эссе "Я учитель, а это значит...
материал на тему
Профессия педагога, пожалуй, одна из самых отвественных и важных на Земле, поскольку учителю доверено очень многое - воспитание разума, сердца и души ребёнка. Как вести детей по дороге света и добра? Как научить их ценить мысль и творчество? Как самому расти и учиться у своих учеников каждый день? Эти и многие другие вопросы, ответы на которые я попыталась дать в своём лирическом монологе-размышлении, возможно, интересны будут и моим коллегам. Буду этому очень рада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_no2.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ларина Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия №87»
г. Саратов
« Я учитель, а это значит…»
Эссе
...Есть ли в педагогике как науке, живом общении с детьми своя особая музыка? Только внимательно прислушиваясь к школьным будням и к себе самому, можно ясно различить и первые робкие аккорды, и звуки грустной элегии, которые могут потом смениться смелой симфонией и торжественным гимном. Так какая же музыка у моей педагогики?
Первые аккорды
Кто не знает знаменитую актерскую паузу, в которой зритель успевает прочувствовать и осознать происходящее? Сергей Юрский, например, так и назвал свою известную книгу-размышление об актерском мастерстве: «Держать паузу». У учителя тоже есть своя пауза – педагогическая, когда нужно остановиться, задуматься над пройденным и начать с собой прямой и честный разговор. Конечно, эта пауза нужна каждому учителю, потому что она - надежная прививка от опасного вируса равнодушия.
Вариация «Главный компас моей педагогики»
Не перестаю восхищаться мудростью высказывания известного педагога, руководителя Центра Гуманной педагогики, почетного академика РАО, Ш.А. Амонашвили, с которым, к счастью, довелось не раз встречаться на педагогических форумах :«Все мы – дети, многие из нас – родители, а лучшие – учителя». Согласитесь, что при всем старании точнее и убедительнее определения к слову «учитель» не найти. И дело здесь не в гениальной простоте формы, а в глубине и проницательности взгляда на образ учителя. В нем сразу видится подчеркнутое родство педагога с детством, в котором так много восклицательных и вопросительных знаков, обращенных к взрослым. Кто же не понял, а главное – не принял эту на первый взгляд парадоксальную позицию, тот не рожден для школы и долго в ней не задержится.
Так что же стоит за словом «учитель»? Какой учитель нужен современной школе?
Без всяких сомнений, учитель – это не просто профессия, это мировоззрение, стиль жизни, когда для детей просто необходимо быть внимательным слушателем, честным другом, строгим критиком и добрым советчиком. Как и во все времена, школа ждет прекрасно знающих свой предмет и методику преподавания педагогов, эрудированных, широко мыслящих, видящих высокие горизонты своей науки. При этом важно помнить, что работа учителя – это особый, жертвенный труд, который дает видимый результат, конечно же, не сегодня и не завтра. И педагогу нужно запастись немалым терпением, чтобы через годы увидеть настоящий большой результат своих внимания, усилий и ежедневного труда. А для этого, как известно, нужно уметь жертвовать, щедро отдавать и бескорыстно дарить детям тепло души и сердца, вселять надежду в себя и свои силы. Другими словами, рыцарски служить делу добра. Как подсказывает педагогический опыт, это возможно лишь тогда, когда наши отношения с миром детства определяются в первую очередь внутренней культурой учителя. На мой взгляд, именно это личное качество – самое главное требование к педагогу, которому доверено одно из важнейших дел на Земле – воспитание разума, сердца и души ребенка. Именно внутренняя культура, по моему глубокому убеждению, дает моральное право учителю быть учителем, главное дело которого не назидать, а вести ученика по дороге света, добра и знаний. Возможно, кто-то скажет, что это само собой разумеющиеся очевидные вещи, автоматически сочетающиеся с образом учителя. Но, к большому сожалению, это далеко не так.
Думается, что внутренняя культура - это прежде всего синоним к слову «интеллигентность», а в педагогической профессии – проявление внутреннего достоинства, сочетание доверия и разумной требовательности к детям, желание видеть в ребенке ребенка, стремление поддержать его усилия и труд. Но при этом главное - осознание прежде всего высокой роли и огромной ответственности за свое дело. Важно заметить, что мы всегда внутренне тянемся к тем людям, вблизи которых легче дышится. Наше интуитивное чутье подсказывает нам, что их культура и воспитание не позволят отказать нам в помощи и участии, сорваться на крик, обидеть невниманием и забыть о благодарности. Что же говорить о детях, которые особенно чутки к тону взрослых, и потому не каждому позволят заглянуть в их непростой внутренний мир?! Им достаточно услышать интонацию наших первых слов и увидеть учительские глаза, чтобы ясно понять наши чувства и настроение. Вот почему в краткой учительской фразе: «Иди к доске!» для ученика заключена целая гамма чувств, от радости открытия до панического страха неудачи. Можно только предполагать, как по-разному может быть прокомментирована учителем ситуация с неподготовленным домашним заданием, забытой дома тетрадью или опозданием на урок. И что услышит ребенок в свой адрес: гневную речь педагога или твердое обращение-разъяснение о последствиях случившегося – зависит, конечно, от такта и этики самого учителя. Думается, что это выразительный штрих школьной повседневности, достойный нашего внимания.
Действительно, педагогу доверено самое бесценное и святое - судьба ребенка, его путь взросления. Это ответственная ежедневная работа, которая, как известно, требует от учителя не только любви и доброты. Согласитесь, что в обучении так или иначе есть момент принуждения, поскольку некоторый программный материал нужно просто выучить и отработать, чтобы перейти на следующую ступень знаний. Вопрос в том, насколько это удается делать с пониманием взаимных интересов и уважения к ребенку. Нужно ли говорить, что наши отношения с детьми во многом зависят от того, что именно нами руководит в данный момент: совесть, долг, великодушие, власть или всепрощающая любовь? По большому же счету, как я понимаю, руководит нами в профессии наша внутренняя культура. Это значит: культура слова, диалога, отношений, поступка. И если всему этому учитель придает свое особое место и значение, он настоящий учитель, который умеет извлечь урок из своего урока. А это, согласитесь, уже педагогическое искусство. Личный опыт подсказывает, что научиться извлекать урок из своего урока поможет сложный путь диалога с самим собой: как меняются мои дети? Как меняюсь рядом с ними я? Где моя главная победа на уроке и что осталось на его полях? Что запомнят дети из сегодняшней встречи со мной, а к чему следовало бы вернуться? Наверное, размышления на сей счет становятся для многих учителей большим внутренним монологом с многоточием в конце. Точки никогда не будет, потому что, отвечая на один вопрос, мы задаем себе следующий. Я думаю, что учитель имеет смелость не знать ответы на все вопросы и не бояться этого, потому что главное - знать, как эти ответы искать.
Ответы искать, наблюдая. Наблюдая за собой и детьми. Согласитесь, есть что оценить в своем собственном поведении и поведении детей. И умение видеть себя со стороны - просто необходимая черта для учителя. Все это хорошо, но, к сожалению, у педагога почти нет времени на спокойное размышление о себе и прошедшем дне. И приходится эти наблюдения копить, умножать и возвращаться к ним тогда, когда тебе представится возможность. Подумать есть о чем. Именно подумать, не настраиваясь найти стопроцентно верный ответ. И в этом диалоге с самим собой, по моему убеждению, рождается и растет настоящий учитель.
Где-то прочитала, что известный актер Ростислав Плятт различал сорок оттенков тишины в зрительном зале. И сразу подумалось про эти сорок оттенков в школьном классе на уроке. И открыла для себя очень простые, но важные педагогические вещи, не прописанные ни в одном учебнике по педагогике! Ведь согласитесь, есть, существует на уроке тишина недоверия, неприязни, равнодушия и даже страха. И полная противоположность этому - оттенки тишины детского удивления, восхищения, творческого озарения, когда еще минута - и работа буквально закипит. Как опасны одни и как окрыляют другие! Конечно, право учить детей летать дано не каждому учителю. Лишь тому, кто не ставит верно заученный ответ выше самостоятельной мысли. Кто учит не мыслям, а мыслить, не подражанию, а творчеству. И лишь в этом случае мысль дает полету высоту, а творчеству — смысл.
А что должно быть рядом? Любовь к детям. Самая бескорыстная и большая, какая существует на белом свете. Невозможно представить, чтобы все назначение учителя в школе - преподавать предмет. Да даже в том, как мы утром говорим детям "Здравствуйте!", смотрим на непосед за последними партами, определяется наша мера любви к ребенку. Интонация первых слов, безусловно, важна. Но придаем ли мы значение тому, как выходим из класса: торопливо? безучастно? в плотном окружении детей? Можно это считать мелочью, но даже в банальном выходе с урока для меня виден учитель. Это к тому, что считать в педагогике главным, а что - нет.
Не нова мысль, что учитель в первую очередь представляется во взаимоотношениях с учениками. Как прав Симон Соловейчик, предлагая взрослым самый важный путь понимания детей: "Разговаривая с ребенком, приходится задирать голову и смотреть вверх. В противном случае ребенка не увидишь". Эту, на первый взгляд, парадоксальную мысль вполне подтверждает школьная практика. И все глаголы этого выражения, как мне кажется, имеют свой особый, правильный, педагогический смысл. Соглашусь с мудрой мыслью, запавшей в память давно: любите детей столько, сколько можете любить. А ведь любовь наша, действительно, разная. Это дано оценить только детям. И значимость учителя определяется не его положением и, в конце концов, не разрядом и категорией, а тем, как к нему относятся дети и за что благодарят. Не все одинаково должны любить твой предмет, но ты одинаково должен любить всех детей. Мне кажется это правильным. И нельзя быть любимым на один день, на неделю. Тебя или принимают и относят в число любимых, или ты так и будешь в сознании ребят только учителем биологии, физики, химии и никем больше. А разве правильно говорить: завоевать любовь учеников? Почему боем, наступлением на сердца и души? Она должна возникнуть сама по себе, без усилий и напора.
Мне жаль тех педагогов, которые уходят из школы, так и не узнав, как много определяет в школьной жизни слово "любовь". Наверное, это не было главным в их ежедневной работе, где объяснение, закрепление, контроль заслоняли живого ребенка.
Мелодия школьной повседневности
О чем бы еще хотелось поделиться в своих свободных размышлениях о профессии и о себе?
Мне кажется, что только сейчас, к 23 годам опыта, ко мне приходит настоящее понимание многих педагогически важных вещей. В том числе и взгляд на роль моего предмета и отношение к неудачам и просчетам в работе. Теперь я точно знаю, что мой предмет – это только инструмент, который поможет ребенку стать счастливым. А учитель в первую очередь отвечает именно за будущее счастье, а не за безукоризненное знание предмета. А неудачи, даже если они следуют одна за другой, не разрушительны для учителя. Но измена самому себе, педагогическим и человеческим принципам действительно разрушают личность педагога и его дело.
Хотелось бы сказать, что современной школе, которая почти сдается под натиском лозунгов: «Бери от жизни все!», «Ты лучший!», нужны мысль, одухотворенность и хорошее воспитание. И если с уроков уходят убедительные примеры бескорыстия, душевной щедрости, человеческой благодарности людям за добро, то это уже не школа, а педагог не воспитатель души. В этой ситуации уместно было бы вспомнить высказывание С.Соловейчика: «Идите сюда, слова несерьезных и неделовых людей: совесть, правда, честь, свобода, сердце, радость, счастье, красота, добро, вера, надежда, любовь, справедливость, долг…Без этих понятий нам не справиться с детьми». По-моему, очень верное замечание-призыв ко всем нам, причем не только педагогам.
Осталось сказать и об оптимизме учителя. Если он не несет каждому ребенку веру в его силы и будущие удачи, то ему стоит подумать над тем, почему дети устали от школы и не хотят туда идти. Так что стоит произнести это похвальное слово учительскому терпению и оптимизму.
…Есть у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться, - это школа. Вы знаете, что такое было для меня школа с тех пор, как я открыл ее, это была вся моя жизнь, это был мой монастырь, церковь, в которую я спасался и спасся от всех тревог, сомнений и искушений жизни…
Л.Н.Толстой
Л.Н.Толстой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭССЭ " Я - учитель, а это значит...
Каждый человек размышляет о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, а учитель вдвойне, так как эта профессия одна из самых ответственных. Размышляя над тем, что значит для меня быть учителем, я ...
"Я учитель - это значит..."
Работа занимает такую большую часть нашей жизни, что человек, которому удалось правильно выбрать профессию, может считать себя счастливым. Людей, увлеч...
эссе на тему: "Я учитель, а это значит..."
Я педагог, а это значит... А что это значит? Что стоит за этим выражением «моя профессия - педагог»? Этот и многие другие вопросы, ответы на которые я попыталась дать в своём лирическом монологе...
Творческая работа (эссе) "Я - учитель, а это значит..."
В данной работе предсталено размышление классного руклводителя о значимости своего дела. Учитель разговаривает со своими детьми на расстоянии......
Эссе "Я - учитель, а это значит..."
Конкурсное эссе...
Моя педагогическая философия "Я учитель, а это значит…"
«Чти учителя, как Бога», - приказывал отец сыну, отдавая его в школу. Наставлению этому, хранящемуся в древнеегипетских папирусах, более двух с половиной тысяч лет. Многое с тех пор изменилось. Но ост...
Эссе "Я учитель, а это значит..."
Размышления учителя физической культуры о значимости профессии, о назначении человека и о необходимости учить детей верить в собственные силы...