Мгновенья Рождества
материал по теме
Настоящая публикация содержит Рождественский сценарий для начальной школы, историю его создания, описание его целей и задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рождественский сценарий | 678.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мгновенья Рождества
В преддверии Рождества хочется поговорить об этом прекрасном празднике. В последнее время стало весьма популярным обращение к народным традициям, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с православной культурой. Пасха, Рождество стали практически государственными праздниками, всё больше людей приходит в церковь, в школе с 4 класса начинают преподавать основы православной культуры, многие школы на праздничных мероприятиях так или иначе касаются народных традиций. Наша гимназия, в которой я являюсь педагогом дополнительного образования и руководителем театральной студии, не исключение. Весь второй класс дети изучают русский фольклор: приметы, песни, танцы, праздники (Покров, Масленица, Сороки, Егорьев день, Вербное Воскресенье, Пасха). Празднование Рождества сразу после выхода с зимних каникул является устоявшейся доброй традицией. Год назад, на Святки воспитанники студии выступали с Рождественской постановкой в Воскресной школе одного из храмов города и получили ни с чем не сравнимый опыт и сильнейшие эмоциональные впечатления. Нас очень тепло приняли, воспитанники Воскресной школы показали нам свой спектакль с прекрасным музыкальным оформлением, декорациями и костюмами, великолепным актёрским мастерством.
Мы не планировали это выступление заранее. Просто вышло так, что, начав подготовку к традиционному Рождественскому концерту, я поняла: второклассники ничего не знают про сам праздник. Вот как выглядел ответ на вопрос «Что вы знаете о Рождестве?», если суммировать всё, что я услышала: это праздник, когда прилетает на оленях Санта-Клаус и кладёт в носок подарки, а ещё бывают яркие фейерверки. Хочу подчеркнуть, у детей была неделя на подготовку ответа. В конечном итоге, занятие я посвятила истории праздника, надеясь, что какие-то из рождественских традиций дети смогут вспомнить хотя бы их опыта детского сада. Напоследок я решила провести параллель между традициями Хэллоуина и Рождества. И дети, не сумевшие назвать ни одной рождественской традиции, подробно поведали мне о Хэллоуине. Я, признаться, растерялась. Потом моя растерянность постепенно переросла в возмущение: как, почему, откуда наши дети знают чуждую культуру и абсолютно не владеют информацией о своих корнях? Спору нет, знание иностранных традиций полезно, прекрасно и оказывает общекультурное развивающее действие. Но почему собственные традиции стали отходить на второй план? Результатом моего праведного возмущения стали два дополнительных занятия, посвящённых Рождеству в русской православной и общей христианской традиции, а также выступление не только в стенах родной гимназии, но и, как было сказано выше, в Воскресной школе церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в посёлке Александровская, близ Санкт-Петербурга. Соавтором сценария, который я хочу предложить вашему вниманию, стала моя коллега – педагог-организатор гимназии, руководитель объединения «Художественное слово» Шульга Елена Владимировна.
Спектакль посвящён возрождению одного из величественных храмов Царского Села – Екатерининского собора. «Мгновенья Рождества» – таково его название, по жанровой принадлежности можно отнести к театральной миниатюре, по содержанию – к музыкальному спектаклю-концерту. Он не несёт глубинной религиозной нагрузки. Основная цель – знакомство зрителей (и исполнителей!) с народными традициями, обычаями и, конечно же, классическими примерами музыкального и литературного наследия, создание праздничного настроение и пробуждение в воспитанниках интереса к истории и культуре России посредством доступного детскому восприятию материала: знакомых образов, незатейливых напевов колядок, красочных народных костюмов. Подчеркну: при том, что в основе спектакля лежат русские традиции, его можно считать интернациональным. Это своего рода синтез европейской и русской традиций, заключающийся в следующих особенностях сценария: соединение инструментальной и вокальной музыки, академического исполнения «Тихой ночи» Ф.Грубера с народной манерой исполнения колядок a capella, стройного звучания Лондонского симфонического оркестра с незатейливыми звуками народных шумовых инструментов (ложек, трещёток, бубнов), строгих костюмов чтецов-ведущих с яркими народными рубахами и сарафанами колядовщиков, авторского стихотворного текста с текстами колядок.
СЦЕНАРИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ «МГНОВЕНЬЯ РОЖДЕСТВА»
Действующие лица:
Чтецы-ведущие
2 Звезды - девочки в костюмах звезд (блестящие длинные платья и головные уборы)
Дева Мария - девочка в прямом длинном платье, с широким платком на голове, куклой, олицетворяющей Младенца Христа, в руках
Бык
Воробьи
Кошка
Пёс
Козлик
Ослик
Колядовщики
Все участники, кроме чтецов, звезды и Марии, одеты в русские народные костюмы. У детей, играющих животных, соответствующие образу шапочки-маски на головах.
Пустая сцена. В центре стоит задрапированный стул. Звучит фонограмма «Тихая ночь» в исполнении Лондонского симфонического оркестра. На сцену поднимаются два ведущих, останавливаются на авансцене, растягивая широкую полупрозрачную ткань с изображением Рождественской звезды посередине. Следом за ними выходят и рассаживаются на своих местах позади импровизированного занавеса артисты в костюмах животных и Мария. Последними из-за кулис появляются и останавливаются рядом с ведущими четверо чтецов. Музыка становится тише.
Ведущие - Давным-давно на площади центральной
Екатерининский Собор стоял.
Не зная о судьбе своей печальной
Там колокол людей на службу звал.
В любое время года к дверям Храма
С надеждою и верой шёл народ.
И детвора рождественские драмы
Разыгрывала там из года в год. (музыка затихает)
И в наши дни стараются ребята
Не забывать былые времена.
Жива в нас память предков! И поныне
Мы помним дни Святого Рождества.
Звучит фонограмма «Тихая ночь», минусовка. Участники поют 1 куплет.
Ночь тиха, ночь свята,
В небе свет, красота.
Божий Сын пеленами повит,
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, Младенец Святой,
Спи Младенец Святой.
Чтецы уходят. На их место выходят Звезды. Фонограмма затихает. Девочки читают стихотворение Б.Никоновой «Сон звезды»
В час рождественского утра
Стал светлеть простор небесный,
Долгой ночью весь усыпан
Ярких звезд толпою тесной.
Тихо гаснуть стали звезды,
И звезда звезде сказала:
— Снилось мне, что этой ночью
На земле я побывала!
Освещенный зал мне снился,
И толпа кругом людская.
И детей там было много
Даже счесть их не смогла я…
Как смеялись дети звонко!
Как у них сияли глазки!
Сколько видела тогда я
У людей любви и ласки!
Звучит фонограмма «Тихая ночь», минусовка. Участники поют 2 куплет.
Ночь тиха, ночь свята,
И светла и чиста.
Славит радостный Ангелов хор,
Далеко оглашая простор
Над уснувшей землёй
Над уснувшей землёй.
Ведущие собирают «занавес» и уходят. На сцене в окружении зверей остаётся Мария, сидящая на стуле и прижимающая к себе младенца. Артисты разыгрывают по ролям стихотворение С.Чёрного «Рождественское»
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос…
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пёс, прокравшись к тёплой ножке,
Полизал её тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком…
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на Ребёнка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
Ребёнок – исполнитель роли Ослика, выбегает на середину сцены и читает четверостишие-переход к колядкам.
«Христос рождается!»
Поют ребята, обходя селенья.
И слышит православный люд
О Рождестве Христовом пенье.
С весёлым криками на сцену выбегают колядовщики. У них в руках шумовые инструменты (трещётки, бубны, деревянные ложки). Трое ребят выносят подарки Младенцу Христу: овечку, носочки и кувшин с молоком, которые они с поклоном подносят Деве Марии на соответствующие слова куплета. (ПРИМЕЧАНИЕ: если дети не могут петь a capella, можно записать фонограмму на синтезаторе или подыграть на фортепиано, не усложняя фактуру)
1. Все идут, спешат на праздник с радостью на сердце,
Все несут свои подарки Дивному Младенцу.
2. Я принес Тебе, Дитя, добрую овечку,
Можешь с нею Ты играть у Своего крылечка.
3. Ну, а я несу немножко молочка Тебе,
Чтобы личико цвело Твое светлое.
4. Ну, а я несу Тебе теплые носочки,
Чтоб они, Малыш, согрели Твои резвы ножки.
Вперёд выходят два колядовщика и читают стихотворение-связку .
На Рождество, на Рождество
Всегда мороз и смех,
Искрится снегом торжество,
Христос в душе у всех.
Вторую колядку ребята исполняют тем же составом. К звучанию народных инструментов обязательно нужно добавить танцевальные элементы: притопы, повороты вокруг себя, хлопки. Мария не поёт и не танцует, только слегка покачивается, баюкая Младенца.
1.Пойдем вместе в Вифлеем : ду-да, ду-да, ду-да-да (2 раза)
Припев: Может нам Святая Дева даст Младенца покачать (2 раза)
2. Будем весело играть: Ду-да, ду-да, ду-да-да (2 раза)
Припев:…
3. Мальчики на дудочках (мальчики имитируют игру на дудочке. если есть, можно подключить различные свистульки).
Припев: …
4. Девочки на бубнах (девочки играют на бубнах)
Припев: …
5. Пойдем вместе в Вифлеем. Ду-да, ду-да, ду-да-да (2 раза)
Припев: …
Звучит фонограмма «Тихая ночь», минусовка. Выходят все ведущие. Фонограмма постепенно становится тише. Ведущие читают заключительные стихи.
Прошли года. И снова стены Храма
Святой Екатерины вознеслись.
И в праздники, и в будни утром рано
Вновь с колокольни звоны полились.
Давайте помнить города истоки,
Историю живую изучать.
И как прекрасно, что мы с вами можем
Ему свои творенья посвящать!
Фонограмма становится громче. Все участники исполняют заключительный куплет Рождественского гимна «Ночь тиха».
Ночь тиха, ночь свята,
Мы поём Христа.
И с улыбкой Младенец глядит,
Взгляд Его о любви говорит
И сияет красой
И сияет красой.
Общий поклон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
99 способов «мгновенного» поощряющего воздействия
Какими словами поощрять ребенка?...
Семнадцать мгновений математики
элективный курс по математике для 9 классов...
"Остановленные мгновения" в стихотворениях А.А. Фета. Лирика любви и природы.
Урок с использованием ЭОР. Публикация представляет собой план-конспект урока, посвященного пейзажной и любовной лирике А.А. Фета. В конспекте указаны действия учителя и учащихся, предполагаемые ответы...
Урок литературы Мгновения красоты в 5 классе
Урок литературы по программе В. Г. Маранцмана. Начало 1 четверти. Урок о бабочках А. Фета и В, НабоковаПодробный конспектРабота участвовала в Фестивале АМО...
Мгновения школьной жизни
К выпускному вечеру в школе....
Урок внеклассного чтения . "Остановись мгновенье..."(хокку)
Содержание урока знакомит учащихся с технологией написания хокку, культурными традициями Японии...
Сценарий вечера отдыха «Рождества волшебные мгновенья».
Увлекательный сценарий вечера отдыха с песнями ,гаданием....