Разработка урока по теме:"Выталкивающая сила. Закон Архимеда"
план-конспект урока по физике (7 класс)

На уроке в форме деловой игры закрепляются  знания, полученные по теме «Давления». Продолжаем совершенствовать навыки решения задач, применять знания на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Выталкивающая сила»
«Архимедова сила»
L:\учитель года\2 этап\материал для презнт урока\IMG_4075.JPG

Конспект урока по теме: « Выталкивающая сила. Закон Архимеда».

Цель урока: Освоение знаний о фундаментальных физических законах, формирование понятия силы Архимеда, формирование знаний о законе Архимеда.

Образовательные: 

1.Создать условия для формирования понятия силы Архимеда,

2.Овладеть умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели,

3.Выяснить на конкретном материале, как правильно рассчитывать силу Архимеда и вес тела в жидкости.

Развивающие:

1. Развивать навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач.

2.Развивать способность к творческому мышлению и анализу.

3..Расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике.

4.Развивать  умение логически мыслить, объяснять  явления, анализировать, сравнивать результаты опытов, делать выводы. 

Воспитательные:

1.Формирование навыков самостоятельной работы над общей проблемой.

2. Развитие навыков самоконтроля.

3.Воспитание трудолюбия, настойчивости в достижении цели.

4.Воспитание убежденности в возможности познания природы.

5.Способствовать формированию познавательного интереса к предмету.

Задачи:

  • в форме деловой игры закрепить знания, полученные по теме «Давления» продолжить совершенствование навыков решения задач, применять знания на практике;
  • Развить умения  анализа физических явлений, , совершенствовать умения объяснять на их основе природные явления,
  • Развивать навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач.
  • Воспитание убежденности в возможности познания природы.
  • развить взаимоуважение, умение работать в команде, коммуникативные качества учащихся.
  • Формировать и развить общеучебные действия;
  • Создать благоприятную эмоциональную атмосферу урока для конструктивной беседы, мыслительной поисковой деятельности учащихся;
  • Создать условия для развития процесса выделения, обобщения, применения на практике;
  • Актуализировать у детей саморегуляцию, самоконтроль и планирование собственной деятельности

Тип урока: урок изучения нового материала. Урок введение нового материала с использованием ЭОР при ведущей роли учителя.

Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая: при объяснении новой темы учащиеся  участвуют в обсуждении отдельных вопросов, делают записи в тетради в виде опорного конспекта, самостоятельно  выбирают оборудование и работают с ним, закрепляют полученные  знания.

Необходимое техническое оборудование: набор оборудования необходимого для проведения опытов, интерактивная доска.

Повторение.

Выполняют  тест  с помощью интерактивной доски.

                    1 ВАРИАНТ

                   2  ВАРИАНТ

1.Для  измерения атмосферного давления применяют.

   А.манометр

   Б.барометр

   В.термометр

2. Единица измерения  давления.

   А.  Н

   Б.   Па

   В.  м2

3.Какой закон используется в устройстве гидравлических машин?

   А.Закон всемирного тяготения.

   Б.Закон Паскаля.

   В.Закон Торричелли.

4.В технике для измерения давления жидкостей, газов используются...

   А.стеклянный манометр

   Б.металлический манометр

   В. пластмассовый  манометр

5.Для чего служит ртутный барометр?

  А.для определения массы

  Б.для измерения атмосферного давления

  В. для измерения силы

6.Как вычислить давление внутри жидкости?

Напишите формулу

7.Чему равно нормальное атмосферное давление?

А. 750 мм. рт. ст.

Б.760 мм. рт. ст.

В.101300 Па

1.Для  измерения  давления  в жидкости используют.

   А.манометр

   Б.барометр

   В.термометр

2. Единица измерения  давления.

   А.  Н

   Б.   Па

   В.  м2

3.Чем больше площадь  поршня, тем ....

   А.Большая сила на него действует

   Б. Одинаково

   В. Меньшая сила на него действует

4.Давление, производимое на жидкость или газ, передается по всем направлениям без изменения.

     А.Закон всемирного тяготения.

   Б.Закон Паскаля.

   В.Закон Торричелли.

5.С греческого «анероид» переводиться- ....

  А.тяжесть

  Б.измерять

  В. Безжидкостный

6. Как вычислить давление твёрдого тела?

Напишите формулу

 7. Как изменяется атмосферное давление с изменением высоты?

А. поднимаясь вверх увеличивается

Б. поднимаясь вверх уменьшается

В. поднимаясь вверх не изменяется

Взаимопроверка учащихся, оценивают работы друг друга. Оценки выставляются в маршрутный лист. Один ученик у доски отмечает правильные ответы.

Сообщение темы и цели урока (1 мин.)

– Сегодня  мы проведём с вами урок физики по теме «Закон Архимеда». А знаете ли, вы, что с действием этого закона вы встречаетесь ежедневно, наверное, нет. Моя задача познакомить вас с этим законом и его применением.
– Ребята на ваших столах находится оборудование: динамометры, различные тела определенной формы и мерные стаканы, все это нам будет нужно для проведения эксперимента, который вы будите сегодня проводить.
(Учитель сообщает тему и цели урока, создает ситуацию успеха, акцентирует внимание на физическое оборудование для проведения эксперимента).
Содержание деятельности: Определение уровня владения знаниями. Коррекция знаний, умений и навыков.

Учитель проводит эксперимент, учащиеся делают выводы, основываясь на изученном материале предыдущих уроков.

1.Картофелина на резинке.
2.Погружается мяч в воду и быстро убирается рука. Мяч «выпрыгивает» из воды. –

 Почему мяч всплыл? (На мяч подействовала сила со стороны воды).

 Камень или цилиндр, подвешенный на резиновой нити, опускаем в воду, замечаем, длина резиновой нити стала короче. Ребята анализируют опыт и делают вывод: «На любое тело, погруженное в жидкость, действует сила, выталкивающая тело из жидкости». Сообщение учителя: из нашего жизненного опыта мы знаем, что в воде тяжелый камень поднять гораздо легче, чем в воздухе. Это может означать, что жидкость выталкивает не только легкие, но и тяжелые предметы.

4. Изучение нового материала (15 мин.)

– Итак, мы с вами подошли к изучению нового закона. Запишите тему в тетради.
Мы с вами отправляемся в Древнюю Грецию в 3 век до нашей эры. Именно в это время в Сиракузах, на острове Сицилия проживал величайший математик и физик древности – Архимед. Он прославился многочисленными научными трудами, главным образом в области геометрии и механики. В это время Сиракузами правил царь Герон. Он поручил Архимеду проверить честность мастера, изготовившего золотую корону. Хотя корона весила столько, сколько было отпущено на нее золота, царь заподозрил, что она изготовлена из сплава золота с другими, более дешевыми металлами. Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь. Идея решения пришла к ученому однажды, когда он решил принять ванну. Ликующий и возбуждённый своим открытием, Архимед воскликнул: «Эврика!», что значит: «Нашел».
C:\Documents and Settings\Денис\Мои документы\geodesie_archimede.jpg

 Выталкивающую силу по-другому называют архимедовой силой или силой Архимеда в честь древнегреческого ученого, который впервые указал на её существование и рассчитал её значение.

Цель нашего эксперимента: выяснить от чего зависит и от чего не зависит сила Архимеда.

Сегодня на уроке мы выясним от чего же зависит сила Архимеда? Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа должна выполнить свою мини лабораторную работу, оборудование для своей работы вы должны выбрать сами. 

Задание первой группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной цилиндры одинакового объема.

2.Определите архимедову силу, действующую на первое и второе тело.

3.Сравните плотность тел и Архимедову силы, действующие на тела.

1.Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от плотности тела.

Задание второй группе

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.

2.Определите Архимедову силу, действующую на каждое из тел.

3.Сравните эти силы.

1.Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы ОТ ОБЪЕМА ТЕЛА.

Задание третьей группе

Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, растительным маслом, алюминиевый цилиндр.

2.Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, растительном масле.

Чем отличаются эти жидкости?

3.Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?

1.Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.

Задание четвертой группе

Оборудование:, сосуд с водой, 2 нити, динамометр. 2 куска пластилина  равного объёма.

1.Изготовить из пластилина 2 тела разных по форме.

2.Поочередно опуская каждое тело в воду, с помощью динамометра определите Архимедову силу, действующую на нее.

3.. Установите зависимость (независимость)  Архимедовой силы от формы тела.

Задание пятой группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр, нить.

1.Определите Архимедову силу, действующую на тело, при погружении на разную глубину

2.Сравните Архимедову силу, действующую на тело при погружении на разную глубину

3.Установите зависимость (независимость) Архимедовой силы от глубины погружения тела.

На доске таблица, которую заполняют учащиеся в ходе эксперимента.

АРХИМЕДОВА  СИЛА

                    Не   зависит  от

                    Зависит  от

1.ФОРМЫ ТЕЛА

1.ОБЬЕМА  ТЕЛА

2.ПЛОТНОСТЬ ТЕЛА

2.ПЛОТНОСТИ ЖИДКОСТИ

Делаем вывод. 

На тело погружённое в жидкость , действует сила, выталкивающая это тело из жидкости.

Как определить вес  тела в жидкости? Что для этого надо знать?

(опыт с картофелиной)   Нарисуйте это на доске.

Делаем вывод: F = FT – FA

Вывод формулы Архимедовой силы. 

http://festival.1september.ru/articles/312841/Image526.gif

Делает ученик на доске вывод.

Вывод: Выталкивающая сила = весу жидкости в объёме погружённого в неё тела.

Выталкивающая сила =плотности жидкости x на ускорение свободного падения x объем погружённого тела.

Куда направлена эта сила? К чему приложена?

Дополнительное задание.

     Каждая группа   получает карточку с задачей. Если группа решила задачу, то  один представитель  выходит к доске и решает задачу. За правильно решённую задачу получают 5 баллов. Все баллы заносятся в маршрутный лист.

ЗАДАЧА 1

Тело объемом 0,5м3 опустили в  керосин. Чему равна  сила Архимеда?  Плотность керосина 800кг\м3. Рисунок обязателен.

ЗАДАЧА 2

Тело объёмом  0,0004м3  погружено в спирт. Вычислите Архимедову силу, если  плотность спирта равна 800кг\м3?  Рисунок обязателен.

ЗАДАЧА 3

Вычислите Архимедову силу, действующую на тело объемом  0,025м3 погруженное в воду. Плотность воды 1000кг\м3..?  Рисунок обязателен.

Задача 4

Тело объёмом 0,005м3  погрузили в молоко. Вычислите Архимедову силу?

Плотность молока 1030 кг/м3.?  Рисунок обязателен.

Задача 5

Вычислите Архимедову силу, если кусок льда массой 9000кг. опустили в воду.

Плотность льда 900кг/м3, плотность воды 1000кг/м3.?  Рисунок обязателен.

Дополнительные задания: задачник стр.46 №404, 410

Домашнее задание:

Параграф 50,упр.26 (3,4)

Подведение итогов для учащихся.

Не   зависит  от

Зависит  от

1

1.

2. 

2

3.

3.

Рабочий лист по теме: «Выталкивающая сила. Сила Архимеда».

Группа №……                              7-б класс

  1. Проверочная работа:

Фамилия Имя

Оценка

1

2

3

4

5

2.Эксперимент.

Задание

Что наблюдали?

Вывод

  1. Решение задачи (полная запись обязательна).

          4.Подводим итог. Выставляем оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Выталкивающая сила. Закон Архимеда"

Разработка урока с элементами исследования.7 класс . Тема урока "Выталкивающая сила. Закон Архимеда"...

Разработка урока по теме "Выталкивающая сила. Закон Архимеда"

Урок изучения нового материала с элементами исследования.7 класс....

технологическая карта урока по теме "Выталкивающая сила

Технологическая карта урока составлена в соответствии с новыми ФГОСами....

Разработка урока по теме "Архимедова сила"

Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: урок - исследование...

Методическая разработка урока по теме " Архимедова сила" в рамках предметной недели ассоциации педагогов Подмосковья.

Данный урок дает возможность: -повторить основные элементы физических знаний и умений, изучаемых в данной теме: физических явлений – механизма возникновения выталкивающей силы; физических величин – в...

Вводный урок по теме: «Архимедова сила. Закон Архимеда».

Презентация предназначена для изучения темы: «Архимедова сила. Закон Архимеда». p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); }p.western { font-family: "Times New Roma...