РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности учителя - дефектолога для дошкольников с задержкой психического развития (средняя группа)
рабочая программа
Данная рабочая программа разработана для детей средней группы с задержкой психического развития. В Программе рассмотрены цели, задачи, направления коррекционно-развивающей работы учителя дефектолога. Освещены особенности детей с задержкой психического развития среднего возраста, целевые ориентиры. Программа содержит календарно-тематическое планирование областей: Ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование элементарных математических представлений. А так же представлены игры и упражнения по развитию мышления, памяти, внимания для детей 4- 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_detey_s_zpr_srednyaya_gruppa.docx | 71.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
А.А.ГОЛОВАЧЁВА и С.Ф. ШУТОВА»
(ГБОУ ШКОЛА № 460)
109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. 8 (495) 358-03-12, 8 (495) 359-35-36
e-mail: 460@edu.mos.ru, school460@yandex.ruhttp://sch460uv.mskobr.ru
ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционной образовательной деятельности учителя - дефектолога
для дошкольников с задержкой психического развития
(средняя группа)
Учитель-дефектолог: Дормидонтова Е.С.
МОСКВА 2021 г.
Содержание.
I. Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………...............................3
1.2. Цели и задачи коррекционного обучения детей с задержкой психического развития…………………………………..…………..……………………….….................................4
1.3. Принципы коррекционного обучения………………………………………………………….4
1.4. Основные направления коррекционно развивающей работы с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития ……………………………………………………………………………….5
1.5. Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы с задержкой психического развития………………………………………………………………………………………………...9
1.6. Этапы, сроки, механизмы реализации рабочей программы…………………………………..10
1.7. Планируемые результаты, как ориентиры освоения
воспитанниками программы…….…...................................................................................................11
II. Содержательный раздел.
2.1. Основные направления работы …………………..……………………….................................12
2.2. Диагностическая деятельность………………………………………………………………….12
2.3. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога……………………………………13
2.4. Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников……………………………………………………………….…..................................15
2.5.Организация системы взаимодействия учителя – дефектолога со специалистами ДОУ…………………………………………………………………………………………………….17
2.6. Календарное планирование……………………………………………………………………...18
III. Организационный раздел.
3.1. Материально-технические условия: оснащение кабинета и документационное обеспечение…………………………………………………………………………………………....23
3.2. Методическое обеспечение рабочей программы и образовательных областей………………………………………………………………………………………………..25
I. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей, как одну из центральных задач работы детского сада. Психолого-педагогическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.
Данная программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для работы с детьми 4 - 5 лет с задержкой психического развития.
Нормативно-правовой и документальной основой коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с ОВЗ являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
- Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29.12.2010 № 189 (ред. от 29.06.2011) с изменениями и дополнениями.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.3286-15», «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ» от 10.07.2015 № 26.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» от 10.01.2014г. № 08-5.
Рабочая программа составлена с учетом специфических особенностей психического развития ребенка с ЗПР, ведущих мотивов и потребностей детей дошкольного возраста, характера ведущей деятельности, социальной ситуации развития воспитанников.
Дети с ЗПР относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. Коррекционная работа с детьми с ЗПР дошкольного возраста осуществляется в рамках групп общеразвивающей направленности.
1.2. Цели и задачи коррекционного обучения детей с задержкой психического развития.
Цели и задачи РП
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Задачи:
- развивать у детей интерес к окружающему миру, стимулировать развитие познавательной активности;
- развивать когнитивные процессы и функции: восприятие, внимание, память, мышление;
- развивать элементарную наблюдательность детей, их желание и умение наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире;
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать сенсорно-перцептивные способности детей;
- закреплять умение детей определять пространственное расположение предметов относительно себя, ориентироваться на листе бумаги;
- продолжать формировать элементарные математические представления;
- развивать мелкую моторику, координацию обеих рук, зрительно-двигательную координацию детей;
- повышать речевую активность детей, развивать коммуникативную функцию их речи на занятиях, в играх, в бытовых ситуациях, стимулировать детей к общению с взрослыми и сверстниками;
- учить детей элементарным операциям внутреннего программирования с опорой на реальные действия на вербальном и невербальном уровнях;
- учить детей элементарному планированию, выполняя какие-либо действия с помощью взрослого и самостоятельно;
- обогащать и совершенствовать умения детей играть с предметными и образными игрушками, развивать способность детей брать на себя роль и действовать в соответствии с нею, закреплять умение детей играть совместно с взрослым и сверстниками в различные игры;
- стимулировать развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Содержание программного материала построено в соответствии с концентрическим принципом. Знакомство детей с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, т.е., содержание одной и той же темы раскрывается в следующей последовательности: предметная, функциональная, и смысловая стороны, сфера отношений, причинно-следственных, временных, и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами, а повторы в работе с детьми позволяют сформировать у них достаточно прочные знания и умения, обеспечивают их применение в разных видах деятельности.
1.3. Принципы коррекционного обучения детей с задержкой психического развития.
Исходя из требований ФГОС при создании РП учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка с ЗПР, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности);
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
- возможности освоения ребенком с ЗПР программы на разных этапах ее реализации;
- специальные условия для получения образования детьми с ЗПР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа должна быть направлена на:
- преодоление нарушений развития ребенка с ЗПР, оказание ему квалифицированной помощи;
- разностороннее развитие ребенка с ЗПР с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Основные принципы:
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Сотрудничество с семьей.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.4. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с ЗПР.
Непосредственно-образовательная деятельность - одна из основных форм воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях. Для неё отведено место в режиме дня, определено программное содержание. Для детей с задержкой психического развития проводятся занятия: с подгруппой детей, индивидуальные. Каждая из указанных форм занятий имеет большое общеразвивающее и коррекционное значение.
- Занятия по развитию речи на ознакомлении с окружающим миром, развитие лексико-грамматического строя и связной речи.
- Занятия по формированию элементарных математических и сенсорных представлений.
Содержание педагогической работы с детьми с ЗПР определяется целями и задачами коррекционно – развивающего воздействия, которое организуется в три этапа, соответствующих периодизации дошкольного возраста.
Характер такого взаимодействия обусловлен содержанием работы, методами, приемами и применяемыми видами деятельности.
Особенность коррекционно – развивающей работы с детьми с ЗПР состоит в необходимости индивидуального и дифференцированного подхода, снижения темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к уже изученному материалу, развития самостоятельности и активности детей.
В образовательной области «Познавательное развитие» выделены направления коррекционно-педагогической работы, которые способствуют решению задач поэтапного формирования способов ориентировочно-исследовательской деятельности и способов усвоения ребенком общественного опыта:
- Сенсорное воспитание.
- Формирование мышления.
- Формирование элементарных количественных представлений.
- Ознакомление с окружающим.
- Развитие речи и формирование коммуникативных способностей.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие»
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» обеспечивает повышение познавательной активности детей с ЗПР, обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта, формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений об окружающем мире и формирование элементарных математических представлений. В процессе разнообразных видов деятельности дети узнают о функциональных свойствах и назначении объектов, учатся анализировать их, устанавливать причинные, временные и другие связи и зависимости между внутренними и внешними пространственными свойствами. При этом широко используются методы наблюдения за объектами, демонстрации объектов, элементарные опыты, упражнения и различные игры.
Формирование социально-личностных представлений и коммуникативных навыков
Основные задачи этапа:
- формировать любознательность детей, их желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире;
- формировать познавательные установки: «Почему это происходит?», «Почему он такой (по цвету, по форме, по величине и т.д.)?»;
- развивать диалогическую и монологическую речь детей, поддерживая инициативные диалоги между ними, стимулируя их, создавая коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор, побуждая рассказывать о своих впечатлениях, высказываться по содержанию литературных произведений;
- знакомить детей с занятиями и трудом взрослых;
- закреплять у детей «Образ Я», формировать представления о собственных возможностях и
умениях («у меня – глаза – я умею смотреть», «это мои руки – я умею…» и т.д.);
- формировать у детей представления о безопасном образе жизни: о правилах поведения на улице, о правилах пожарной безопасности, о правилах здорового образа жизни, о поведении в быту с последующим выделением наиболее значимых для обучения основам безопасности жизнедеятельности ситуаций и объектов;
- привлекать внимание детей к различным видам социальных отношений, учить передавать их в сюжетно-ролевых и театрализованных играх;
- развивать способность детей выражать свое настроение, потребности с помощью различных пантомимических, мимических и других средств;
- развивать стремление детей передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений;
- расширять и углублять представления о разных местах обитания и образе жизни, способах питания животных и растений;
- формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, с одной стороны, внешними и функциональными свойствами – с другой, в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
- расширять и закреплять представления детей о предметах быта, необходимых в жизни человека (одежда, обувь, мебель, посуда и др.);
- расширять и закреплять представления детей о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт и др.);
- углублять и расширять представления детей о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег,
дождь) и сезонных и суточных изменениях (лето-зима, весна-осень, день-ночь, утро-вечер), связывать их с изменениями в жизни людей, животных, растений;
- формировать экологические представления детей, знакомить их с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, восстановительной);
- развивать у детей сенсорно-перцептивную способность, исходя из принципа целесообразности и безопасности, обучать детей выделению знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус;
- расширять представления детей о праздниках (Новый год, День рождения, Рождество, Пасха, Масленица, Проводы осени, спортивный праздник);
- поддерживать эмоционально положительные состояния детей и проводить профилактику эмоциональных срывов, предупреждая утомления детей.
Формирование элементарных математических представлений
Основные задачи этапа:
- стимулировать желание детей после предварительного тактильного и зрительного обследования предметов использовать пантомимические средства для демонстрации величины, формы, протяженности, удаленности предметов;
- формировать представления детей о независимости количества элементов множества от их пространственного расположения и качественных признаков;
- формировать у детей элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
- формировать у детей сенсорно-перцептивные способности: узнавать количество предметов, форму, величину на ощупь, зрительно, количество хлопков (ударных звуков) на слух;
- формировать у детей операционально-техническую сторону деятельности: действовать двумя руками, одной рукой (удерживать, приближать, поворачивать, расставлять игрушки или раскладывать картинки в ряд, брать их по одной, убирать счетный материал, геометрические фигуры и т. п.);
- развивать у детей зрительно-двигательную координацию, учить их прослеживать взглядом за движением руки, игрушками, расположением картинок и т. п.;
- знакомить детей с цифрами 1, 2, 3…(в пределах 5) и соотносить их с соответствующим количеством пальцев и предметов, изображать эти цифры (рисовать, конструировать, лепить и т. п.);
- развивать у детей умение определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди – сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной);
- формировать у детей умение соотносить плоскостные формы и пространственные объекты в процессе игр и игровых упражнений;
- формировать у детей умение образовывать множества из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений; группировать предметы в множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты), по величине (большой – маленький, широкий – узкий, высокий – низкий), по количеству (в пределах пяти);
- учить детей вычленять анализируемый объект, видеть его во всем многообразии свойств, определять элементарные отношения сходства с другими объектами и отличия от них;
- формировать у детей представления о времени: на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) учить их узнавать и называть реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).
Развитие речи и профилактика речевых нарушений.
Основные задачи этапа:
- стимулировать познавательную активность детей, расширять и систематизировать их знания об окружающем мире;
- совершенствовать базисные для психического и речевого развития детей функции, межфункциональное взаимодействие;
- развивать целостное представление детей о пространстве, понимании расположения объектов во внешнем пространстве, умение определять расположения предметов по отношению к себе и применять слова, обозначающие взаимоотношения предметов в пространстве;
- активизировать и расширять словарный запас детей, в том числе на основе развития словообразовательных процессов, преодоления разрыва в объеме пассивного и активного словаря детей, уточнения понимания значения слов, преодоления неточного и недифференцированного использования слов, развития представлений об антонимических отношений между словами, увеличения в словаре количества обобщенных слов;
- развивать активное, осмысленное восприятие речи, особенности анализировать речь взрослых на основе совершенствования познавательной деятельности детей, формирования понятий и развития семантического компонента языковой способности;
- развивать способности детей к восприятию текста как смыслового и содержательного единства;
- развивать речемыслительную деятельность детей: совершенствовать усвоенные ими видовые и родовые понятия; закреплять навыки обобщения; формировать у детей способности выделять существенные детали различных предметов на наглядном уровне, сравнивать предметы, выделять различные и сходные признаки; формировать способности детей к описательному определению понятий, к установлению временных последовательностей, к пониманию причинно-следственных связей;
- совершенствовать соматогнозис: способности чувствовать части тела, умение управлять ими, называть их, развивать произвольную мимику детей;
- развивать тактильные ощущений детей, стереогноз;
- развивать произвольную регуляцию двигательной активности детей: выполнение произвольных движений частями тела в соответствии с инструкцией; выполнение серии последовательных движений (удержания двигательной программы) с подключением проговаривания;
- развивать произвольную регуляцию моторики руки с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук;
- формировать двигательные стереотипы в ходе развития зрительно-моторной координации, тактильной и двигательной памяти детей;
- развивать кинестетические ощущения, возникающие при движении органов артикуляции и их положении;
- формировать кинетическую и кинестетическую основу артикуляционных движений с помощью динамических и статических упражнений;
- формировать правильное использование детьми в речи продуктивных грамматических форм слов и словообразовательных моделей;
- расширять набор используемых детьми типов предложений, синтаксических конструкций, видов синтаксических связей и средств их выражения;
- формировать у детей первичные навыки осознанного анализа речи и языковых единиц;
- развивать общие речевые навыки детей, в том числе правильного произношения звуков речи, правильного воспроизведения звукослоговой структуры слов;
- стимулировать детей к общению, совершенствовать навык диалогической речи, формировать у детей первичные навыки самостоятельного развернутого высказывания на основе рассказа-описания, пересказа;
- развивать планирующую и обобщающую функции речи путем обучения детей и стимулирования их к вербальному программированию предстоящих действий, речевому сопровождению этапов деятельности и оценке ее результатов;
- совершенствовать навыки узнавания предметов (картинок) на основе восприятия слов (их наименований);
- формировать связи действий и движений детей с глаголами;
- развивать целостное и аналитическое восприятие изображенных на картинках ситуаций, понимания взаимоотношений между предметами (объектами), явлений, связанных причинно-следственными зависимостями (параллельно с развитием наглядно-образного мышления и речи);
- развивать умения детей понимать эмоции в процессе вербальной и невербальной коммуникации;
- стимулировать детей к дифференцированным эмоциональным проявлениям, связанным с преодолением собственных затруднений, с оценкой поступка или деятельности, с эмоциональным состоянием людей и сказочных животных;
- знакомить детей с литературными произведениями (простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями), обучая разыгрыванию их содержания по ролям;
- развивать понимание детьми интонации;
- развивать навыки детей слушания художественных произведений (стихов, сказок, рассказов), понимания вопросов по прослушанному тексту;
- развивать слухоречевую память детей на материале текстов художественных произведений;
- развивать слуховое внимание и слуховой гнозис детей, способности дифференцировать звучания по силе, высоте, тембру, развивать чувства ритма и темпа;
- формировать фонематическое восприятие детей;
- развивать межмодальное взаимодействие: ритмическое, двигательное, тактильное, зрительное, слухоречевое;
- формировать ориентировочно-исследовательскую деятельность детей, умения работать по образцу и осуществлять перенос способа действия из одной ситуации в другую;
- развивать интерес и эмоциональное отношение детей к процессу познавательно-речевой деятельности, его результату;
- формировать навыки программирования детьми предстоящих действий с помощью вербализации этапов деятельности;
- развивать у детей навыки самооценки в деятельности.
1.5. Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы с задержкой психического развития.
Возраст 4-5 лет.
Проблемы в психическом и физическом развитии детей в этом возрасте проявляются особенно ярко. У всех обнаруживается запаздывание в сроках овладения основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание), отсутствие гибкости и плавности движений (скованность движений, их неритмичность), замедленность темпа движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы и др.
Вследствие несформированности самоконтроля дети не замечают неправильного выполнения действий, самостоятельно не улавливают ошибки, нуждаясь в поддержке взрослого. Однако, как правило, многократное повторение действий улучшает качество их выполнения.
Слабо развитые, замедленные и неточные тонкие дифференцированные движения ладони и пальцев рук, несогласованность движений обеих рук затрудняют процесс овладения дошкольниками с ЗПР всеми видами деятельности.
Особенности эмоциональной сферы проявляются полярно: у некоторых детей отсутствуют выраженные эмоциональные проявления (они вялы, пассивны), у других, наоборот, отмечается выраженная неконтролируемая экспрессия, несдержанность в эмоциональных реакциях в любых ситуациях.
Побуждаемые педагогом, дети с ЗПР проявляют желание принимать участие в совместной деятельности, а иногда и непродолжительную активность, прежде всего, на музыкальных занятиях и занятиях физкультурой.
Относительно сформированными, по сравнению с другими, являются навыки самообслуживания, однако практически все дети четвертого года жизни самостоятельно ими не владеют. При этом к пяти годам многие способны ими овладеть.
Младший дошкольник с ЗПР не проявляет интерес к игрушкам или на короткое время его привлекает их внешний вид, а не возможность действовать с ними. Самостоятельные действия дошкольников с ЗПР с игрушками стереотипны, но преимущественно адекватны.
Лишь в начале четвертого года жизни у детей начинает появляться интерес к предметам, к игрушкам, что способствует ознакомлению с их свойствами и отношениями. Однако восприятие имеет ряд особенностей, таких как: замедленность, фрагментарность, малый объем, низкий уровень избирательности и константности, слабая дифференцированность и несамостоятельность. При поступлении в ДОУ дети с ЗПР крайне слабо информированы: не знают названия предметов, их функционального назначения, не владеют способами действий с ними и не стремятся к их познанию и использованию.
Нарушения речи у детей с ЗПР различного генеза имеют системный характер и распространяются на функции речи: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Даже те дети, которые владеют речью, недостаточно активно ею пользуются в процессе деятельности или общения.
Мышление детей с ЗПР формируется в условиях неполноценного чувственного познания, недоразвития речи, ограниченной практической деятельности. Они не умеют решать задачи на уровне наглядно-действенного мышления, т.к. они очень часто не осознают наличия проблемной ситуации, не осуществляют поиск решения, а в тех случаях, когда понимание в целом есть, не связывают поиски решения с необходимостью использования вспомогательных средств.
1.6. Этапы, сроки, механизмы реализации рабочей программы.
Функционально-системный подход связан с определением этапов и сроков, механизмов реализации рабочей программы.
Этапы:
Учебный год начинается первого сентября и условно делится на три периода:
I период - подготовительный период: сентябрь (1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации),
II период - основной период: октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель – реализация программ коррекционной работы;
III период - обобщающий, заключительный период: май (2-я половина мая – диагностическое обследование, мониторинг по итогам учебного года).
Механизм реализации
Алгоритм коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ (по О.А. Степановой)
Этап | Основное содержание | Результат |
Организационный | Исходная психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями в развитии. Формирование информационной готовности педагогов и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. | Составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ помощи ребенку с нарушениями в развитии. Составление программ групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру нарушения и (или) уровень речевого развития. Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями в развитии. |
Основной | Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах. Психолого-педагогический мониторинг. Согласование, уточнение (при необходимости - корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. | Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей с ЗПР отклонений в развитии. |
Заключительный | Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы с ребенком (группой детей). Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив выпускников группы для детей с нарушениями в развитии. | Решение о прекращении коррекционно-развивающей работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых (подгрупповых) программ и продолжение коррекционно-развивающей работы. |
1.7. Планируемые результаты, как ориентиры освоения воспитанниками программы
(средняя группа)
- Считает в пределах 5. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными, отвечает на вопросы «сколько всего»; «который по счету».
- Сравнивает количество предметов в группах.
- Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте), проверяет точность путем наложения и приложения. Размещает в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты.
- Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.
- Выражает словами местонахождения предметов по отношению к себе, предметам.
- Различает и называет геометрические фигуры; знает некоторые особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон).
- Сравнивает предметы по цвету, форме и величине.
- Определяет положение предметов в пространстве. Ориентируется на листе бумаги.
Различает верх, низ, левую, правую часть, середину. Понимает смысл слов: между, за, перед, раньше, позже.
- Понимает значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов (верх-низ, правое - левое, спереди - сзади).
- Называет времена года, отмечает их особенности.
- Знает дни недели.
- Называет утро, день, вечер, ночь.
- Называет разные предметы, которые окружают, знает их назначение.
- Различает и называет некоторые растения, диких и домашних животных, птиц ближайшего окружения.
- Умеет составлять рассказы – описания любимых игрушек, рассказы по сюжетной картине, понимает позу, настроение персонажей, изображенных на картине.
II.Содержательный раздел
2.1. Основные направления работы.
Программа коррекционной работы на ступени дошкольного образования включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают ее основные направления:
-диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях дошкольного учреждения;
-коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ЗПР.
-консультативная и информационно-просветительская работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции развития. Работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса.
2.2. Диагностическая деятельность.
Целью диагностической работы является своевременное выявление проблем и трудностей, причин отклонений в развитии детей, определение компенсаторных возможностей.
Задачи психолого-педагогической диагностики:
- Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.
- Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля.
- Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей.
- Изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей обучающихся.
- Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.
- Системный контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка.
- Анализ успешности индивидуально ориентированной психолого – медико – педагогической работы.
Диагностическое направление работы включает в себя: первичное обследование и итоговое.
- Первичная (стартовая) диагностика, направлена на определение уровня «актуального» и «зоны ближайшего развития» ребёнка. По результатам данной диагностики определяются потребности в коррекционной работе с каждым воспитанником.
- Основная цель итоговой диагностики - определить характер динамики развития ребёнка, оценить эффективность коррекционной работы за учебный год, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития каждого воспитанника.
По результатам первичного и итогового диагностического обследования ребёнка составляется информация о динамике его развития.
Содержание диагностической работы
№ | Содержание работы | Временные рамки |
1 | Дефектологическое обследование детей дошкольной группы: определение особенностей социально-эмоционального, сенсорного, психомоторного и познавательного развития детей, оформление дефектологических карт. | Сентябрь, май |
2 | Профилактическая работа по выявлению сочетанных нарушений в развитии (осложненные формы ЗПР и др.), нарушений социально-эмоционального развития (расстройств аутистического спектра и др.) и речемыслительной деятельности (умственной отсталости) у детей | В течении года, по запросу родителей, май |
3 | Работа в психолого-педагогическом консилиуме ДОУ. | По графику работы консилиума |
2.3. Коррекционно-развивающая работа.
Направление коррекционно - развивающей работы:
- обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии детей;
- формирование универсальных учебных действий детей (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Содержание коррекционно-развивающей работы:
В соответствии со спецификой профессиональной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» ФГОС дошкольного образования выдвинута в рабочей программе на первый план, так как напрямую связана с реализацией профессиональных функций.
В содержании работы выделяются следующие блоки:
- сенсорное развитие:
- формировать представления о форме, цвете, размере и способах обследования объектов и предметов окружающего мира;
- формировать сенсорную культуру;
- развитие познавательно-исследовательской, предметно-практической деятельности:
- формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;
- развивать познавательно-исследовательскую (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) деятельность;
- формирование элементарных содержательных представлений: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях);
- формирование первичных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора:
- формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об их взаимосвязях и закономерностях;
- поддержка детской инициативы и самостоятельности в проектной и познавательной деятельностях.
Для детей с ЗПР данные задачи конкретизируются с учетом особенностей их развития.
1. Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ЗПР развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. Кроме того, в рамках данного раздела работы происходит развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленных на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательную координации для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:
- формирование и совершенствование перцептивных действий;
- ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
- развитие внимания, памяти;
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
- развитие воображения и творческой активности.
3. Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве. При этом выделяются следующие модули содержания работы:
- Количество и счет.
- Ориентировка в пространстве.
- Ориентировка во времени.
Программа предусматривает определение оптимального педагогического маршрута:
- Выбор оптимальных для развития детей коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения детей с задержкой психического развития в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно - развивающих занятий, необходимых для преодоления ЗПР;
- Обеспечение индивидуального сопровождения детей с ЗПР в дошкольном учреждении;
- Социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
На каждом занятии допускается использование элементов творчества со стороны педагога, опираясь на уровень знаний, умений, зрительных возможностей детей, внося приемы индивидуально-дифференцированного подхода.
Для мотивации детей на каждом занятии используются игровые приемы, сюрпризные моменты, появление героя и др.
Во время проведения занятия учитываются специальные условия:
- чередуются задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов и их изображений, чтобы избежать излишней фиксированности внимания детей на выделении одного из свойств в ущерб другим;
- система игр построена на основе усложнения материала и его модификации.
Игры повторяются несколько раз в зависимости от степени усвоения знаний детьми. При первых признаках утомления ребенка происходит переключение на другой вид деятельности. На протяжении всего занятия действия ребенка поощряются
Игровые задания посильные, понятные и в тоже время, содержащие элементы трудности для того, чтобы ребенок мог приложить усилия, проявить терпение для достижения цели.
Для повышения активности детей в процессе занятий, после каждого задания, дети переводятся из положения «сидя» в положение «стоя» и наоборот.
По результатам коррекционных занятий учитель - дефектолог дает рекомендации воспитателям, другим педагогам и родителям о закреплении коррекционных задач, которые они реализуют в ходе различных видов деятельности.
2.4. Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников
Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребёнка и её влияние на его развитие, на формирование личности велико. В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-дефектолога с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции высших психических функций. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным. Одним из важных условий реализации основной образовательной программы является сотрудничество педагогов с семьей: дети, педагоги, воспитатели и родители – главные участники образовательных отношений. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
∙ единый подход к процессу воспитания ребёнка, создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду;
∙ открытость дошкольного учреждения для родителей, дифференцированный подход к каждой семье;
∙ взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей, уважение и доброжелательность друг к другу;
∙ равно ответственность родителей и педагогов.
Задачи работы учителя-дефектолога и воспитателей по взаимодействию с родителями:
∙ Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
∙ Объединить усилия для развития и воспитания детей;
∙ Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
∙ Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:
∙ Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей.
∙ Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов:
- выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с детьми, имеющих ЗПР, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных
методов и приёмов работы с детьми, имеющих задержку психического развития;
- консультативная помощь семье в вопросах выбора приёмов коррекционного обучения детей, имеющих ЗПР.
Для эффективного решения данных задач педагогам необходимо лучше знать каждую семью, учитывая: роль всех членов семьи в воспитании ребёнка; тип семейного воспитания; позицию, занимаемую родителями по отношению к ребёнку. Родители предъявляют разные требования к ребёнку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестёр.
2.5. Организация системы взаимодействия учителя-дефектолога со специалистами ДОУ.
Учитель-дефектолог ведет свою работу в тесной взаимосвязи с другими специалистами:
- Воспитателями группы – включение воспитателей в процесс коррекционно-развивающей работы, обмен результатами педагогической диагностики, обсуждение и формирование единых требований к воспитанникам группы, взаимодействия для закрепления знаний, умений и навыков детей, сформированных на индивидуальных и подгрупповых занятиях, посещение консультаций и практикумов.
- Учителем-логопедом – обсуждение результатов диагностики, взаимодействие при разработке индивидуальных образовательных маршрутов детей, взаимодействие при разработке содержания НОД, посещение консультаций и практикумов.
- Психологом – обмен результатами психолого-педагогической диагностики, организация круглых столов по вопросам динамики развития детей, участие в Психолого-педагогическом консилиуме, посещение консультаций и практикумов.
- Музыкальным руководителем – посещение занятий, оказание помощи в подготовке к праздникам, обсуждение речевого материала к тематическим праздникам и мероприятиям, посещение консультаций и практикумов.
- Инструктором по физической культуре – посещение занятий, оказание помощи при подготовке к спортивным мероприятиям, обмен результатами диагностики, посещение консультаций и практикумов.
2.6. Календарно-тематический план по ознакомлению с окружающим миром.
(средняя группа)
Месяц | Тема | Развернутое содержание работы |
Сентябрь | Диагностика | - |
Диагностика | - | |
«Детский сад» | Дать знания о названиях и назначении помещений детского сада, о труде воспитателя, логопеда, учителя-дефектолога, врача, медсестры. | |
«Игрушки» | Формировать обобщающее понятие «игрушки», умение описывать предмет и узнавать его по описанию. | |
Октябрь | «Осень» | Формировать знания о временах года; систематизировать представления об осени, отличительных признаках осени. |
«Овощи» | Формировать представления детей об овощах, развивать умение различать овощи по вкусу, на ощупь, формировать умение составлять рассказ описание. | |
«Фрукты» | Формировать представления детей о фруктах, умение составлять загадки-описания фруктов, закрепить понятие «фрукты». | |
«Сад-огород» | Формировать представление об овощах и фруктах, умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | |
«Грибы. Лес» | Формировать знания детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью, закреплять знания о желтом, зеленом, красном цветах в природе. Формировать представления о значении леса в жизни человека, формировать представление о грибах. | |
Ноябрь | «Перелетные птицы» | Формировать у детей знания о перелетных птицах. Познакомить с условиями жизни птиц осенью. Формирование умения образования имен существительных мн.ч., употребление категории Р.п. |
«Одежда» | Формировать представление о видах одежды. Закреплять обобщающее понятие «одежда». | |
«Посуда» | Познакомить с названием и назначением отдельных предметов посуды. | |
«Продукты» | Познакомить детей с продуктами, их назначением, принадлежностью и свойствами. | |
Декабрь Январь | «Время года Зима» | Познакомить детей с основными признаками зимы. Воспитывать умение одеваться по погоде. |
«Зимние забавы» | Познакомить детей с зимними забавами. | |
«Зимующие птицы» | Формировать представления о зимующих птицах, об условиях жизни птиц. | |
«Новый год» | Познакомить с особенностями предстоящего праздника | |
«Домашние животные и их детеныши» | Формировать знания о домашних животных и их детенышах. (Внешние признаки, чем питаются, условия проживания, как подают голоса, какую пользу приносят) | |
«Дикие животные» | Знакомить детей с дикими животными. (Внешние признаки, чем питаются, условия проживания.) | |
Февраль | «Животные Севера » | Познакомить детей с животными холодных стран. (Внешние признаки, чем питаются, условия проживания.) |
«Профессии и инструменты» | Познакомить детей с трудом воспитателя, помощника воспитателя, педагога-дефектолога, музыкального руководителя, медсестры. Дать детям знания об инструментах. | |
«День защитника отечества» | Формировать представление о военных профессиях (летчик, танкист, моряк, пограничник). | |
«Транспорт» | Познакомить детей с разными видами транспорта (водный, воздушный, наземный) | |
Март | «8 Марта. Женские профессии» | Формировать представления о празднике «8 марта». Воспитывать уважение и любовь к членам семьи, познакомить с некоторыми женскими профессиями. |
«Времена года. Весна». | Формировать представление детей о весенних изменениях в природе, умение находить признаки весны в окружающей природе. | |
«Весенние цветы» | Познакомить с видами весенних цветов. | |
«Животные жарких стран» | Познакомить детей с животными жарких стран. (Внешние признаки, чем питаются, условия проживания.) | |
Апрель | «Мебель» Форма предметов. | Познакомить с основными видами мебели. Формировать умение соотносить геометрические фигуры с формой реальных предметов и их изображений. |
«День космонавтики» | Дать детям конкретные знания о космосе, рассказать о первом космонавте. | |
«Бытовые приборы» | Познакомить детей с бытовыми приборами, их назначении. | |
«Семья» | Формировать представления детей о семье. | |
«Человек. Наше тело» | Формировать представление о теле человека, назначении его частей и функций. | |
Май | «День Победы» | Формировать у детей представление о Великом и светлом празднике – День Победы. |
«Лето. Насекомые» | Формировать представления о насекомых. | |
Диагностика | ||
Диагностика |
Календарно-тематическое планирование работы по ФЭМП
(средняя группа)
месяц | тема | Задачи |
Сентябрь | Диагностика | - |
Диагностика | - | |
«Один – много» | Сравнение множеств, установление соответствия между ними. «Большой – маленький»; «один-много», «несколько». | |
«Верх-низ». Круг. | Развивать умение ориентироваться в пространстве, составлять круг из частей. | |
Октябрь | Сравнение чисел. Счет по образцу. Квадрат. | Установление соответствия между числом и количеством предметов. «Большой - маленький –поменьше». Формировать умение сравнивать числа, считать по образцу. |
Ознакомление с цифрой 1. | Формировать представление о цифре 1. Слева, посередине, справа. Круг, квадрат. | |
Цифра 1. Треугольник. | Формировать представление о цифре 1. Формировать понятия «большой», «маленький», «одинаковые». Учить составлять треугольник из частей. | |
Цифра 2. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «далеко», «близко». | Формировать представление о цифре 2. Формировать представление о понятиях, «далеко», «близко». Развивать умение устанавливать последовательность событий. | |
Цифра 2. Понятия «короткий -длинный». | Формировать представление о цифре 2. Понятия «короткий - длинный». | |
Ноябрь | Цифра 3. Времена года. | Формировать представление о цифре 3. Формировать умение по образцу и слову, устанавливать последовательность событий. |
Сравнение чисел 3 и 4. Понятия «широкий - узкий». | Формировать умение соотносить количество предметов с цифрой. Формировать умение находить похожие предметы в окружающей обстановке. | |
Независимость числа от пространственного расположения предметов. | Формировать представление о числовом ряде. Развитие пространственного восприятия. | |
Счет по образцу. Сравнение смежных чисел. Установление равенства. Круг, овал. | Формировать умение видеть и устанавливать равенства между двумя группами предметов, отсчитывать предметы по образцу. | |
Декабрь | Цифра 4. Понятия «большой, поменьше и самый маленький» | Формировать представление о цифре 4 и понятия: «большой, поменьше, самый маленький» |
Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4. Понятия: «право- лево» | Повторение. Формирование понятий «право-лево». | |
Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4. Счет по образцу. Понятия «далеко - близко». | Формирование умения счета по образцу. Сравнение чисел 3 и 4.Сформировать понятия «далеко, близко» | |
Соотнесение цифры с количеством предметов. Квадрат. Понятия «Вверху, внизу, слева, справа, под». | Развивать умение находить предметы похожие на заданную фигуру. Формировать умения определять положение предметов по отношению к себе. | |
Январь | Цифра 5. Понятия «слева, справа». Сравнение, установление закономерностей. | Формировать представление о цифре 5, умение сравнивать количество предметов путем увеличения или уменьшения их количества и устанавливать закономерности. |
Цифра 5. Сравнение чисел 4 и 5. Соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Понятия «быстро-медленно». | Формировать умение сравнивать количество предметов путем увеличения или уменьшения их количества. Формировать умение находить похожие предметы в окружающей обстановке. | |
Порядковые числительные. Ориентировка на листе бумаги. Овал, круг, квадрат, треугольник. | Формировать умение считать предметы порядковым счетом. Развивать умение находить предметы похожие на заданную фигуру. | |
Февраль | Независимость числа от расположения в пространстве. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. | Формировать представление о независимости числа от пространственного расположения предметов. Формировать умение находить похожие предметы в окружающей обстановке. |
Независимость числа от величины предметов. Понятия «Широкий - уже, еще уже, самый узкий». | Формировать представление о независимости числа от величины предмета. Сравнение предметов, обозначение словами: «широкий, уже, еще уже, узкий». | |
Счет по образцу. Цифры 1,2,3,4,5. Соотнесение цифры с числом. Понятие «вчера, сегодня, завтра». Объёмные тела. | Формирование умения счета по образцу. Сравнение смежных чисел. Соотнесение числа, количества и цифры. Развивать умение устанавливать последовательность событий. | |
Порядковые числительные. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Геометрические фигуры. | Упражнять в порядковом счете. Соотнесение числа, количества и цифры. Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры. | |
Март | Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Понятия «слева, справа, посередине». | Формировать умения определять положение предметов по отношению к себе. Соотнесение числа, количества и цифры. |
Порядковые числительные. Счет по образцу. «Влево, вправо». | Формировать умения определять положение предметов по отношению к себе. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. | |
Независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера. | Развитие пространственного восприятия. Формировать представление о независимости числа от пространственного расположения предметов. | |
Порядковый счет. Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. | Упражнять в порядковом счете в пределах 5. Закреплять умения определять положение предметов по отношению к себе. | |
Апрель | Счет по образцу. Числа и цифры 1,2,3,4,5 | Соотнесение числа, количества и цифры. Продолжать упражнять в порядковом счете. |
Числа и цифры 1,2,3,4,5. Порядковый счет. Ориентировка на листе бумаги. | Формировать умение сравнивать количество предметов путем увеличения или уменьшения их количества. Продолжать упражнять в порядковом счете. | |
Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами. | Соотнесение числа, количества и цифры в пределах 5. Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры. | |
Соотнесение количества предметов с цифрой. Закрепление знаний о цифрах. Понятия «слева, справа» | Соотнесение числа, количества и цифры в пределах 5. Продолжать формировать представления о понятиях «слева - справа». | |
Закрепление знаний о цифрах в пределах 5. Понятия «широкий - узкий». Времена года | Сравнение предметов, обозначение словами: широкий, узкий. Развивать умение устанавливать последовательность событий. | |
Май | Закрепление знаний о цифрах в пределах 5. Понятия «далеко-близко». Развитие глазомера. | Соотнесение числа, количества и цифры в пределах 5. Продолжать формировать понятия «далеко, близко». |
Закрепление знаний о цифрах в пределах 5. | Закрепление и обобщение пройденного материала. | |
Диагностика | - | |
Диагностика | - |
III. Организационный раздел.
3.1. Материально-технические условия: оснащение кабинета и документационное обеспечение
Кабинет специалиста имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:
- Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
- Информационная зона для педагогов и родителей.
- Зона индивидуальной коррекции речи и психического развития.
- Зона подгрупповых занятий.
С точки зрения оснащения кабинета и организации рабочего места специалиста в нем содержатся:
1. Документы.
- Инструктивно-нормативные документы (законы, постановления, положения, концепции).
- Программы и материалы, дополняющие программы.
- Документация учителя-дефектолога образовательной организации
2. Диагностический материал (материал для обследования речи и интеллекта, систематизированный по возрастам и разделам: альбомы, папки, коробки).
3. Материал для проведения консультаций (материал по работе с родителями, воспитателями, педагогами: статьи, наглядность, планирование, материал из журналов, книг и т.д.)
4. Методический раздел.
5. Наглядно-дидактический материал (наглядно-дидактические материалы и пособия, сгруппированные по блокам).
6. Оборудование.
Для детей с нарушением интеллекта и ЗПР необходимы:
1) предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей;
2) набор предметов-орудий: палочки с различными рабочими концами: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, палочкой с концом типа вилки и др.; коробки-вкладыши разных размеров; бочки-вкладыши; матрешки трех-пятиместные; столики с втулками; коляски с рукоятками; тележки, машины; лоточки для скатывания шариков; лотки для прокатывания автомобилей; тележки со стержневыми и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него; вкладыши по типу досок Сегена; игрушки с крепящимися деталями; пластмассовые и деревянные прищепки различной величины и основа для них (контур елки, круг-солнце, основа туловища для бабочки, корзинка) и др. интерактивное оборудование для развития внимания, восприятия, памяти и мышления.
3) набор сюжетных и дидактических игрушек и картинок: картинки с изображением различных предметов, игрушек, сказочных ситуаций и т. п.; иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей; настольные театры из дерева или картона по народным и авторским сказкам.
4) различные варианты работы с моделями (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации), схемы и алгоритмы действий, модели последовательности рассказывания, описания, модели сказок;
5) варианты изменения пространства (за счет ширм, мягких модулей, наборов игр для театрализации, индивидуальных столов с изменяющимся углом наклона и закрепленной подставкой для ручек, карандашей, мягкий матрас с различными застежками, липучками, шнуровками и др.).
3.2. Методическое обеспечение рабочей программы и образовательных областей.
1. Развитие сенсорной сферы детей. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. М.: Просвещение 2009 г.
2. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей. Павлова Л.И., Маврина И.В., Малышева Л.А. М.: Гном и Д 2002 г.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. Под ред. Л. А. Венгера М.: Просвещение 2005 г.
4. Коррекционно-развивающие занятия: средняя группа. Шарохина В.Л. Катаева Л.И. Национальный книжный центр 2011 г.
5. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Стребелева Е.А.
Владос 2014 г.
6. Интеллектуальное развитие детей 4 - 5 лет. Сорокина Л.И Владос 2014 г.
7. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Стребелева Е.А. Владос 2014 г.
8. Коррекционно-развивающие занятия: младшая и средняя группы. Шарохина В.Л. Национальный книжный центр 2011 г.
9. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности. Учебно-методическое пособие Цикото Г.В. Парадигма 2013 г.
10. Как стать самостоятельным. Формирование бытовой компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие Лыкова-Унковская Е.С. Парадигма 2016 г.
11. Коррекционно-педагогическая работа по развитию психомоторных способностей дошкольников Мухина С.Н. Перспектива 2016 г.
12. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий
Цыганок А. А., Виноградова А. Л., Константинова И. С. 2018 г.
Наглядный и демонстрационный материал, тетради для самостоятельной работы
1. Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Генезис 2012 г.
2. Тетрадь по сенсорному развитию. Цвет, Форма, Величина/ Т. В. Лисовская, В. Л. Тучковская.
3. Что за чем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет. Кагарлицкая Г.С. Генезис 2011 г.
4. Найди лишнюю картинку. Безрукова О.А. Нурминский Е.В. Русская речь 2016 г.
5. В гости к волшебнику. Игра-путешествие для детей дошкольного и младшего школьного возраста + методическое пособие Минаева М.С. Генезис 2018 г.
6. Демонстрационный материал "Конструируем в зимний период" И.А.Лыкова ИД «Цветной мир» 2015 г.
7. Тетрадь по математике для детского сада И. А. Морозова и М. А. Пушкарева Мозаика-Синтез, 2009 г.
8. Интеллектуальное развитие детей 4-5 года. Конспекты практических занятий. Сорокина Л.И Владос 2014 г.
9. Наглядный материал. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии Стребелева Е.А. Владос 2014 г.
10. Весна. Игры-читалки, игра-бродилка и викторины о временах года для детей 4-8 лет. ФГОС ДО Н.Ю. Костылева Сфера 2015 г.
11. Математика для детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к раб. тетр. "Я считаю до пяти". ФГОС ДО Е.В. Колесникова Сфера 2018 г.
12. Демонстрационный материал: математика для детей 4-5 лет. ФГОС Е.В. Колесникова
Сфера 2018 г.
13. Карточки для занятий в детском саду и дома. Серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям о…». Емельянова Э. Мозаика-Синтез 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО в условиях дома ребенка для детей 1-4 лет с задержкой и отставанием нервно-психического развития на 2016-2017 учебный год учителя-дефектолога Одриной Натальи Анатольевн
Содержание рабочей программы учителя-дефектолога Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики 1. Целевой раздел.31.1. П...
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на ФГОС ДО и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кро...
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункт
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на ФГОС ДО и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кро...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (тифлопедагога) подготовительной группы для детей с нарушением зрения.
Рабочая программа разработана для детей подготовительной группы с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия). Программа базируется на АООП «Детский сад №255», в соответствии с Ф...
Конспект индивидуально-коррекционного занятия учителя-дефектолога для ребенка с задержкой психического развития (Вариант 7).
Класс: 8 Тема: Морфологические признаки имени существительного. Морфологический разбор....
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа учителя-логопеа...
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда логопункта дошкольного учреждения на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа учителя- логопеда...