Речь, как отражение психического здоровья ребёнка
статья по теме
В данной статье речь пойдет о том, как развитие речи сказывается на психическом развитии ребенка и наоборот, как по развитию речи можно оценить уровень его психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь, как отражение психического здоровья ребёнка
По данным Министерства Образования Российской Федерации в этом году более 12% будущих первоклассников имеют нарушения речи, ведущие к хронической безграмотности. К слову, многие родители при этом надеются, что со временем у их сына или дочери всё пройдёт само собой, и они всё же начнут говорить правильно. Однако почти все из них сталкиваются с тем, что время идёт, а традиционные школьные методы не помогают справиться с этой проблемой. И чем дальше, тем труднее становится ребёнку учиться. Появляется нервозность, нежелание посещать школу, и даже соматическая ослабленность на фоне постоянной психотравмирующей ситуации.
С сожалением приходится констатировать, что в целом по России детей, страдающих нарушениями речи, становится всё больше. Причин тут несколько. Это и плохая экология, и ослабленное здоровье родителей, их неправильный образ жизни, особенно это касается молодых матерей, что ведёт в свою очередь к тому, что рождаются дети с ослабленной психикой. Любой логопед подтвердит, что практически все дети, нуждающиеся в его помощи, страдают неуравновешенностью, много плачут, плохо спят, они неусидчивы, невнимательны, у них плохая память, дефицит внимания. Отсюда и нарушения речи, а позднее, в школьном возрасте – письма. Ведь не стоит забывать о том, что формированию правильной речи способствует здоровая психика ребёнка, а речь, в свою очередь, является отражением его психического состояния. Так, например, у гиперактивных, беспокойных детей нередко отмечается ускоренный темп речи, они пропускают многие фонемы в слове, как бы «проглатывают» окончания слов, такие дети склонны к появлению запинок в речи, возникновению заикания. У детей малоподвижных, инертных, ленивых речь наоборот часто замедленная, они растягивают слова, произнося их как бы нараспев, нередко они теряют мысль в процессе говорения, прерываются, «облегчают» артикулирование многих звуков, тем самым заменяют верный звук неверным.
Не следует забывать, что слово не только единица речи, но и единица мышления. Речь развивается параллельно с мышлением, и «сбои» в ней свидетельствуют о нарушении таких высших психических функций, как память, внимание, воображение, восприятие. Поэтому воспитание правильной речи помогает восстановить и все эти функции мышления, а значит и обеспечивает успешное обучение ребёнка в школе, позволяет ему чувствовать себя увереннее в детском коллективе, лучше социализироваться в кругу своих сверстников.
В каком же возрасте родителям необходимо начинать прислушиваться к речи ребёнка?
Специалисты выделяют здесь три критических периода.
- С года до двух формируются предпосылки к речи, и начинается речевое развитие. Если в полтора года ребёнок не может составить предложение из 2-х слов – это уже повод для тревоги.
- В три года интенсивно развивается связная речь. Поэтому, если малыш в 2-3 года знает много слов, но не может составить из них фразы – это тоже признак отставания в развитии речи и психическом развитии.
- С шести до семи лет идёт развитие письменной речи. Вот почему так важно, чтобы к этому возрасту, устная речь ребёнка была полностью сформирована. Если к пяти годам в речи ребёнка отсутствуют или искажаются какие-либо звуки – нужно немедленно обращаться к логопеду.
Зная всё это, не стоит забывать и о том, что у каждого ребёнка свои закономерности и особенности развития речи и психики. Не стоит стремиться «подогнать» развитие своего ребёнка под конкретные рамки. Нужно просто научиться слушать и понимать его и в нужный момент направить, подтолкнуть, помочь в овладении новыми навыками и знаниями. Тем более что в последнее время здоровью детей уделяется очень большое внимание и родители всегда могут обратиться за помощью к специалистам, которые помогут в преодолении трудностей в речевом и психическом развитии ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Развитие связной речи как ведущее средство коммуникации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в социуме»
Данная программа составлена на основе пособия И. Н. Лебедевой «Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине». Рассчитана на детей, обучающихся по программе школы VIII вида (5-...

Методическая разработка на тему: "Основы здорового образа жизни. Роль физической культуры в обеспечении здоровья и работоспособности. Стресс и другие проблемы психического здоровья."
Стресс и другие проблемы психического здоровья....

Негативное влияние телевизора на речь и здоровье ребёнка.
Статья для родителей о влиянии телевизора на речь и здоровье ребёнка....

Влияние средств массовой информации на психическое здоровье ребёнка.
Можно проследить противоречие в ценностных установках молодых людей: с одной стороны, на уровне сознания декларируется стремление к личной независимости, хорошим и стабильным межличностным отношениям,...
Речевые ошибки в письменной речи как отражение устной речи.
Занятие элективного курса "Практическая стилистика"...

Игрушка как средство психического развития ребёнка.
Консультация для родителей "Игрушка как средство психического развития ребёнка"....

Влияние тяжёлого нарушения речи на психическое развитие ребёнка.
Тяжёлые нарушения речи могут влиять на психическое развитие ребёнка и поэтому очень важно следовать рекомендациям специалистов.Что такое тяжёлые нарушения речи?Тяжёлые нарушения речи — это состо...