Речь, как отражение психического здоровья ребёнка
статья по теме

Таран Юлия Владимировна

В данной статье речь пойдет о том, как развитие речи сказывается на психическом развитии ребенка и наоборот, как по развитию речи можно оценить уровень его психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_kak_otrazhenie_psihicheskogo_zdorovya_rebyonka.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речь, как отражение психического здоровья ребёнка

По данным Министерства Образования Российской Федерации в этом году более 12% будущих первоклассников имеют нарушения речи, ведущие к хронической безграмотности. К слову, многие родители при этом надеются, что со временем у их сына или дочери всё пройдёт само собой, и они всё же начнут говорить правильно. Однако почти все из них сталкиваются с тем, что время идёт, а традиционные школьные методы не помогают справиться с этой проблемой. И чем дальше, тем труднее становится ребёнку учиться. Появляется нервозность, нежелание посещать школу, и даже соматическая ослабленность на фоне постоянной психотравмирующей ситуации.

С сожалением приходится констатировать, что в целом по России детей, страдающих нарушениями речи, становится всё больше. Причин тут несколько. Это и плохая экология, и ослабленное здоровье родителей, их неправильный образ жизни, особенно это касается молодых матерей, что ведёт в свою очередь к тому, что рождаются дети с ослабленной психикой. Любой логопед подтвердит, что практически все дети, нуждающиеся в его помощи, страдают неуравновешенностью, много плачут, плохо спят, они неусидчивы, невнимательны, у них плохая память, дефицит внимания. Отсюда и нарушения речи, а позднее, в школьном возрасте – письма. Ведь не стоит забывать о том, что формированию правильной речи способствует здоровая психика ребёнка, а речь, в свою очередь, является отражением его психического состояния. Так, например, у гиперактивных, беспокойных детей нередко отмечается ускоренный темп речи, они пропускают многие фонемы в слове, как бы «проглатывают» окончания слов, такие дети склонны к появлению запинок в речи, возникновению заикания. У детей малоподвижных, инертных, ленивых речь наоборот часто замедленная, они растягивают слова, произнося их как бы нараспев, нередко они теряют мысль в процессе говорения, прерываются, «облегчают» артикулирование многих звуков, тем самым заменяют верный звук неверным.

Не следует забывать, что слово не только единица речи, но и единица мышления. Речь развивается параллельно с мышлением, и «сбои» в ней свидетельствуют о нарушении таких высших психических функций, как память, внимание, воображение, восприятие. Поэтому воспитание правильной речи помогает восстановить и все эти функции мышления, а значит и обеспечивает успешное обучение ребёнка в школе, позволяет ему чувствовать себя увереннее в детском коллективе, лучше социализироваться в кругу своих сверстников.

В каком же возрасте родителям необходимо начинать прислушиваться к речи ребёнка?

Специалисты выделяют здесь три критических периода.

- С года до двух формируются предпосылки к речи, и начинается речевое развитие. Если в полтора года ребёнок не может составить предложение из 2-х слов – это уже повод для тревоги.

- В три года интенсивно развивается связная речь. Поэтому, если малыш в 2-3 года знает много слов, но не может составить из них фразы – это тоже признак отставания в развитии речи и психическом развитии.

- С шести до семи лет идёт развитие письменной речи. Вот почему так важно, чтобы к этому возрасту, устная речь ребёнка была полностью сформирована. Если к пяти годам в речи ребёнка отсутствуют или искажаются какие-либо звуки – нужно немедленно обращаться к логопеду.

Зная всё это, не стоит забывать и о том, что у каждого ребёнка свои закономерности и особенности развития речи и психики. Не стоит стремиться «подогнать» развитие своего ребёнка под конкретные рамки. Нужно просто научиться слушать и понимать его и в нужный момент направить, подтолкнуть, помочь в овладении новыми навыками и знаниями. Тем более что в последнее время здоровью детей уделяется очень большое внимание и родители всегда могут обратиться за помощью к специалистам, которые помогут в преодолении трудностей в речевом и психическом развитии ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Развитие связной речи как ведущее средство коммуникации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в социуме»

Данная программа составлена на основе пособия И. Н. Лебедевой «Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине». Рассчитана на детей, обучающихся по программе школы VIII вида (5-...

Негативное влияние телевизора на речь и здоровье ребёнка.

Статья для родителей о  влиянии телевизора на речь и здоровье  ребёнка....

Влияние средств массовой информации на психическое здоровье ребёнка.

Можно проследить противоречие в ценностных установках молодых людей: с одной стороны, на уровне сознания декларируется стремление к личной независимости, хорошим и стабильным межличностным отношениям,...

Методическая разработка "Здоровый образ жизни семьи – залог полноценного физического и психического здоровья ребенка"

Семья для ребёнка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятным. Именно в семье закладывается самооценка ребенка, его отношение к самому себе и к окружающим...

Речевые ошибки в письменной речи как отражение устной речи.

Занятие элективного курса "Практическая стилистика"...

Беседа-презентация "Психическое здоровье" (из цикла "Здоровый образ жизни").

Что такое буллинг? Как справиться с агрессией одноклассников?...