Планирование воспитательной работы
материал по теме
Предварительный просмотр:
Воспитательная система школы .
Важное значение в школе придается воспитательной системе. Ключевыми понятиями, характеризующих сущность воспитательной системы школы являются: - человек; - культура; - индивидуальность; -нравственность; - знания; -творчество; -патриотизм; -самоопределение; -терпимость; -здоровье; -уважение к природе родного края. Эти понятия одновременно выполняют роль принципов строящейся системы жизнедеятельности детей и взрослых. Эти ценности пронизывают все стороны деятельности, они являются составляющей « духа» школы, а затем переходят в ценностные ориентиры личности каждого ребенка. Воспитание без цели не бывает, т.к. сущностными характеристиками этого процесса являются: целостность, целеустремленность, целенаправленность. Цель воспитательной системы : создание оптимальных условий для формирования социально- зрелой личности, ориентированной на гуманистические ценности в выборе решений, готовой к самореализации в различных сферах жизнедеятельности в условиях постоянно меняющегося мира. Для реализации этой цели определяются следующие задачи:
- Становление и развитие творческой личности;
- Создание образовательной среды, способствующей воспитанию; социально- адаптированной личности
- Создание условий для самореализации личности учащихся и подготовка к будущей жизни в обществе;
- Воспитание гражданина- патриота своей страны.
Большое внимание должно уделяться отдельно взятой личности ребенка, не забывая, что:
- Каждый ребенок строго индивидуален, его вхождение в общество субъективно, а значит, с каждым ребенком должна вестись индивидуальная работа, т.к. некоторые программы нивелируют личность ребенка.
- Жизнь ребенка - постоянное изменение. И значит:
- Необходимо проводить анализ и диагностику проблем школы в целом и проблем отдельно взятого ребенка;
- Использовать технологии, создающие ситуацию успеха;
- Использовать социальные связи школы;
- Создавать разновозрастные объединения, кружки.
Успешной реализации концепции воспитания способствует скоординировать действия всех участников образовательного процесса: администрации, классных руководителей, ученического совета школы. С целью организации и координации методического объединения воспитательного процесса, поддержки воспитательной работы, поддержки учащихся в школе создана воспитательная служба в лице: заместителя директора по УВР, педагога-организатора, председателя М/О классных руководителей, заведующей библиотекой, педагога- организатора по ОБЖ. Средства реализации воспитательной системы являются целевые программы:
- Гордость и слава – город мой Санкт- Петербург;
- Традиции; - Успех; - Здоровье; - Мой друг – книга; - Забота; - Семья; -Толерантность; - работа школьной музейной комнаты; - Годовой круг традиций творческих дел; - Система классных часов по нравственно- правовому воспитанию.
Целевые программы:
- Гордость и слава- город мой- Санкт- Петербург. Основные направления данной программы:
- Изучение истории и культуры Санкт- Петербурга.
- Познание города через краеведческие игры и конкурсы.
- Практическая деятельность по благоустройству города.
- Художественно- эстетическое направление.
- Освоение социокультурного потенциала города. Основные формы работы данной программы:
- Беседы на классных часах;
- Пешеходные и автобусные экскурсии;
- Олимпиады по краеведению;
- Музыкальные лектории, связанные с тематикой города. Годовой цикл праздников, творческих дел отражен в программе « Традиция», которая формирует идеи творчества и успеха, обогащает школьную жизнь новыми событиями при сохранении традиционных, создает условия для реализации творческого потенциала и возможностей всех участников образовательного процесса. Программа « Традиция»- постоянная традиция, которая реализуется на основании плана на каждый учебный год, связана с другими программами и проектами. 2. Из наиболее значимых « традиций» можно назвать:
- День Знаний;
- День Семьи (форма проведения каждой год меняется) ;
- День Учителя;
- Неделя окружающей среды;
- Прощание с букварем;
- Новогодние и рождественские праздники;
- Новогодний КВН;
- Вахта памяти, Недели памяти, Уроки мужества;
- Литературно- музыкальные композиции, посвященные 27 января и 9 мая;
- Военно- спортивная игра « Зарница» и др. спортивные игры с выездом в в.ч.« Каменка»;
- Последний звонок
- Выпускной бал. 3. С программой « Традиция» связана программа « Успех», которая:
- Создает ситуацию выбора;
- Создает ситуацию конкурентности;
- Раскрывает творческие возможности и способности детей;
- Позволяет детям апробировать социальные роли и позиции в соревнованиях, конкурсах.
Пути реализации программы:
- Занятия в кружках, секциях, клубах;
- Конкурсы;
- Соревнования;
- Фестивали творчества;
- Выставки;
- Школьные, районные предметные Олимпиады;
- Участие в городских, районных, школьных конкурсах и программах.
4. Целевая программа « Здоровье», объединяющая ребят с активной жизненной позицией, целью работы которых является идея « здоровье нации – наших руках»:
- Участие в районном соревновании: « Класс, свободный от курения»;
- Участие в районном конкурсе « Мир без наркотиков»;
- Участие в спортивных праздниках и соревнованиях. Анализируя реалии современной жизни, мы пришли к необходимости создания программы
5. « Толерантность», которая поможет подросткам в социальной адаптации в современной действительности, поможет вырабатывать адекватное отношение к себе и обществу, основанного на бесконфликтности и ненасилия.
В этом году в школе будет работать система ученического самоуправления. Создается совет школы, который решает наиболее актуальные проблемы школьной жизни.
Совет школы ----------- Совет порядка
( председатели классов) (9-11 кл.)
Пресс- центр
( информационный стенд)
Большую роль мы отводим работе с родителями.
Взаимодействие с родителями носит характер « встречных» движений, которое совпадает по своей направленности и целевым установкам, по формоорганизации совместных дел и праздников. Данное обстоятельство помогает избегать глубоких конфликтов между школой и родителями. Более того, родители все чаще с пониманием воспринимают все изменения, происходящие в школе.
6. Программа « Семья», целью которой является реализация дополнительных возможностей сотрудничества, семьи и школы, психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, ведется не первый год. Родители участвуют в проведении классных часов, спортивных и творческих мероприятий, экскурсиях.
Воспитательная система школы – открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения ее задач. Школа сотрудничает с теми учреждениями, которые могут быть полезны ей в повышении уровня образования и воспитания учащихся.
Эффективность воспитательной системы школы зависит от четырех факторов, которые есть в школе:
- Педагогические кадры- генератор и организатор воспитательных идей школы;
- Дети, являющиеся субъектом системы воспитания, стремящиеся к познанию;
- Родители, взаимодействующие вместе со школой;
- Окружающая среда, социум. Социальные партнеры школы.
Планирование классного руководителя.
Воспитательная система школы построена таким образом, чтобы каждый класс мог участвовать в жизни общешкольного коллектива. Исходя из предъявленных требований плану работы классного руководителя, можно рекомендовать составлять этот документ из шести разделов: 1.Анализ воспитательной работы за последний год;
2.Цели и задачи воспитательной деятельности;
3.Основные направления и дела классного руководителя 4.Индивидуальная работа с учащимися; 5. Индивидуальная работа с родителями; 6. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе. Остановимся на каждом их них. 1. Анализ воспитательной работы за последний год; Успех ее во многом зависит от педагогического мастерства классного руководителя, от знаний им индивидуальных особенностей своих учеников, наконец, от воспитательных и педагогических задач коллектива. В данном разделе важно отметить выполнены ли поставленные задачи года. Отметить изменения или неизменения уровня знаний учащихся, умений и навыков, их успеваемость, их успехи и достижения, отметить социально- психологический микроклимат класса, участие ребят в жизнедеятельности школы, отрицательные моменты в организации жизни класса, нереализованные возможности.
2.Цели и задачи воспитательной деятельности; Воспитание без цели не бывает. Необходимо помнить, что деятельность классного руководителя не должна сводиться к работе ради плана. Главная цель деятельности- в соответствии с планом оказать «оперативную» детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучением, в принятии школьных правил, с жизненным , профессиональным и этическим выбором, иначе говоря, самоопределением. Отсюда вытекают задачи, которые составляют с учетом возраста учащихся и отражают различные направления деятельности классного руководителя. Пример: 9-А. Классный руководитель ставит цель- формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и педагогической культурой. Для ее реализации определяются следующие задачи: - Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений; - Развивать познавательную активность учащихся; - Содействовать формированию нравственной позиции школьника; - Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании.
3.Основные направления и дела классного руководителя. Форма плана может быть различной, составлять можно на триместр, полугодие, год. План должен быть действенным, живым, не формальным, желательно делать отметки о выполнении намеченного, вносить дополнения и изменения.
Таблица № 1.
Целевые программы | 1-нед | 2 | 3 | 4 |
4.Индивидуальная работа с учащимися; Наличие этого пункта связана с заботой классного руководителя о создании в классе благоприятной среды для формирования личности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого ученика, особенно детей из группы « риска».
Таблица № 2.
№ | Ф,И,О | Мир увлечений | Основные личностные достижения | Гл. проблемы | Формы и методы пед. поддержки |
5. Индивидуальная работа с родителями; Работа с родителями. Здесь задача состоит сделать родителей активными участниками педагогического процесса.
Направления работы:
- Изучение семей учащихся ( форма: посещение семей, анкетирование, тестирование, сочинения « Моя семья»); - Педагогическое просвещение родителей ( лекции, индивидуальные беседы, « Дни открытых дверей») ;
- Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе ;
- Педагогическое руководство деятельностью родительского совета в классе (выборы на 1-ом собрании); - индивидуальная работа с родителями;
- Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
6. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе. . Необходимость включения этого раздела в план работы классного руководителя объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса, становиться под сомнение педагогическая целесообразность всей сложной и трудоемкой деятельности учителя и его коллектива. . В качестве объектов исследований и эффективности воспитательного процесса в классе могут быть избраны: - формирование классного коллектива; - развитие личности учащихся; - наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.
Здесь могут быть использованы различные методы и приемы: педагогическое наблюдение, социологический опрос, тестирование, изучение результатов творческой деятельности игры и др.
Последнее и общее требование к плану - этот документ должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование воспитательной работы 6 класс
Данное планирование составлено по учебнику Симоненко....
Мастер-класс "Методические рекомендации по планированию воспитательной работы в классе"
Как создать воспитательную систему в классе?С чего начать?Какое направлениеи считать приоритетным?.......
Планирование воспитательной работы в 5 классе
Документ содержит плап воспитательной работы в 5 классе....
Календарно - тематическое планирование воспитательной работы на 2011- 2012 учебный год первое полугодие.
план составлен по семи направлениям деятельности...
планирование воспитательной работы
Тема самообразования: «Нравственное воспитание-основа духовного развития человека».Основная цель: воспитание нравственных межличностных отношений в коллективе и формирование групповой...
Календарно - тематическое планирование воспитательной работы в 1х классах ГПД
Тематическое планирование на 2012/2013 учебный год для работы в ГПД с учащимися....
Структура планирования воспитательной работы в классе
Воспитательная работа в классе придерживается определённой созданной структуры....