Социализация учащихся сельской школы во внеурочной деятельности
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mariny-2.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М.С.Дзюба
На современном этапе воспитательная система образовательного учреждения сталкивается с большими проблемами. В условиях политической, идеологической и социальной разобщенности общества, переоценки исторического прошлого страны, на учителях лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России. Перед педагогом сегодня стоит задача воспитать в обучающихся уважение к историческому прошлому и настоящему своей Родины. Развить интерес к его изучению, показать возможность применения этих знаний на практике, способствовать формированию у учащихся политической культуры, активной гражданской позиции. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности является внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно “самовоспитываться” в соответствие со своей шкалой ценностей. Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, отметим, что внеурочная деятельность, в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Внеурочная деятельность не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной. В-третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.
Сущность всей воспитательной работы образовательного учреждения заключается в социализации учащихся, передаче им социального опыта; путем привлечения их к анализу ситуаций, требующих разрешения, основанных на социальном опыте учащихся; коррекция взглядов детей в соответствии с общечеловеческими ценностями и духовными потребностями нравственной личности. Цель воспитательной системы включают подготовку инициативной творческой личности, способной к самореализации, имеющей чувство собственного достоинства, занимающей активную гражданскую позицию; развитие здоровой личности, приобщенной к здоровому образу жизни; формирование у учащихся стойких привычек, влияющих на нравственное, психическое и физическое здоровье личности.
Данная воспитательная система реализуется через следующие задачи: оказывать помощь учащимся в развитии познавательно-творческого потенциала, в жизненном самоопределении; воспитывать уважительное отношения друг к другу, правам и обязанностям окружающих людей; формировать у учащихся умение защищать свои права и выполнять обязанности; учить детей применять полученные знания на практике.
Социализация - это воспитание полноценной человеческой личности, формирование гражданского сознания и поведения юного гражданина. Главный объект воздействия при социализации - гражданское сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Компонентами социализации являются элементы учебного занятия, внеурочная деятельность учащихся, межличностное общение, сотрудничество с окружающим социумом.
Во внеурочной деятельности опираюсь на личный социальный опыт учащихся, что помогает им приблизиться к реальным жизненным ситуациям. Постоянно побуждаю детей высказать свое личное суждение (обязательно аргументировано), обсудить вопросы с точки зрения права и в морально-нравственном аспекте, при этом решая не только задачи воспитания нравственности и политической культуры, но и способствуя расширению словарного запаса, развитию риторических навыков и навыков публичного выступления. Классные часы, диспуты особенно благодатны для решения таких проблем, вызванных недостаточным временем, уделяемым учащимися чтению литературы и потерявшим в связи с этим умение красиво, четко и правильно излагать свои мысли.
В нашей небольшой школе (численность учащихся 124 человека), расположенной к тому же далеко от крупных городов, трудно представить проведение социально значимых мероприятий, например митингов, которые прошли в стране после президентских выборов. Подобный митинг, меньший по количеству собравшихся, прошел на классном часе. На него были приглашены учащиеся 9-11 классов. Каждый класс представлял определенную партию: КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия, Единая Россия. Были определены вопросы к оппонентам, регламент, выступающие. Учащиеся не только представили и защитили различные взгляды на политическое устройство страны, программы разных партий, но и научились слушать своих оппонентов, отстаивая при этом свои взгляды и убеждения.
Сельская школа особенно в малой станице всегда является центром общественной жизни. Избирательный участок традиционно располагается в образовательном учреждении. Выборы депутатов Государственной Думы и последующие за ними выборы президента Российской Федерации привлекли внимание обучающихся. Совместно с Советом Старшеклассников было принято решение провести среди учащихся старших классов выборы президента школы. Данное мероприятие прошло под девизом «Выберем достойного». Желающих принять участие в избирательной кампании было достаточно. В финальных дебатах участвовало три кандидата, которые выступили со своей программой. Группа поддержки активно агитировала за кандидатов в президенты школы. Наблюдатели также активно следили за порядком в день голосования. Выборы прошли при активной явке избирателей – учащихся старших классов и составили 90%. Избранный президент школы уже приступил к выполнению своих обязанностей.
В последние годы государство проводит активную демографическую политику. Молодые семьи ощущают заботу и поддержку государства. Но статистика показывает, что количество разводов не уменьшается. Как же можно помочь молодой семье? Научить молодых людей рационально вести семейный бюджет. Подготовка к классному часу «Бюджет молодой семьи: доходы и расходы» не заняла много времени. В классе определились пары – условные молодые семьи. Была уточнена сумма семейного бюджета, определен круг расходов. За время подготовки учащиеся советовались в рациональном ведении домашнего хозяйства не только с родителями и родственниками, но и с учителями школы. Отрадно, что большинство молодых людей не только не планировали уехать из станицы, но и собирались работать в сельском хозяйстве. Подобный опыт важен при формировании экономических умений обучающихся.
Технология социального проектирования прочно вошла во внеурочную деятельность образовательного учреждения. Формирует навыки социальной практики, сотрудничество с окружающим социумом. Обучающиеся школы ежегодно реализуют социальные проекты, которые позволяют привлечь внимание общественности к проблемам школы и станицы. Объединяют усилия родителей, общественности, депутатов сельского совета и школы в их решении. Проект «Чистая станица» помог навести порядок на четырёх улицах нашего населенного пункта. Учащиеся высадили саженцы дубов, акаций, ив, которые приобрели депутаты сельского поселения. На территории школьного двора были высажены саженцы роз – подарок выпускников школы. Традиционно к празднованию Дня Победы реализуются проекты «Помоги ветерану», «Сирень 45». Силами учащихся школы, сотрудниками Дома культуры проходит праздничный концерт, на который приглашаются все жители станицы. В этом учебном году на базе школы ведет работу волонтерский отряд «Юные тимуровцы», цель которого контроль за поведением подростков, повышение правовой грамотности обучающихся.
Результатом деятельности образовательного учреждения по реализации данного направления является внедрение новых форм и методов воспитательной работы, формирование гражданской грамотности обучающихся, обеспечение духовно – нравственного единства в школе, возрождение духовных ценностей у школьников, развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций Кубани, привлечение подростков, находящихся в социально - опасной среде к общественным мероприятия, повышение уровня воспитанности и нравственности обучающихся. Все вышесказанное создает условия для успешной социализации обучающихся.
Литература
1. Кравченко, А.И. Социология: Словарь: Учебное пособие для студентов вузов./А. И. Кравченко - М.: Издательский центр "Академия", 1997. - 589 с.
2. Кривов, Ю.И. О месте понятия "социализация" в современной педагогике / Педагогика. /Ю.И. Кривов- 2003. - №2. - 342 с.
3. Вульфов, Б.З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка/ Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. /Б.З. Вульфов- Челябинск, 1996. – 652 с.
4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед. Вузов. / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издат. Центр "Академия", 1999. – 562 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку.
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку....
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку.
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку....
Формирование позитивной идентичности как фактор успешной социализации учащихся сельской школы.
Концепция идентичности становится в наши дни особенно популярной. Во всем современном обществе кризис идентичности считается одной из главных жизненных проблем. Будущее за большими социокультурными со...
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Развитие интеллектуальной одаренности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности".
В докладе раскрывается определение одаренности. Способность к творчеству-это талант, который дается от рождения единицам. НО... целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого ч...
доклад "Организация исследовательской деятельности учащихся сельских школ"
Актуальность. Наиболее доступной для разрешения вопросов деятельности школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к позна...
Социальное партнерство как средство социализации обучающихся сельской школы
Дипломная работа по социализации и социальному партнерству.В современном обществе возникает необходимость формирования образованной, предприимчивой личности, самостоятельно принимающей ответственные р...
Создание условий для развития коммуникативной компетенции учащихся в сельской школе через творческую деятельность.
Творческая деятельность является одним из успешных факторов в преподавании иностранному языку в школе. Для снятия языкового барьера необходимо создавать ситуации в игровой форме, организовывать творче...