Основы светской этики
методическая разработка по теме
Разработаное мною календарно- тематическое планирование по этике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_etika.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №6 городского округа Отрадный Самарской области
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО «искусство» Заместитель директора по НМР Директор ГБОУ СОШ №6г.о.Отрадный
Протокол № ______________Н.Ф.Кочеткова __________________Н.Н.Ивкова
От «____»__________20___г. «____»__________20___г. «____»__________20___г.
Рабочая программа
Основы светской этики
4 класс
Составитель: Постникова Е И.
г. Отрадный
2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету «Основы светской этики» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений « Основы религиозных культур и светской этики» 4-5 классы, авторской программы А. Я. Данилюк Издательство «Просвещение», 2010г.
Обучение основам светской этике в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- Формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
- формирование основ нравственных идеалов и ценностей, составляющих основу религиозных и светских традиций.
- Формирование понятий: « культурная традиция», «мировоззрение», «духовность», «нравственность»
- понимание значений своего « Я» в жизни современного общества, а также своего со причастия с ним.
- расширение образовательного кругозора учащегося, формирование порядочного, честного, достойного гражданина.
Задачами данного курса являются:
- знакомство учащихся с основами мировых религиозных культур и светской этики
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
- укрепление полученных знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, в начальной школе, и формирование у них ценностно – смысловых мировоззренческих основ при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
- Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие.
- Место курса в учебном плане
На изучение основ светской этики в 4 классе отводится 1 ч в неделю, всего 34 часа.
I четверть – 8 недель 8 часов
II четверть – 8 недель 8 часов
III четверть – 10 недель 10 часов
IV четверть – 8 недель 8 часов
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей. Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой обьем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организованно в рамках четырех основных тематических разделов (уроков) Два из них (уроки 1 и 34) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела - -духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много конфессионального народа России.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,
УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 4 КЛАССА.
IV класс
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религии, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
• развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
• воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
• использование речевых средств и средств информационно – коммуникационных технологий для решения различных задач.
• знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе
Материально- техническое обеспечение курса
Оборудование:
ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий дидактических материалов, настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Технические средства:
Предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую функции в учебном процессе.
-классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок,
- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, телевизор, мультипроектьр, видеопроектор)
-вспомогательное оборудование, помогающее эффективной организации учебной деятельности.
Экранно-звуковые пособия:
-электронное пособие к каждому модулю курса.
-дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы. Интернет – ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с данным курсом.
Библиотечный фонд.
-учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение учебного курса, (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая, справочная литература для учителя и др.)
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организации, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики.
- специальные дополнительные пособия для учителя и оказание информационной помощи (учебники по религиоведению, культурологи, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуры, истории религии, окружающему миру, литературе)
- научно – популярные книги, содержащие дополнительный материал развивающего характера по различным темам курса.
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с темой курса.
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира).
-энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей, и значимых персоналий.)
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса.
Печатные пособия:
-картографические издания, иллюстративные материалы.
Календарно-тематическое планирование
Основы светской этики
в 4 классе
на 2011-2012 учебный год
Учитель музыки
первой квалификационной категории
Постникова Екатерина Ивановна.
№ урока | Тема урока | Цели урока | Планируемые результаты | Сроки проведения |
Первая четверть 8 часов | ||||
1. | Россия – наша Родина | Раскрыть богатство и красоту родного края, уважительное отношение к культурам всех народов Родины. | Знать понятия: Отечество, Родина, Культурные традиции, Духовный мир. | |
2. | Что такое светская этика? | Этика - как философская наука. Что изучает этика? | .Знать основателя философской науки- этики – Аристотеля. | |
3. | Культура и мораль. | Дать определение понятиям культура, мораль. Духовная культура как отражение внутреннего мира человека. | Знать понятия: Культура, Мораль Уметь различать материальную культуру и культуру духовную. | |
4. | Особенности морали. | В чем особенности морали? Есть ли список моральных правил? | .Знать особенности морали. Семья – источник моральных законов. | |
5. | Добро и зло | Нравственные ценности. Поступки людей. | Понять что такое добро и зло. Уметь обосновать свою точку зрения. | . |
6. | Добрые и злые поступки. | Почему нужно стремиться делать добро и избегать зла. | Читать художественные произведения как иллюстрации нравственных поступков. | |
7. | Добродетель и порок | Раскрыть характеристики личности человека. | Знать что добродетельность украшает человека, а зло, жадность и лень это порок | |
8. | Добродетельные поступки. | «Сказки русские мои». | Уметь анализировать характеристики героев русских народных сказок. | |
Вторая четверть 8 часов | . | |||
9 | Свобода и моральный выбор человека. | Дать понятие «Свободы». Что значит: выбор человека. | Уметь приводить примеры из русских народных сказок о моральном выборе героев. | |
10. | Свобода и ответственность. | Дать понятие ответственности. Черта характера человека. | Уметь привести примеры ответственности. | |
11. | Моральный долг | .Понятия: « Долг», «Бескорыстие» «Благодарность». | .Уметь привести примеры морального долга из жизни, кино, литературы. | |
12. | Справедливость | Дать понятие справедливости, морального правила регулирующее отношениях между людьми. | .Уметь обосновать фразу: « Быть справедливым сложно» | |
13. | Альтруизм и эгоизм | Что такое Альтруизм? Что такое Эгоизм? | .Уметь давать характеристики героям сказки В. Губарева «Старик Хоттабыч» | |
14. | Дружба | .Дать понятие отношениям между людьми. | Знать понятия: бескорыстность, Взаимная симпатия, общность интересов. | |
15. | Что значит быть моральным | Самостоятельный выбор человека. Мораль часть культуры человека. | Понимать значение слов : «Нести ответственность за свои поступки». | |
16. | Творческие работы, подведение итогов. | Презентация на тему: «Добро и зло», «Дружба». Я хочу вам рассказать об одном добром человеке. | Уметь составить презентацию из 5-6 слайдов по теме. | |
Третья четверть 10 часов | ||||
17. | Род и семья - истоки нравственных отношений | Дать понятия род, семья. Как возникли некоторые фамилии | Знать значение слов Родословная, Род, Семья, | |
18. | Моя родословная | Герб моей семьи | Совместно с родителями придумать изображение герба своей семьи. | |
19. | Нравственный поступок | Что такое поступок? Как научится управлять своими поступками? | Знать, как различить поступки от нравственного поступка. | |
20. | Золотое правило нравственности. | Почему появилось «Золотое правило» нравственности | Знать наизусть изречения формулировки « Золотого правила» нравственности. | |
21. | Как применять Золотое правило в жизни. | Как применять учения древних философов в жизни. | Оценивать поступки героев сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик». | |
22. | Стыд вина и извинения. | Что такое стыд. чувство вины? Когда принято извинятся. | Как избавится от чувства вины. Знать наизусть фразы «спасения». | |
23 | Честь и достоинство | Что такое честь? Что такое достоинство? | Понимать и толковать пословицу: «Береги честь – с молоду, а платье -- с изнова». | |
24. | Совесть | Что такое совесть. Как различить совесть от стыда? | Уметь анализировать поступки Алеши из сказки А. Погорельского «Черная курица» | |
25. | Нравственные идеалы. | О смелых и сильных защитниках Отечества. | Слушать музыкальные произведения посвященные богатырской теме: | |
26. | Рыцари, джентльмены, леди. | Кто такие рыцари, джентльмены, леди? | Знать мудрые мысли о хорошем воспитании. | |
Четвертая четверть 8 часов | ||||
27/ | Примеры нравственных идеалов | Образы нравственных идеалов. | Привести пример из жизни - образец нравственного поведения . | |
28. | Образы нравственности в культуре Отечества | Труженик, патриот, воин. | Примеры нравственных поступков из жизни, литературы, кино. | |
29. | Этикет | Что такое этикет? Какие правила этикета должен знать каждый. | Составить перечень правил этикета школьника. | |
30 | Примеры этикета. | Речь для этикета. | Давать оценку этикету Вини – Пуха из мультфильма « Вини - Пух в гостях у Кролика» | |
31. | Семейные праздники. | Когда и как появились праздники. Подарок – как его выбирать? | Какие события отмечаются в вашей семье. | |
32. | Жизнь человека высшая нравственная ценность. | Почему жизнь человека – высшая ценность. | Уметь обосновать точку зрения. Знать мудрые высказывания о жизни | |
33. | Любовь и уважение к Отечеству. | С Чего начинается Родина? Отечество это все мы! | Знать культурные и религиозные традиции России. | |
34. | Творческие работы подведение итогов. | Презентации творческих работ по теме : «Люблю тебя, мое Отечество» | Составить презентацию из 5-6 слайдов теме «Люблю тебя, мое Отечество!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ по ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»
Рабочая тетрадь адресована учащимся 4-5 классов, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики в рамках модуля Основы светской этики. В представляемую рабочую тетрадь включены различные ...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса
Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....
План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.
Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...