяч», это наш соотечественник Лев Яшин. И этот факт вызывает у учащихся чувство гордости за свою страну.         

Прекрасным материалом  для развития чувства патриотизма являются сведения из истории  развития математики и математического образования в России. В качестве примера  приведу учебный фрагмент о задаче, пришедшей к нам с картины Николая Петровича  Богданова-Бельского  «Устный счет». Художник изобразил на этой картине  учеников и учителя сельской  школы 19 века (причем ученики – мальчики, ведь в то время девочек в школу не принимали). Обратите внимание, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно нелегкую задачу дал им учитель. Не сможем ли решить её и мы? Попробуем. На доске написано следующее задание: сумму квадратов чисел от 10 до 14 нужно разделить на 365. Попробуйте сосчитать устно.  

- Не получается? Не у вас одних. Многие считают, что это абсурдная картина, не могли в сельской школе такое решать, и решить эту задачу можно только с помощью калькулятора.  А мне кажется, что на первое место ставилась задача показать тот мыслительный процесс, который происходит при поиске решения задачи. Именно на уроке математики можно  проявить в полной мере нестандартность мышления.

И далее я рассказываю детям об учителе. На картине изображен Сергей Александрович Рачинский(10 июня 1833 г.–2 мая 1902 г). История его жизни такова: получает великолепное образование, является профессором Московского Университета, возглавляет кафедру ботаники. И … в какой-то момент (в 1868 г.) оставляет должность профессора, открывает школу для крестьянских детей в селе Татево Смоленской области, и становится в ней учителем. Он поднимает школу на необычайный уровень. В школу набираются обычные сельские дети, а выпускники поступают в городские институты и становятся известными людьми. Вот вам пример духовно-нравственного воспитания в школе.

Скажите, кто назвал науку математику математикой? Пифагор. Пифагор впервые объяснил подчинённость явлений Вселенной определённым числовым соотношениям. Всем известна теорема Пифагора, а что мы знаем о самом Пифагоре, жившем примерно в период с 570 до н. э.  -  490 до н. э.? И почему у него это странное имя – Пифагор? Оказывается, Пифагор, значит «тот, о ком объявила Пифия». Пифия сообщила отцу мальчика, что Пифагор принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой. На уроке геометрии я рассказываю детям о судьбе этого великого человека, о школе пифагорейцев. Два с половиной тысячелетия прошло с момента его смерти, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца  людей своей мудростью и современностью. Приведу некоторые из них:

Статую красит вид, а человека – деяние его.

Истинное отечество там, где есть благие нравы.

Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит.

Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым  твоим законом должно быть уважение к самому себе.

Огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения.

Проведение подобных бесед сопровождаю показом компьютерных презентаций. Применяя на уроках математики  информационно-коммуникационные технологии, я ставлю в качестве цели не только повышение качества знаний, привитие интереса к математике, но и  развитие личности учащегося, повышение его культуры. Убеждаю, что компьютер нужно использовать в первую очередь для учёбы, для своего совершенствования, а не только для игры в «стрелялки» или  общения в «Аське». А работать есть над чем. Часто приходится сталкиваться с элементарным неумением устно считать, правильно читать и понимать смысл математического текста. У большинства учащихся слабое знание геометрии, не развито пространственное мышление, слабая оперативная логическая память. Казалось бы, прочно выученный материал напрочь забывается после  каникул.

Я думаю, что причины этих проблем не только в недоработке учителя математики. Ведь наблюдается массовое неусвоение базовых понятий математики молодежью, что подтверждает статистика ЕГЭ по математике. Средний тестовый балл по стране в 2010 году составил 43,7%. Мы выпустили за порог школы почти миллион троечников. Я считаю, что причины надо искать в окружающей нас действительности. Переход нашей страны к рыночной экономике сопровождается многими негативными явлениями. А страдают от этого, прежде всего, дети. Наш с вами долг, помочь им определиться в этой сложной нестабильной  жизни. Будем надеяться, что призывы к добру и справедливости найдут отклик в ещё несформировавшихся нравственно детских душах. В заключение процитирую слова  А.В. Луначарского: «новые поколения воспринимают опыт старых, они стоят на плечах старых, воспринимают все ценное, приобретенное многими тысячами поколений, но воспринимают вместе с тем и предрассудки, и болезни, и пороки - всю грязь, всю муть и зловоние. Где-то нужно поставить фильтр, где-то нужно поставить сетку, которая пропускала бы все ценное, весь могучий поток со всеми его навыками и приобретениями, а муть, грязь и зловоние не пропускала бы. Этим фильтром может быть только школа.

Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней».

Литература:

Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Б.Т.Лихачев. Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С.37.

Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Изд-во Русско-Балтийский информ. Центр БЛИЦ, 1999.

Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - С.81.

Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – С. 49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Статья из опыта работы "Формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся на уроках математики"

Цель моей работы – показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление  духовно-нравственного воспитания....

Реализация духовно-нравственного воспитания на уроках математики.

В статье представлен опыт работы по организации духовно-нравственного воспитания школьников на уроках математики. Реализация задач духовно-нравственного воспитания намного сложнее ,чем передача предме...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Реализация духовно-нравственного развития и воспитания на уроках музыки и церковного пения в православной гимназии"

1. Цель программ и направление моей работы в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся на всех уровнях общего образования2. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание3. Ру...

Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

В соответствии с ФГОС ООО духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе должно осуществляться в ходе урочной и внеурочной деятельности. Духовно-нравственные  ценности и с...