Техника запоминания Mind mapping
методическая разработка по теме

Юртаева Наталья Евгеньевна

 

Техника запоминания Mind mapping

Диагра́мма свя́зей, известная также как  (Mind map) или ассоциати́вная ка́рта,— способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnika_zapominaniya_mind_mapping_yurtaeva.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Техника запоминания Mind mapping

Диагра́мма свя́зей, известная также как интелле́кт-ка́рта, ка́рта мыслей (Mind map) или ассоциати́вная ка́рта,— способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.

Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект (радиант— точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоров одного потока). Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.

Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты мыслей», «интеллект-карты», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления».

Методика разработана психологом Тони Бьюзеном.

Майнд-мэппинг – это мощная графическая техника, которая предоставляет универсальный ключ для открытия потенциала вашего мозга. В основе техники лежит использование природной склонности мозга мыслить ассоциативно, от "центра к периферии. Эта естественная функция человеческого мозга называется радиантное мышление.
Майнд-мэппинг может быть использован в любой сфере вашей жизни, где повышенная способность к обучению и более ясному мышление повышают продуктивность человека. Это может быть конспектирование информации, поданной устно или письменно, групповой майнд-мэппинг, стимулирование творческого процесса, использование в учебном процессе и на семинарах а также многие другие сферы.
У майнд-мэппинга есть четыре основные характеристики:

  1. Объект внимания выкристаллизован в центральном образе
  2. Основные темы ответвляются от центрального образа
  3. Ветви содержат в себе ключевой образ/слово, которое ассоциируется со строкой (детали ответвляются далее)
  4. Ветви образуют связанную узловую структуру



Законы майнд-мэппинта» изначально были разработаны Тони Бьюзеном. Именно он систематизировал использование образов, цвета и ассоциаций и создал для этого термин «майнд-мэппинг». Ниже будут представлены простые правила для слздания диаграммы:

Первым шагом необходимо взять чистый лис бумаги как можно большего размера, это позволит вам творчески выразить все свои мысли, ничего не упуская.

Начинать создания интеллектуальной карты лучше всего из центра. Вокруг центрального объекта (слова) необходимо написать идеи непосредственно связанные с центральным словом. Лучше при этом использовать разные цвета, чтобы выделять направления мысли. Принцип построения — центральные объекты должны быть самые крупные, чем дальше к переферии, тем мельче объект, так он является в этом случае менее связанным с центральным образом. Вся диаграмма может состоять как из нескольких, так и из нескольких сотен слов (насколько хватит места). При создании  картинки необходимо пользоваться разными цветами — это позволит подключить к процессу запоминания или понимания правое полушарие мозга и позволит сфокусировать на каждом конкретном образе внимание. Чем уникальней и ярке получится в итоге схема — тем лучше. Слова можно и даже нужно дополнять рисунками, схемами, графическами изображениями. Далее мозгу будет проще восстановить информацию привязанную  каждому конкретному яркому образу.
Линии, связывающие слова между собой должны быть не прямыми, а изогнутыми для большей простоты запоминания. Чем дальше от центрального объекта, там тоньше и короче следует прорисовывать линии. В итоге карта должна привлекать взгляд, был красочной, яркой, необычной. Возможно добавить элементы юмора, смешные зарисовки, карикатуры.

В итоге мы получаем центральный образ и связанные с ним темы, расходящиеся в виде ветвей дерева с десятками, сотнями ассоциаций. Помня, что работа мозга построена в основном по принципу ассоциативного мышления, можно значительно упростить себе жизнь сделав эту технику привычной и легкой для себя. Области применения данной технологии могут быть самые различные: это и изучение новых слов на иностранном языке, и подготовка к  докладу, выступлению, и запись мыслей при запоминании сюжета книги и многое другое.

Дополнительная информация

Более подробно о составлении карт памяти можно прочитать в книге Тони Бьюзена «Супермышление» («The Mind Map book» ) и на сайтах:

http://www.mindmap.ru
http://www.mind-map.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Mindmap
http://www.improvement.ru/zametki/mindmap/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное применение методов интеллект-карт (Mind Mapping) и преодоления «информационного неравенства» (Information Gap Activity) при обучении академическому чтению

В данной статье рассматривается возможность интегрированного применения инновационных методик обучения академическому чтению студентов СПО. Интегрированный метод интеллект-карт (Mind Mapping) и преодо...

Мастер- класс "Конструирование современного урока с использованием mind-maps технологий"

Мастер-  класс "Конструирование современного урока с использованием mind-maps технологий"...

Работы детей "Mind-mapping"

Составление кластеров или интеллект карт значительно облегчает запоминание ребятами грамматических правил. к тому же их можно использовать на уроках....

Презентация "Mind maps"

Материал о создании ментальных карт для систематизазии и лучшего усвоения лексики учениками...

Mind Mapping

Mind Mapping...

Презентация "Формирование информационной компетентности школьника посредством метода "Mind Maps" в процессе обучения английскому языку"

Как научить школьника учиться? Метод интеллект карт служит для формирования информационной компетентности школьника....

Особенности использования интеллектуальных карт (mind-maps) на уроках английского языка

Краткий обзор использования интеллектуальных карт в обучении английскому языку...