Планирование воспитательной работы
материал по теме

Планирование работы классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koncepciya_vr.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система школы .

              Важное значение в школе придается воспитательной системе.    Ключевыми понятиями, характеризующих сущность воспитательной системы школы являются:                                                                                                                 - человек;                                                                                                                                - культура;                                                                                                                           - индивидуальность;                                                                                                               -нравственность;                                                                                                               - знания;                                                                                                                                 -творчество;                                                                                                                                                               -патриотизм;                                                                                                                                                                                                                    -самоопределение;                                                                                                                                                                                                                                                                          -терпимость;                                                                                                                                                     -здоровье;                                                                                                                                                               -уважение к природе родного края.                                                                                                                                                                                                                                        Эти понятия одновременно выполняют роль принципов строящейся системы жизнедеятельности детей и взрослых. Эти ценности пронизывают все стороны деятельности, они являются составляющей « духа» школы, а затем переходят в ценностные ориентиры личности  каждого ребенка.  Воспитание без цели не бывает, т.к. сущностными характеристиками этого процесса являются: целостность, целеустремленность, целенаправленность.                                                                                                                        Цель воспитательной системы : создание оптимальных условий для формирования социально- зрелой личности, ориентированной на гуманистические ценности в выборе решений, готовой к самореализации в различных сферах жизнедеятельности в условиях постоянно меняющегося мира.                                                                                                                                                         Для реализации этой цели определяются следующие задачи:

  1. Становление и развитие творческой личности;
  2. Создание образовательной среды, способствующей воспитанию;                социально- адаптированной личности
  3. Создание условий для самореализации личности учащихся и подготовка к будущей жизни  в обществе;
  4. Воспитание гражданина- патриота своей страны.

Большое внимание должно уделяться  отдельно взятой личности ребенка, не забывая, что:

  1. Каждый ребенок строго индивидуален, его вхождение в общество субъективно, а значит, с каждым ребенком должна вестись индивидуальная работа, т.к. некоторые программы нивелируют личность ребенка.
  2. Жизнь ребенка - постоянное изменение.                                                                           И значит:
  3. Необходимо проводить анализ и диагностику проблем школы в целом и проблем отдельно взятого ребенка;
  4. Использовать технологии, создающие ситуацию успеха;
  5. Использовать социальные связи школы;
  6. Создавать разновозрастные объединения, кружки.

                 Успешной реализации концепции воспитания способствует скоординировать действия всех участников образовательного процесса: администрации, классных руководителей, ученического совета школы. С целью организации и координации методического объединения воспитательного процесса, поддержки воспитательной работы, поддержки учащихся в школе создана воспитательная служба в лице: заместителя директора по УВР, педагога-организатора, председателя М/О классных руководителей, заведующей библиотекой, педагога- организатора по ОБЖ. Средства реализации воспитательной системы являются целевые программы:

- Гордость и слава – город мой Санкт- Петербург;                                          

- Традиции;                                                                                                                            - Успех;                                                                                                                                     - Здоровье;                                                                                                                                 - Мой друг – книга;                                                                                                                 - Забота;                                                                                                                                   - Семья;                                                                                                                                   -Толерантность;                                                                                                                         - работа школьной музейной комнаты;                                                                                       - Годовой круг традиций творческих дел;                                                                                                                                                           -   Система классных часов по нравственно- правовому воспитанию.      

    Целевые программы:

  1. Гордость и слава- город мой- Санкт- Петербург.                                                 Основные направления данной программы:
  2. Изучение истории и культуры Санкт- Петербурга.
  3. Познание города через краеведческие игры и конкурсы.
  4. Практическая деятельность по благоустройству города.
  5. Художественно- эстетическое направление.
  6. Освоение социокультурного потенциала города.                                              Основные формы работы данной программы:
  7. Беседы на классных часах;
  8. Пешеходные и автобусные экскурсии;
  9. Олимпиады по  краеведению;
  10. Музыкальные лектории, связанные с тематикой города.                                                                        Годовой цикл праздников, творческих дел отражен в программе « Традиция», которая формирует  идеи творчества и успеха, обогащает школьную жизнь новыми событиями при сохранении традиционных, создает условия для реализации творческого потенциала и возможностей всех участников  образовательного процесса.                                                                                                                                                                                              Программа « Традиция»- постоянная традиция, которая реализуется на основании плана на каждый учебный год, связана с другими программами и проектами.                                                                                                                                2. Из наиболее значимых « традиций» можно назвать:
  11. День Знаний;
  12. День Семьи (форма проведения каждой год меняется) ;
  13. День Учителя;
  14. Неделя окружающей среды;
  15. Прощание с букварем;
  16. Новогодние и рождественские праздники;
  17. Новогодний КВН;
  18. Вахта памяти, Недели памяти, Уроки мужества;
  19. Литературно- музыкальные композиции, посвященные 27 января и 9 мая;
  20. Военно- спортивная игра « Зарница» и др. спортивные игры с выездом в в.ч.« Каменка»;
  21. Последний звонок
  22. Выпускной бал.                                                                                                              3. С программой « Традиция» связана программа « Успех», которая:
  23. Создает ситуацию выбора;
  24. Создает ситуацию конкурентности;
  25. Раскрывает творческие возможности и способности детей;
  26. Позволяет детям апробировать социальные роли и позиции в соревнованиях, конкурсах.                                                                                                            

                 Пути реализации программы:

  1. Занятия в кружках, секциях, клубах;
  2. Конкурсы;
  3. Соревнования;
  4. Фестивали творчества;
  5. Выставки;
  6. Школьные, районные предметные Олимпиады;
  7. Участие в городских, районных, школьных конкурсах и программах.              

   4. Целевая программа « Здоровье»,                                                          объединяющая ребят с активной жизненной позицией, целью работы  которых является идея « здоровье нации – наших руках»:

  1. Участие в районном  соревновании: « Класс, свободный от курения»;
  2. Участие в районном  конкурсе « Мир без наркотиков»;
  3. Участие в спортивных праздниках и соревнованиях.                                     Анализируя реалии современной жизни, мы пришли  к необходимости создания программы                                                                                              

      5. « Толерантность»,                                                                                                       которая поможет подросткам в социальной адаптации в современной действительности, поможет вырабатывать адекватное отношение к себе и обществу, основанного на бесконфликтности и ненасилия.                                

              В этом году в школе будет работать система ученического самоуправления. Создается совет школы, который решает наиболее актуальные проблемы школьной жизни.

               Совет школы   -----------                       Совет порядка

     (  председатели классов)                                         (9-11 кл.)

                                                 Пресс- центр

                                                 ( информационный стенд)

Большую роль мы отводим работе с родителями.

                   Взаимодействие с родителями носит характер « встречных» движений, которое совпадает по своей направленности и целевым установкам, по формоорганизации совместных дел и праздников. Данное обстоятельство помогает избегать глубоких конфликтов между школой и родителями. Более того, родители все чаще с пониманием воспринимают все изменения, происходящие в школе.

6. Программа « Семья»,                                                                                                 целью которой является реализация дополнительных возможностей сотрудничества, семьи и школы, психолого-педагогической  и социальной поддержки семьи, ведется не первый год. Родители участвуют в проведении классных часов, спортивных и творческих мероприятий, экскурсиях.

Воспитательная система школы – открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения ее задач. Школа сотрудничает с теми учреждениями, которые могут быть полезны ей в повышении уровня образования и воспитания  учащихся.

Эффективность воспитательной системы школы зависит от четырех факторов, которые есть в школе:

  1. Педагогические кадры- генератор и организатор воспитательных идей школы;
  2. Дети, являющиеся субъектом системы воспитания, стремящиеся к познанию;
  3. Родители, взаимодействующие вместе со школой;
  4. Окружающая среда, социум. Социальные партнеры школы.

Планирование классного руководителя.

                 Воспитательная система школы построена таким образом, чтобы каждый класс мог участвовать в жизни общешкольного коллектива.                                      Исходя из предъявленных требований плану работы классного руководителя, можно рекомендовать составлять этот документ из шести разделов:                                                                                                                       1.Анализ воспитательной работы за последний год;

     2.Цели и задачи воспитательной деятельности;

     3.Основные направления и дела классного руководителя                                                   4.Индивидуальная работа с учащимися;                                                                           5. Индивидуальная работа с родителями;                                                                        6. Изучение состояния  и эффективности воспитательного процесса в классе.                                                                                                             Остановимся на каждом их них.                                                                                     1. Анализ воспитательной работы за последний год;                                                                            Успех ее во многом зависит от педагогического мастерства классного руководителя, от знаний им индивидуальных  особенностей своих учеников, наконец, от воспитательных и педагогических задач коллектива. В данном разделе важно отметить выполнены ли поставленные задачи года. Отметить изменения или неизменения уровня знаний учащихся, умений и навыков, их успеваемость, их успехи и достижения, отметить социально- психологический микроклимат класса, участие ребят в жизнедеятельности школы, отрицательные моменты в организации жизни класса, нереализованные возможности.                                                            

                      2.Цели и задачи воспитательной деятельности;                                                                   Воспитание без цели не бывает. Необходимо помнить, что деятельность классного руководителя не должна сводиться к работе ради плана.         Главная цель деятельности- в соответствии с планом оказать «оперативную»  детям в решении их индивидуальных проблем, связанных  с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучением, в принятии школьных правил, с жизненным , профессиональным и этическим выбором, иначе говоря, самоопределением.                                                                                            Отсюда  вытекают задачи, которые составляют с учетом возраста учащихся и отражают различные направления деятельности классного руководителя. Пример: 9-А.                                                                                                                           Классный руководитель ставит  цель- формирование творческой  личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и педагогической культурой.                                                                                                                                Для ее реализации определяются следующие задачи:                                                            - Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;                                                                                    

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;                                                                                                - Развивать познавательную активность учащихся;                                                                   - Содействовать формированию нравственной позиции школьника;                                - Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании.                                                                                  

        3.Основные направления и дела классного руководителя.                                          Форма плана может быть различной, составлять можно на триместр, полугодие, год. План должен быть действенным, живым, не формальным, желательно делать отметки о выполнении намеченного, вносить дополнения и изменения.   

Таблица № 1.

Целевые программы

1-нед

2

3

4

4.Индивидуальная работа с учащимися;                                                                        Наличие этого пункта связана с заботой классного руководителя о создании в классе благоприятной  среды для формирования личности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого ученика, особенно детей из группы « риска».

Таблица № 2.

Ф,И,О

Мир увлечений

Основные личностные достижения

Гл. проблемы

Формы и методы пед. поддержки

 

 5. Индивидуальная работа с родителями;                                                                      Работа с родителями.                                                                                                     Здесь задача состоит сделать родителей активными участниками педагогического процесса.  

            Направления работы:                                                            

     - Изучение семей учащихся ( форма: посещение семей, анкетирование, тестирование, сочинения « Моя семья»);                                                                           - Педагогическое просвещение родителей ( лекции, индивидуальные беседы,              « Дни открытых дверей») ;                                                                                        

     - Обеспечение  участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе ;                                                                                            

     - Педагогическое руководство деятельностью родительского совета в классе                   (выборы на 1-ом собрании);                                                                                              - индивидуальная работа  с родителями;

     - Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.                                                     

          6. Изучение состояния  и эффективности воспитательного процесса в классе.                                                                                                              .           Необходимость включения этого раздела в план работы классного руководителя объясняется тем, что при     отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса, становиться под сомнение педагогическая целесообразность всей сложной и трудоемкой деятельности учителя и его коллектива.                                                                                                                       .            В качестве объектов исследований и эффективности воспитательного процесса в классе могут быть избраны:                                                                         - формирование классного коллектива;                                                                                        - развитие личности учащихся;                                                                                                       -  наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.                                                                            

              Здесь могут быть использованы различные    методы и приемы:  педагогическое наблюдение, социологический  опрос, тестирование, изучение результатов творческой деятельности игры и др.                      

                  Последнее и общее требование к плану - этот документ должен быть глубоким по смыслу, кратким   и конкретным по содержанию.                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательной работы 6 класс

Данное планирование составлено по учебнику Симоненко....

Мастер-класс "Методические рекомендации по планированию воспитательной работы в классе"

Как создать воспитательную систему в классе?С чего начать?Какое направлениеи считать приоритетным?.......

Планирование воспитательной работы в 5 классе

Документ содержит плап воспитательной работы в 5 классе....

планирование воспитательной работы

Тема самообразования: «Нравственное воспитание-основа духовного развития человека».Основная цель:  воспитание нравственных межличностных отношений в коллективе и  формирование групповой...

Календарно - тематическое планирование воспитательной работы в 1х классах ГПД

Тематическое планирование на 2012/2013 учебный год для работы в ГПД с учащимися....

Структура планирования воспитательной работы в классе

Воспитательная работа в классе придерживается определённой созданной структуры....