описание опыта работы
материал по теме

Сидорова Юлия Евгеньевна

Применение игровых технологий на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Применение игровых технологий на уроках

русского языка

Сидорова Юлия Евгеньевна

учитель русского  языка и литературы

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Перед любым педагогом всегда встает вопрос: « Как сделать урок интересным?» Этот вопрос всегда задают себе учителя-словесники. Каждый отвечает на поставленный вопрос по- своему. Кто-то использует яркий, необычный дидактический материал, кто-то активно применяет компьютер, но практически все учителя едины в том, что устойчивый интерес к предмету возможен только тогда, когда учитель организует уроки нетрадиционно, нестандартно.

На своих уроках русского языка и литературы, я активно применяю игровые технологии.  Считаю, общей целью своей педагогической деятельности формирование личности ученика средствами своих предметов. Я думаю, достижение высоких результатов в образовательном процессе, можно осуществить через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

В настоящее время я  организовываю свою деятельность, так, чтобы она обеспечила развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедряю различные игровые технологии. Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока - закреплению знаний, освоению способов выполнения упражнений и т.д. Только в этом случае она будет являться обучающим элементом урока. Но сочетание познавательного и игрового элементов урока представляет собой - определенную трудность при составлении проведения дидактической игры. В первые моменты все внимание учащихся сосредоточенно на игровом действии. Необходимо так построить урок, чтобы ученики незаметно для себя постепенно включились в процесс изучения какого-либо материала. Важно создать такие условия, при которых интерес учащихся к игре как к занимательному занятию постепенно переключится на учебное занятие. Следует отметить, что для любой игры очень трудно подобрать учебный материал, который отвечал бы всем требованиям, предъявляемым к дидактическим играм, и поддержал бы интерес учащихся в течении всей игры. В процессе работы мною освоены технологии игрового обучения, а также методические приёмы использования на уроках различных видов игр.

В учебном процессе я использую игровую деятельность в следующих случаях: в качестве самостоятельной работы для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; в качестве элементов более обширной технологии; в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела)

В своей деятельности я основываюсь на теориях: Л.С.Выготского в 20-х годах прошлого столетия он обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав этой книги Л.С.Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. В своей книге он пишет: «Игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».

          В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной — 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах, исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

          В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В.Н.Аванесова и др. В последнее время поиски ученых (3.М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е.О.Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими.

Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии.

         Я, безусловно, применяю их в своей работе. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

          В основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, которое способствует включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутренних интеллектуальных и творческих способностей.

         Я строю игровую деятельность, поэтапно: сотрудничество учителя и ученика на основе взаимного уважения и доверия; обучение без принуждения; освоил теорию, проверь на практике.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

         Игровые технологии на уроках, я создаю при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

         Реализацию игровых приёмов и ситуаций, при урочной форме занятий, я произвожу по таким основным направлениям: дидактическая цель перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

         На своих уроках я использую дидактические игры, классификация которых основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики. В ходе игры я могу выступать в качестве наблюдателя или участвовать в роли ведущего игры.

Классификация дидактических игр: (приложение 1)

1.Фонетические игры.

2.Лексико-фразеологические игры.

3.Игры по морфемике и словообразованию. 

Подобным образом подбираю игры, помогающие осваивать орфографию, пунктуацию, синтаксис.

        Стараюсь использовать игровые технологии на уроках, при соблюдении следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

         Выделяю  такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); 

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); 

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 

5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Используя игровые технологии на уроках русского языка, я убедилась, что активность учеников повышается, появляется интерес к русскому языку, желание узнать новое, победить. И как следствие этой работы - успехи в конкурсах и олимпиадах.

 (приложение 2)  

        При систематическом использовании на уроках игровых технологий наблюдаются следующие результаты: формируется такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности; вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике; создается положительный морально-психологический климат в классе для развития личности учащихся; повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся; в каждом классе выделяется группа учащихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания; развивается наблюдательность, умение видеть необычное в обычных вещах.  Часто заметных успехов в играх достигают слабоуспевающие дети. В ходе игровой деятельности у таких детей проявляется терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для проявления себя в обычном уроке.

     Я, советую, использовать опыт, учителям русского языка. Применять игровые технологии можно на любой ступени обучения. Даже в старших классах, поскольку внедрение игровых технологий положительно сказывается на результатах сдачи

ГИА и ЕГЭ.

    Рекомендую, использовать игровые технологии, потому что, результаты их использования показали, что дети легче усваивают тот учебный материал, который подается в игровой форме.

     Применяя игровые приемы, мне удается реализовывать не только учебные и воспитательные задачи, но и легче устанавливать эмоциональный контакт с детьми любой возрастной группы.

     Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Применяя игровые технологии на уроках русского языка, я развиваю креативность и наращиваю интеллектуальный потенциал учеников в процессе сотворчества, поэтому открываю новые перспективы для детей и для себя, как педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание опыта работы учителя физкультуры

учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....

описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил.  Возможность иностранного язы...

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...


 

Комментарии

Сидорова Юлия Евгеньевна

для учителей русского языка и литературы