Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"
рабочая программа (5 класс) по теме
Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности.
Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, интернет-олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал.
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 4 раза в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zanimatelnaya_grammatika.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
зам.директора по ВР директор МАОУ «СОШ №33 с
углублённым изучением
отдельных предметов
_____________ Л.Н. Шестакова ________________А.Н.Бредихин
«___»___________2012 г «____»___________2012 г.
Программа кружка по русскому языку
"Занимательная грамматика"
(5класс)
на 2012-2013 учебный год
Классный руководитель:
Криводерева Л.В.
Старый Оскол
2012
Пояснительная записка
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий.
Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.
Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи:
- способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- способствовать развитию смекалки и сообразительности.
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
- выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
- поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
Принципы.
Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи.
Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.
Методы.
Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации.
Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, интернет-олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 4 раза в неделю.
Курс “Занимательной грамматики” рассчитан для учащихся 5-х классов.
Этапы реализации программы курса:
- подготовительный;
- непосредственно реализация (план прилагается);
- оценка эффективности;
- коррекция в соответствии с анализом эффективности;
- дальнейшее использование в школе.
Анализ эффективности программы курса:
- диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
- анализ занятий проведенных по плану;
- разработка рекомендаций.
№ п/п | Тема | Дата |
1 | Введение. Язык мой – друг мой. | |
2 | Словарь – мой добрый друг и верный помощник. | |
3 | Конкурс «Доброе слово сказать – посошок в руки дать» (Русские пословицы и поговорки). | |
4 | Участие в Интернет-олимпиаде | |
5 | Устный журнал «Что в имени тебе моем?» Собственные имена. | |
6 | Презентация. История моего имени. | |
7 | Фонетика. Конкурс «Чей самолет совершит посадку в городе «Фонетика»? | |
8 | Звук, слог, слово. Письмо элементов букв. Игра «Угадай слово». | |
9 | Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование. | |
10 | Новые слова. Игра “Какое слово моложе”. Новые имена и названия. | |
11 | Весёлая грамматика. Кроссворды, ребусы, письмо слов. | |
12 | Словарик Словознайкина | |
13 | Слова с буквой И. Словарик Словознайкина. Игра «Изменялки». Загадки. | |
14 | Слова с буквой Э. Загадки. Словарик Словознайкина. | |
15 | Мягкий знак в конце слова. Игра «Превращение слова в другое». Отрывок из сказки «12 месяцев». Название месяцев в году. | |
16 | Мягкий знак в середине слова. Игра «Спрячь в середину». Пословицы. Словарик Словознайкина | |
17 | Слова с буквой Я. Я - последняя буква алфавита. | |
18 | Слова с буквой Е и Е. Игра «Хитрые вопросы». Загадки, игра «Превращения». | |
19 | Сочетания ЖИ-ШИ. Скороговорки. Игра «Волшебный колодец». | |
20 | Звуки и буквы. Алфавит. Сказка «На уроке». Игра «Перестарался» | |
21 | Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. | |
22 | Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. | |
23 | Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки” | |
24 | “Грамматическое домино”. | |
25 | Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм. | |
26 | Что такое азбука? Алфавит. Игра “Кто– кто в алфавите живет?” | |
27 | Легкие головоломки. Технология составление головоломок | |
28 | Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса. | |
29 | Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. | |
30 | Играем в загадки. Технология составления загадок. | |
31-32 | Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения” | |
33-35 | Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. | |
36 | Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова) | |
37 | Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник | |
38 | Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. | |
39 | Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака. | |
40 | Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное” | |
41 | Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра “Лишнее слово” | |
42 | Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии. | |
43 | Прилагательные – слова называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное”” | |
44 | Дружба имени существительного с прилагательным. | |
45 | Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! | |
46 | Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву…» | |
47 | Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря. | |
48 | Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. | |
49 | Для чего нужно изучать грамматику. Мастерская “Учусь составлять кроссворд” Технология составления кроссвордов | |
50 | Крылатые слова и выражения. | |
51 | Умеешь ли ты красиво и грамотно писать? | |
52 | О словах с непроверяемыми безударными гласными. Игра “Где прячется ошибка?” | |
53 | Научись правильно определять смысл слов. Незаменимые советчики. Работа с толковым словарем | |
54 | Слово или не слово? Игры “Угадай слово”, “Собери слово” | |
55 | Беседа о богатстве русского языка. Почему мы так говорим? Игра “Пословица, я тебя знаю” | |
56 | Волшебный клубок орфограмм (безударные гласные, проверяемые ударением и непроверяемые) | |
57 | Слово одно, а значений несколько. | |
58 | Решение орфографических задач. Как мы дружны с грамматикой. | |
59 | Слова – близнецы (омонимы). Игра “Умеешь ли ты различать многозначные слова и омонимы?” | |
60 | Слова – друзья (синонимы). Игры “Знаешь ли ты синонимы?”. “Скажи одно и то же по-разному” | |
61-62 | Антонимы. Зачем они? | |
63-64 | Составление кроссвордов. | |
65 | Слова – родственники. | |
66-67 | Друзья корней – приставки и суффиксы. | |
68-69 | Слова – части речи. Игра “Я знаю части речи” | |
70-71 | Научись правильно писать трудные слова. | |
72-73 | Слова – части речи. Игра “Я знаю части речи” | |
74-75 | Составление сказка “Как у существительных род появился” | |
76-78 | Интересное о падежах имён существительных. | |
79-80 | Роль имён прилагательных в связной речи. | |
81-82 | Роль глаголов в связной речи. | |
83-84 | Времена глаголов заменяют друг друга. | |
85-86 | С глаголами раздельно частицу НЕ пиши. | |
87-88 | Знакомство с наречиями. | |
89-90 | Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. | |
91-92 | Что? Когда? Зачем? Откуда? Почему? И как? | |
93-94 | О роли орфографии. Рассказ – беседа о роли орфографии. | |
95 | Сколько языков на Земле? Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. Анкетирование. | |
96 | Способы словообразования. | |
97 | Словообразовательный анализ слова. | |
98 | Сложные и сложносочиненные слова. Образование сложных слов в нестандартных ситуациях | |
99 | Фразеологизмы. По страницам русской истории. | |
120 | Почему их так называют? Происхождение слов. | |
121 | Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы. | |
122 | Слова – пришельцы. Игра “Почему их так называют”. О наших именах. | |
123 | Фразеологические словари. Многозначность фразеологизмов. | |
124 | Работа с крылатыми выражениями. Составление крылатых выражений из отдельных слов | |
125 | Интеллектуальный марафон. | |
126 | Фразеологизмы-антонимы. | |
127 | Однозначные и многозначные слова. | |
128 | Омонимы. Омоформы. Омографы. | |
129 | Синонимы. Образование синонимических рядов. | |
130 | Форма родительного падежа множественного числа имен существительных. | |
131 | Несклоняемые имена существительные, род несклоняемых имен существительных | |
132 | Универсальные заменители – местоимения. | |
133 | Правописание приставок. | |
134 | Учимся делать логические выводы. | |
135 | Конкурс «Путешествие в страну Орфографию». | |
136 | Познавательно-развлекательная игра «Счастливый случай» | |
137 | Лингвистический конкурс: логогрифы, метаграммы, палиндромы, анаграммы | |
138 | Устный тематический журнал «Необыкновенные родственники» | |
139 | Из истории понятий российской государственной эмблематики: орел, скипетр, держава. | |
140 | Игра-соревнование «Грамматическая регата». | |
141 | Устный журнал «Как делаются слова». | |
142 | Практическое занятие по теме «Корень – сердце слова» | |
143 | Практическое занятие по теме «В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». | |
144 | Итоговое занятие. Анкетирование. Вечер на тему “Как красив и благозвучен русский язык!” |
.
Список литературы
- Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
- Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
- Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
- Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
- Шибаев А.А. Весёлый алфавит. – М.: АСТ-Пресс, 1999 г.
- Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993 г.
- Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. – Минск: Юнипресс, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"
Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...
Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...
Рабочая программа кружка по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"
Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 11 классе составлена на основе программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-1...
Учебно-методическое пособие по русскому языку. Программа кружка по русскому языку "Юный оратор"
Учебно-методическое пособие представляет собой Программу кружка по русскому языку «Юный оратор», в составе которой теоретический и практический материал, касающийся работы над голосом, ора...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...
Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово» на 2015-2016 учебный год Класс: 9
Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово»на 2015-2016 учебный годКласс: 9...
Рабочая программа кружка по английскому языку"Грамматика английского языка" 7 класс
Предлагаемая программа направлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 7 классов общеобразователь...