Образовательная программа "РИТМИКА И ТАНЕЦ"
рабочая программа по теме

Бажанова Ольга Николаевна

Общеобразовательная рограмма для отделений хореографического искусства со сроком обучения 2 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritmika_i_tanec.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Школа искусств «Камертон»

РИТМИКА И ТАНЕЦ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Учебная программа составлена на основе «Методического пособия по ритмике» Г. С. Франио, И. В. Лифиц, а также учебно-методического пособия «Музыкальное движение» Эммы Фиш и Степаниды Рудневой.

Составитель: преподаватель хореографических

                                    дисциплин Бажанова Ольга Николаевна

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Город Мегион

2002г.

 

Пояснительная записка.

   Основная цель хореографического обучения детей в школах искусств – способствовать эстетическому развитию подрастающего поколения. Перед педагогом – хореографом стоит задача привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности (музыкально-двигательные и художественно творческие) развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитать художественный вкус, интересы.

     Ритмика – специальный предмет, музыкально-педагогическая дисциплина, которая активизирует музыкальное восприятие детей через движение, прививает им навык осознанного отношения к музыке, помогает выявить их музыкальные и творческие способности. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке, и многие понятия по музыкальной грамоте ими легче усваиваются через движения.

   У детей младшего школьного возраста восприятие и мышление носят, в основном, конкретно-образный характер, поэтому на первых порах танец должен быть связан для него не только с музыкой, но и со словом, рисунком, пантомимой и игрой. Игра должна быть органическим компонентом урока, средством достижения намеченной педагогом цели.        

   Данная программа рассчитана на 2 года обучения детей  и включает в себя несколько разделов направленных на комплексное развитие музыкальности, чувства ритма, физических данных танцевальных навыков, ориентации в пространстве, творческих способностей.

  1. Связь музыки и танца.
  2. Игровой стретчинг.
  3. Основные группы движений и упражнений.
  4. Музыкально-пространственные композиции.
  5. Активизация и развитие творческих способностей детей.
  6. Танцевальные композиции.

Каждый раздел имеет свои цели и задачи, при решении которых урок по содержанию будет разнообразным и интересным для детей, способствующим общему гармоничному развитию ребенка, его творческих способностей и эстетическому воспитанию.

   

                                                             

Наименование темы.

Количество часов.

1 год обучения.

  Раздел № 1.     Связь музыки и движения.

4

1.

Характер музыки, темп, динамика.

2

2.

Образные упражнения и музыкальные игры.  

2

  Раздел № 2.  Игровой стрейтчинг.

10

  Раздел № 3.  Основные группы упражнений и движений.

8

1.

 Подготовительные упражнения.

2

2.

 Музыкально-выразительные упражнения.

2

3.

 Основные движения различного эмоционально-динамического характера.

2

4.

 Танцевальные упражнения.

2

  Раздел № 4. Музыкально-пространственные композиции.

4

  Раздел № 5. Активизация и развитие творческих способностей детей.

4

  Раздел № 6. Танцевальные композиции.

6

Всего: 36 часов.

2 год обучения.

  Раздел № 1.     Связь музыки и движения.

4

1.

Строение музыкального произведения (форма).

2

2.

Метроритм.

2

  Раздел № 2.  Игровой стрейтчинг.

10

  Раздел № 3.  Основные группы упражнений и движений.

8

1.

 Подготовительные упражнения.

2

2.

Музыкально-выразительные упражнения.

2

3.

 Основные движения различного эмоционально-динамического характера.

2

4.

Танцевальные упражнения.

2

Раздел № 4. Музыкально-пространственные композиции.

4

Раздел № 5. Активизация и развитие творческих способностей детей.

4

Раздел № 6. Танцевальные композиции.

6

Всего: 36 часов.

1 год обучения.

Раздел № 1. СВЯЗЬ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЯ.

Тема № 1. Характер музыки, темп, динамика.

   Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы. Знакомство с различными темпами и их связи с движением. Отражение динамики в музыке – громкости звучания и в движении через мышечное напряжение.

  Цель: развитие творческой активности, воображения и фантазии у детей, умение самостоятельно отражать свои впечатления от музыки в выразительных, эмоциональных музыкально-двигательных образах.

УПРАЖНЕНИЯ.

  1. Колыбельная. «Спи, дитя мое, усни» А. Аренский.
  2. Вальс. Р. Глиэр. Соч. 31 № 6.
  3. Трепак. «Щелкунчик» П. Чайковский.
  4. Грустная песенка. П. Чайковский. Соч. 40 № 2.
  5. Сицилийская песня. Р. Шуман.
  6. Вышивание. Т. Островская.
  7. Пружинки. М. Мусорский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».
  8. Шагаем – бегаем. Д. кабалевский. «Рондо-марш», «Веселое путешествие».
  9. Марш с сигналами. Ф. Шуберт. «Три военных марша» Соч. 51 № 3.
  10.  Весело – грустно. Л. Бетховен.
  11.  Бег легкий и широкий. Ф. Шуберт. Экосез, соч. 18а № 1.
  12.  Подскоки и пружинистый шаг. И. Сац. Полька из музыки к спектаклю «Синяя птица».
  13.  Лошадки. А. Рулиев. Галоп.
  14.  Плавно – отрывисто. Е. Туманян.
  15.  Шутка. И. С. Бах. Сюита № 2 для оркестра.

Тема № 2. Образные упражнения и музыкальные игры.

   Образные упражнения и музыкальные игры являются наиболее интересными для детей видами музыкально-ритмической деятельности. Они создают широкую возможность для развития художественно-творческой способностей у детей – проявления фантазии, выдумки, активности, инициативы. Обучение двигательным навыкам проводится в увлекательной форме. Дети изображают отдельных персонажей – сказочных или реальных, отражают в соответствующих движения повадки животных, птиц, а также трудовые действия людей, подражают физкультурникам, солдатам, передают бег автомобиля, поезда, парение самолёта и т.д. Элемент драматизации заставляет детей перевоплощаться, находить характерные движения, жесты, мимику. В некоторых играх присутствует элемент соревнования (кто скорее, лучше, более четко выполняют то или иное задание, кто является более ловким, смелым и т. д.). В образных упражнениях и играх сохраняется основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой, то есть соответствовать её характеру и средствам музыкальной выразительности.

                                                  УПРАЖНЕНИЯ.

  1. Цветы и бабочки. В. Золотарёв.
  2. Качели. В. Золотарёв.
  3. Колесо. В. Золотарёв.
  4. Поплаваем. В Золотарёв.
  5. Играть «Плетень». Русские народные песни.
  6. Стройтесь в звенья! И.Манукян.
  7. Не опоздай! Р. Глиэр.
  8. Кто живёт в лесу. И. Манукян.

Раздел № 2. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ.

   Комплекс партерных упражнений направлены на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом, развитие физических, профессиональных данных.

   Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой игры или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач.

  Широко используется метод аналогий с животными и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, что способствует пространственно-образному мышлению ребенка.

УПРАЖНЕНИЯ.

  1. Поза «ученика».

2. Подготовительное упражнение «Зернышко».

3. Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем перегиба назад.

4. Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем перегиба вперед.

5. Укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в            

    стороны.

  1. Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног.
  2. Укрепление и развитие стоп.
  3. Укрепление мышц плечевого пояса.
  4. Упражнения для тренировки равновесия.
  5.  Упражнения для глаз.

Раздел № 3. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ДВИЖЕНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ.

Тема № 1. Подготовительные упражнения.

Исходные положения.

  1. Постановка корпуса.
  2. Положения рук.
  3. Исходные положения ног, позиции 1, 2, 3-я.
  4. Перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую.
  5. Положение в выпаде.

Развитие мышечного чувства.

  1. Расслабление мышц плечевого пояса.
  2. Расслабление и напряжение мышц корпуса.
  3. Поднимание и опускание плеч.
  4. «Твердые и мягкие» руки.
  5. «Твердые и мягкие» ноги.
  6. «Мельница» (свободное круговое движение рук).
  7. «Маятник» ( перенос тяжести тела с пяток на носки и обратно).

Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.

  1. Наклоны и повороты головы.
  2. «Паровозики» (круговые движения плечами).
  3. «Растягивать резинку» (разведение рук в стороны с напряжением).
  4. Упражнение для кистей рук.
  5. «Кошка выпускает когти» (постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук).
  6. Поднимание согнутой в колене ноги.
  7. Полуприседание.
  8. Упражнение для ступни.
  9. Вставание на полупальцы.
  10.  Выставление ноги на носок.

Построение и перестроение группы.

1.Основное построение группы на уроке.

  1. Построение в колонну.
  2. Построение в шеренгу.
  3. Построение в круг
  4. Свободное размещение на площадке.

Тема № 2. Музыкально-выразительные упражнения.

Освоение пружинных движений.

  1. «Пружинки» (пружинное полуприседание и вставание на полупальцы).

Освоение маховых движений.

  1. «Колка дров» (махи корпусом).

Освоение плавных движений.

  1. «Большие крылья».
  2. «Поющие руки».
  3. «Спокойный рассказ».

Тема № 3. Освоение движений различного эмоционально-динамического характера.

Ходьба.

  1. Марш (спокойно-сдержанная ходьба).
  2. Ходьба с высоким подниманием колена.
  3. Ходьба различного характера.
  4. Топающий шаг на всей ступне.

Бег.

  1. «Побегаем» (легкий бег).
  2. «Нетерпеливые бегуны» (бег на месте и стремительный бег).

Прыжковые движения.

  1. «Воробушки» (легкое подпрыгивание на двух ногах).
  2. «Мячики» (острое подпрыгивание).
  3. «Скачут лошадки» (детский прямой галоп).
  4. «Как звучит музыка?» (легкие и энергические подскоки).
  5.  Подскоки с тройным шагом.

Тема № 4. Танцевальные упражнения.

  1. Притопы (одной ногой, двумя ногами поочередно).
  2.  Выставление ноги вперед на пятку или на носок.
  3. Простой хороводный шаг.
  4. Шаг с притопом на месте.

Элементы бальных танцев.

  1. «Танцуем галопом».
  2. «Вежливый танец».
  3. «Учимся танцевать польку».

Раздел № 4. МУЗЫКАЛЬНО-ПРОТРАНСТВЕННЫЕ КОМПОЗИЦИИ.

  1. «Мячики прыгают, мячики покатились» (бег в рассыпную).
  2.  «Внимание! Музыка!» (игра).
  3.  «Стройте круг».
  4.  «Кружки и стайки» (игровое упражнение).
  5.  «Веселье» (игра).
  6.  «Тихие воротца» (игра).
  7.  «Шеренги и цепочки».

Раздел № 5. АКТИВИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

  1. «Полоскать платочки» (упражнение).
  2.  «Ветерок и ветер» (упражнение).
  3.  «Лошадки» (игровое упражнение).
  4.  «Звери и птицы» (игра).
  5.  «Гладить кошку» (упражнение).
  6.  «Спать хочется» (упражнение).
  7.  «Передача платочка» (считалка).
  8.  «Кот и мыши» (игра).
  9.  «Птичий двор» (игра).
  10.   «Ау!» (игровое упражнение).

Раздел № 6. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ.

  1. «Новогодний хоровод».
  2. «Кружок».
  3. «Отойди и подойти» (парный танец).
  4. «Каждая пара пляшет по своему».
  5. «Хоровод с хлопушками».
  6. «Ритмический танец».

2 год обучения.

Раздел № 1. СВЯЗЬ МУЗЫКИ И ТАНЦА.

Тема № 1. Строение музыкального произведения (форма).

 

    В процессе освоения данной темы у детей вырабатывается умение правильно воспринимать форму музыкального произведения. В 1-ом классе у учащихся закрепляется представления о таких элементах музыкальной формы как вступление, часть, фраза. Во 2-ом классе при разборе музыкального произведения, дети устанавливают количество частей, их повторение или чередование, определяют характер музыки, темп, динамику, знакомятся с двухчастной, трехчастной формой, прослеживают за сменой и повторением отдельных частей. Закрепляется также представление о музыкальной фразе. Сначала даются упражнения с одинаковыми по длине музыкальными фразами, а затем упражнения, где происходит чередование длинных и коротких музыкальных фраз.

   Упражнения данной темы включают много заданий на ориентировку в коллективе и пространстве, а также анализ музыкальной формы и передачей ее в движении.

УПРАЖНЕНИЯ.

  1. Вальс. А. Дворжак. Соч. 54 № 5.
  2.  Бабочки. Р. Шуман.
  3.  Шествие кузнечиков. С. Прокофьев.
  4.  Гавот. Ф. Ж. Госсек.
  5.  Адажио. Д. Штейбельт.
  6. Хоровод «Метелица». Русская народная песня.

Тема № 2. Метроритм.

  Работа над данной темой на уроках ритмики идет по двум направлениям: это интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмических рисунков, метрических пульсаций, ощущение сильных и слабых долей в такте – и сознательное усвоение метроритма на основе изучения музыкальной грамоты.

В процессе движения под музыку дети моторно ощущают длительности, их соотношение.

УПРАЖНЕНИЯ.

  1. Соната (из 3 части). Й. Гайдн.
  2. Контрданс. Л. Бетховен.
  3. Латышская народная песня.
  4. Экосез. Ф. Шуберт.
  5. Отрывок из балета «Лебединое озеро». П. Чайковский.
  6. Прелюдия. Г. Бертини.
  7. Андантино. А. Хачатурян.
  8. Экосез. Л. Бетховен.
  9. Ритмическое «эхо». С. Майкапар.
  10.  Повтори ритм! А. Самонов.
  11.  Ладушки. В. Курочкин.

 

Раздел № 2. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ.

   Комплекс партерных упражнений направлены на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом, развитие физических, профессиональных данных.

   Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой игры или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач.

  Широко используется метод аналогий с животными и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, что способствует пространственно-образному мышлению ребенка.

УПРАЖНЕНИЯ.

  1. Поза «ученика».

2. Подготовительное упражнение «Зернышко».

3. Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем перегиба назад.

4. Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем перегиба вперед.

5. Укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в            

    стороны.

  1. Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног.
  2. Укрепление и развитие стоп.
  3. Укрепление мышц плечевого пояса.
  4. Упражнения для тренировки равновесия.
  5.  Упражнения для глаз.

Раздел № 3. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ДВИЖЕНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ.

Тема № 1. Подготовительные упражнения.

Развитие мышечного чувства.

  1. Упражнения в напряжении и расслаблении мышц ног.
  2. Раскачивание рук и корпуса.
  3. Круговые махи рук с усилением до прыжка.
  4. Выпады вперед и в сторону с пружинным движением в колене.

Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.

  1. Сгибание вперед и разгибание корпуса.
  2. Постепенное сгибание и разгибание корпуса (катушка).
  3. Повороты корпуса.
  4. Круговые махи одной рукой.
  5. Разгибание и сгибание ноги в коленном суставе.
  6. «Кто дольше стоит на полупальцах».

Построения и перестроения группы.

  1. Построение двух концентрических кругов.
  2. Построение группы квадратом (из круга).
  3. Сужение и расширение круга.
  4. Положения в парах.
  5. «Воротца».
  6. «Звездочки» и «Карусели».

 

Тема № 2. Музыкально-выразительные упражнения.

Освоение маховых движений.

  1. «Тяжелые руки».
  2. «Лесорубы.

Освоение плавных движений.

  1. «Тугая резинка».
  2.  «Рисуем на песке».

Тема № 3. Освоение движений различного эмоционально-динамического характера.

Ходьба.

  1. «Маршируем» (ходьба с продвижением вперед и на месте).
  2. «Певучий хоровод» (пружинистый шаг).
  3. «На лыжах».
  4. «Бесконечная сказка» (ходьба на полупальцах).
  5. «Не потеряй пушинку» (плавная ходьба).
  6. «Ускоряй и замедляй».
  7. «Солдаты готовятся к параду» (высокий и тихий шаг).
  8. «Пограничники в дозоре» (решительный и настороженный шаг).
  9. «То бегом, то шагом».

Бег.

  1. «Птички летают» (легкий бег).
  2. «Жуки» (стремительный бег).
  3. «Ручейки и потоки».
  4. «Цирковые лошадки».

Тема № 4. Танцевальные упражнения.

  1. Переменные притопы.
  2. Переменный шаг.
  3. Полуприседание с выставлением ноги на пятку.
  4. Шаг с притопом на месте.
  5. Шаг с притопом в продвижении (дробный ход).
  6. «Кто лучше пляшет?»

Элементы бальных танцев.

  1. Полька «Ручеек».

Раздел № 4. МУЗЫКАЛЬНО – ПРОСТРАНСВЕННЫЕ КОМПОЗИЦИИ.

  1. «Шеренги и цепочки».
  2. Молодецкий хоровод.
  3. «Праздник».
  4. «Снежинки».

Раздел № 5. АКТИВИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

  1. «Запомни музыку» (игровое упражнение).
  2. «Гуси и волк» (игра).
  3. «Поездка за город» (игра).
  4. «Пляши, да не зевай» (игра).

Раздел № 6. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ.

  1. «Дружные тройки».
  2. «Смени пару».
  3. «Змейка с воротцами».
  4. Плавный хоровод с выворачиванием круга.
  5. «Русская пляска».
  6. «У елки».
  7. «Затейники».
  8. Полька «Рэгтайм».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина  «Са-фи-данс» Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. Санкт -Петербург. «Детство пресс» 2003 г.
  2. Э. Фиш, С. Руднева. «Музыкальное движение» Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания. Издательский центр «Гуманитарная академия». Санкт- Петербург. 2000 г.
  3. Г. А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Москва. 1998 г.
  4. С. И. Бекина, Т.П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение» Москва «Просвещение» 1983 г.
  5. С. Л. Меерсон «Музыкальные игры и пляски» Минск. 1963 г.
  6. Г. Франио, И. Лифиц «Методическое пособие по ритмике» Москва «Музыка» 1995 г.
  7. О. П. Радынова «Песня, танец, марш» Конспекты занятий и развлечений с детьми 6-7 лет. Москва 2000 г.
  8. М. А. Михайлова, Н. В. Воронина «Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2001 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная програам "Народный танец"

Программа расчитаана на 3 года обучения для обучающихся1-6 классов....

Образовательная программа "Танец"

Образовательная программа расчитана на детей в возрасте 7-14 лет....

Образовательная программа "Ритмика и танец"

Дополнительная образовательная программа...

Адаптированная образовательная программа "Ритмика и танец"

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, ориентирована на развитие артистических, исполнительских способностей детей; формирование чувства коллективизма, взаимопомощи. Программа сост...

Раздел образовательной программы Народный танец

 Народный танец - один из основных предметов образовательной программы  «Дорога к прекрасному», являющийся составной частью художественно-эстетического образования и воспитания....

Дополнительная образовательная программа "Русский народный танец" объединения "Хореография"

Программа рекомендована детям 7-12 лет. Направленность художественно - эстетическая.Уровень образования основное общее. Срок реализации 3 года....

Дополнительная образовательная программа «Инклюзивный танец» для студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху

Программа «Инклюзивный танец» предназначена для всех студентов, проявляющих интерес к танцевальному искусству, а также студентов с ОВЗ и имеющих трудности общения и низкую самооценку. Рабо...