Новые базовые знания для всех
материал по теме

Акчасова Юлия Ивановна

Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 г., стал поворотным моментом в определении политики и практики Европейского Союза. Его выводы подтверждают, что Европа уже вступила в "эпоху знаний" со всеми вытекающими культурными, экономическими и социальными последствиями. Быстро меняются привычные модели образования, работы и самой жизни. Успешный переход к экономике и обществу, основанным на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования - учения длиною в жизнь (lifelong learning).
Учение длиною в жизнь в рамках Европейской стратегии занятости определяется как всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции (1). Это рабочее определение использовано и в Меморандуме в качестве отправной точки для последующих обсуждений и действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Меморандум непрерывного образования  Европейского союза

Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 г., стал поворотным моментом в определении политики и практики Европейского Союза. Его выводы подтверждают, что Европа уже вступила в "эпоху знаний" со всеми вытекающими культурными, экономическими и социальными последствиями. Быстро меняются привычные модели образования, работы и самой жизни. Успешный переход к экономике и обществу, основанным на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования - учения длиною в жизнь (lifelong learning). Учение длиною в жизнь в рамках Европейской стратегии занятости определяется как всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции (1).

Выделяют шесть ключевых принципов непрерывного образования. Мы рассмотрим один из них и возможность его реализации в Российской системе образования.

Принцип №1 «Новые базовые знания и умения для всех»

Цель - гарантировать всеобщий непрерывный доступ к образованию для получения и обновления навыков, необходимых для включенности в информационное общество.

На сегодняшний день спектр общих и базовых умений существенно расширился, включив в себя такие умения как брать на себя ответственность, умение осуществлять выбор, эффективное общение, иностранный язык и толерантность и т.д.

Однако, педагоги школ не осознают в полной мере важности базовых умений с одной стороны и  другой стороны отсутствуют  практические подходы к методике развития этих умений. По сути дела, теоретизированное обучение практическим навыкам.

В связи с этим можно предложить следующие инициативы  по реализации данного принципа в рамках Российского образования на наш взгляд:

- образование в раннем детстве (уход от «присмотра и ухода за детьми»  к системе развивающего обучения  уже на этапе дошкольного детства)

- приемлемая и сопоставимая система  оценивания общих и базовых умений человека, который обучается в течение всей жизни (концепции «непрерывное образование»),

- улучшение качества услуг в области профессиональной ориентации в школе (социальное партнерство), органы власти должны содействовать формированию организационных структур «социального диалога и партнерства»  между сферами обучения и занятости,

- развитие диверсифицированной сети обучающих структур как формальных, так и неформальных для детей и взрослых, государственного и частного характера,

- расширение «нестандартных» и неформальных форм и методов обучения для людей все возрастов

- адаптировать обычную  (традиционную) систему образования в школе так, чтобы можно было работать с модульными программами, открытым и дистанционным образованием, самонаправляемыми учебными программами,

- ревизия содержания образования, адекватность (релевантность) содержания образования современным направлениям развития экономики, науки, общественной жизни

- создание местных учебных центров для людей разных возрастов, где учат  не только адаптироваться к переменам и умению ориентироваться в потоке информации, но и постоянное обновление этих умений.

- расширение сети учебно-адаптационных центров для мигрантов

-создание нетривиальных форм обучения  на базе образовательных организаций по овладению функциональной грамотностью (занятия по подготовке к чрезвычайным ситуациям и подготовка грамотных потребителей, и элементарная компьютерная грамотность)

- введение организационных практик в образовательный процесс

-создание служб поддерживающих учителей (преподавателей)

        На мой взгляд это небольшой перечень того что реально и возможно реализовать  в рамках российской системы образования.

Литература:

  1. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза
    (изложение) - http://www.znanie.org/jornal/n2_01/mem_nepr_obraz.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базовые знания для изготовления переплёта из кожи.

Базовые знания для изготовления переплёта из кожи. Приёмы по раскрою и шерфованию кожи. ...

Формирование базовых знаний у учащихся начальных классов для успешного овладения письмом и чтением

   Раскрывается проблема возможных нарушений письменной речи у учащихся 1 классов в теоретическом и практическом аспектах. Предлагаются методические подходы к  работе  по пр...

Статья "Проблемные вопросы в базовых знаниях по биологии у абитуриентов, поступающих на специальность 34.02.01 Сестринское дело"

В статье приводятся примеры пробелов в знаниях у абитуриентов, поступающих на медицинские специальности...

Подборка заданий для автоматизации базовых знаний грамматики

Подборка содержит карточки для контроля усвоения материала по теме "Времена активного залога. Формулы, маркеры", задания по переводу предложения в разные грамматические времена со сменой мар...

Новый базовый компонент

Общие положения деятельности педагога-психолога для различных типов   образовательных организаций...

Приемы формирования и коррекции базовых знаний по русскому языку у учащихся 7 – 9 классов, имеющих трудности в обучении

Учащиеся, имеющие проблемы в обучении, осваивающие общеобразовательные программы, испытывают значительные трудности в освоении стандарта и поэтому требуют особого педагогического подхода. Исходя из эт...

Курс химии базовые знания

Курс химии с основами базовых знаний нужен всегда...