Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"
рабочая программа (5 класс) по теме

Криводерева Людмила Вячеславовна

 

     Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности.

 

    Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, интернет-олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал.

Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 4 раза в неделю.


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_zanimatelnaya_grammatika.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

зам.директора по ВР                                                                              директор МАОУ «СОШ №33 с  

                                                                                                                 углублённым  изучением

                                                                                                                 отдельных предметов

_____________ Л.Н. Шестакова                                                           ________________А.Н.Бредихин

                                                                                                                     

  «___»___________2012 г                                                                    «____»___________2012 г.    

 

Программа кружка по русскому языку

 "Занимательная грамматика"

(5класс)

на 2012-2013 учебный год

                                                    Классный руководитель:

                                        Криводерева Л.В.

Старый Оскол

2012

Пояснительная записка

      Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий.  

        Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.  

      Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.

        Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

       Задачи:

  1. способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  2. пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  3. совершенствование общего языкового развития учащихся;
  4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.
  6. приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
  7. выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
  8. поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;

Принципы.

     Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи.    

     Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.

Методы.

     Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации.

    Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, интернет-олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал.

    Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

   Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  1. игровая;
  2. теоретическая;
  3. практическая.

Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 4 раза в неделю.

Курс “Занимательной грамматики” рассчитан для учащихся  5-х классов.

Этапы реализации программы курса:

  1. подготовительный;
  2. непосредственно реализация (план прилагается);
  3. оценка эффективности;
  4. коррекция в соответствии с анализом эффективности;
  5. дальнейшее использование в школе.

Анализ эффективности программы курса:

  1. диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
  2. анализ занятий проведенных по плану;
  3. разработка рекомендаций.

№ п/п

Тема

Дата

1

Введение. Язык мой – друг мой.

2

Словарь – мой добрый друг и верный помощник.

3

Конкурс «Доброе слово сказать – посошок в руки дать» (Русские пословицы и поговорки).        

4

Участие в Интернет-олимпиаде

5

Устный журнал «Что в имени тебе моем?»

Собственные имена.        

6

Презентация. История моего имени.        

7

Фонетика. Конкурс «Чей самолет совершит посадку в городе «Фонетика»?        

8

Звук, слог, слово. Письмо элементов букв. Игра «Угадай слово».

9

Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование.

10

Новые слова. Игра “Какое слово моложе”. Новые имена и названия.

11

Весёлая грамматика. Кроссворды, ребусы, письмо слов.

12

Словарик Словознайкина

13

Слова с буквой И. Словарик Словознайкина. Игра «Изменялки». Загадки.

14

Слова с буквой Э. Загадки. Словарик Словознайкина.

15

Мягкий знак в конце слова. Игра «Превращение слова в другое». Отрывок из сказки «12 месяцев». Название месяцев в году.

16

Мягкий знак в середине слова. Игра «Спрячь в середину». Пословицы. Словарик Словознайкина

17

Слова с буквой Я. Я - последняя буква алфавита.

18

Слова с буквой Е и Е. Игра «Хитрые вопросы». Загадки, игра «Превращения».

19

Сочетания ЖИ-ШИ. Скороговорки. Игра «Волшебный колодец».

20

Звуки и буквы. Алфавит. Сказка «На уроке». Игра «Перестарался»

21

Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания.

22

Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”.

23

Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”

24

“Грамматическое домино”.

25

Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.

26

Что такое азбука? Алфавит. Игра “Кто– кто в алфавите живет?”

27

Легкие головоломки. Технология составление головоломок

28

Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса.

29

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении.

30

Играем в загадки. Технология составления загадок.

31-32

Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”

33-35

Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.

36

Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова)

37

Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник

38

Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.

39

Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

40

Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное”

41

Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра “Лишнее слово”

42

Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.

43

Прилагательные – слова называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное””

44

Дружба имени существительного с прилагательным.

45

Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

46

Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву…»

47

Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря.

48

Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

49

Для чего нужно изучать грамматику. Мастерская “Учусь составлять кроссворд” Технология составления кроссвордов

50

Крылатые слова и выражения.

51

Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?

52

О словах с непроверяемыми безударными гласными. Игра “Где прячется ошибка?”

53

Научись правильно определять смысл слов. Незаменимые советчики. Работа с толковым словарем

54

Слово или не слово? Игры “Угадай слово”, “Собери слово”

55

Беседа о богатстве русского языка. Почему мы так говорим? Игра “Пословица, я тебя знаю”

56

Волшебный клубок орфограмм (безударные гласные, проверяемые ударением и непроверяемые)

57

Слово одно, а значений несколько.

58

Решение орфографических задач. Как мы дружны с грамматикой.

59

Слова – близнецы (омонимы). Игра “Умеешь ли ты различать многозначные слова и омонимы?”

60

Слова – друзья (синонимы). Игры “Знаешь ли ты синонимы?”. “Скажи одно и то же по-разному”

61-62

Антонимы. Зачем они?

63-64

Составление кроссвордов.

65

Слова – родственники.

66-67

Друзья корней – приставки и суффиксы.

68-69

Слова – части речи. Игра “Я знаю части речи”

70-71

Научись правильно писать трудные слова.

72-73

Слова – части речи. Игра “Я знаю части речи”

74-75

Составление сказка “Как у существительных род появился”

76-78

Интересное о падежах имён существительных.

79-80

Роль имён прилагательных в связной речи.

81-82

Роль глаголов в связной речи.

83-84

Времена глаголов заменяют друг друга.

85-86

С глаголами раздельно частицу НЕ пиши.

87-88

Знакомство с наречиями.

 89-90

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

 91-92

Что? Когда? Зачем? Откуда? Почему? И как?

 93-94

О роли орфографии. Рассказ – беседа о роли орфографии.

 95

Сколько языков на Земле? Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. Анкетирование.

 96

Способы словообразования.

 97

Словообразовательный анализ слова.

 98

Сложные и сложносочиненные слова. Образование сложных слов в нестандартных ситуациях

 99

Фразеологизмы. По страницам русской истории.

120

Почему их так называют? Происхождение слов.

121

Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы.

122

Слова – пришельцы. Игра “Почему их так называют”. О наших именах.

123

Фразеологические словари. Многозначность фразеологизмов.

124

Работа с крылатыми выражениями. Составление крылатых выражений из отдельных слов

125

Интеллектуальный марафон.

126

Фразеологизмы-антонимы.

127

Однозначные и многозначные слова.

128

Омонимы. Омоформы. Омографы.

129

Синонимы. Образование синонимических рядов.

130

Форма родительного падежа множественного числа имен существительных.

131

Несклоняемые имена существительные, род несклоняемых имен существительных

132

Универсальные заменители – местоимения.

133

Правописание приставок.

134

Учимся делать логические выводы.

135

Конкурс «Путешествие в страну Орфографию».        

136

Познавательно-развлекательная игра «Счастливый случай»

137

Лингвистический конкурс: логогрифы, метаграммы, палиндромы, анаграммы

138

Устный тематический журнал «Необыкновенные родственники»

139

Из истории понятий российской государственной эмблематики: орел, скипетр, держава.

140

Игра-соревнование «Грамматическая регата».

141

Устный журнал «Как делаются слова».

142

Практическое занятие по теме «Корень – сердце слова»

143

Практическое занятие по теме «В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».        

144

Итоговое занятие. Анкетирование. Вечер на тему “Как красив и благозвучен русский язык!”

.

Список литературы

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
  4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
  5. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
  6. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
  7. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
  8. Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
  9. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
  10. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
  11. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
  12. Шибаев А.А. Весёлый алфавит. – М.: АСТ-Пресс, 1999 г.
  13. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993 г.
  14. Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. – Минск: Юнипресс, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"

Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...

Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной  аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...

Рабочая программа кружка по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 11 классе составлена на основе программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-1...

Учебно-методическое пособие по русскому языку. Программа кружка по русскому языку "Юный оратор"

Учебно-методическое пособие представляет собой Программу кружка по русскому языку «Юный оратор», в составе которой теоретический и практический материал, касающийся работы над голосом, ора...

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово» на 2015-2016 учебный год Класс: 9

Рабочая программа кружка по русскому языку  «Русское слово»на 2015-2016 учебный годКласс: 9...

Рабочая программа кружка по английскому языку"Грамматика английского языка" 7 класс

                Предлагаемая программа направлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 7 классов общеобразователь...