Творческий отчет
материал по теме
Проектный метод на уроках изобразительного искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
«Применение проектного метода обучения на уроках изобразительного искусства»
Метод проекта, родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. В настоящее время метод проектов широко распространен в современной педагогике. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Однако, несмотря на популярность данного метода, в преподавании изобразительного искусства он практически не используется. Проектная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства не предусматривается и программой по изобразительному искусству Б.М. Неменского для общеобразовательной школы. В программе выделено лишь три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Не упоминают о методе проектов и методические пособия по преподаванию ИЗО в школе В.С.Кузина, И.И.Ростовцева, Т.Я. Шпикаловой.
Может ли метод проектов внести в изучение изобразительного искусства что-то новое? Может ли он вообще применяться на уроках ИЗО, насколько это применение будет эффективно? Эти вопросы я задавала себе, размышляя над возможностью использования метода проектов на уроках изобразительного искусства в начальной и средней школе. И пришла к выводу, что метод проектов, возможно, использовать при обучении изобразительному искусству в общеобразовательной школе при соблюдении определенных методических требований.
Разрабатывая тот или иной проект, следует учитывать не только признаки и характерные особенности каждого из них, но и специфику учебной дисциплины, предметные задачи, заданные учебной программой. Какие же сложности ожидают учителя ИЗО, который решил использовать метод проектов?
Самым сложным, на мой взгляд, моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. При составлении календарно-тематического плана необходимо выделить тему (раздел), которые будут вынесены на проектирование. Далее нужно сформулировать темы, работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При этом необходимо руководствоваться программными требованиями. Кроме того, сами дети также должны иметь возможность выбрать тему проекта.
Используя на уроке проектный метод, я развиваю познавательный интерес учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развиваю критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты.
Комплексное приобщение к миру искусства - важнейшая задача художественной педагогики среди ее главных целей - воспитание духовности, нравственного отношения к природе и человеческой личности, развитие художественного вкуса и образно-ассоциативного мышления. В период приближения к миру искусства в классах стараюсь максимально использовать жизненные аналогии, больше внимания уделять содержательным, тематическим аспектам, художественный материал делаю как можно более доступным и наглядным.
Несомненно, интегрированные уроки и метод проекта интересны и вносят оживление и разнообразие в учебный процесс. Но результат зависит от состава и организации работы. Особое внимание приходится обращать на следующие моменты:
баланс ролей; четкость целей; согласованность задач; поставленных перед каждым членом; выработка единой системы ценностей; формирование умения выходить из конфликтных ситуаций; воспитание поддержки и взаимного доверия; разработка подходящей методики работы; обеспечение успешного руководства со стороны учителя;
регулярный отчет о проделанной работе; ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка; развитие навыков общения.
На моих уроках ребята сталкиваются с творческими проектами, данные проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.
Работая над проектом в 3 классе по теме «Театр кукол», детей заинтересовали вопросы об организации театральной деятельности, о людях, работающих в театре, о режиссуре спектакля. Они приводили примеры из книг, телевизионных передач. Постепенно мы сосредоточились на театральной тематике, и учащимися младших классов было представлено театральное представление «Теремок», для которого были изготовлены декорации, куклы, афиша.
Изучая в 4 –м классе тему «Истоки искусств твоего народа», учащиеся не только знакомятся с жизнью людей и бытом деревни, но и делают из бумаги дома и украшают их. Подбирают необходимую литературу в библиотеках, анализируют ее, сотрудничают с родителями и учителями, и в результате данного проекта выполняют макет деревни и готовят рассказ о быте и жизни в деревне.
Учащиеся 8 классов выполняют проект «Мой будущий дом», задумываются о будущем и придумывают дизайн своего дома, строят план, рассчитывают площади комнат, выполняют разрезы. На защите ребята представляют проект задуманного дома.
Учащиеся 5-6 классов выполняют и информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком – либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализом и обобщением фактов. Работая над проектом «Древнерусское сражение» учащиеся собирают информацию о древнерусских воинах, об их одежде, обмундировании и изучают само сражение, которое проходило на поле, как проходило, как выстраивались войска и т. д. На защите проекта учащиеся наглядно представляют коллаж древнерусского сражения и знакомят с его особенностями. В проекте «Народные гуляния» учащиеся знакомятся с народными праздничными костюмами, подбирают информацию о народных праздниках, консультируются с родителями, учителями, на защите проекта учащиеся представляют коллаж народного гуляния и рассказ о нем.
При этом на протяжении всех занятий мне приходится выступать в роли консультанта и помощника, но не эксперта. Надо отметить, что активность ребят на этих занятиях просто поразительна, уроки не ограничиваются обычными рисунками. Степень творчества очень высокая. Единственное огорчение – время, которого не хватало.
В этом году я попробовала подключить к работе и учащихся первых классов, изучая тему «Знакомство с Мастером Украшения», учащиеся выполняют групповой проект классного букета, эта работа вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка.
В основном на моих уроках проекты выполняются группами, я считаю, что наибольший результат достигается в групповых проектах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
творческий отчет учителя математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Творческий отчет подготовлен мною по итога работы за 2008-2011 учебные годы, преподавая математику детям с ограниченными возможностями здоровья....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/21/picture-19233-1463854365.jpg)
Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».
Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/03/picture-74500.jpg)
Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.
Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...
творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"
Творческий отчет учителя математики образвитиии творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/15/picture-296759-1379243692.jpg)
Творческий отчет "Развитие творческих способностей через игровую деятельность"
Дополнительное образование относится к сфере свободного времени, но не перестает быть образованием, т.е. областью развития личности. Именно в дополнительном образовании можно использовать игровые техн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/20/picture-300270-1382295900.jpg)
Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"
В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/31/picture-425661-1396230260.jpg)
Сценарий творческого отчета рок-группы «Оболочка» творческого обьединения «Альянс»
В данном материале представлен сценарий творческого отчета рок-группы "Оболочка" МБУДО "Центр дополнительного образования "Радуга г.Тайшета, 2017г....