Конспект по правовому занятияю с детьми на тему: «По-разному зовутся дети».
материал по теме

Данный конспект занятия поможет детям закрепить знания о таком праве как "Право на имя" в более увлекательной и интересной форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_pravo_na_imya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

• закрепить представление детей о правах, с которыми познакомились на предыдущих занятиях; довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на имя; дать представление о важности права на имя; довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; познакомить детей с именами наших предков; вспомнить имена сказочных героев;

• развивать умения рассуждать, делать выводы, сопереживать;

• воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

Материал и оборудование:

• кукла Незнайка;

• жетоны-символы: «Все имеют равные права», «Дом», «Лечение», «Обучение», «Любовь и забота», «Имя»;

• «Свидетельство о рождении» (какого-нибудь ребенка);

• фотографии воспитателя в разные возрастные этапы;

• картинки с изображением сказочных героев;

• индивидуальные карточки на каждого ребенка;

• гуашь, лупа;

• клей, блестки;

• телевизор, DVD проигрыватель, диск с мультфильмом «Приключения Незнайки и его друзей»;

• мяч.

Предварительная работа: заучивание стихотворения «Восемь Тань» З.Александровой. Работа на дом детям, узнать почему «тебя» так назвали.

Ход занятия

 Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: дети, сегодня к нам в гости пришел маленький человечек, вы узнали этого героя? (Ответ детей.)

Воспитатель: правильно, это -  Незнайка. Он прибыл к нам из Цветочной страны, для того, чтобы рассказать историю о своем городе и попросить у нас совета, как быть.

В волшебной стране Незнайки живут очень хорошие, умные, добрые люди. Все они маленького роста, как и Незнайка. Эти люди дружат между собой, любят друг друга, но иногда они ссорятся, обижаются и это смущает нашего Незнайку. Маленькие человечки совсем не знают ничего о своих правах, поэтому у них и случаются ссоры.

Воспитатель: ребята, давайте расскажем Незнайке о важном документе, в котором записаны все права детей. Скажите, как называется этот главный международный документ детей? (Ответы детей: этот документ называется «Конвенция о правах ребенка».)

Воспитатель: почему это международный документ? (Ответы детей: потому что этот документ подписали люди всей планеты.)

Воспитатель: давайте вспомним, с какими правами детей мы уже знакомы? (Воспитатель выкладывает жетоны-символы на фланелеграф, дети называют известные им права: «Право на жизнь», «Право на дом», «Право знать своих родителей и право на их заботу», «Право на обучение», «Право на лечение»).

Воспитатель: молодцы, ребята, вы хорошие помощники. Теперь Незнайка расскажет маленьким человечкам о правах детей, и я думаю, что они всегда будут жить дружно. А сегодня мы поговорим с вами  еще об одном праве, вам, ребята, оно уже знакомо, а вот Незнайка я думаю, с ним не знаком. Так что, Незнайка, слушай внимательно и запоминай. А вы ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи? (Ответы детей: у нас есть руки, ноги, голова, туловище.)

Воспитатель: а чем мы отличаемся?  (Ответы детей: а отличаемся цветом глаз, волос, интонацией голоса.)

Воспитатель: молодцы, вы все правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, то, что отличает его от других. Что же это? (Ответы детей: имя.)

Воспитатель: имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя – это слово, но особенное. Оно значит очень много. В Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа).

Воспитатель: в этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения. У каждого из вас есть такой документ. Я хочу рассказать вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как например: Владимир (владеющий миром), Богдан (Богом данный), Людмила (милая людям).

Воспитатель: скажите, а вам нравятся ваши имена? (Ответы детей.)

Воспитатель: ребята, может быть кто-нибудь из вас знает, почему именно так назвали вас ваши родители? (Рассказ Наташи К.)

Воспитатель:  в честь кого тебе дали имя? (Рассказ Мирославы Б.)

Воспитатель: как называют тебя в семье? (Рассказ Дениса Б.) 

Воспитатель: по имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про «Андрюшеньку»? (Ответы детей:  «Андрюшенька» - это мальчик.)

Воспитатель: а что вы можете сказать про «Анну Петровну»? (Ответы детей, а «Анна Петровна» - это взрослая тетенька.)

Воспитатель: правильно. А если ребенка назвали «Илья», а другого «Ксюша». Что можно сказать про этих детей? (Ответы детей: можно сказать, что это мальчик и девочка.)

Воспитатель: молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой. Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?  (Ответы детей: по имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.)

Воспитатель: правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству? (Ответы детей: по имени и отчеству обращаются к старшим людям.)

Воспитатель: правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.

Воспитатель: ребята, а знаете ли вы что такое тезки? Вы знакомы с этим словом? Что оно значит? (Ответы детей).

Воспитатель: тезки – это люди, у которых одинаковые имена. Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань», которое нам расскажет Юля Б. (Чтение стихотворения).

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду – Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…

Воспитатель: А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации? (Ответы детей: по фамилии.)

Воспитатель: верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в классе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае? (Ответы детей: в этом случае поможет отчество.)

Воспитатель: молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. А есть ли у нас в группе тезки? (Ответы детей: в группе у нас есть  две Насти (Талабаева и Татарова); две Наташи (Батяйкина и Кострюкова).

Воспитатель: молодцы. Мы устали, засиделись. Предлагаю немного размяться.

Физкультминутка:

Эй, ребята! Встаньте в круг! (Дети встают в круг.)

Вот как много стало рук! (Руки вперед, тыльной стороной кверху.)

Чьи же руки подскажите, (Дети называют свои имена).

И ладошки покажите. (Переворачивают ладошки кверху).

А теперь за руки взялись, и  по кругу пробежались.

 (Берутся за руки и бегут по кругу)

Сделали поуже круг, крышу сделали из рук. ( Все дети соединяют руки над головой).

Получился дом имен. (Взявшись за руки, делают круг шире).

В этом доме мы живем! (руки вверху).

Воспитатель: дети, как вы думаете, может ли имя расти? (Ответы детей: нет, имя расти не может.)

Воспитатель: а я сейчас вам докажу, что имя расти может. Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. (Рассказ воспитателя).

Это было давно, жила – была маленькая девочка, и звали ее ласково: Олечка. (Воспитатель выкладывает на фланелеграфе свою детскую фотографию.) Девочка выросла, пошла в школу, и ее стали называть Олей. (Воспитатель выкладывает на фланелеграфе свою школьную фотографию). Когда девочка стала совсем взрослой и пошла, работать воспитателем ее стали называть по имени и отчеству - Ольга Николаевна. Вы догадались, о ком я говорю?  (Ответы детей).

Воспитатель: правильно, я говорю о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково, как? (Ответы детей.)

Воспитатель: Олечка. Моя дочка называют меня «мама». Муж и друзья зовут Оля. А в детском саду я для всех Ольга Николаевна. Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. Дениска в школе станет Денисом. Сашенька – Александром, Настенька – Настей, Наташенька - Натальей.

Воспитатель: когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас? (Ответы детей. Воспитатель помогает детям.)

Воспитатель: ребята к этому занятию я приготовила вам интересные загадки про имена. Послушайте, пожалуйста. (Воспитатель загадывает загадки и выставляет иллюстрации героев)

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее!

 (Красная Шапочка).

Воспитатель: почему девочку называли Красной шапочкой? (Ответы детей: потому что она носила всегда красную шапочку.)

Воспитатель: слушайте вторую загадку.

Она была подружкой гномов

И вам, конечно же, знакома.

(Белоснежка).

Воспитатель: почему Белоснежку так называли? (Ответы детей: потому что у нее была белая кожа.)

Воспитатель: слушайте третью загадку.

Так быстро от принца девица бежала,

Что туфельку даже она потеряла.

(Золушка.)

Воспитатель: почему так звали Золушку? (Ответы детей: потому что она работала, убирала золу.)

Воспитатель: слушайте последнюю загадку.

Он, конечно, самый главный

Озорник-шалун забавный.

Он в огромной синей шляпе

Неумеха и растяпа.

(Незнайка.)

Воспитатель: правильно, Незнайка. Я хочу вам предложить посмотреть отрывок из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей». (Просмотр мультфильма).

Воспитатель: ребята, вы заметили, что у героев мультфильма очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин. Как вы думаете, почему их так звали? (Ответы детей: Знайку так назвали, потому что он много знал. Цветика, потому что он любил цветы. Торопыжку, потому что он всегда торопится.)

Воспитатель: послушайте, какие стихи, сочинил Незнайка про своих друзей. (Чтение воспитателем стихотворений).

Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный.

Знайка шел гулять на речку, Перепрыгнул через овечку.

У Авоськи под  подушкой  лежит  сладкая  ватрушка.

Воспитатель: вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка? (Ответы детей: нет, мне его стихи не понравились.)

Воспитатель: а вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки? (Ответы детей: я бы не хотел, чтобы меня так дразнили.)

Воспитатель: я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки и будем обращаться друг к другу по имени, ласково. А сейчас я предлагаю сыграть в игру «А ты…». (Дети передают мяч по кругу, при этом называют друг друга ласковыми именами.)  

Воспитатель: человек проносит свое имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Каждый из вас уникален и неповторим. А я вам помогу в этом убедиться. Сейчас мы сделаем отпечатки ваших пальцев и займемся исследовательской работой. (Дети подходят к экспериментальному столу и делают отпечаток своего пальца на специально заготовленную карточку, рассматривают с помощью лупы линии и узоры отпечатков.)

Воспитатель: посмотрите, ребята похожи ли ваши линии пальцев с отпечатками пальцев вашими товарищей? (Ответы детей). 

Воспитатель: нет, не похожи, каждый отпечаток уникален, у всех людей они разные. Теперь я вам предлагаю взять свои карточки и пройти за столы, чтобы продолжить дальше нашу исследовательскую работу. (Дети с карточками садятся за столы.)

Воспитатель: на вашей карточке написано ваше имя, для того чтобы оно стало видимым, необходимо по контору имени обвести клеем и обсыпать волшебной пыльцой из Цветочного города Незнайки. (Выполнение работы детьми, воспитатель помогает.)

Воспитатель: молодцы, справились с заданием. Теперь ваши карточки, с вашими отпечатками пальцев, останутся у нас в саду на память, мы будем о вас вспоминать.

Воспитатель: ребята, о каком праве мы сегодня говорили на занятии? (Ответы детей.)

Воспитатель: мы с вами знаем, что  каждый ребенок имеет право на имя, теперь об этом узнают и жители Цветочного города. Нашему гостю – Незнайке очень понравилось занятие. Мы будем ждать его еще к нам и  обязательно  расскажем ему о других правах маленьких детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по ИЗО на тему "Полосатый кот" для детей 5-6 лет с применением гречневой и пшенной крупы

План-конспект занятия ИЗО на тему: «Полосатый кот» Рауш Екатерина Леонидовна.  Педагог дополнительного образованияМБУ ДО ДЮЦ «Радуга», г. Нижний ТагилКонспект непосредственно образовательной...

Конспект логопедического подгруппового занятия c детьми 1класса на тему: дифференциация звуков С-Ш

Целью занятия является закрепление умения дифференцировать звуки [с], [ш] в слогах, словах...

Конспект открытого логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Звук [М]

ЦЕЛЬ: четкое произнесение и характеристика звука [м], упражнение в делении двух- и трёхсложных слов на слоги.          Коррекционно-образовательные задачи:...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми ТМНР на тему: «Весна»

Цель : Формирование элементарных временных представлений у детей с ТМНР формирование  знаний о весеннем времени года,  формирование навыков различать признаки весны. Задачи:Ко...

Выступление на семинаре по теме «Использование методов активного обучения для освоения основных элементов классического танца детьми младшего школьного возраста» Конспект открытого учебного занятия по хореографии по теме «Использование методов активного

Выступление на семинаре по теме «Использование методов активного обучения для освоения основных элементов классического танца детьми младшего школьного возраста»Конспект открытого учебного...