Основы светской этики
методическая разработка по теме

Постникова Екатерина Ивановна

 Разработаное мною  календарно- тематическое планирование по  этике

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_etika.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №6 городского округа Отрадный Самарской области

«РАССМОТРЕНО»                                                    «СОГЛАСОВАНО»                                             «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО «искусство»                                                                    Заместитель директора по НМР                                                            Директор ГБОУ СОШ №6г.о.Отрадный

Протокол №                                                                           ______________Н.Ф.Кочеткова                                   __________________Н.Н.Ивкова

От «____»__________20___г.                                                   «____»__________20___г.                                              «____»__________20___г.

Рабочая программа

 Основы светской этики

 4 класс

Составитель: Постникова Е И.

г. Отрадный

2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

          Рабочая программа по предмету «Основы светской этики» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений « Основы религиозных культур и светской этики»  4-5 классы,  авторской программы  А. Я. Данилюк  Издательство «Просвещение», 2010г.

Обучение основам светской этике в  4 классе направлено на достижение следующих целей:  

  1. Формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
  2. формирование основ нравственных идеалов и ценностей, составляющих основу религиозных и светских традиций.
  3. Формирование понятий:  « культурная традиция», «мировоззрение», «духовность», «нравственность»
  4. понимание значений  своего « Я» в жизни современного общества, а также своего со причастия с ним.
  5. расширение образовательного кругозора учащегося, формирование порядочного, честного, достойного  гражданина.

Задачами данного курса являются:

  1. знакомство учащихся с основами мировых религиозных культур и светской этики
  2. развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для  достойной жизни личности, семьи, общества.
  3. укрепление полученных знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, в  начальной школе, и формирование у них ценностно – смысловых мировоззренческих основ при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
  4. Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие.
  5. Место курса в учебном плане

На изучение основ светской этики в 4 классе отводится  1 ч в неделю, всего 34 часа.

I четверть – 8 недель      8 часов

II четверть – 8 недель     8 часов

III четверть – 10 недель 10 часов

IV четверть – 8 недель   8 часов

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей. Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой обьем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание  каждого из шести модулей учебного курса организованно в рамках четырех основных тематических разделов (уроков) Два из них (уроки 1 и 34) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела - -духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много конфессионального народа России.

                                                                             ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,

 УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 4 КЛАССА.

IV класс

• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религии, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

•  развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

• воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

• использование речевых средств  и средств информационно – коммуникационных технологий для решения различных задач.

• знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе

 

Материально- техническое обеспечение курса

Оборудование:

 ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий дидактических материалов, настенные доски  для вывешивания иллюстративного материала.

Технические средства:

Предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую функции в учебном процессе.

-классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок,

- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, телевизор, мультипроектьр, видеопроектор)

-вспомогательное оборудование, помогающее эффективной организации учебной деятельности.

Экранно-звуковые пособия:

-электронное пособие к каждому модулю курса.

-дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы.  Интернет – ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с данным курсом.

Библиотечный фонд.

-учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение учебного курса, (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая, справочная литература для учителя и др.)

- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организации, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики.

- специальные дополнительные пособия для учителя  и оказание информационной помощи (учебники по религиоведению, культурологи, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуры, истории религии, окружающему миру, литературе)

- научно – популярные книги, содержащие дополнительный материал развивающего характера по различным темам курса.

- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с темой курса.

- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира).

-энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей, и значимых персоналий.)

- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса.

Печатные пособия:

-картографические издания, иллюстративные материалы.

Календарно-тематическое планирование

Основы  светской этики

в  4  классе

на 2011-2012 учебный год

Учитель музыки

первой квалификационной категории

Постникова Екатерина Ивановна.

№ урока

Тема урока

Цели урока

Планируемые результаты

Сроки  проведения

Первая четверть 8 часов

1.

Россия – наша Родина

Раскрыть богатство и красоту родного края,  уважительное отношение к культурам всех народов Родины.

Знать понятия: Отечество, Родина, Культурные традиции, Духовный мир.

2.

Что такое светская этика?

Этика - как философская наука.

Что изучает  этика?

.Знать основателя философской  науки- этики – Аристотеля.

3.

Культура и мораль.

Дать определение понятиям культура, мораль. Духовная культура как отражение внутреннего мира человека.

Знать понятия: Культура, Мораль

Уметь различать материальную культуру и культуру духовную.

4.

Особенности морали.

В чем особенности морали?

Есть ли список моральных правил?

.Знать особенности  морали.

Семья – источник моральных  законов.

5.

Добро и зло

Нравственные ценности. Поступки людей.

Понять что такое добро и зло.

Уметь обосновать свою точку зрения.

.

6.

Добрые и злые поступки.

Почему нужно стремиться делать добро  и избегать зла.

Читать художественные произведения как иллюстрации нравственных поступков.

7.

Добродетель и порок

Раскрыть характеристики личности человека.

Знать что добродетельность украшает человека, а зло,   жадность и лень это порок

8.

Добродетельные поступки.

«Сказки русские мои».

Уметь анализировать характеристики героев русских народных сказок.

Вторая четверть 8 часов

.

9

Свобода и моральный выбор человека.

Дать понятие  «Свободы».

Что значит: выбор человека.

Уметь приводить примеры из русских народных сказок  о моральном выборе героев.

10.

Свобода и ответственность.

Дать понятие ответственности.

Черта характера  человека.

Уметь привести примеры ответственности.

11.

Моральный долг

.Понятия: « Долг», «Бескорыстие» «Благодарность».

.Уметь привести примеры морального долга из жизни, кино, литературы.

12.

Справедливость

Дать понятие справедливости, морального  правила регулирующее отношениях между людьми.

.Уметь обосновать фразу: « Быть справедливым сложно»

13.

Альтруизм и эгоизм

Что такое Альтруизм?

Что такое Эгоизм?

.Уметь давать характеристики героям сказки  В. Губарева «Старик Хоттабыч»

14.

Дружба

.Дать понятие отношениям между людьми.

Знать понятия: бескорыстность,

Взаимная симпатия, общность интересов.

15.

Что значит быть моральным

Самостоятельный выбор человека.

Мораль часть культуры человека.

 Понимать значение слов : «Нести ответственность за свои поступки».

16.

Творческие работы, подведение итогов.

Презентация на тему: «Добро и зло», «Дружба». Я хочу вам рассказать об одном добром человеке.

Уметь составить презентацию из 5-6 слайдов по теме.

Третья четверть 10 часов

17.

Род и семья - истоки нравственных отношений

Дать понятия род, семья. Как возникли некоторые фамилии

Знать значение слов Родословная, Род, Семья,

18.

Моя родословная

Герб моей семьи

Совместно с родителями придумать изображение  герба своей семьи.

19.

Нравственный поступок

Что такое поступок? Как научится управлять своими поступками?

Знать, как различить поступки  от нравственного поступка.

20.

Золотое правило нравственности.

Почему появилось «Золотое правило»  нравственности

Знать наизусть изречения  формулировки « Золотого  правила»  нравственности.

21.

Как применять Золотое правило  в жизни.

 Как применять учения древних философов в жизни.

Оценивать поступки героев сказки А. Н. Толстого  «Золотой ключик».

22.

Стыд вина и извинения.

Что такое стыд. чувство вины?

Когда принято извинятся.

Как избавится от чувства вины. Знать наизусть фразы «спасения».

23

Честь и достоинство

Что такое честь?

Что такое достоинство?

Понимать и толковать пословицу:    

 «Береги честь – с  молоду,   а платье -- с изнова».

24.

Совесть

Что такое совесть.

Как различить совесть от стыда?

Уметь анализировать поступки  Алеши из  сказки  А. Погорельского  «Черная курица»

25.

Нравственные идеалы.

О смелых и сильных защитниках Отечества.

Слушать музыкальные произведения посвященные богатырской теме:

26.

Рыцари, джентльмены, леди.

Кто такие рыцари, джентльмены, леди?

Знать мудрые мысли о хорошем воспитании.

Четвертая четверть 8 часов

27/

Примеры нравственных идеалов

Образы нравственных идеалов.

Привести пример из жизни  - образец нравственного поведения .

28.

Образы нравственности в культуре Отечества

Труженик, патриот, воин.

Примеры нравственных поступков   из жизни, литературы,  кино.

29.

Этикет

Что такое этикет? Какие правила этикета должен знать каждый.

Составить перечень правил этикета школьника.

30

Примеры этикета.

Речь для этикета.

Давать оценку этикету  Вини – Пуха  из мультфильма « Вини  - Пух  в гостях у Кролика»

31.

Семейные праздники.

Когда и как появились праздники. Подарок – как его выбирать?

Какие события отмечаются в вашей семье.

32.

Жизнь человека высшая нравственная ценность.

Почему жизнь человека – высшая ценность.

Уметь обосновать точку зрения. Знать  мудрые высказывания о жизни

33.

Любовь и уважение к Отечеству.

С Чего начинается Родина?

Отечество это все мы!

Знать культурные и религиозные традиции России.

34.

Творческие работы подведение итогов.

Презентации творческих работ по теме : «Люблю тебя, мое Отечество»

Составить презентацию из 5-6 слайдов теме «Люблю тебя,  мое Отечество!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ по ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»

Рабочая тетрадь адресована учащимся 4-5 классов, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики в рамках модуля Основы светской этики. В представляемую рабочую тетрадь включены различные ...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСЭ Рабочая программа   по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса

Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....

План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.

Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...