Вертикальные конфликты в педагогическом коллективе
методическая разработка по теме
Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать миру и гармонии, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы. Для эффективного решения возникающих проблем в педагогическом коллективе каждому его члену необходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов. Рекомендации по упреждению и разрешению конфликтных ситуаций с учетом особенностей школьного социума, по формированию благоприятного морально-психологического климата, методика индивидуального консультирования, учет личностного компонента в конфликте крайне необходимы сегодня педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vertikalnye_konflikty_v_pedagogicheskom_kollektive.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Вертикальные конфликты в педагогическом коллективе
Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать миру и гармонии, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы. Проблема конфликтов в современных условиях является актуальной и находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, теоретиков и практиков, представителей различных научных школ и направлений. Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современные образовательные учреждения. Современная конфликтологическая парадигма ориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Однако слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации воспитательного – образовательного процесса. В процессе педагогического взаимодействия часто наблюдается отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между всеми участниками педагогического процесса. Педагогу необходимо создать благоприятную, благожелательную атмосферу в группе. В науке уже накоплен значительный объем знаний, позволяющий исследовать проблему конфликта в различных аспектах. Для эффективного решения возникающих проблем в педагогическом коллективе каждому его члену необходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов. Рекомендации по упреждению и разрешению конфликтных ситуаций с учетом особенностей школьного социума, по формированию благоприятного морально-психологического климата, методика индивидуального консультирования, учет личностного компонента в конфликте крайне необходимы сегодня педагогам.
В советской психологии конфликт рассматривается в тесной связи с проблемой мотивации поведения личности, ее развития и формирования.
Понятие «вертикальный конфликт» долгое время отсутствовало в советской конфликтологии, а также отсутствовали понятия «деструктивные и конструктивные функции», вертикальный конфликт рассматривался только в малых группах. Вертикальные конфликты в системе управленческих отношений трактуются как одна из форм социального общения, наряду с конкуренцией, авторитетом, подчинением, сотрудничеством. С одной стороны, конфликты, безусловно, вредны, поскольку нередко ведут к беспорядку, нестабильности, замедляют принятие решений. С другой - они имеют очень серьезное позитивное значение, которое часто не берут в расчет, т.е. конфликты имеют деструктивную и конструктивную функции.
Научными исследованиями доказано, что по своей природе профессиональная образовательная деятельность, в значительной степени подвержена конфликтному противостоянию. Работа руководителя в значительной степени состоит из разрешения постоянно возникающих противоречий. Однако далеко не все они доходят до конфликтов, многие из них руководитель успевает своевременно разрешить.
Именно в этом и состоит искусство руководить - предвидеть конфликты, разрешать их в зародыше. К конфликтам разной природы отношение руководителя должно быть неодинаковым. Касательно деструктивных конфликтов, порожденных неумелыми взаимоотношениями, естественна установка на то, что их должно быть как можно меньше. Там, где без конфликта не решить наболевшие вопросы, руководитель не должен «прятаться» от него. Каждый руководитель должен хорошо знать свой коллектив и владеть методами упреждения конфликтов. Упреждение конфликтов – это прогнозирование, оценка и профилактика. Требованием времени является обеспечение высокого уровня управления общением, соблюдение каждым руководителем норм профессиональной этики, умение руководителя направлять конфликты, возникающие в педагогических коллективах, в конструктивное русло. Поэтому закономерно, что приоритетной составляющей профессиональной компетентности современного руководителя является его конфликтологическая компетентность, которая включает набор определенных знаний и умений по упреждению и разрешению конфликтов, основные типы поведения в конфликтных ситуациях: уход от конфликта, сглаживание, компромисс, сотрудничество, конфронтация (принуждение), а также приведены правила выхода из конфликта.
Мероприятия по профилактике конфликтов: 1. Постоянная работа по улучшению условий труда, совершенствованию его оплаты, улучшению организации производства, улучшению бытовых условий работников. Учитывая сложность этих вопросов, время, требующееся на достижение ощутимых результатов, следует находить возможность (ненавязчиво) информировать подчиненных о принимаемых мерах. Ведь то, что вопросы сложные и не все зависит от непосредственного руководителя, люди поймут. Но вот чего они не захотят понять, так это нежелания руководства заниматься этими проблемами. Работа над перечисленными выше вопросами относится к числу важнейших постоянных обязанностей любого руководителя. 2. Строгое следование не только духу, но и букве трудового законодательства. 3. Соблюдение служебной этики. Помните, что:
Управление людьми начинается с управления собой.
Не уважая подчиненного, не добьешься уважения и с его стороны, а отсутствие уважения - это уже предконфликтная ситуация.
Ничто не ценится так дорого и не стоит так дешево, как вежливость.
Изучение подчиненных, интерес к ним как к личностям совершенно необходимы для успешной работы с ними; индивидуальный подход - вот путь к взаимопониманию с подчиненными.
Утаивание информации создает напряженность во взаимоотношениях. 4. Учет ожиданий подчиненных. Подчиненные ожидают от руководителя: знания дела; умения наладить работу; видения перспективы; хорошего заработка; вежливого отношения к себе; уважения. Именно в таком порядке чаще всего называют желаемые качества руководителя работники-мужчины. Работницы называют те же качества, но на первое место ставят вежливое отношение к себе. Работница переживает, если в ней не видят женщину, то есть существо, нуждающееся в поддержке, - таково уж свойство женской натуры. Женщины острее, чем мужчины, реагируют на поощрения и наказания. С ростом образовательного и культурного уровня работников возрастает ожидание более демократичного стиля руководства.
Для снижения конфликтности с подчиненными руководителю необходимо:
1. Объективно оценивать труд своих подчиненных.
2. Проявлять заботу, по отношению к ним.
3. Не злоупотреблять официальной властью.
4. Эффективно использовать метод убеждения.
5. Совершенствовать стиль своей организации.
Эмоциональное благополучие в коллективе определяется стилем руководства
данным коллективом со стороны администрации. Все это нелишне помнить руководителю, желающему избежать трудностей управления людьми, снизить конфликтность делового общения.
Надо сказать о том, что существуют определенные правила поведения людей в конфликтных ситуациях. Как известно, разрешить конфликт могут как сами оппоненты, так и третье лицо – посредник. Мировой опыт овладения конфликтной ситуацией предлагает воспользоваться рационально-интуитивной моделью и методом принципиальных переговоров. Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.
Список литературы:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ,2001. – 552с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Проблемы конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. М.:ГАВС,1992. - 230 с.
3. Баныкина С. В. Конфликтологическая подготовка педагога как условие укрепления взаимосвязи школы и семьи // Образование в школе: опыт, проблемы, инновации / Под ред. Ю. В. Васильева. М.: ИПК и ПРНО МО, 1996. - 42-47 с.
4. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М.: Экономика, 1990г.
Кричевский Р. А. Если Вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1996- 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление конфликтами в педагогическом коллективе
Проблема конфликтов, теоретическое осмысление ее сущности, рекомендации практической работы с конфликтами являются важными для администрации любого образовательного учреждения. Характер и содержание п...
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Статья раскрывает проблемы и причины возникновения конфликтов в педагогическом коллективе и пути их профилактики....
Проект "Управление персоналом: организационно-педагогические условия управления конфликтами в педагогическом коллективе"
Любому современному человеку, тем более руководителю, важно обладать знаниями об общих особенностях развития конфликтного процесса и навыками его эффективного управления. Важно не д...
Конфликт в педагогическом коллективе
Каким может быть конфликт в педагогическом коллективе? Как себя вести в этом случае? Продолжение темы: "Методы урегулирования конфликтов"....
Особенности конфликта в педагогическом коллективе
Как известно, демографической особенностью педагогического коллектива является то, что 83 % школьных педагогов – женщины. Как считают специалисты, в однородных по полу коллективах учащаются межличност...
Оптимизация управления конфликтами в педагогическом коллективе
Необходимое условие предупреждения конфликтов — личный пример самого руководителя в труде и в общении, его настойчивость и последовательность в совершенствовании учебно-воспитательного процесса....
Профилактическое занятие по предупреждению конфликтов и улучшению психологического климата в педагогическом коллективе «Во саду ли, в огороде ли» (опыт представлен на Региональном фестивале "Зорко одно лишь сердце" 2020г. и издано ИРООО 2020г.)
Конкурс https://www.1urok.ru/categories/13/articles/36958«Педагогические секреты»Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность: педагог-психол...