ИКТ как один из способов использования коучинг-метода в работе с одаренными детьми.
статья по теме
Учитель-коуч, используя систему «волшебных» вопросов, побуждает ребенка к творчеству, продумывает индивидуальный маршрут его развития, а ребенок приобретает свободу выбора и возможность стать успешным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_kak_odin_iz_sposobov_ispolzovaniya_kouching-metoda_v_rabote_s_odarennymi_detmi.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ИКТ как один из способов использования коучинг-метода в работе с одаренными детьми.
Уильям Глассер считает, что у каждого из нас две потребности: любить и быть любимым , а также ценить себя и чувствовать, что тебя ценят окружающие. Большинство проблем, возникающих у людей, психолог Глассер связывает с недостатком любви и заниженной самооценкой. Чтобы этого избежать, во время обучения и воспитания ребенок должен испытать теплоту и чувствовать себя ячейкой общества. Глассер считает, что учителя ведут себя слишком авторитарно по отношению к школьнику, вследствие чего они чувствуют постоянное давление и унижение своей личности. Для устранения проблемы необходимо изменить учебный процесс так, чтобы ученикам было интересно и увлекательно учиться. И помогут нам в этом коуч-технологии. Существует шесть определений коучинга:
1)это действие, имеющее цель достижение поставленных задач;
2)это возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал;
3)это процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап его развития, т. е. открыть ему глаза на многие полезные вещи;
4)это процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов;
5)это процесс, в ходе которого личность должна самым эффективным способом управлять собой самостоятельно;
6)это процесс, в котором человек, в него вовлеченный, получит большую радость от своих успехов и достижений.
Суммируя эти определения , можно выявить ключевые понятия: процесс, результат, радость.
Учитель-коуч, используя систему «волшебных» вопросов, побуждает ребенка к творчеству, продумывает индивидуальный маршрут его развития, а ребенок приобретает свободу выбора и возможность стать успешным.
Учитель-коуч должен изучить потенциальные возможности ребенка. Как я это делаю? В течение учебного года заполняю карту индивидуального маршрута каждого ученика. Первый раздел данной карты составляют итоги заочного тура по литературе. Вопросы составляются таким образом, что требуют от поступающего в лицей ребенка творческого подхода, нестандартного решения, способности анализировать, сопоставлять, выдвигать гипотезу, делать выводы. Например, предлагается следующее задание: 1. Прочитайте стихотворение Тимура Кибирова «У монитора»
У монитора
в час полнощный
муж-юноша сидит.
В душе тоска, в уме сомненья,
и, сумрачный, он вопрошает Яndex
и другие поисковые системы —
«О, разрешите мне загадку жизни,
Мучительно старинную загадку!!»
И Rambler отвечает,
на все вопросы отвечает Rambler!
Проще простого
Click — и готово:
Вы искали: Смысл жизни,
найдено сайтов: 111444,
документов: 2724010,
новых: 3915
Попробуйте сделать небольшой анализ данного поэтического текста, опираясь на следующие вопросы:
- В какой тональности написано стихотворение? Какие чувства к лирическому герою (юноше у монитора) стремится пробудить автор? Он сочувствует ему или иронизирует?
- Как «сделано» стихотворение? Что бросается вам в глаза в первую очередь, что делает этот текст необычным? Чего пытается достичь автор таким приемом?
- О чем это стихотворение, как вы думаете?
Второй раздел заполняется после вступительного экзамена .Фиксирую свое мнение об уровне начитанности поступающего, о навыках анализа художественного текста, об опыте исследовательской деятельности.
В начале учебного года провожу диагностику и анкетирование, целью которых является выявление отношения ребенка к уроку литературы, предпочтение видов деятельности. Узнаю, что нравится на уроках, что вызывает затруднение, каким видится процесс обучения, чтобы он был максимально продуктивным и не вызывал внутреннего неприятия у школьника. И снова все фиксируется и берется на заметку. Повторное анкетирование проводится в конце учебного года для того, чтобы спланировать виды деятельности на будущее, понять , что удалось ребенку, что вызвало негативное восприятие. Хочется привести несколько примеров из ответов учащихся на вопрос о том, что им больше всего понравилось на уроках литературы. Дети пишут: «возможность высказывать свое мнение», «практика использования презентаций и проектов», «привлечение документального материала, связь с историей и МХК, просмотр фильмов и спектаклей», «возможность во время урока выходить в интернет для получения необходимых сведений, для работы с электронными словарями», «использование на уроках ноутбуков, прослушивание музыкальных произведений» и т.п. Кроме того, 95%процентов школьников отметили, что с удовольствием участвовали в дистанционных олимпиадах и творческих конкурсах. Популярным был ответ о полезности онлайн-тестирования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что детей привлекают уроки с использованием ИКТ. А что дают такие уроки учителю? Они интенсифицируют информационное взаимодействие между субъектами информационно- коммуникативной предметной среды, увеличивают плотность урока, нацеливают на комплексную реализацию деятельностного , коммуникативно- когнитивного и социокультурного подходов к обучению.
В современной психологии отмечается значительное положительное влияние использования цифровых ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. В ряде психологических исследований указывается на создание возможностей эффективного формирования у школьников модульно-рефлексивного стиля мышления при использовании ЦОР в учебном процессе. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: учитель-коуч должен широко использовать ИКТ, т.к. это поможет и в составлении индивидуального маршрута развития, и даст ребенку информационное поле, и спрогнозирует ситуацию успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования.
. Одной из альтернативных форм оценивания,в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимост...
Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования
. Одной из альтернативных форм оценивания,в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимост...
Использование ИКТ в работе с одаренными детьми.
Предлагается обобщение опыта по теме "Использование ИКТ в работе с одаренными детьми"....
Возможности использования европейского опыта работы с одаренными детьми в условиях введения ФГОС ОО в России
Данная работа основана на применении системного метода, теоретического анализа печатных источников, анализа данных официальной статистики, контент-анализа документов, сравнительного анализа мате...
Презентация на тему "Работа с одаренными детьми как один из способов повышения качества обучения английскому языку"
Данная презентация посвященна работе с одаренными детьми на уроках английского языка...
Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...
Использование приемовТРКМЧП в работе с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Статья является попыткой осмысления пути раскрытия и развития одаренных детей, примененяя технологию развития критического мышления через чтение и письмо....