Арт-терапия и толерантность
статья по теме

Чуракова Екатерина Николаевна

Очень часто искусство становится механизмом самопознания личности, ее диалогом с внешним миром. При помощи искусства можно решать ряд проблем, таких как самооценка, агрессия, выразить свои чувства и мысли, решать детско-родительские отношения. Так же при помощи арт-терапии возможно формировать и толерантные отношения между учащимися. Принципы толерантности  и арт-терапии довольно близки. Принципы толерантности лежат в основе этического кодекса арт-терапевта это  терпимость к взглядам, нравам, снисхождение, уважение. Без толерантного отношения невозможно построить весь арт-терапевтический процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art-ter_i_tolerantnost.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чуракова Екатерина Николаевна

Педагог дополнительного образования

Использование методов арт-терапии в формировании толерантности у детей

В настоящее время в наших образовательных учреждениях все более активно применяется такой инновационный подход, как психотерапия искусством или арт-терапия. Возможности искусства неисчерпаемы. Л.С. Выготский рассматривает искусство  «как ресурс культуры», «искусство не только обеспечивает катарсис, как высший  вид эмоционального отреагирования, но и опредмечивает  аффект, раскрывая принципиально  новые возможности подняться но более высокую ступень своего развития ».(1)  Искусство существовало во все времена, появившись во время наскальной живописи, оно развивается вместе с человеком.  Очень часто искусство становится механизмом самопознания личности, ее диалогом с внешним миром. При помощи искусства можно решать ряд проблем, таких как самооценка, агрессия, выразить свои чувства и мысли, решать детско-родительские отношения. Так же при помощи арт-терапии возможно формировать и толерантные отношения между учащимися. Принципы толерантности  и арт-терапии довольно близки. Принципы толерантности лежат в основе этического кодекса арт-терапевта это  терпимость к взглядам, нравам, снисхождение, уважение. Без толерантного отношения невозможно построить весь арт-терапевтический процесс.

 Р.Р. Валитова дает определение толерантности, которое очень близко принципам арт-терапии: «...толерантность предполагает заинтересованное отношение к Другому, желание почувствовать его мироощущение, которое

______________________________

  1. Л. С. Выготский «психология искусства», Ростов-на –Дону, 1998.

побуждает к работе разум уже потому, что оно – иное, чем – то не похожее на собственное восприятие действительности».(1)  

Об этом же пишут А. Маслоу и К. Роджерс. В контексте теории «здоровой личности» А. Маслоу, терпимость выступает как один из ведущих принципов, дающий ключ к пониманию суть человека, объясняющий специфику взаимодействия людей.  Маслоу пишет, что терпимость – это один из возможных путей самоактуализирующейся личности. Самоактуализация как возможности выбора, личностного роста, возможности принимать себя и других людей такими, какие они есть, возможности в установлении с окружающими доброжелательных личных отношений.

Для понимания отношения арт-терапевта и клиента, весьма значимым является высказывание А.И. Копытина «представители психодинамического направления в арт-терапии чаще всего основываются на представлении о том, что отношения  клиента  и психотерапевта отражают отношения матери и ребенка, поскольку арт-терапевтическая ситуация во многом воссоздает среду «первичной материнской заботы», в которой изобразительные материалы выступают в качестве «транзитных объектов»».(2)Создать такую среду может только человек, обладающий «большим сердцем», принятием клиента таким, какой он есть и искренним желанием помочь.

Создавая атмосферу высокотерпимости,  «безопасности», непринужденности можно решить ряд задач:

   

  1. сформировать коммуникативные навыки;

дач:

____________________________

1.Валитова Р.Р. «Толерантность : порок или добродетель?// Вестник Московского университета. Философия 1996».

  1.  А.И. Копытин «Практикум по арт-терапии», Спб., 2001.

  1. снизить тревожность и агрессивность;
  2. стабилизировать психофизическое состояние детей;
  3. раскрыть творческие способности детей;
  4. побудить ребенка быть более раскрепощенным, уверенным в себе;
  5. сформировать в детях принцип толерантности, уважать другого ученика, его взгляды, мысли чувства.

 Арт-терапевтические занятия, проводимые во вторую половину дня, могут помочь не только в   снятии эмоционального напряжения, и проработке чувств и мыслей, а так же оказать влияние на формирование толерантных отношений в группе.    

Приходя на занятия арт-терапии ребенок знает, что сейчас он будет рисовать или клеить что-то из бумаги, он может самостоятельно выбрать материалы, так как принцип арт-терапии дать ребенку погрузиться в мир своих груз и мечтаний, а это можно сделать предоставив ребенку свободу выбора. Принцип арт-терапии – создание атмосферы высокотерпимости, защищенности, безопасности, помочь ребенку выразить себя, свои чувства и мысли. На занятиях кружка допускаются смешанные группы. С точки зрения формирования у ребят доброжелательного отношения как к сверстникам, так и к ребятам с особыми потребностями это очень полезно. Посещая смешанные группы, ребята учатся работать вместе (особенно при групповых заданиях), они привыкают, что рядом есть люди, которые нуждаются   в их помощи и понимании. К примеру в американских школах дети с особыми потребностями посещают обычные классы, у нас дети учатся в специальных школах и интернатах. Однако и в России в настоящее время большое внимание уделяется инклюзивному образованию   как перспективной форме обучению  Занятия в группах со смешанными детьми (вспомогательные классы и классы особый ребенок) имеют положительный результат.  

Принцип терпимости выражен в русле концепции «полноценно функционирующей личности» К. Роджерса. Оказать помощь другому человеку, в частности в решении возникающих у него проблем, можно не директивно, а опираясь на стремление человека к свободе и к позитивным изменениям. Это становится возможным благодаря безусловному принятию человека, в результате стимулируется тенденция личности к самоактуализации, реалистическому представлению о себе, снятию противоречий между «реальным я» и «идеальным я», и, следовательно, более человечному, терпимому отношению к себе и окружению.

При планировании данных занятий были задействованы методики и практические рекомендации Копытина А.И., Т.В. Зинкевич-Евстигнеевой, С. Г. Рыбаковой, М.В. Киселевой,  Н.В. Дубровской, В.М. Элькина, известного специалиста в области музыкотерапии.

Я работаю к коррекционной школе VIII вила. В нашей школе есть классы  так называемые «вспомогательные» и классы «особый ребенок», где дети с более сложным диагнозом.  Дети учатся отдельно друг от друга, я же на своих занятиях беру преимущественно смешанные группы, например, в группе из 4-5 вспомогательных классов, будут 2-3 ребенка из класса особый ребенок, примерно одного и того же возраста.

На занятиях дети занимаются рисованием, ручным трудом,  составлением коллажей, работа с тканью, бумагой, пластилином. В качестве фона для работы я использую музыку, по подборкам  В.М. Элькина. В подобных занятиях не позволяются осуждающие, оценивающие высказывания, перебивать другого. Совместная деятельность  благотворно сказывается на детях. Имея опыт сотрудничества с «не таким как я» дети  задумываются над тем, что сказать и как поступить, понимают, что кроме них есть небольшая категория ребят, которым нужна их помощь,  каждый их них индивидуален. У него есть свои таланты, интересы, свое представление об окружающем мире.

  Частью  нашей работы является выставочная и конкурсная  деятельность. Дети получают  положительные  эмоции и удовлетворение от полученного результата. Надо отметить, что за прошедший год дети довольно часто принимали участие в разных выставках и получали грамоты и дипломы. Конечно же это положительно сказывается на их самооценке. Посещая такие занятия дети  развивают свою индивидуальность, начинают верить в себя,  в свои силы, сформировать более позитивную жизненную позицию, научиться работать в группе, помогать ближнему, принять человека таким какой он есть.    

Использованная литература:

  1. Л. С. Выготский «Психология искусства», Ростов-на –Дону, 1998.
  2. М.В. Киселева «Арт-терапия в практической психологии и социальной работе», СПб, 2007.
  3. А.И. Копытин «Практикум по арт-терапии», Спб., 2001.
  4. М. С. Вальдес Ордиосола «Арт-терапия в работе с подростками», М., 2007.

5. Валитова Р.Р. «Толерантность : порок или добродетель?// Вестник Московского университета». Философия 1996.

  1. Рыбакова С.Г. «Арт-терапия для детей с ЗПР», СПб.,  2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»

:  Дать детям представление о толерантности;                Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»

Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Толерантность в гармонии многообразия. Лики толерантности

Толерантность – снисхождение к другому Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случа...

Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием  «толерантность», с  основными чертами толерантной и интолерантной ...

Лекция с элементами тренинга и арт - терапии "Толерантность - первый шаг к дружбе".

Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то. Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ...


 

Комментарии

Бирюкова Юлия Сергеевна

Здравствуйте, уважаемая Елена Николаевна. Считаю Вашу статью крайне актуальной. С учетом современных реалий, ребенок подвергается очень сильному давлению со стороны внешнего мира - это и общая тревожная атмосфера, нагнетаемая средой, и внутрисемейные конфликты. Вопреки своим желаниям, ребенок оказывается внутри этого круговорота и в этот момент просто незаменима арт-терапия. По-своему воздействию, способная восстановить внутренний баланс и гармонию ребенка.