Рабочая программа по учебному курсу "Лабораторный практикум по естествознанию" .5-6 классы. ФГОС
элективный курс по географии (5, 6 класс)

Рабочая программа по учебному курсу "Лабораторный практикум по естествознанию" .5-6 классы. ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornyy_praktikum_po_estestvoznaniyu.docx290.95 КБ

Предварительный просмотр:

утверждение программ ФГОС 2015 .jpg

Рабочая программа учебного курса

«Лабораторный        практикум по естествознанию» на период освоения в основной школе

(часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений)

( 2 года)

                                                                                                            Составитель:

                                                                                                            учитель географии          

                              Байбулинова Г.А.

2015

1. Пояснительная записка

Курс «Лабораторный практикум по естествознанию», продолжая курс «Окружающий мир» начальной школы, является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

Рабочая программа учебного курса «Лабораторный практикум по естествознанию» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:

1.Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. 2.Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. ( с изменениями постановлением Главного государственного санитарного врача Р.Ф. от 24 ноября 2015 года

№81)

  1. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067, г. Москва.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с внесёнными изменениями Приказом Минобрнауки РФ № 1644 от 29 января 2014 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования), с учётом:

  1. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, реестровый № 5).
  2. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ    СОШ

№2 Карасукского района Новосибирской области.

  1. Общая характеристика учебного курса « Лабораторный практикум по естествознанию» Освоение учебного курса        направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать

полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Данный учебный курс способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. Освоение общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия»,

«Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Цель: овладение начальными естественно -научными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.

Задачи:

  1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, связи мира живой и неживой природы, изменениях природной среды под воздействием человека;
  2. овладение научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями

жизни.

  1. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи;
  1. Место учебного курса «Лабораторный практикум по естествознанию» в учебном плане .

Курс «Лабораторный практикум по естествознанию» является частью учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений.

На изучение учебным планом отводится:

Год обучения

Кол-во часов в

неделю

Кол-во учебных

недель

Всего часов за

учебный год

5 класс

1

35

35

6 класс

1

35

35

  1. Результаты освоения учебного курса «Лабораторный практикум по естествознанию»

Личностные результаты

1.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 2.Сформированность        целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания        живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-

следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Коммуникативные УУД

  1. Формирование        и        развитие        компетентности        в        области        использования        информационно- коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников
  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально- экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

5.Содержание учебного курса «Лабораторный практикум по естествознанию»

Введение в естественно - научные предметы. Природа. Неживая и живая. 5-6 класс Введение (2ч)

Природа . Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

многообразие тел неживой и живой природы, взаимодействие человека с природой; методы и средства изучения природы.

Уметь:

- узнавать средства изучения природы, уметь пользоваться ими. Р а з д е л 1.

Вселенная (6ч)

Вселена. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большой и Малой Медведицы. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Солнце- раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Планета Земля. Строение Земли.

Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна- спутник Земли. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Лабораторные и практические работы

№ 1. Работа с картой, картой звездного неба, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

№ 2. Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.

Наблюдения

Звездное небо, изменение высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- что такое Вселенная и Солнечная система, их состав и строение; значение солнечной энергии для жизни на Земле; строение планеты Земля; сферы Земли, ее суточное и годовое движение; естественный спутник Земли- Луну, ее особенности.

Уметь:

-наблюдать звездное небо, изменения высоты полуденного солнца; определять полушария, экватор, полюса на глобусе и карте; ориентироваться на местности с помощью компаса, звезд и местных признаков.

Р а з д е л 2

Строение и свойства вещества (11ч)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах. Диффузия. Чистые вещества и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические ( электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрации

Опыты по электризации тел путем трения.

Лабораторные и практические работы

№ 3.Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • что такое вещество; строение веществ, их состояние и свойства; разнообразие веществ; явления природы, их разнообразие; использование человеком явлений природы.

Уметь:

  • определять состояние веществ и их свойств; проводить опыты с веществами и объяснять их результаты; приводить примеры разнообразных веществ и смесей, явлений природы.

Р а з д е л 3

Воздух (7 ч)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха.

Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды.Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрации

Модели флюгера, определение направления ветра с помощью флюгера.

Лабораторные и практические работы

№ 4.Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой) Пр/р №1 Описание погоды за месяц и сезон.

Наблюдения

Систематические фенологические наблюдения; ежедневные наблюдения за погодой; контроль состояния своего здоровья в неблагоприятные дни.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • состав и свойства воздуха; значение воздуха для живых организмов; что такое атмосферное давление, его влияние на состояние здоровья человека; что такое осадки, их виды; что такое ветер, работу ветра в природе; значение воздуха в природе, необходимость его охраны. Уметь:

- вести систематические фенологические наблюдения; вести наблюдения за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях; определять местонахождение гор со снежными вершинами; описывать погоду за месяц и сезон.

Р а з д е л 4

Вода (3 ч)

Три состояния воды. Измерение объема воды при нагревании. Вода- растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

Экскурсия

1.Результаты работы текущих вод и ветра.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • три состояния воды; свойства воды, тепловое расширение воды; значение воды в природе и деятельности человека; необходимость охраны воды.

Уметь:

  • определять результаты работы воды в природе и объяснять их; приводить примеры значения воды для природы и жизни человека.

Р а з д е л 5

Горные породы ( 3 ч)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы ( гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрации

Коллекции горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Лабораторные и практические работы

№ 5.Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств.

№ 6 Знакомство с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • внутреннее строение Земли; горные породы и их классификацию; причины разрушения горных пород; использование горных пород человеком; полезные ископаемые, их многообразие и свойства.

Уметь:

  • приводить примеры горных пород, полезных ископаемых, определять и описывать их свойства; разрабатывать проекты по использованию горных пород человеком.

Р а з д е л 6

Почва (4 ч)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрации

Почвы своей местности, почвы с разной структурой. Опыты по определению свойств почв.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • разнообразие почв; образование почв; состав и свойства почв; что такое плодородие; принципы разрушения почвы и способы ее охраны.

Уметь:

-объяснять свойства почвы, влияние растений на почву; приводить примеры мероприятий по охране почвы.

Р а з д е л 7

Организмы (6ч)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в

разных условиях обитания. Экология-наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства живой природы. Причины сокращения многообразия организмов.

Демонстрации

Микропрепараты растительной клетки, муляжи, коллекции, гербарный материал.

Наблюдения

Растения, животные, факторы неживой природы в разные сезоны года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Экскурсия

  1. Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

_свойства живых организмов; среды обитания живых организмов приспособленность организмов к среде обитания; царства живой природы; разнообразие организмов, причины сокращения многообразия растений и животных на планете.

Уметь:

-приводить примеры организмов из разных царств природы и сред обитания; проводить

наблюдения за организмами в разные сезоны года; наблюдать за приспособлением организмов к жизни в разных средах обитания.

Р а з д е л 8

Растения (7ч)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Демонстрации

Живые растения, гербарные образцы, таблицы

Лабораторные и практические работы

№ 7. Распознавание органов цветкового растения на примере живых и гербарных образцах

№ 8. Постановка опытов по выявлению влияния температуры воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

№ 9 Определение названия растений с помощью атласа - определителя.

Наблюдения

Различные способы размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы

Экскурсия

Распознавание различных видов растений своей местности ( в том числе редких, охраняемых и ядовитых)

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

-признаки растений, их строение, многообразие растений; дикорастущие растения, их разнообразие, значение в природе и жизни человека, способы охраны дикорастущих растений; культурные растения, их значение в жизни человека.

Уметь:

  • приводить примеры дикорастущих и культурных растений; наблюдать различные способы размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы; определять растения по атласу-определителю; распознавать органы цветкового растения на живых и гербарных образцах; ставить опыты по выявлению влияния влияния температуры

воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений; распознавать различные виды растений своей местности.

Р а з д е л 9

Грибы (2ч)

Грибы.Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрации

Свежие, консервированные шляпочные грибы и их муляжи.

Лабораторные и практические работы

№ 10 Распознавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

Строение грибов и их разнообразие; шляпочные грибы, грибы съедобные и ядовитые Значение грибов в природе.

Уметь:

  • приводить примеры съедобных и ядовитых грибов, узнавать шляпочные грибы в природе, на рисунках и муляжах.

Р а з д е л 10

Животные (5ч)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и

домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с

ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние

животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Демонстрации

Живые животные, коллекции, чучела, муляжи, влажные препараты животных своей местности.

Лабораторные и практические работы

№ 11. Распознавание различных видов животных своей местности ( в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

Наблюдения

Жизнь животных в водной, почвенной, воздушной, наземной средах обитания.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

-характерные признаки животных и их многообразие; диких животных, их приспособленность к различным средам обитания; многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека, способы охраны диких животных; домашних животных, условия их жизни, значение в жизни человека.

Уметь:

-приводить примеры диких животных; характеризовать приспособленность к разным условиям обитания; узнавать диких животных своей местности с использованием коллекций, чучел, рисунков; наблюдать за жизнью животных в разных средах обитания.

Р а з д е л 11

Ваши любимые растения и животные (3ч)

Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.

Демонстрация

Комнатные растения, любимые домашние животные

Наблюдения

Развитие комнатных растений и жизнь животных в домашних условиях.

Лабораторные и практические работы

Пр/р.Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • разнообразие комнатных растений, их экологические группы, значение в жизни человека; правила ухода за комнатными растениями; породы собак и кошек, условия их содержания; устройство аквариума, аквариумные растения и животные.

Уметь:

  • приводить примеры комнатных растений разных экологических групп; составлять рекомендации по содержанию и уходу за комнатными растениями и домашними животными. Р а з д е л 12

Природа едина (2ч)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа - наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • связь неживого и живого в природе; пищевые цепи и сети; правила поведения в природе.

Уметь:

  • приводить примеры взаимосвязи неживой и живой природы; составлять цепи и сети питания; соблюдать правила поведения в природе.

Р а з д е л 13

Человек, его здоровье и безопасность жизни (3ч)

Общий обзор строения тела человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).Травмы. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.

Лабораторные и практические работы

№ 12. .Измерение роста, температуры, массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

№ 13.Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи при травмах

Наблюдения

Работа сердца и дыхательной системы человека до и после физической нагрузки.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

-общее строение организма человека; влияние окружающей среды на состояние здоровья человека; вредные привычки, их влияние на здоровье человека и окружающую среду; правила

поведения в опасных природных ситуациях, травмы, правила оказания первой доврачебной помощи при травмах.

Уметь:

  • приводить примеры негативного влияния вредных привычек на здоровье человека и

окружающих; наблюдать за работой сердца и дыхательной системы до и после дозированной физической нагрузки; оказывать простейшую первую доврачебную помощь при травмах;

разрабатьвать проекты расположения школы в наиболее благоприятных зкологических условиях.

Метапредметные результаты обучения

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

-организовывать учебную деятельность; применять приемы исследовательской деятельности; работать с разными видами информации; взаимодействовать с одноклассниками, учителем для выполнения учебной задачи; работать в группе в соответствии с обозначенной ролью.

Личностные результаты обучения

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-воспитание ответственного отношения к природе;

-осознание учащимися необходимости защиты окружающей среды;

-стремление к здоровому образу жизни.

  1. Тематическое планирование

Название раздела и темы

Кол. час

Тема урока

Л/р экскур сии

5 класс

Введение

1

1. Человек и природа Как изучают природу

Раздел 1.

Вселенная

6

1. Звезды на небе

Л/р №1

2.Земля - наш дом

Л/р №2

3.Сферы Земли

4.Луна- естественный спутник Земли

5. Солнце. Солнечная

система.

6.Обощающий урок по теме «Вселенная»

Раздел 2

Строение и свойства вещества.

11

1.Тела и вещества

2.Свойства твердых тел, жидкостей и газов

Л/р №3

3.Вещества и смеси

4.Молекулы. Атомы. Элементы

5. Движение частиц вещества

6. Взаимодействие частиц

7. Разнообразие веществ

8.Явления природы. Физические явления.

9.Химические явления. Горение

10.Окисление.

11.Обобщающий урок. «Строение и

свойства вещества»

Раздел 3.

Воздух

7

1. Воздух. Свойства воздуха.

2. Вес воздуха и атмосферное давление

3.Изменение давления

воздуха с высотой

4.Изменение температуры воздуха с

высотой

Л/р №4

5.Нагревание воздуха. Ветер. Работа ветра в

природе.

6.Погода. Значение воздуха в природе.

Охрана воздуха.

Пр./р

7.Обобщающий урок по теме «Воздух».

Раздел 4.

Вода

3

1. Три состояния воды. Тепловое

расширение воды

2.Вода-растворитель. Работа воды в природе

3. «Изучение работы текучих вод и ветров»

Экскур

сия

Раздел 5.

Горные пород

3

1.Внутреннее строение Земли. Горные

породы.

Лр/р №

5

2.Разрушение горных пород

3. Полезные ископаемые

(металлы)

Лр/р №

6

Раздел 6.

Почва

4

1.Образование почв и их разнообразие

2.Состав и свойства почвы. Уход за почвой.

3. Защита проектов

4.Защита проектов

6 класс

Раздел 7

Организмы

6

1.Организм и его свойства

2.Где живут организмы?

3.Экскурсия «Разнообразие живых

организмов, их относительная приспособленность к условиям среды.»

Экскур

сия в

природ у

4.Увеличительные приборы.

5.Строение организмов.

6.Обобщающий урок

«Организмы»

Раздел 8.

Растения

7

1.Признаки растений.

2.Разнообразие растительного мира

3.Строение цветковых растений

Л/р №

7

Л/р№8

4.Места обитания дикорастущих растений.

«Зеленая аптека». Красная книга растений.

5.Определение названий растений.

Лр/р

№9

6.Многообразие культурных растевний

7.Экскурсия. «Распознавание наиболее

распространенных растений своей местности».

Раздел 9

2

1.Разнообразие грибов.

2.Шляпочные грибы.

Лб/р

Грибы

№10

Раздел 10.

Животные

5

1. Признаки животных

2.Условия жизни и многообразие диких

животных

3.Значение диких животных и их охрана

4.Животные своей местности

Лб/р

№11

5.Домашние животные

Раздел 11.

Ваши любимые

растения и животные

3

1.Растения в вашем доме

Пр/р

2.Животные в вашем доме

3. Ваш аквариум

Раздел12

Природа едина.

2

1.Связи живого и неживого

2.Обощающий урок

«Мы в ответе за нашу природу»

Раздел 13.

Человек, его здоровье и

безопасность жизни

7        5ч

1. Человек и ок1р.уЧжеалюощвеакя исреда  Лб/р № 12

окружающая

Лб/р

№12

2.Как сберечь ссвроеедзадоровье и жизнь

Лб/р

№13

3. Режим дня, личная гигиена, двигательная

активность, закаливание организма

4. Вредные привычки и их предупреждение

5. Культура питания. Витамины.

Микроэлементы

6. Обобщающий урок по теме «Человек, его

здоровье и безопасность жизни» .

7 Обобщающий урок по курсу «Природа.

Неживая и живая». Летние задания.

Раздел 14 Защита проектов

3

1.Защита проектов

2. Защита проектов

3. Защита проектов

  1. Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебник В.М. Пакулова, Н.В. Иванова «Введение в естественно-        научные предметы. Природа. Неживая и живая. 5 класс»- М. «Дрофа» 2013г.
  2. Рабочая тетрадь В.М.Пакулова, Н.В. Иванова «Введение в естественно-научные предметы. Природа. Неживая и живая. 5 класс» - М. «Дрофа» 2013г.
  3. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова «Введение в естественно- научные предметы. Природа. Неживая и живая. 5- 6 классы»- М. «Дрофа» 2013г.
  4. Методическое пособие к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова «Введение в естественно- научные предметы. Природа. Неживая и живая. 5-6 класс»- М. «Дрофа» 2013г.

Лабораторные и практические работы

5 -6 класс

№ 1. Работа с картой, картой звездного неба, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

№ 2. Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.

№ 3.Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел

№ 4.Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой) Пр/р №1 Описание погоды за месяц и сезон.

№ 5.Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств.

№ 6 Знакомство с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

№ 7. Распознавание органов цветкового растения на примере живых и гербарных образцах

№ 8. Постановка опытов по выявлению влияния температуры воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

№ 9 Определение названия растений с помощью атласа - определителя.

№ 10 Распознавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов

№ 11. Распознавание различных видов животных своей местности ( в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

Пр/р.Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными.

№ 12. .Измерение роста, температуры, массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

№ 13.Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи при травмах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» (профильный уровень) 10-11 класс по новым ФГОСам с КТП

Рабочая программа по учебному предмету "Обществознание" (профильный уровень) по новым ФГОСам с КТП...

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для учащихся 5-9 классов (ФГОС)

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных ...

Рабочая программа по учебному предмету "Информатика и ИКТ" 5-9 классы ФГОС

Рабочая учебная программа по информатики и ИКТ для 5,6, 7,8, 9 классов составлена в соответствии с федеральным  государственным стандартом второго поколения  основного  общего образован...

Рабочая программа по учебному предмету "Информатика и ИКТ" 10-11 классы ФГОС

Рабочая учебная программа по информатики и ИКТ для 10-11 класса составлена в соответствии с федеральным  государственным стандартом второго поколения  основного  общего образования 2010...

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 5-9 классов ФГОС.

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 5-9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ос...

Рабочая программа по учебному курсу "Практикум по решеню математических задач"

quot;Практикум по решению математических задач" - программа для обучающихся 9 класса. Будет полезна учителям при подготовке обучающихся к ГИА по математике....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Практикум по математике» для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (10-12 год обучения)

Настоящая программа рассчитана на обучающихся 10-12 классов с НОДА и УО.Цель: подготовка обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталостью (интеллектуальными нару...