Взаимосвязь предмета «Физическая культура» с образовательными дисциплинами.
методическая разработка по теме

Для повышения качества образовательного процесса в целом, необходимо использовать межпредметные связи, соотнося предмет физической подготовки с содержанием учебных дисциплин: истории, биологии, раздела физики, основами безопасной жизнедеятельности, литературы, культурологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь предмета «Физическая культура»

с образовательными дисциплинами.

Жарова Р.А., Гурова Н.А.

Россия, г. Волгоград, МОУ СОШ № 32.

В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования, сохранение здоровья российских школьников выдвигается в число приоритетных задач. Это определяется резким понижением уровня здоровья детей школьного возраста, что подтверждается многочисленными исследованиями. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у обучающихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью.

В практике преподавания физической культуры в школе основное внимание уделяется развитию физических качеств и формированию двигательных умений и навыков, формирование знаний не является основной задачей в практике преподавания физической культуры. Таким образом, процесс физического воспитания превращается в процесс физической подготовки, который не в полной мере решает задачи по формированию физической культуры личности. Поэтому, для повышения качества образовательного процесса в целом, необходимо использовать межпредметные связи, соотнося предмет физической подготовки с содержанием учебных дисциплин: истории, биологии, раздела физики, основами безопасной жизнедеятельности, литературы, культурологии. Ученики должны овладеть теоретическими знаниями по физической культуре и спорту, физической подготовке в объеме, достаточном для самостоятельных занятий. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни. Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путём внедрения эффективных технологий. При организации учебного процесса учителя проводят интегрированные уроки здоровьесберегающей направленности: физическая культура – химия, биология – физическая культура, биология – экология, биология – физика, физическая культура – физика. Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. В то же время на уроках биологии учащиеся знакомятся со строением опорно-двигательной системы, значением физических упражнений для ее развития. На уроках физики и химии - с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Работая в контакте с учителями различных образовательных дисциплин, хочется отметить наиболее тесное сотрудничество с педагогами, преподающими предметы  естественно-научного цикла.

В целях реализации поставленных школой задач по здоровьесбережению в МОУ СОШ  № 32 разработана программа «Здоровье». В контексте этой программы был создан и реализован учебный проект «Модель биологического образования с применением технологии здоровьесберегающего обучения», «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры». Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала,  технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные тренинги. Одним из главных направлений является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к предмету. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. Диагностические исследования, проводимые в школе № 32 педагогами, показали, что наиболее значимым мотивом посещения школы для подавляющего большинства учащихся выступает желание общаться со сверстниками, участвовать в мероприятиях, проводимых после уроков, т.е. для школьников ценность внеурочной деятельности является достаточно высокой. Поэтому учителем биологии Гуровой Н.А. разработан урок, проходящий в форме пресс конференция, -  «В здоровом теле - здоровый дух!», который можно проводить как интегрированный урок в 8-х классах, так  и как внеклассное мероприятие для старшеклассников. Конференция по здоровому образу жизни, представляющая собой выступления «специалистов», в роли которых выступали ученики, была проведена на параллели 10-х классов. Они подготовили и представили материал о здоровом образе жизни с точки зрения различных сфер: психологии, наркологии, биохимии, диетологии, экологии, физической культуры. В ходе конференции были проанализированы результаты анкеты о вредных привычках обучащихся, проведено тестирование на выявление знаний о том, что такое здоровый образ жизни и каковы его составляющие. Специалисты дали рекомендации по организации здорового питания, режима дня с учётом физиологических особенностей подросткового возраста, требований образовательной программы. Результатом проведения конференции стало написание учащимися проектов на тему «Как я веду здоровый образ жизни», «Моя программа здоровья». В 2009 г. ученицы 11 класса МОУ СОШ №32 Бегишева Ольга и Малахова Инна написали исследовательская работа на тему «Культура питания у школьников как результат выбора здорового образа жизни» (руководители Алимова Т.Ю. и Гурова Н.А.). В ходе работы дети изучили научную литературу, провели исследование, обобщили  материал, полученный в классных коллективах и разработали рекомендации по питанию. На основании проделанной работы, исследователи пришли к выводу, что всё больше школьников стараются относиться ответственней к культуре питания как к составляющей здорового образа жизни.

Планы и задачи в сфере воспитательной деятельности и здоровьесбережения на предстоящую перспективу является завершение осуществляемой в настоящее время работы по подготовке Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, отвечающей федеральным государственным стандартам второго поколении. Важной задачей выхода на новые рубежи воспитания личности молодого человека является дальнейшая систематизация, углубление и координация данной работы. А в качестве объединяющей общей цели совершенствование форм и методов воспитания личности молодого человека, помощь в формировании умения самостоятельной организации здорового образа жизни, управлении своим развитием, состоянием психического, физического и нравственного здоровья. Воспитание всесторонне развитой личности на основе патриотического, нравственного, эстетического воспитания, развитие коммуникативных способностей обучающихся, логики мышления, основываясь на современных уровнях здоровьесберегающих и информационно-вычислительных технологий, - основная задача педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь предмета «Физическая культура» с образовательными дисциплинами.

Для повышения качества образовательного процесса в целом, необходимо использовать межпредметные связи, соотнося предмет физической подготовки с содержанием учебных дисциплин: истории, биологии, раздел...

Взаимосвязь предмета «Физическая культура» с образовательными дисциплинами.

Для повышения качества образовательного процесса в целом, необходимо использовать межпредметные связи, соотнося предмет физической подготовки с содержанием учебных дисциплин: истории, биологии, раздел...

введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта по предмету «Физическая культура» в образовательных учреждениях

—Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Физическая культура» и является основой физического воспитания обучающихся.—В период с 2011 по 2020 годы запланирован...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» учителя физической культуры ПРОЖИРОВОЙ ОКСАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель программы - формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании...

КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

Цели и задачи Концепции. Целью Концепции преподавания Физической культуры в образовательных организациях является: создание условий для обеспечения высокого качества преподавания предмета и повыш...

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО, ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебный предмет «Физическая культура» является частью физического воспитания в целом, который направлен на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья нации,...

Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях, реализующих федеральные образовательные программы.

С 1 сентября 2023 года школы перешли на новые федеральные образовательные программы. Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего о...