рабочая программа по математике
рабочая программа по теме
Данная рабочая программа составлена для профессий технического и социально-экономического профилей на 295 и 272 учебных часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_matematika-295272.doc | 237.5 КБ |
Предварительный просмотр:
примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА
2011г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) Повар, автомеханик, Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию, продавец, секретарь –референт.
Организация-разработчик: | Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №103 Московской области |
Разработчики:
Спасская Л.А.. –преподаватель ГОУ НПО ПЛ № 103
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 16 |
| 19 |
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО технического профиля, социально-экономического профиля.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
- при освоении профессий НПО технического и социально-экономического профилей информатика и ИКТ изучается как профильный учебный предмет
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения;
- находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;
- выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций;
- вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции
- использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин;
- находить производные элементарных функций;
- использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;
- применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;
- вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла;
- решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
- использовать графический метод решения уравнений и неравенств; изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
- составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
- вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды, решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося
в техническом профиле 383 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 295 часов;
из них: на I курсе – 108 часов
на II курсе - 143 часа
на IIIкурсе – 44 часа
самостоятельной работы обучающегося 88 часов.
максимальной учебной нагрузки обучающегося
в социально-экономическом профиле 353 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 272часа;
из них: на I курсе – 120 часов
на II курсе - 119 часов
на III курсе – 33 часа
самостоятельной работы обучающегося 81 час.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
Технический профиль | Социальноэкономический профиль | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 353 | 383 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 295 | 272 |
в том числе: | ||
лабораторные занятия | ||
практические занятия | 263 | 240 |
контрольные работы | 32 | 32 |
курсовая работа (проект) | ||
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 88 | 81 |
в том числе: | ||
самостоятельная работа с конспектом , учебником, справочной литературой | 42 | 35 |
Тематические самостоятельные работы | 46 | 46 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Математика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов, профиль | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Социально- экономический | Технический профиль | ||||
Введение | Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях начального и среднего профессионального образования. | 1 | 1 | ||
Раздел 1. АЛГЕБРА | 95 | 80 | |||
Развитие понятия о числе | Содержание учебного материала | ||||
1 2 3 4 | Целые и рациональные числа. Действительные числа. Приближенные вычисления. Комплексные числа | 10 | 20 | 2 | |
Практические занятия | |||||
1 | Приближенное значение величины и погрешности приближений | 4 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| |||||
Корни, степени и логарифмы | Содержание учебного материала | ||||
1 2 3 4 5 | Корни и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства. Степени с рациональными показателями, их свойства. Степени с действительными показателями. Свойства степени с действительным показателем. Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы. Правила действий с логарифмами. Переход к новому основанию. | 14 | 22 | 1 | |
Практические занятия | |||||
1 | Преобразование алгебраических выражений. Преобразование рациональных, иррациональных степенных, показательных и логарифмических выражений. | 10 | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| |||||
Основы тригонометрии | Содержание учебного материала | ||||
1 2 3 4 | Радианная мера угла. Вращательное движение. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества, формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Арксинус, арккосинус, арктангенс числа. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. | 20 | 24 | 2 | |
Практические занятия | |||||
1 2 | Преобразования простейших тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений неравенств. | 10 | 8 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| |||||
Функции, их свойства и графики | Содержание учебного материала | ||||
1 2 3 | Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функции: монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. | 9 | 12 | 3 | |
Практические занятия | |||||
1 | построение графиков функций, заданных различными способами. | 6 | 4 | ||
2 | Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Арифметические операции над функциями. Сложная функция (композиция). | |||||
Степенные, показател ьные, логарифмические и тригонометрические функции | 1 2 | Определения функций, их свойства и графики. Преобразования графиков. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой у = х, растяжение и сжатие вдоль осей координат | 6 | 4 | |
Практические занятия: | |||||
Обратные тригонометрические функции | 4 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы. | |||||
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА | 70 | 86 | |||
Тема 2.1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ | Содержание учебного материала | ||||
1 2 | Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности. Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. | 8 | 14 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Существование предела монотонной ограниченной последовательности. | |||||
Тема 2.2. Понятие о непрерывности функции | Содержание учебного материала | ||||
1 2 3 4 | Производная. Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции функции. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. | 12 | 26 | 3 | |
Практическая работа | |||||
1 | Применение производной к исследованию функций и построению графиков | 2 | 2 | ||
2 | Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком. | |||||
Тема 2.3. Первообразная и интеграл | Содержание учебного материала | ||||
1 | Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона— Лейбница. | 4 | 18 | 3 | |
Практическая работа: | |||||
1 | Нахождение площади криволинейной трапеции | 6 | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Примеры применения интеграла в физике и геометрии. | |||||
Тема 2.4. Уравнения и неравенства | Содержание учебного материала | ||||
1 2 3 | Равносильность уравнений, неравенств, систем. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. Основные приемы их решения (разложение на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод). Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические неравенства. Основные приемы их решения. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем. | 32 | 28 | 3 | |
Практическая работа: | |||||
1 | Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств | 4 | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений. | |||||
КОМБИНАТОРИКА, СТАТИСТИКА И ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ | 30 | 29 | |||
Тема 3.1. Элементы комбинаторики | Содержание учебного материала | ||||
1 | Основные понятия комбинаторики. Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. | 10 | 13 | 3 | |
Практическая работа: | |||||
1 | Решение задач на перебор вариантов. | 4 | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Треугольник Паскаля. | |||||
Тема 3.2. Элементы теории вероятностей | Содержание учебного материала | ||||
1 | Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей. Понятие о независимости событий. Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. Понятие о законе больших чисел. | 10 | 10 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы. | |||||
Тема 3.3. Элементы математической статистики | Содержание учебного материала | ||||
1 2 | Представление данных (таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана. Понятие о задачах математической статистики. Решение практических задач с применением вероятностных методов | 6 | 6 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы | |||||
ГЕОМЕТРИЯ | 100 | 88 | |||
Тема 4.1. Прямые и плоскости в пространстве | Содержание учебного материала | ||||
1 2 3 | Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей. Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости. Параллельное проектирование. | 32 | 26 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур. | |||||
Многогранники | Содержание учебного материала | ||||
1 2 3 4 5 6 | Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. Призма. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Тетраэдр. Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Сечения куба, призмы и пирамиды. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр) | 14 | 14 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы | |||||
Тела и поверхности вращения | Содержание учебного материала | ||||
1 2 | Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере | 14 | 14 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Осевые сечения и сечения, параллельные основанию. | |||||
Измерения в геометрии | Содержание учебного материала | ||||
1 2 3 4 5 | Объем и его измерение. Интегральная формула объема. Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы. Подобие тел. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел | 24 | 20 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы | |||||
Координаты и векторы | Содержание учебного материала | ||||
1 2 3 | Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы, плоскости и прямой. Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по направлениям. Угол между двумя векторами. Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач. | 16 | 14 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы | |||||
Примерная тематика курсовой работы (проекта) | |||||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | |||||
Всего: | 272 | 295 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Математика»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- карточки –задания для индивидуальной, групповой работы учащихся
- контрольные, проверочные работы к каждой теме курса
- тестовые задания к каждой теме курса
Технические средства обучения:
- Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор.
- экран
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения:выполнять арифметические действия над числами,находить значения корня,степени,логарифма. | Контрольные работы |
Вычислять значение функции по заданному значению аргумента. | тестирование |
Строить графики изученных функций. | Самостоятельные работы |
Использовать производную для изучения свойств функции и построения графиков. | |
Вычислять в просткйших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла. | |
Решать рациональные,показательные,логарифмические, | |
тригонометрические уравнения. | |
Испорльзовать графический метод решения уравнений и неравенств. | |
Решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора. | |
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....