Программа Знакомство с балетом
материал по теме

Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционными методиками обучения классической хореографии широко используются современные образовательные технологии:

  • образовательный процесс строится на основе личностно-ориентированного подхода, дифференциации и индивидуализации обучения;
  • материал занятий излагается в игровой форме;
  • активно используются возможности информационно-коммуникационных технологий;
  • применяются специальные здоровьесберегающие и коррекционные методики, прежде всего, адаптированный для дошкольного возраста партерный экзерсис, который до недавнего времени использовался только в образовательном процессе специальных хореографических училищ Москвы и Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Знакомство с балетом"113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ЦТРиГО

_______________  А.У. Турсунбаев

протокол педагогического совета

от  «____» ____________ 20___ г. № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)

«Знакомство с балетом» 

(наименование объединения)

«Знакомство с балетом»

 (наименование учебной дисциплины, курса)

2 года 

(срок  реализации  программы)

адаптированная

(вид программы)

5-7 лет

(возраст обучающихся)

Панфилова Людмила Владимировна

(Ф.И.О. педагога дополнительного образования, составителя)

г. Сочи

2010 г.

Пояснительная записка

        Образовательная  программа  дополнительного образования детей «Знакомство с балетом» разработана в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму  МО № 06-1844 от 11.12.2006 г.) и методическими  рекомендациями Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования, является составной частью образовательной программы Центра творческого развития и гуманитарного образования и имеет  художественно-эстетическую направленность.

Дошкольный возраст – важный период в жизни каждого человека. Во-первых, дошкольное детство создает благоприятные условия для активного развития способностей детей и прежде всего художественные, так как дошкольник включен во все многообразие видов творческой деятельности: рисует, поет, танцует.  Во-вторых, именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.

Хореография – искусство синтетическое, ведь танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни, а классический танец, раскрывающий возвышенный и обобщенный образ человека, внутренняя красота которого гармонирует с красотой его движений, неразрывно связан с такими видами искусства как литература, живопись, музыка.

Поэтому занятия классическим танцем с детьми дошкольного возраста содействуют росту их общей культуры, физическому и духовно-нравственному развитию, знакомят учащихся с искусством танца, дают им на каждой ступени возрастного развития доступные для них знания и навыки.

В период от трёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому особенно важно в этот период уделить внимание  музыкально-двигательному развитию ребенка. И именно уроки  классической хореографии позволяют эффективно решать задачи физического развития старших дошкольников, так как благотворно влияют на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему, содействуют профилактике плоскостопия, развивают мышечную силу, гибкость, выносливость, координацию, а балетный класс – это основа, дающая подготовку тела и необходимую базу любому танцовщику.

В конечном результате занятия классическим танцем подводят учащихся к пониманию искусства хореографии, к умению правдиво и выразительно отображать художественные образы в танце. Овладение определенным кругом знаний и навыков содействует развитию художественного вкуса учащихся, что представляет одну из существенных задач эстетического воспитания. Коллективные занятия и танцевальные выступления перед зрителями воспитывают у учащихся чувство ответственности за общее дело, чувство дружбы и товарищества.

Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционными методиками обучения классической хореографии широко используются современные образовательные технологии:

  1. образовательный процесс строится на основе личностно-ориентированного подхода, дифференциации и индивидуализации обучения;
  2. материал занятий излагается в игровой форме;
  3. активно используются возможности информационно-коммуникационных технологий;
  4. применяются специальные здоровьесберегающие и коррекционные методики, прежде всего, адаптированный для дошкольного возраста партерный экзерсис, который до недавнего времени использовался только в образовательном процессе специальных хореографических училищ Москвы и Санкт-Петербурга.

Цель программы: создание условий для развития художественного вкуса, общей хореографической культуры ребенка.

Задачи:

  1. Развитие культуры восприятия музыки в танцевальных движениях;
  2. Помощь в осознании закономерностей классического хореографического искусства;
  3. Привитие детям интереса и любви к хореографическому искусству;
  4. Развитие танцевальных умений и навыков как основы для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения.

Основой учебного процесса по программе «Знакомство с балетом» является комбинированное учебное занятие, которое предусматривает систематическое и последовательное освоение основных движений классического танца, мероприятия по развитию эстетического вкуса, формированию музыкальной культуры.

Дополнительная образовательная программа «Знакомство с балетом» рассчитана на 2 года  и предназначена для обучения азам классического танца детей в возрасте 5-7 лет.  В объединение принимаются девочки, желающие заниматься классической хореографией.

Сроки реализации образовательной программы:

1 год обучения – 144 часа, индивидуальная работа – 72 часа.

2 год обучения – 144 часа, индивидуальная работа – 72 часа.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 30 минутных занятия с перерывом 10 минут.

В образовательном процессе предусмотрены часы для индивидуальной работы с учащимися. Индивидуальная работа с учащимися проводится в целях коррекции осанки, физической выносливости, выворотности и т.п. Индивидуальные часы так же используются для репетиционной работы с учащимися, имеющими хорошие танцевальные способности.  

Обучение сочетает тренировочные упражнения, танцевальные движения классического танца, постановочную и репетиционную работу. Предлагается определенный минимум умений, навыков, сведений по хореографии. Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над постановками.

Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы - высокий уровень мотивации к занятиям хореографией, в том числе классической.

В результате обучения по программе учащиеся:

будут знать:

  1. терминологию в объеме программы;
  2. правила постановки рук, группировки пальцев в классическом танце;
  3. правила постановки ног;
  4. правила выполнения основных движений в объеме программы;

будут уметь: 

  1. выполнять основные движения партерного экзерсиса, классического экзерсиса у станка и на середине;

у учащихся:

  1. будут развиты элементарные навыки координации движений, физическая  сила ног, устойчивость;  
  2. будет сформирована устойчивая мотивация к занятиям хореографией.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  1. начальный контроль (сентябрь);
  2. текущий контроль (в  течение всего учебного года);
  3. промежуточный контроль (январь);
  4. итоговый контроль (май). 

В конце обучения по программе учащиеся принимают участие в открытом уроке  в виде экзерсиса на середине зала (сцены).

Учебно-тематический план 1 год обучения

№ п/п

Раздел/тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

2

2

-

Партерный экзерсис

44

8

36

Классический экзерсис у станка

50

10

40

Классический экзерсис на середине зала

46

4

42

Итоговое занятие

2

1

1

Итого

144

25

119

Индивидуальные занятия

72

10

62

Всего часов

216

35

181

Учебно-тематический план 2 год обучения

№ п/п

Раздел/тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

2

1

1

Партерный экзерсис

44

4

40

Классический экзерсис у станка

50

6

44

Классический экзерсис на середине зала

46

4

42

Итоговое занятие

2

1

1

Итого

144

16

128

Индивидуальные занятия

72

10

62

Всего часов

216

26

190

Содержание  программы

Теоретические занятия (25 /16 часов)

  1. Вводное занятие (2 часа). Стили, жанры и формы хореографического (балетного) искусства. Становление терминологии классического танца.
  2. Партерный экзерсис (8/4 часов). Подготовка суставно-мышечного аппарата. Выработка осанки, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положения ног и рук.
  3. Классический экзерсис у станка (10/6 часов). Значение движений классического танца в процессе развития умений и навыков исполнительского мастерства. Роль и значение постановки корпуса, ног, рук, головы в процессе освоения движений классического танца. Соподчиненность классической постановки корпуса развитию техники исполнения. Правила постановки корпуса. Позиции ног в классическом танце.

Руки как выразительное средство классического танца. Руки как важный технический элемент исполнительского искусства. Функции рук. Функции кисти (кистей) рук. Положения и приемы рук.

  1. Классический экзерсис на середине зала (4 часа). Схема пространственного расположения танцевального зала. Функции классического экзерсиса на середине зала. Положение корпуса, ног, рук, головы на середине зала. Длительность учебной комбинации на середине зала от 8 до 16 тактов, музыкальный размер 2/4, 3/4, 4/4. Темп, характер музыкального материала по оформлению движений классического танца.

Практические занятия (119/128 часов)

  1. Позиции ног I, II, III, IV
  2. Подготовительное положение и позиции рук: I, II, III (вначале изучается на середине зала при неполной выворотности ног)
  3. Demi-pliés в I, II, III, IV позиции
  4. Battements tendus:
  1. из I позиции в сторону, вперед, назад;
  2. с demi-plié  по I позиции в сторону, вперед и назад;
  3. из V позиции в сторону, вперед и назад;
  4. с demi-plié  по V позиции в сторону, вперед и назад;
  5. с опусканием пятки во II позицию из I и из V позиции;
  6. с demi-plié  во II позиции без перехода и с переходом с опорной ноги (из I и V позиции)
  7. Passé par terre проведение ноги вперед и назад через I позицию.
  1. Понятие направлений en dehors et en dedans
  2. Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans
  3. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans
  4. Battements tendus jetés:
  1. из I, V позиции в сторону, вверх и назад
  2. c demi-pliés по I и V позиции в сторону, вперед и назад
  3. piques в сторону, вперед и назад
  1. Положение ноги sur le cou-de-pied, вперед, назад и обхватное
  2. Battements frappés в сторону, вперед и назад
  3. Relevé на полупальцах по I, II, V позиции, с вытянутых ног и с demi-pliés.
  4. Battements tendus-soutenus вперед, в сторону и назад.
  5. Préparation для rond de jambe.
  6. Battements fondus в сторону, вперед и назад носком в пол, позднее на 45°
  7. Petits battements sur le cou-de-pied перенос ноги равномерный, позднее с акцентом вперед и назад
  8. Battements doubles frappés носком в пол, в сторону, вперед и назад, позднее на 45°
  9. Grands pliés по I, II, III позиции
  10. Battements relevés lents из I, II позиции лицом к станку и боком у станка
  11. Перегибы корпуса назад и в сторону (лицом к станку)
  1. Позиции рук: I, II, III; подготовительное положение
  2. Поклон
  3. Demi-pliés по I, II, V позиции
  4. Battements tendus:
  1. из I и V позиции в сторону, вперед и назад;
  2. с demi-plié по I и V позиции вперед, в сторону и назад
  3. с demi-plié по II позиции без перехода и с переходом с опорной ноги
  1. Battements tendus jetés:
  1. из I и V позиции в сторону, вперед и назад;
  2. с demi-plies в сторону, вперед и назад
  1. Demi rond de jambe par terre et préparation et en dedans.
  2. Положение épaulement croisé et effacé
  3. Port de bras I, II, III (III по усмотрению педагога)
  4. Battements tendus-soutenus в сторону, вперед и назад.

Методическое обеспечение образовательной программы

Занятия по хореографии призваны научить каждого учащегося красоте и выразительности движений, умению в совершенстве владеть своим телом, всем богатством языка пластики как одной из форм человеческого общения.

Занятия учащихся этой группы  проходят с учетом особенностей  психического и физического развития детей этого возраста. Учащиеся способны к более скорому усвоению танцевальных движений, у них заметно улучшается координация движений, а это позволяет осваивать более сложный танцевальный материал.

Большой интерес представляют те танцевальные композиции, которые требуют особой яркости и четкости выполнения, в которых рельефно отражается характер и особенно выразительны образы.

При работе по данной программе необходима следующая материальная база: хореографический зал, станок, зеркало, коврики.

Требования к внешнему виду: собранные в пучок волосы, сменная обувь (чешки, пуанты), купальник.

Занятия по хореографии с учащимися имеют некоторые педагогические особенности. Здесь следует учитывать, прежде всего, недопустимость физических перегрузок, которые могли бы отрицательно сказываться на еще неокрепшем организме ребенка. Таким образом, целесообразный путь – развитие и усложнение форм хореографической деятельности. Используя их, педагог должен стремиться к закреплению навыков правильной осанки, элементов хореографической выразительности, художественному совершенствованию естественных движений. Кроме того, пластическими средствами отшлифовывается и музыкальность ребенка, т.к. между слуховыми и двигательными способностями существует внутренняя взаимосвязь, а также его способность понимать внешнюю красоту позы, жеста и движения вообще.

Повторяя на каждом занятии в разных вариантах ограниченный комплекс упражнений, педагог получает возможность не только отшлифовывать эти упражнения, но и усложнять их благодаря последовательности и непрерывности хореографических занятий в последующих годах обучения.

Техника танца – это, прежде всего выучка, воспитание всего организма человека – мышц, нервной системы, что невозможно без физической нагрузки, систематически повторяющейся нагрузки. Проникновения во все «тайны» точной техники танца начинается с первых шагов обучения на основе строжайшего принципа – от простого к сложному, поэтому приступать к изучению каждого последующего более сложного движения можно только тогда, когда простое будет достаточно точно освоено и отработано учащимися. Необходимо крайне внимательно следить за тем, чтобы все элементы, из которых слагается новое, были тщательно подготовлены в своей первооснове. Конечно, в учебной работе сначала надо твердо усвоить хореографическую и ритмическую основу изучаемых движений, затем музыкальность исполнения.

Особенности выполнения партерного тренажа: увеличение темпа музыкального сопровождения.

Преподаватель заранее должен определить такие функциональные данные как выворотность, шаг, подъем, гибкость, прыжок. 

Также педагогу необходимо уделить внимание изучению эмоциональности и темперамента ребенка. Индивидуальные особенности человека зависят от свойств нервных процессов, возбуждения и торможения, их силы, уравновешенности и подвижности.

Раз в неделю используется партерный тренаж для укрепления мышц и как подготовка к дальнейшей работе у станка и на середине зала.

Индивидуальные часы используются для подготовки к концертной деятельности и постановки на пуанты. Постановка на пальцы требует регулярности посещения занятий и специальных упражнений (релеве).

Занятия состоят из нескольких частей, имеющих определенную задачу:

Вводная часть. Ее цель – организовать внимание, создать бодрое настроение. При этом открывается дыхание, устанавливается правильное кровообращение. После этого следует сделать поклон. У девочек и мальчиков поклоны различны. Начало урока – это уже учебное действие, поэтому начало урока необходимо организовывать очень четко. Такой подход к уроку надо фиксировать во всех годах обучения, от первого до последнего.

Учебно-тренировочная часть урока. Это основная часть занятия, в которой повторяется изученный материал и объясняется и показывается новый, ранее  не изученный. Преподаватель должен обстоятельно задавать учебные примеры, совмещая показ и пояснения, особенно когда отрабатываются новые элементы. Таким образом, зрительное и слуховое восприятие учащихся будет способствовать лучшей работе внимания, лучшему пониманию всех деталей задания, особенно в младших классах. От грамотного построения урока, правильного методического показа во многом зависит ход самого занятия – это дисциплинирует детей, вырабатывает внимание, подтянутость и аккуратность во время всего хода урока. Способность ученика двигаться на сцене уверенно и точно, не теряя равновесия, принято называть апломбом. Овладевая устойчивостью, необходимо строго соблюдать все правила техники движения ног, движения корпуса, головы, которые приняты школой классического танца. Умение учащихся удерживать корпус подтянуто также содействует развитию устойчивости. Всеми движениями корпуса управляет позвоночник. Это физически сильный и упругий стержень, идущий от поясницы к голове, позволяет надежно удерживать равновесие тела при выполнении любых положений и движений ног, увеличивает площадь опоры, следовательно, повышается устойчивость. Правильное положение и движение рук, ног и головы помогают активно удерживать равновесие тела. Движение рук в танце весьма разнообразны по пластическому рисунку, ритму и характеру. Но все они опираются на единую пространственную систему движения, нарушение которой лишает танец и технического, и эмоционального апломба. Руки детей могут отображать самые различные по характеру сценические действия, но всегда на основе точно отработанной системы движения. Кроме того, устойчивость требует, чтобы движения рук были активными и уверенными. Вся рука ученика должна ощущать пластическую определенность и завершенность танцевального жеста. Движение ног и рук должны быть всегда пластически и ритмически согласованы, так как это формирует исполнительский апломб, при этом они не должны терять своей самостоятельности и свободы. Развивая устойчивость всего тела, надо одновременно прививать учащимся умение твердо фиксировать каждое исполняемое движение, каждую позу. Устойчивость укрепляется в процессе систематических занятий.

Учащимся необходимо уметь слушать музыку и проникать в ее содержание. В учебной работе надо подвести учащихся к тому, чтобы они стремились выполнять каждое задание не только технически грамотно и физически уверенно, но и творчески увлеченно, музыкально. Музыкальность учащихся слагается как бы из взаимосвязанных между собой исполнительских компонентов. Первый компонент – это способность, верно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом. Малейшее нарушение музыкального ритма лишает танец действенной и художественной точности выражения.

В начале учащиеся должны освоить простейшие музыкальные и хореографические ритмы размером на 2/4 и 4/4, затем более сложные: на 3/4, 6/8 и т.д. Это будет способствовать усилению динамики исполнения упражнений.

Второй компонент музыкальности – это умение учащихся сознательно и творчески увлеченно воспринимать тему – мелодию, художественно воплощая ее в танце. В основе всего курса обучения классическому танцу  должно лежать осмысленное, живое восприятие музыки. Музыка должна восприниматься как эмоционально-образное действенное начало. Истинная музыкальность развивается постепенно.

Формы и методы контроля:

Диагностический – проводится в начале учебного года вновь поступивших детей, чтобы определить их внешние сценические данные, музыкальность, выразительность, танцевальные и ритмические способности.

Промежуточный – анализ определенных результатов пройденного за определенный учебный период (проводится по полугодиям) в форме контрольных уроков, открытых уроков для педагогов учебного учреждения, родителей.

Итоговый – проводится в конце пройденного курса в форме контрольного урока. В итоговый контроль входит концертная деятельность, а также участие в фестивалях, конкурсах.

Список литературы для педагогов

  1. Аркина В. Н. «Музыкальная психология». М., 1997 г.
  2. Балет. Уроки. Royal Academy of Dancing, М. 2004 г.
  3. Базарова Н. «Классический танец». Л. 1975 г.
  4. Ваганова А. П. «Основы классического танца». Сп-б., 2003 г.
  5. Габович М. М. «Душой исполненной полет». М.,1967 г.
  6. Звездочкин В. А. « Классический танец» Ростов-на-Дону, 2003 г.
  7. Кари П. О. «О балете». М. ,1967
  8. Костровицкая В., Писарев Л. «Школа классического танца». Л., 1968 г.

Список литературы для родителей учащихся

  1. Габович М. М. «Душой исполненной полет». М.,1967 г.
  2. Кари П.О. «О балете». М. ,1967

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАКОМСТВО С БАЛЕТОМ СКАЗКОЙ ЧАЙКОВСКОГО ЩЕЛКУНЧИК

Знакомить детей с музыкой балета, с сюжетом сказки, учить детей чувствовать характер музыки. Прослушать фрагмент балета, танец феи Драже....

Программа «Знакомство с WORD»

Программа дополнительного образования «Знакомство с WORD»  (текстовый редактор), для учащихся 10-12 лет...

Конспект урока Создание кроссворда по теме «Мой компьютер». Практическая работа в Excel. Раздел программы. Знакомство с электронными таблицами.

Создание кроссворда по теме «Мой компьютер». Практическая работа в Excel. Раздел программы. Знакомство с электронными таблицами....

Презентация к уроку "Балет.Балет Балет."

Помощь учителю в объяснении нового материала,зрительное восприятие  для учащихся....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. Знакомство с мюзиклом для малышей.

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсе...

Методическая разработка комбинированного урока технологии и ИЗО "Введение в программу. Знакомство с предметом" (5 класс)

Современный комбинированный урок ФГОС второго поколения. Технология и ИЗО. 5 класс...

Занятие в "Музыкальной гостиной" на тему: "Знакомство с балетом К.Хачатуряна "Чиполлино"

Представляю вам цикл занятий в нашей "Музыкальной гостинной" по знакомству с балетом К.Хачатуряна "Чиполлино"...