Образовательная программа "РИТМИКА И ТАНЕЦ"
рабочая программа по теме
Общеобразовательная рограмма для отделений хореографического искусства со сроком обучения 2 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmika_i_tanec.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Школа искусств «Камертон»
РИТМИКА И ТАНЕЦ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Учебная программа составлена на основе «Методического пособия по ритмике» Г. С. Франио, И. В. Лифиц, а также учебно-методического пособия «Музыкальное движение» Эммы Фиш и Степаниды Рудневой.
Составитель: преподаватель хореографических
дисциплин Бажанова Ольга Николаевна
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Город Мегион
2002г.
Пояснительная записка.
Основная цель хореографического обучения детей в школах искусств – способствовать эстетическому развитию подрастающего поколения. Перед педагогом – хореографом стоит задача привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности (музыкально-двигательные и художественно творческие) развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитать художественный вкус, интересы.
Ритмика – специальный предмет, музыкально-педагогическая дисциплина, которая активизирует музыкальное восприятие детей через движение, прививает им навык осознанного отношения к музыке, помогает выявить их музыкальные и творческие способности. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке, и многие понятия по музыкальной грамоте ими легче усваиваются через движения.
У детей младшего школьного возраста восприятие и мышление носят, в основном, конкретно-образный характер, поэтому на первых порах танец должен быть связан для него не только с музыкой, но и со словом, рисунком, пантомимой и игрой. Игра должна быть органическим компонентом урока, средством достижения намеченной педагогом цели.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения детей и включает в себя несколько разделов направленных на комплексное развитие музыкальности, чувства ритма, физических данных танцевальных навыков, ориентации в пространстве, творческих способностей.
- Связь музыки и танца.
- Игровой стретчинг.
- Основные группы движений и упражнений.
- Музыкально-пространственные композиции.
- Активизация и развитие творческих способностей детей.
- Танцевальные композиции.
Каждый раздел имеет свои цели и задачи, при решении которых урок по содержанию будет разнообразным и интересным для детей, способствующим общему гармоничному развитию ребенка, его творческих способностей и эстетическому воспитанию.
№ | Наименование темы. | Количество часов. |
1 год обучения. | ||
Раздел № 1. Связь музыки и движения. | 4 | |
1. | Характер музыки, темп, динамика. | 2 |
2. | Образные упражнения и музыкальные игры. | 2 |
Раздел № 2. Игровой стрейтчинг. | 10 | |
Раздел № 3. Основные группы упражнений и движений. | 8 | |
1. | Подготовительные упражнения. | 2 |
2. | Музыкально-выразительные упражнения. | 2 |
3. | Основные движения различного эмоционально-динамического характера. | 2 |
4. | Танцевальные упражнения. | 2 |
Раздел № 4. Музыкально-пространственные композиции. | 4 | |
Раздел № 5. Активизация и развитие творческих способностей детей. | 4 | |
Раздел № 6. Танцевальные композиции. | 6 | |
Всего: 36 часов. | ||
2 год обучения. | ||
Раздел № 1. Связь музыки и движения. | 4 | |
1. | Строение музыкального произведения (форма). | 2 |
2. | Метроритм. | 2 |
Раздел № 2. Игровой стрейтчинг. | 10 | |
Раздел № 3. Основные группы упражнений и движений. | 8 | |
1. | Подготовительные упражнения. | 2 |
2. | Музыкально-выразительные упражнения. | 2 |
3. | Основные движения различного эмоционально-динамического характера. | 2 |
4. | Танцевальные упражнения. | 2 |
Раздел № 4. Музыкально-пространственные композиции. | 4 | |
Раздел № 5. Активизация и развитие творческих способностей детей. | 4 | |
Раздел № 6. Танцевальные композиции. | 6 | |
Всего: 36 часов. |
1 год обучения.
Раздел № 1. СВЯЗЬ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЯ.
Тема № 1. Характер музыки, темп, динамика.
Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы. Знакомство с различными темпами и их связи с движением. Отражение динамики в музыке – громкости звучания и в движении через мышечное напряжение.
Цель: развитие творческой активности, воображения и фантазии у детей, умение самостоятельно отражать свои впечатления от музыки в выразительных, эмоциональных музыкально-двигательных образах.
УПРАЖНЕНИЯ.
- Колыбельная. «Спи, дитя мое, усни» А. Аренский.
- Вальс. Р. Глиэр. Соч. 31 № 6.
- Трепак. «Щелкунчик» П. Чайковский.
- Грустная песенка. П. Чайковский. Соч. 40 № 2.
- Сицилийская песня. Р. Шуман.
- Вышивание. Т. Островская.
- Пружинки. М. Мусорский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».
- Шагаем – бегаем. Д. кабалевский. «Рондо-марш», «Веселое путешествие».
- Марш с сигналами. Ф. Шуберт. «Три военных марша» Соч. 51 № 3.
- Весело – грустно. Л. Бетховен.
- Бег легкий и широкий. Ф. Шуберт. Экосез, соч. 18а № 1.
- Подскоки и пружинистый шаг. И. Сац. Полька из музыки к спектаклю «Синяя птица».
- Лошадки. А. Рулиев. Галоп.
- Плавно – отрывисто. Е. Туманян.
- Шутка. И. С. Бах. Сюита № 2 для оркестра.
Тема № 2. Образные упражнения и музыкальные игры.
Образные упражнения и музыкальные игры являются наиболее интересными для детей видами музыкально-ритмической деятельности. Они создают широкую возможность для развития художественно-творческой способностей у детей – проявления фантазии, выдумки, активности, инициативы. Обучение двигательным навыкам проводится в увлекательной форме. Дети изображают отдельных персонажей – сказочных или реальных, отражают в соответствующих движения повадки животных, птиц, а также трудовые действия людей, подражают физкультурникам, солдатам, передают бег автомобиля, поезда, парение самолёта и т.д. Элемент драматизации заставляет детей перевоплощаться, находить характерные движения, жесты, мимику. В некоторых играх присутствует элемент соревнования (кто скорее, лучше, более четко выполняют то или иное задание, кто является более ловким, смелым и т. д.). В образных упражнениях и играх сохраняется основной принцип ритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой, то есть соответствовать её характеру и средствам музыкальной выразительности.
УПРАЖНЕНИЯ.
- Цветы и бабочки. В. Золотарёв.
- Качели. В. Золотарёв.
- Колесо. В. Золотарёв.
- Поплаваем. В Золотарёв.
- Играть «Плетень». Русские народные песни.
- Стройтесь в звенья! И.Манукян.
- Не опоздай! Р. Глиэр.
- Кто живёт в лесу. И. Манукян.
Раздел № 2. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ.
Комплекс партерных упражнений направлены на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом, развитие физических, профессиональных данных.
Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой игры или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач.
Широко используется метод аналогий с животными и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, что способствует пространственно-образному мышлению ребенка.
УПРАЖНЕНИЯ.
- Поза «ученика».
2. Подготовительное упражнение «Зернышко».
3. Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем перегиба назад.
4. Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем перегиба вперед.
5. Укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в
стороны.
- Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног.
- Укрепление и развитие стоп.
- Укрепление мышц плечевого пояса.
- Упражнения для тренировки равновесия.
- Упражнения для глаз.
Раздел № 3. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ДВИЖЕНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ.
Тема № 1. Подготовительные упражнения.
Исходные положения.
- Постановка корпуса.
- Положения рук.
- Исходные положения ног, позиции 1, 2, 3-я.
- Перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую.
- Положение в выпаде.
Развитие мышечного чувства.
- Расслабление мышц плечевого пояса.
- Расслабление и напряжение мышц корпуса.
- Поднимание и опускание плеч.
- «Твердые и мягкие» руки.
- «Твердые и мягкие» ноги.
- «Мельница» (свободное круговое движение рук).
- «Маятник» ( перенос тяжести тела с пяток на носки и обратно).
Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.
- Наклоны и повороты головы.
- «Паровозики» (круговые движения плечами).
- «Растягивать резинку» (разведение рук в стороны с напряжением).
- Упражнение для кистей рук.
- «Кошка выпускает когти» (постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук).
- Поднимание согнутой в колене ноги.
- Полуприседание.
- Упражнение для ступни.
- Вставание на полупальцы.
- Выставление ноги на носок.
Построение и перестроение группы.
1.Основное построение группы на уроке.
- Построение в колонну.
- Построение в шеренгу.
- Построение в круг
- Свободное размещение на площадке.
Тема № 2. Музыкально-выразительные упражнения.
Освоение пружинных движений.
- «Пружинки» (пружинное полуприседание и вставание на полупальцы).
Освоение маховых движений.
- «Колка дров» (махи корпусом).
Освоение плавных движений.
- «Большие крылья».
- «Поющие руки».
- «Спокойный рассказ».
Тема № 3. Освоение движений различного эмоционально-динамического характера.
Ходьба.
- Марш (спокойно-сдержанная ходьба).
- Ходьба с высоким подниманием колена.
- Ходьба различного характера.
- Топающий шаг на всей ступне.
Бег.
- «Побегаем» (легкий бег).
- «Нетерпеливые бегуны» (бег на месте и стремительный бег).
Прыжковые движения.
- «Воробушки» (легкое подпрыгивание на двух ногах).
- «Мячики» (острое подпрыгивание).
- «Скачут лошадки» (детский прямой галоп).
- «Как звучит музыка?» (легкие и энергические подскоки).
- Подскоки с тройным шагом.
Тема № 4. Танцевальные упражнения.
- Притопы (одной ногой, двумя ногами поочередно).
- Выставление ноги вперед на пятку или на носок.
- Простой хороводный шаг.
- Шаг с притопом на месте.
Элементы бальных танцев.
- «Танцуем галопом».
- «Вежливый танец».
- «Учимся танцевать польку».
Раздел № 4. МУЗЫКАЛЬНО-ПРОТРАНСТВЕННЫЕ КОМПОЗИЦИИ.
- «Мячики прыгают, мячики покатились» (бег в рассыпную).
- «Внимание! Музыка!» (игра).
- «Стройте круг».
- «Кружки и стайки» (игровое упражнение).
- «Веселье» (игра).
- «Тихие воротца» (игра).
- «Шеренги и цепочки».
Раздел № 5. АКТИВИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
- «Полоскать платочки» (упражнение).
- «Ветерок и ветер» (упражнение).
- «Лошадки» (игровое упражнение).
- «Звери и птицы» (игра).
- «Гладить кошку» (упражнение).
- «Спать хочется» (упражнение).
- «Передача платочка» (считалка).
- «Кот и мыши» (игра).
- «Птичий двор» (игра).
- «Ау!» (игровое упражнение).
Раздел № 6. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ.
- «Новогодний хоровод».
- «Кружок».
- «Отойди и подойти» (парный танец).
- «Каждая пара пляшет по своему».
- «Хоровод с хлопушками».
- «Ритмический танец».
2 год обучения.
Раздел № 1. СВЯЗЬ МУЗЫКИ И ТАНЦА.
Тема № 1. Строение музыкального произведения (форма).
В процессе освоения данной темы у детей вырабатывается умение правильно воспринимать форму музыкального произведения. В 1-ом классе у учащихся закрепляется представления о таких элементах музыкальной формы как вступление, часть, фраза. Во 2-ом классе при разборе музыкального произведения, дети устанавливают количество частей, их повторение или чередование, определяют характер музыки, темп, динамику, знакомятся с двухчастной, трехчастной формой, прослеживают за сменой и повторением отдельных частей. Закрепляется также представление о музыкальной фразе. Сначала даются упражнения с одинаковыми по длине музыкальными фразами, а затем упражнения, где происходит чередование длинных и коротких музыкальных фраз.
Упражнения данной темы включают много заданий на ориентировку в коллективе и пространстве, а также анализ музыкальной формы и передачей ее в движении.
УПРАЖНЕНИЯ.
- Вальс. А. Дворжак. Соч. 54 № 5.
- Бабочки. Р. Шуман.
- Шествие кузнечиков. С. Прокофьев.
- Гавот. Ф. Ж. Госсек.
- Адажио. Д. Штейбельт.
- Хоровод «Метелица». Русская народная песня.
Тема № 2. Метроритм.
Работа над данной темой на уроках ритмики идет по двум направлениям: это интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмических рисунков, метрических пульсаций, ощущение сильных и слабых долей в такте – и сознательное усвоение метроритма на основе изучения музыкальной грамоты.
В процессе движения под музыку дети моторно ощущают длительности, их соотношение.
УПРАЖНЕНИЯ.
- Соната (из 3 части). Й. Гайдн.
- Контрданс. Л. Бетховен.
- Латышская народная песня.
- Экосез. Ф. Шуберт.
- Отрывок из балета «Лебединое озеро». П. Чайковский.
- Прелюдия. Г. Бертини.
- Андантино. А. Хачатурян.
- Экосез. Л. Бетховен.
- Ритмическое «эхо». С. Майкапар.
- Повтори ритм! А. Самонов.
- Ладушки. В. Курочкин.
Раздел № 2. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ.
Комплекс партерных упражнений направлены на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом, развитие физических, профессиональных данных.
Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой игры или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач.
Широко используется метод аналогий с животными и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, что способствует пространственно-образному мышлению ребенка.
УПРАЖНЕНИЯ.
- Поза «ученика».
2. Подготовительное упражнение «Зернышко».
3. Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем перегиба назад.
4. Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем перегиба вперед.
5. Укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в
стороны.
- Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног.
- Укрепление и развитие стоп.
- Укрепление мышц плечевого пояса.
- Упражнения для тренировки равновесия.
- Упражнения для глаз.
Раздел № 3. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ДВИЖЕНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ.
Тема № 1. Подготовительные упражнения.
Развитие мышечного чувства.
- Упражнения в напряжении и расслаблении мышц ног.
- Раскачивание рук и корпуса.
- Круговые махи рук с усилением до прыжка.
- Выпады вперед и в сторону с пружинным движением в колене.
Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов.
- Сгибание вперед и разгибание корпуса.
- Постепенное сгибание и разгибание корпуса (катушка).
- Повороты корпуса.
- Круговые махи одной рукой.
- Разгибание и сгибание ноги в коленном суставе.
- «Кто дольше стоит на полупальцах».
Построения и перестроения группы.
- Построение двух концентрических кругов.
- Построение группы квадратом (из круга).
- Сужение и расширение круга.
- Положения в парах.
- «Воротца».
- «Звездочки» и «Карусели».
Тема № 2. Музыкально-выразительные упражнения.
Освоение маховых движений.
- «Тяжелые руки».
- «Лесорубы.
Освоение плавных движений.
- «Тугая резинка».
- «Рисуем на песке».
Тема № 3. Освоение движений различного эмоционально-динамического характера.
Ходьба.
- «Маршируем» (ходьба с продвижением вперед и на месте).
- «Певучий хоровод» (пружинистый шаг).
- «На лыжах».
- «Бесконечная сказка» (ходьба на полупальцах).
- «Не потеряй пушинку» (плавная ходьба).
- «Ускоряй и замедляй».
- «Солдаты готовятся к параду» (высокий и тихий шаг).
- «Пограничники в дозоре» (решительный и настороженный шаг).
- «То бегом, то шагом».
Бег.
- «Птички летают» (легкий бег).
- «Жуки» (стремительный бег).
- «Ручейки и потоки».
- «Цирковые лошадки».
Тема № 4. Танцевальные упражнения.
- Переменные притопы.
- Переменный шаг.
- Полуприседание с выставлением ноги на пятку.
- Шаг с притопом на месте.
- Шаг с притопом в продвижении (дробный ход).
- «Кто лучше пляшет?»
Элементы бальных танцев.
- Полька «Ручеек».
Раздел № 4. МУЗЫКАЛЬНО – ПРОСТРАНСВЕННЫЕ КОМПОЗИЦИИ.
- «Шеренги и цепочки».
- Молодецкий хоровод.
- «Праздник».
- «Снежинки».
Раздел № 5. АКТИВИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
- «Запомни музыку» (игровое упражнение).
- «Гуси и волк» (игра).
- «Поездка за город» (игра).
- «Пляши, да не зевай» (игра).
Раздел № 6. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ.
- «Дружные тройки».
- «Смени пару».
- «Змейка с воротцами».
- Плавный хоровод с выворачиванием круга.
- «Русская пляска».
- «У елки».
- «Затейники».
- Полька «Рэгтайм».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Са-фи-данс» Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. Санкт -Петербург. «Детство пресс» 2003 г.
- Э. Фиш, С. Руднева. «Музыкальное движение» Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания. Издательский центр «Гуманитарная академия». Санкт- Петербург. 2000 г.
- Г. А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Москва. 1998 г.
- С. И. Бекина, Т.П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение» Москва «Просвещение» 1983 г.
- С. Л. Меерсон «Музыкальные игры и пляски» Минск. 1963 г.
- Г. Франио, И. Лифиц «Методическое пособие по ритмике» Москва «Музыка» 1995 г.
- О. П. Радынова «Песня, танец, марш» Конспекты занятий и развлечений с детьми 6-7 лет. Москва 2000 г.
- М. А. Михайлова, Н. В. Воронина «Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная програам "Народный танец"
Программа расчитаана на 3 года обучения для обучающихся1-6 классов....
Образовательная программа "Танец"
Образовательная программа расчитана на детей в возрасте 7-14 лет....
Образовательная программа "Ритмика и танец"
Дополнительная образовательная программа...
Адаптированная образовательная программа "Ритмика и танец"
Программа имеет художественно-эстетическую направленность, ориентирована на развитие артистических, исполнительских способностей детей; формирование чувства коллективизма, взаимопомощи. Программа сост...
Раздел образовательной программы Народный танец
Народный танец - один из основных предметов образовательной программы «Дорога к прекрасному», являющийся составной частью художественно-эстетического образования и воспитания....
Дополнительная образовательная программа "Русский народный танец" объединения "Хореография"
Программа рекомендована детям 7-12 лет. Направленность художественно - эстетическая.Уровень образования основное общее. Срок реализации 3 года....
Дополнительная образовательная программа «Инклюзивный танец» для студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху
Программа «Инклюзивный танец» предназначена для всех студентов, проявляющих интерес к танцевальному искусству, а также студентов с ОВЗ и имеющих трудности общения и низкую самооценку. Рабо...