Использование ИКТ в работе с одаренными детьми.
статья по литературе на тему
Предлагается обобщение опыта по теме "Использование ИКТ в работе с одаренными детьми".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 23.07 КБ |
Мультимедийное сопровождение к статье | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Анохина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы.
МБОУ гимназия г.Советский. ХМАО-Югра, Тюменская область,г.Советский.
Использование ИКТ в работе с одаренными детьми.
В настоящее время все больше и больше детей и подростков приобщаются к современным информационным технологиям. Многие родители и педагоги обеспокоены тем, что современные дети и подростки мало интересуются книгами, выставками, концертами и спектаклями, а только и делают, что «безвылазно сидят в Интернете» и практически все свободное время посвящают компьютеру.
Таким интересом детей и подростков к Интернету удачно пользуется реальная практика образования. Это относится и к системе образования вообще, и к системе образования одаренных детей. В нашей стране уже накоплен достаточно большой опыт по использованию информационных технологий в работе с одаренными детьми.
Так, в сети Интернет существует достаточно много ресурсов для одаренных детей, родителей и педагогов, работающих с ними. Ресурсы сети Интернет и дистанционные технологии позволяют осуществлять выявление и диагностику одаренных детей. В последнее время создаются специальные сайты, порталы, возможности которых позволяют проводить диагностику в онлайн-режиме, а также в сочетании онлайн- и офлайн- режимов.
Что касается обучения и развития одаренных детей, то использование ИКТ в работе с ними позволяет решить задачу максимальной индивидуализации учебного процесса. Такие дети очень быстро «перерастают» традиционную школьную программу. В условиях традиционного обучения педагогам сложно в равной степени учитывать потребности и интересы одаренных детей и «основной массы» учащихся. Зачастую педагог вынужден либо акцентировать внимание на одаренном ребенке, в ущерб другим учащимся, либо, наоборот, игнорировать запросы одаренного ребенка и «подстраиваться» под запросы других учащихся. Именно по этой причине использование ИКТ является наиболее эффективной формой индивидуального обучения одаренных детей.
Например, многочисленные ресурсы сети Интернет позволяют удовлетворить «ненасыщаемую» и устойчивую познавательную потребность, любознательность одаренного ребенка. Возможности сети в этом плане разнообразны и практически безграничны – любой ребенок самостоятельно найдет необходимую информацию и почерпнет немало «пищи» для ума, самостоятельно может выбрать одно или несколько интересующих его направлений деятельности, найти единомышленников.
Как показывает анализ научных публикаций и ресурсов сети Интернет, в работе с одаренными детьми информационные технологии используются по следующим направлениям:
во-первых, это поиск и выявление одаренных детей (диагностика в режиме онлайн и офлайн).
-во-вторых, это психологическая и методическая консультационная помощь семьям одаренных детей, в том числе тем семьям, в которых одаренные дети получают домашнее обучение.
-в-третьих, это обучение одаренных детей.
Наиболее полно представлено последнее направление, включающее различные формы и методы работы:
1.Проведение медиа-уроков, в том числе с использованием электронных образовательных ресурсов для углубленного изучения какой-то одной темы или раздела предмета, повышения познавательной и учебной мотивации. Это могут видеоуроки из цикла «Русская литература», канала Бибигон, материалами на сайте Интернет-урок.ру , серии открытых уроков, очень много материала предоставляет сайт Ютюб.
2. Организация дистанционного обучения и индивидуальной поддержки одаренных детей. Существуют образовательные Интернет-ресурсы, с помощью которых одаренные дети могут удовлетворить свои образовательные потребности, посвящая себя целенаправленному и глубокому освоению предметов школьного и внешкольного цикла. Дистанционное обучение помогает также решить вопросы организации элективного и профильного обучения. Так, например, в настоящее время создаются онлайн «клубы по интересам». «Вокруг основных школьных дисциплин, междисциплинарных тем, или там, где темы из разных областей знания пересекаются, формируются образовательные кластеры – группы учеников, совместно работающих в режиме онлайн над общим проектом. В настоящее время дети используют разнообразный диапазон средств для совместной работы над проектом: веб-страницы вики, социальные закладки, приложения, аудиофайлы, блоги и веб-журналы, совместные документы и форумы.
Следует отметить, что для эффективной и безопасной работы над проектом детям необходимо разрешение родителей и педагогов, которые зачастую ограничивают доступ детей к некоторым ресурсам сети Интернет (например, социальные сети, файлообменники и другие), в то время как последние являются потенциально богатыми источниками необходимой информации. Поскольку блокирование сайтов обеспечивает лишь временную безопасность, эффективнее обучать детей ответственному использованию Интернета.
3.Образовательные, обучающие Интернет-ресурсы также включают лекции, занятия по разным направлениям, общеобразовательные и профориентационные мастер-классы, обсуждения и форумы при участии специалистов, интерактивные тренажеры. Причем, данные формы реализуются в онлайн и офлайн режимах.
Безусловно, что для реализации указанных возможностей необходимо обеспечение школ компьютерами и высокоскоростным Интернетом. Это является одной из насущных потребностей образовательных учреждений.
4.Организация и проведение Интернет-олимпиад, викторин, интеллектуальных и творческих конкурсов, тестирования. Участвовать в мероприятиях данного рода может любой ребенок, имеющий доступ к сети Интернет. Тематическая область подобных проектов разнообразна.
Следует отметить, что помимо возможности построения индивидуальной образовательной траектории и развития интеллектуальных и творческих способностей одаренного ребенка информационные технологии предоставляют возможности для развития его личностных и коммуникативных навыков. Это особенно важно для одаренных детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, что в определенном смысле также является характерной чертой одаренных детей. Конечно, общение в сети Интернет, существенно отличается от «живого» общения. Однако это не делает его более простым – зачастую общаться в сети Интернет намного сложнее, чем при прямом контакте с партнером. Уже по этой причине общение в сети Интернет, с одной стороны, требует от одаренного ребенка наличия определенных личностных качеств и коммуникативных умений, а с другой, обладает «развивающим эффектом».
Возможности для общения в сети Интернет разнообразны: электронная почта, форумы, социальные сети и так далее. Анализ практического опыта работы с одаренными детьми в МБОУ гимназии г.Советский показывает, что они используют ресурсы сети Интернет для:
- удовлетворения базовой потребности в общении и самопрезентации;
- решения задач обучения (например, оперативной и систематической связи с преподавателями).
- ознакомления заинтересованных людей со своими интересами и идеями и/или поиска единомышленников, установления контакта со специалистами и обмена мнениями по интересующему его вопросу;
- общения в процессе работы над учебным заданием или внешкольным проектом в сотрудничестве с другими участниками.
Таким образом, с помощью информационных технологий создаются творческие площадки, на которых одаренные дети имеют возможность реализовать свои способности, освоить сами информационные технологии, поделиться своим творчеством с другими пользователями Интернета. Важно, что цель создания подобных площадок и социальных сетей заключается в обучении и развитии, а не развлечении и времяпрепровождении. Они ориентированы на активных детей, заинтересованных в самореализации за счет создания собственного контента.
Главный вывод, который можно сделать, обобщив все вышесказанное, что формирование и расширение с помощью ИКТ подобного открытого медиа-пространства позволяет установить эффективное взаимодействие одаренных детей, родителей и различных специалистов (педагогов, социальных работников, психологов) при решении актуальных вопросов воспитания, обучения и развития одаренных детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
I. Поиск и выявление одаренных детей (диагностика в режиме онлайн и офлайн ).
II. Психологическая и методическая консультационная помощь семьям одаренных детей, в том числе тем семьям, в которых одаренные дети получают домашнее обучение.
III. Обучение одаренных детей, включающее различные формы и методы работы : 1.Проведение медиа-уроков, в том числе с использованием электронных образовательных ресурсов для углубленного изучения какой-то одной темы или раздела предмета, повышения познавательной и учебной мотивации.
Интернет – урок. ru Видеоуроки из цикла «Русская литература», канал Бибигон
2. Организация дистанционного обучения и индивидуальной поддержки одаренных детей. онлайн «клубы по интересам», образовательные кластеры – группы учеников, совместно работающих в режиме онлайн над общим проектом и использующих конкретный диапазон средств: веб-страницы вики, социальные закладки, приложения, аудиофайлы , блоги и веб-журналы , совместные документы и форумы..
3. Интернет-ресурсы также включают лекции, занятия по разным направлениям, общеобразовательные и профориентационные мастер-классы, обсуждения и форумы при участии специалистов, интерактивные тренажеры.
IV. Организация и проведение Интернет-олимпиад , викторин, интеллектуальных и творческих конкурсов, тестирования.
Информационные технологии также предоставляют возможности для развития личностных и коммуникативных навыков одаренного ребенка
Возможности для общения в сети Интернет разнообразны: электронная почта, форумы, социальные сети и так далее. Анализ практического опыта работы с детьми, обучающимися в МБОУ гимназии, показывает, что они используют ресурсы сети Интернет для: удовлетворения базовой потребности в общении и самопрезентации ; решения задач обучения (например, оперативной и систематической связи с преподавателями). ознакомления заинтересованных людей со своими интересами и идеями или поиска единомышленников, установления контакта со специалистами и обмена мнениями по интересующему его вопросу; общения в процессе работы над учебным заданием или внешкольным проектом в сотрудничестве с другими участниками.
Таким образом, с помощью информационных технологий создаются творческие площадки , на которых одаренные дети имеют возможность реализовать свои способности, освоить сами информационные технологии, поделиться своим творчеством с другими пользователями Интернета . Формирование и расширение с помощью ИКТ открытого медиа-пространства позволяет установить эффективное взаимодействие одаренных детей, родителей и различных специалистов (педагогов, социальных работников, психологов) при решении актуальных вопросов воспитания, обучения и развития одаренных детей.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ как один из способов использования коучинг-метода в работе с одаренными детьми.
Учитель-коуч, используя систему «волшебных» вопросов, побуждает ребенка к творчеству, продумывает индивидуальный маршрут его...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Возможности использования европейского опыта работы с одаренными детьми в условиях введения ФГОС ОО в России
Данная работа основана на применении системного метода, теоретического анализа печатных источников, анализа данных официальной статистики, контент-анализа документов, сравнительного анализа мате...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»
Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...
Использование приемовТРКМЧП в работе с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Статья является попыткой осмысления пути раскрытия и развития одаренных детей, примененяя технологию развития критического мышления через чтение и письмо....