Берегите Божий мир
статья по теме
Предварительный просмотр:
Составила: Семёнова Л.Н.,
учительница русского языка и литературы, ОПК
МБОУ «Арборская ООШ»
МО «Мари-Турекский муниципальный район»
Республика Марий Эл
Берегите Божий мир.
(Литературно – музыкальная композиция)
Композиция составлена по мотивам стихов поэтов Марийского края
Цель: приобщать учеников к красоте природы, воспитывать бережное, гуманное отношение к окружающей среде, животным; прививать чувство патриотизма, развитие эстетических вкусов и навыков выразительного чтения
Оформление и оборудование: магнитофон с записями тревожной музыки, искусственная ёлка, пустые пластиковые бутылки, глобус
(Если есть возможность, диапроектором показываются слайды, соответствующие тематике стихотворений)
(Звучит тревожная музыка; на сцене лежат «срубленная ёлка», пластиковая бутылка, среди мусора лежит глобус без подставки.
Выходят 3 исполнителя, с тревогой осматривают вокруг «поляну»
Чтец 1 (взволнованно)
Люди, очнитесь. Что вы творите?!
Матушку-землю сгубили совсем.
Всюду отбросы лежат. Посмотрите,
Что вы творите с природой, зачем?
Сели в машины, махнули на Волгу,
Кто-то с друзьями – в ближайший лесок.
После гулянки под каждую ёлку,
Мусора полный ложится мешок.
Глянешь кругом,- и становится больно:
Пьяная бродит кругом молодёжь,
Водка и пиво. Ну сколько же можно
Спаивать юношей каждую ночь?
Ветер по полю разносит бумагу,
С мусорной свалки в посёлок летит.
В свалку везут, как отходы, отраву.
Пластик, пластмасса всегда там горит.
Дышим годами, не чувствуя страха,
Рядом со свалкой сады – благодать.
Только сыны, ваши дети-отрада,
Смогут ли завтра страну защищать?
Дочери наши с природой сдружатся,
Будут довольны. Но им не понять.
Смогут они и любить, и влюбляться,
Но кто-то не сможет детишек рожать.
Хватит глумиться уже над природой,
Слышите! Хватит смеяться над ней!
Люди, поймите! Час будет тяжёлый,
Если не будем к природе добрей…
Чтец 2 ( на той же ноте)
Все мы люди земли, мы – земляне –
Быть с природой должны заодно.
Растеряли себя, как в тумане,
Губим то, что нам Богом дано.
Надо жить на Земле, сознавая,
Что Земля – это стол наш и дом,
Что она во Вселенной такая
Лишь одна, и другой не найдём.
И должны мы беречь дом свой славный,
И с любовью держать на руках.
Жизнь земли – есть источник наш главный,
Чтоб мы жили не в «днях»а в «веках».
Но мы землю свою ради денег
Жжём, взрываем, курочим и мнём.
Вырубаем леса – не на веник! –
За кордон за наличку везём.
Из озёр, рек, морей – на продажу,
Что нам в трал попадёт – ловим всё.
Почему-то не думаем даже:
С чем оставим потомство своё?
Мы отходами травим планету:
Миллиарды тонн вредных веществ
Разбросали по белому свету –
Губим этим живых всех существ.
Мы живём одним днём, лишь бы злато
Зазвенело в карманах у нас.
Землю сгубим свою мы когда-то,
Но надеемся, что не сейчас.
Вместо леса – болото родится,
Вместо рек и морей – лишь пески.
В снах кошмарах потом будет сниться
«Крестный ход» - по пустыне – трески.
Мы безжалостны стали, жестоки:
Одурманили нас денежный дым.
Губим жизни своей мы истоки:
Рубим сук, на котором сидит.
Мы терзаем кормилицу-землю
С дня рожденья до нынешних дней.
Гласу разума жизни не внемлем,
Занося вновь секиру над ней.
Чтец 1 (плачевно)
Всё так изранено в лесу,
Как после дней войны…
Здесь уцелевшей не найти ни ели,
ни сосны.
Берёзу ножиком пырнул какой-то живоглот,
Мне кажется, из-под коры моя
слеза течёт.
Под искалеченным дубком
Не ветер стонет – я.
Вот муравейник подожжён
кощунственной рукой.
Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах, как в дни
большой беды.
Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют,
Не услыхав, что за спиной деревья слёзы льют.
(Исполнение песни А. Пахмутовой «Раненая птица» а капеллой)
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась,
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
Ведь море без рыб – не море !
И земля без зверей – не земля.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть извечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться-
Пусть расправит крылья раненая птица.
(Во время чтения следующего стиха 2 других исполнителя собирают мусор, глобус берут на руки, звучит оптимистичная музыка)
Чтец 3 (с оптимизмом)
Высоких слов не побоюсь:
Благоволю душой к Природе,
Добрей, красивей становлюсь,
Гуляя при любой погоде.
Людской жестокости страшусь,
Мне б уберечь, спасти от яда
Тебя, моя Святая Русь,
Спасенью буду очень рада!
Добро оплатится добром –
Старинный принцип, хоть забытый.
Бороться всем с коварным злом –
Вот путь для каждого открытый!
Чтец 2(жизнерадостно)
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным Коленям припав.
Все: Берегите Божий мир!
Литература:
- Чернобыля чёрная быль. Поэтические исповеди./Йошкар-Ола.,2006
- Н.И.Еременко. Всё так изранено в лесу
- Классные часы.-Волгоград.,2005.
- С.Ф.Иванова. Введение во храм слова. -Москва:Школа-Пресс, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»
Выбор темы «Развитие личности школьника через интегрированный урок» закономерен и актуален. Многие ученики обладают широким кругозором, так как, кроме чтения художественной литературы, увлекаются изуч...
Экологическое мероприятие "Берегите землю, берегите..."
Внеклассное мероприятие для обучающихся разных возрастов, призванное воспитывать любовь и бережное отношение к природе....
Классный час по экологии "Берегите Землю, берегите!" 5 кл.
На классном часе в доступной для детей форме обсуждается проблема загрязнения окружающей среды. В связи с этим ставятся такие цели на занятии, как: побуждение обучающихся к бережному отношению к ...
"Берегите Землю, берегите"
Викторина по экологии для учащихся 5-6 классов. Использованы интересные формы заданий по вопросам живой и неживой природы...
Берегите Землю берегите!
Внеклассное мероприятие....
Внеклассное мероприятие по биологии "Берегите Землю! Берегите..."
Цель занятия: Продолжить формирование интереса к окружающему миру и стремление беречь природу; преодолевать потребительское отношение к природе, формировать у учащихся экологическое сознание и соответ...
Берегите Землю, берегите!
Формировать экологическое мировоззрение. Развивать внимание на основе зрительного восприятия. Коррекция образного мышления при разгадывании загадок. Воспитывать желание беречь и охранять свою пл...