Опыт использования системы Moodle в учреждении среднего профессионального образования
статья по теме
В статье криатк описан опыт использования системы дистанционного обучеия в Санкт-Петербургском колледже информационых технолгий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_moodle.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С. П. Кузнецов
Опыт использования системы Moodle в образовательном учреждении среднего профессионального образования.
В ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж информационных технологий с 2010 года используется система дистанционного обучения Moodle. Не секрет, что в последние годы посещаемость занятий, особенно у студентов старших курсов, оставляет желать лучшего. Система Moodle позволяет отчасти снять остроту этой проблемы.
По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами дистанционного обучения , в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде - это дает возможность «заточить» систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули. Moodle ориентирована на коллаборативные технологии обучения - позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями.
Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений – как преподавателями, так и студентами. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем.
Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. Moodle позволяет контролировать “посещаемость”, активность студентов, время их учебной работы в сети.
При подготовке и проведении занятий в системе Moodle преподаватель использует набор элементов курса, в который входят:
- глоссарий
- ресурс
- задание
- форум
- wiki
- урок
- тест и др.
Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий.
1. Глоссарий позволяет организовать работу с терминами, при этом словарные статьи могут создавать не только преподаватели, но и студенты. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курсов и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария. Система позволяет создавать как глоссарий курса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов. Это хороший способ создания справочника дефиниций, относящихся к тематике курса. Здесь также возможен режим коллективной работы всех участников. В рамках курсов «Информационная безопасность» и «Операционные системы» студентам предлагалась возможность создания глоссариев по отдельным темам курсов. Например, глоссарий по вредоносным программам, глоссарий по терминам криптографии.
2. Ресурс. В качестве ресурса может выступать любой материал для самостоятельного изучения, проведения исследования, обсуждения: текст, иллюстрация, web-страница, аудио или видео файл и др. Для создания web-страниц в систему встроен визуальный редактор, который позволяет преподавателю, не знающему языка разметки HTML, с легкостью создавать web-страницы, включающие элементы форматирования, иллюстрации, таблицы. Ресурс можно использовать для самостоятельной работы над отдельными темами, которые мало освещаются в ходе курса. Мной в качестве ресурсов используются некоторые темы из дисциплины «Операционные системы», например «История развития вычислительной техники»
3. Задание. Выполнение задания - это вид деятельности студента, результатом которой обычно становится создание и загрузка на сервер файла любого формата или создание текста непосредственно в системе Moodle (при помощи встроенного визуального редактора). Например, в качестве задания студенты загружают на сервер презентации по предмету «Технические средства информатизации»
4. Форум. Форум удобен для учебного обсуждения проблем, для проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки студентами файлов – в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга. При добавлении нового форума преподаватель имеет возможность выбрать его тип из нескольких: обычный форум с обсуждением одной темы, доступный для всех общий форум или форум с одной линией обсуждения для каждого пользователя. Форум Moodle поддерживает структуру дерева. Эта возможность удобна как в случае разветвленного обсуждения проблем, так, например, и при коллективном создании текстов по принципу «добавь фрагмент» - как последовательно, так и к любым фрагментам текста, сочиненным другими студентами. Сообщения из форума могут, по желанию преподавателю, автоматически рассылаться ученикам по электронной почте через 30 минут после их добавления (в течение этого времени сообщение можно отредактировать или удалить). Все сообщения студента в форуме хранятся в портфолио. Портфолио студента может быть использовано при итоговой аттестации по данному предмету.
5. Тесты. Элемент курса «Тесты» позволяет преподавателю разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов:
Вопросы в закрытой форме (множественный выбор)
Да/Нет
Короткий ответ
Числовой
Соответствие
Случайный вопрос
Вложенный ответ и др.
Вопросы тестов сохраняются в базе данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Возможно установить лимит времени на работу с тестом. Преподаватель может оценить результаты работы с тестом, просто показать правильные ответы на вопросы теста. Студенты использую эту форму курса при подготовке к зачетным занятиям по всем основным темам предмета «Операционные системы».
Система Moodle требует от преподавателя достаточно большой затраты сил при подготовке разделов курса, однако в дальнейшем позволяет значительно облегчить работу по итоговой аттестации студентов по курсу.
Сайт Санкт-Петербургского колледжа информационных технологий http://www.spbkit.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативная методика преподавания иностранного языка в учреждении среднего профессионального образования
Статья раскрывает основные моменты коммуникативной методики преподавания английского языка в учебном учреждении...
Статья "Реализация непрерывного образования в условиях Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Губернский профессиональный колледж»
В статье раскрыается проблема непрерывного образования в колледже....
статья "Формирование социальной профессиональной компетенции у обучающихся учреждений среднего профессионального образования"
в статье представлены цели, ход реализации и итоги инновационного образовательного проекта...
Формирование профессиональной социальной компетенции у обучающихся учреждений среднего профессионального образования
Опыт работы по формированию профессиональной социальной компетенции у обучающихся системы СПО...
«Обучение профессионально-ориентированной лексике студентов технических специальностей образовательных учреждений среднего профессионального образования»
Из опыта работы....
Профессиональная направленность в обучении английскому языку в образовательных учреждениях среднего профессионального образования
Аннотация В современных реалиях обучение английскому языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Ф...
Проблемы социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях среднего профессионального образования
Статья подготовлена для участия в X Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию социальной работы в России.Выходные данные:Бирбаева Я.Ж., Найденова Т.М., Суворова А.Л., Се...