Тема урока «Вместе с Архимедом...» (5-6кл)
методическая разработка (5 класс) по теме
Цель урока:
Развитие творческого нестандартного мышления, повышения интереса к математике.
Задачи:
1. Научить выполнять логические задания, связанные с математическими закономерностями;
2. Направить на выводы о философской стороне математики;
3. Воспитывать любовь к математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vmeste_s_arhimedom.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Вместе с Архимедом...» (5-6кл)
Дайте мне точку опоры, и я переверну Земной шар.
Архимед.
Счастлив наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом.
Счастлив, кто точку Архимеда
Умел сыскать в себе самом.
ф. И. Тютчев
Цель урока:
Развитие творческого нестандартного мышления, повышения интереса к математике.
Задачи:
1. Научить выполнять логические задания, связанные с математическими закономерностями;
2. Направить на выводы о философской стороне математики;
3. Воспитывать любовь к математике.
I. Вводная часть.
Слово учителя.
Тема нашего урока не совсем логична: «Вместе с Архимедом...» - что? Давайте в конце урока попробуем более точно сформулировать тему сегодняшнего урока.
Дорогие ребята, давайте перенесемся с вами на несколько тысяч лет назад, во времена Евклида. Итак, море... песок... солнце... (ученикам предлагается посмотреть костюмированную инсценировку стихотворения об ученом Евклиде)
Там, где с морем Сливается Нил, В древнем жарком краю Пирамид
Математик греческий жил -Многознающий, Мудрый Евклид. Геометрию он изучал, Геометрии он обучал. Написал он великий труд, Эту книгу "Начала" зовут. Чтоб попасть к нему В ученики
И постигнуть мудрость Старика, Морем плыли,
А вопросы были нелегки:
- Что есть точка? -Вопрошал Евклид, Взглядом обводя своих гостей.
- Точка - это то,
В чем нет частей, -Архелай кудрявый говорит.
- Правильно ответил, Молодец! -Улыбнулся ласково мудрец.
- Ну, а в чем же линии секрет?
- Есть длина,
А ширины в ней нет!
- Снова в точку. Я б хотел узнать,
Для чего ученым хочешь стать? Ведь дороги к знаньям непросты!
- Я богатым стать хочу, Как ты!
Я слыхал: наука - это клад! Я уверен: ты, Евклид, богат! Две монеты достает мудрец, Их берет растерянный юнец.
- Все, ступай! -Ученый говорит. -
Ты теперь богаче, чем Евклид. Теплый ветер вдруг подул сильней, Пальмы закачал на берегу.
- Кто поделит круг на пять частей? Архилок поднялся: Я смогу! Осветило солнце светлый лик. Циркуль сжав уверенно в руке, Круг он ловко делит на песке. Головой кивнул ему старик: -Хорошо!
Потом спросил Евклид:
- А тебя к науке что манит? -Юношу погладил по плечу.
- Знаменитым стать, как ты, хочу. Слышу всюду: "Как умен Евклид!"
Значит, славу знание сулит! Взял Евклид заточенный тростник, Пишет на папирусе старик: "Люди! Он умней, чем я, Евклид".
- На, иди!
Теперь ты знаменит!
Ну, а третий думает о чем?
Что-то чертит, чем-то увлечен.
- Что ты чертишь?
- Линии черчу. Теорему доказать хочу,
Но другим путем, не как Евклид, -Юноша упрямо говорит. Слезы на глазах у старика: Он нашел себе ученика.
- Кто же ты?
И слышит он в ответ:
- Я из Сиракуз. Я - Архимед.
II Основная часть.
1. Историческая справка, (подготовлена учеником)
Архимед жил около 287-212 г.г. до н.э. Он был величайшим ученым древности: математик, механик, военный инженер. Его отец был астрономом, и это определило его дальнейшую судьбу как ученого. Погиб Архимед при взятии родного города Сиракузы в возрасте 75 лет. На его могиле был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя 200 лет по этому чертежу нашли его могилу.
2. Технология «мозгового штурма».
Учитель: Скажите, а почему Архимед был великим? За что потомки так почитают его? Предполагаемые ответы: любознательный, разносторонний, нестандартно мыслил, везде и во всем искал закономерности.
Учитель: Вы только что просмотрели инсценировку, ответьте, почему навернулись слезы на глазах Евклида?
Ученики: Евклид увидел мыслящего мальчика, который хотел стать ученым ради науки и открытий.
Приходят к общему выводу: чтобы добиться успеха, надо быть целеустремленным, любознательным человеком, находиться всегда в поиске, мыслить, не бояться экспериментировать
3. Поисковый метод.
Учитель: Давайте представим себя маленькими Архимедами и попробуем открыть свой закон. Запишите ряд чисел от 1 до 20.
Один ученик выполняет задание на доске. (1; 2; 3; 4; 5; 6; 7;.....20.)
Учитель: Теперь вычеркните числа, которые связывает какое-то свойство или закономерность.
Ученик: Мы вычеркиваем числа, имеющие два или более делителя, и получили простые числа (2;5;7; 11; 13; 1 7; 19)
Учитель: Только что мы составили таблицу простых чисел от 1 до 20. Этот способ называется «решето Эратосфена».
4. Задание на логическое мышление.
а) 2; 4; 16; 256. (каждое последующее число является квадратом предыдущего)
б). -5; -2; 1; 4; 7. (к каждому последующему прибавляется 3)
Учитель: Такая последовательность называется арифметической прогрессией, которую мы будем изучать в 9м классе.
в). Треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб (лишнее слово «треугольник», т.к. не является четырехугольником).
г) Разделите квадрат двумя отрезками так, чтобы получилось три треугольника, причем два из них должны быть равными
III. Домашнее задание.
1 Ищем число! Сумма abcde и edcba - это пятизначное число, которое делится без остатка на 11111 ( a, b, c, d и e являются различными цифрами).
Также нам известно, что число abcde делится на 7, и что сумма всех его цифр равна 10.
Чему равно число abcde? Вот ее решение:
"Если сумма двух пятизначных чисел - пятизначное число, то для того, чтобы оно делилось на 11111, все цифры этого числа должны быть одинаковые.
Сумма цифр числа abcde: a+b+c+d+e=10, но 10=0+1+2+3+4, т.е. число abcde состоит из цифр 0,1,2,3,4.
Какие бы цифры из 0,1,2,3,4 мы ни складывали между собой, они не дадут в сумме цифры, большей 10, т.е.при сложении цифр чисел abcde и edcba не будет перехода через разряд, а так как цифры суммы этих чисел одинаковые, то a+e=b+d=c+c=d+b=e+a, т.е. a+e=b+d=2c.
Знаем, что 4+0=1+3=2*2, тогда с=2, а так как a и e не могут быть 0, то a и e будут равны 1 или 3, b и d будут равны 0 или 4.
Составим подходящие числа: 14203, 10243, 34201, 30241.
Найдем среди них числа кратные 7. Это число 14203.
Действительно, 14203+30241=44444."
2. Воины Римского консула были задержаны у стен
города Сиракузы мощными машинами - катапультами, которые изобрел для защиты города великий ученый Архимед. Еще одно изобретение и поныне используется в быту. Что это за изобретение? (винт Архимеда используется в мясорубке) Чтобы ответить на этот вопрос надо поработать с различными источник
3.Подготовить историческую справку о другом великом ученом Пифагоре.
IV. Заключительная часть.
В заключение нашего урока вернемся к теме нашего занятия и более точно сформулируем тему урока. Ученики предлагают свои названия.
V.Подведение итогов урока.
В конце урока активные ученики награждаются орденом «юный Архимед» и получают оценки за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики" Сила Архимеда. Закон Архимеда." в 7 классе с использованием ЭОР.
Методическая разработка урока физики в 7 классе с использованием ЭОР....
Разработка урока по теме "Выталкивающая сила. Закон Архимеда"
Разработка урока с элементами исследования.7 класс . Тема урока "Выталкивающая сила. Закон Архимеда"...
Разработка урока по теме "Выталкивающая сила. Закон Архимеда"
Урок изучения нового материала с элементами исследования.7 класс....
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Проект по теме: "Древнегреческий ученый - математик Архимед"
Проект по теме: "Древнегреческий ученый - математик Архимед"...
Вводный урок по теме: «Архимедова сила. Закон Архимеда».
Презентация предназначена для изучения темы: «Архимедова сила. Закон Архимеда». p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); }p.western { font-family: "Times New Roma...
Разработка урока по теме:"Выталкивающая сила. Закон Архимеда"
На уроке в форме деловой игры закрепляются знания, полученные по теме «Давления». Продолжаем совершенствовать навыки решения задач, применять знания на практике....