Профилактика употребления ПАВ.
материал на тему
Выступление на педсовете по материалам городского акетирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_pedsovet.docx | 306.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по результатам проведения социально-психологического тестирования обучающихся общеобразовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и районов Санкт-Петербурга, на предмет немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, проведенного в октябре - ноябре 2011 г.
Здоровье подростков и молодежи является приоритетным направлением деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья населения, поскольку именно от него зависит общий уровень здоровья страны. В наибольшей степени здоровью подрастающего поколения угрожает зависимое поведение, которое выражается в употреблении алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.
Я хочу познакомить вас с результатами социально-психологического исследования, которое проходило в ноябре 2011г в городе и в котором принимали участие наши учащиеся 7-11 классов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Особенности социально-демографического статуса учащихся
В исследовании приняли участие 62 273 учащихся 6-11 классов с 13 лет образовательных учреждений Санкт-Петербурга, что составляет 47,09% от общего количества учащихся данного возраста
Выраженность участия в исследовании образовательных учреждений различных видов (в %)
В исследовании приняли участие в наибольшей степени общеобразовательные школы (58%), равное количество гимназий и школ с углубленным изучением дисциплин (16%), школы - лицеи (10,4%)
Микросоциальные условия, в которых развиваются подростки, с учетом структуры семьи, достаточно благоприятные: 59% проживают обоими родителями, 12% с матерью и отчимом, 1% с отцом и мачехой, только 22% из принявших участие в исследовании живут в неполных семьях (21% только с матерью, 1% только с отцом.
Указали, что проживают в семьях «с полным материальным достатком» 45% опрошенных, имеют «средний достаток» 52%, живут «на грани бедности» 3%.
полный материальный | средний | на грани | за чертой | |
достаток | достаток | бедности | бедности | |
Адмиралтейский | 52 | 44 | 3.9 | 0 |
Кировский | 44 | 53 | 3 | 0 |
Василеостровский | 44 | 52 | 4 | 1 |
выборгский | 50 | 47 | 2 | 1 |
Калининский | 53 | 42 | 4 | 1 |
Колгшясхий | 45 | 52 | 3 | 0 |
Красногвардейский | 45 | 51 | 3 | 1 |
Красносельский | 46 | 52 | 2 | 0 |
Кронштадтский | 48 | 49 | 3 | 0 |
Курортный | 48 | 49 | 3 | 0 |
Московский | 48 | 49 | 2 | 1 |
11енскиЛ | 45 | 52 | 3 | 0 |
Петродворцовый | 45 | 54 | 3 | 0 |
11етроградский | 41 | 54 | 4 | 1 |
1 (риморский | 4? | 50 | 2 | 1 |
1 [ушкинский | 48 | 50 | 2 | 0 |
Фрунзенский | 44 | 53 | 3 | 0 |
Центральный | 41 | 53 | 4 | 2 |
2. Особенности социально-педагогического «тонуса учащихся общеобразовательных учреждений.
До 93 % учащихся имеют социально-педагогический статус, обеспечивающий защиту от негативных слияний социальной среды.
При этом, можно выделить ряд групп учащихся, которые могут быть вовлечены при определенных условиях в употребление психоактивных веществ. К таким потенциальным группам можно отнести: ;
1. Группа учащихся с низкой мотивацией и интересом к школьным: занятиям, чувствующие себя неуспешными в учебной деятельности.
Считают замятия в школе бессмысленными % | Плохо в школе% | Скучно учиться% | Слишком трудно% | Плохие отношения с учителями% | |
Санкт-Петербург | 3,3 (2055) | 5,2 (3224) | 8,3(5185) | 7,4 (4067) | 33 (1971) |
Адмиралтейский | 3 | 5 | 3 | 8 | 3 |
Кировский | 3 | 5 | 9 | 7 | 3 |
Василеостровский | 3 | 3 | 9 | 7 | 3 |
Выборгский | 3 | 5 | 9 | 8 | 3 |
Калининский | 6 | 7 | 11 | 8 | 4 |
Колпинский | 3 | 5 | 19 | 8 | 3 |
Красногвардейский | 3 | 5 | 8 | 8 | 3 |
Красносельский | 3 | 4 | 8 | 6 | 3 |
Кронштадтский | 2 | 3 | 5 | 7 | 1 |
Курортный | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 |
Московский | 3 | 4 | 5 | 6 | 2 |
Невский | 2 | 4 | 8 | 8 | 3 |
Петродворцовый | 3 | 4 | 5 | 7 | 3 |
Петроградский | 3 | 5 | 8 | 7 | 3 |
Приморский | 3 | 4 | 6 | б | 2 |
Пушкинский | 3 | 4 | 7 | 7 | 3 |
Фрунзенский | 4 | 5 | 9 | 8 | 3 |
Центральный | 4 | 6 | 10 | 8 | 4 |
Данные учащиеся требуют индивидуального психологического подхода и сопровождения, необходима работа с педагогами для формирования более стабильных позитивных отношений между педагогами и подростками.
2. Группа учащихся, испытывающих негативные эмоциональные состояния, влияющие на поведение. 1
Это учащиеся с острыми переживаниями и тенденциями к социально - неприемлемому выражению негативных эмоций; демонстрирующие признаки, свидетельствующие о выраженности эмоционального стресса, которые достаточно часто переживают чувство одиночества, безнадежности по отношению к будущему, данной группе респондентов требуется специальная социально-педагогическая поддержка.
Легко сердился и раздражался, % | Неконтролируемые вспышки гнева | Чувствовали себя одинокими | Будущее казалось безнадежным | |
Санкт-Петербург | 9,3 (5775) | 4,7 (2932) | 8,6 (5349) | 5,5(3400) |
Адмиралтейский | 9 | 4 | 10 | 7 |
Кировский | 9 | 4 | 8 | 5 |
Василеостровский | 10 | 4 | 9 | 6 |
Выборгский | 10 | 5 | 9 | 5 |
Калининский | 11 | 5 | 11 | 7 |
Колпииский | 8 | 4 | 8 | 5 |
Красногвардейский | 4 | 8 | 8 | б |
Красносельский | 9 | 5 | 8 | 5 |
Кронштадтский | 7 | 3 | 5 | 5 |
Курортный | 6 | 5 | 2 | 3 |
Московский | 8 | 3 | 7 | 4 |
Невский | 9 | 4 | 5 | 5 |
Петродворцовый | 9 | 5 | 5 | 6 |
Петроградский | 10 | 5 | 8 | 5 |
Приморский | 7 | 3 | 7 | 4 |
Пушкинский | 8 | 3 | 7 | 4 |
Фрунзенский | 10 | 4 | 9 | 5 |
Центральный | 11 | 5 | 7 |
От учителей и классных руководителей требуется специальная работа по своевременному выявлению детей данной группы, внимательное и доброжелательное отношение к ним, обучение способам преодоления трудных ситуаций. Иногда с ребенком просто некому поговорить – дома нет контакта, нам некогда или мы просто не замечаем состояния ребенка.
3. Группа учащихся, испытывающих трудности и проблемы в социальном взаимодействии.
Подростки, которые отмечают частые затруднения в поисках собеседника в ситуация дискомфорта, т.е. испытывают определенную степень социального одиночества, подростки, у которых отношения с родителями более напряженные, им трудно обсуждать с родителями личные дела; те, которые отметили слабый контроль со стороны родителей за своим времяпровождением по вечерам, а также подростки, которые считают необходимым условием для дружеского общения употребление табака, алкоголя.
Такие подростки нуждаются в индивидуальной и групповой психо-коррекционной работе и социально-педагогаческом сопровождении.
Исследование позволило получить следующую информацию о степени вовлечении подростков в употребление ПАВ.
Влияние социальной среды.
По данным исследования, можно выделить группу подростков, которым предлагали наркотики: через интернет, на дискотеке - 2%, во дворе - 3 %, больше всего предложение приобрести наркотики подростки получали около школы - 4%. Требуется активизация деятельности по реализации программ, направленных на обучение подростков способам сопротивления. Классные часы, дни правовых знаний не должны быть формальными!
Имеется группа подростков и их семьи (74%), в которых существуют традиции отказа от алкоголя. На эти семьи можно опираться при проведении профилактических мероприятий. Однако, есть семьи (26%), в которых подростки «иногда» употребляют алкоголь с родителями, хоть и в незначительном количестве, эпизодически (6%), а также делают это «часто» - (1%). Требуется проведение мероприятий информационно-просветительского характера среди родителей.
Наибольшим доверием как люди, к которым подростки могут обратиться за поддержкой, пользуются, по данным исследования, «терапевт», «медсестра», «спортивный тренер». Жаль, что не учитель!
Употребление ПАВ подростками.
57% респондентов отрицает курение табака. 16% указали, что впервые закурили в 14 лет и старше. Выкурили первую сигарету в 11 лет и младше - 9%, в 12 лет - 8%, в 13 лет - 10% опрошенных.
40% респондентов полностью отрицает употребление спиртного. 25% указали, что выпили алкоголь впервые в 14 лет и старше, в 11 лет и младше -10%, в 12 лет -11%, 13 лет -14%.
Исследование позволило выделить группу учащихся, указавших, что они употребляли наркотические или психоактивные вещества - 8,9%
В качестве основных мотивов были названы (но частоте упоминания):
Стремление к удовольствию, желание испытать «необычные ощущения» (30,7%),
«Стремление избавиться от неприятных переживаний, мыслей, заглушить их» (26,6%),
«Все в жизни надо попробовать, остановиться можно в любой момент» (21,3 %).
По мнению подростков, в случае употребления подростком наркотических средств и ПАВ родители в 40% случаев постарались бы помочь и выяснить причины, 24% обратились бы к специалисту, 9% устроили бы скандал, 4% наказали, 1% обратились в полицию, 1 % не прореагировали бы никак, 21% затрудняются ответить.
Таким образом, около 30% родителей, с учетом мнения детей, не готовы предлагать конструктивные варианты решения данной проблемы, необходима работа с родителями по их просвещению и информированию в вопросах наркоситуации, воспитания детей и подростков.
Источники информации о наркотиках, указанные учащимися:
Чаще всего информацию о наркотиках учащиеся школ получают из средств массовой информации (часто 28% опрошенных, регулярно 11%), о последствиях употребления - от учителей, школьных психологов, врачей, (часто - 21%, регулярно - 10%), из сети интернет (часто - ! 8%, регулярно - 8%).
Реже всего информацию о наркотиках учащиеся получают от друзей (9% часто, л% регулярно), от знакомых, их употребляющих (часто 4%, регулярно 2%).
Таким образом, наиболее объективную информацию о негативных последствиях употребления учащиеся получают от учителей, школьных психологов, врачей. Однако, наибольшее количество информации подростки получают их СМИ, и эта информация в меньшей степени контролируема и более опасна для подросткового сознания.
Беседы, занятия, тренинги о вреде наркотических средств с учащимися.
76% респондентов считают необходимыми беседы о вреде наркотиков, категорически отрицают необходимость такой работы 8% опрошенных,
По данным исследования, беседы о вреде наркотиков несколько раз проводили учителя (регулярно - у 13% ответов), родители (регулярно - 8%), школьные психологи (регулярно - 7%).
Структура досуга подростков.
Исследование позволило выявить особенности в проведении свободного времени в досуга подростков, обучающихся в образовательных учреждениях.
Отмечают, что посещают кружки дополнительного образования 86% респондентов.
Основной формой досуга выступает общение в социальных сетях. Общаются в социальных сетях от двух до 4-6 раз в неделю подавляющее большинство подростков -суммарно 85%.
Далее и практически столько же по частоте времяпровождения выбрано «сидение за компьютером» (оно очевидно имеет и «учебную» и «внеучебную» направленность), поиск информации в интернете (80%).
Посещают вечеринки 4-6 раз в неделю 1% учащихся, три раза 1%, два раза в неделю 2%, раз в неделю 14%, почти никогда 82%.
Кроме того, пятая часть респондентов почти никогда не читает книги, а 25% делает это лишь один раз в неделю.
Бесспорными аутсайдерами времяпровождения и досуга выступают посещение театров, концертов классической и другой музыки - их не посещает 79% респондентов.
Такая структура времяпровождения и досуга делает актуальным более активное использование возможностей современных интерактивных коммуникативных технологий для проведения профилактической работы по предотвращению употребления ПАВ.
Определенный оптимизм внушает заметная доля занятий школьниками спортом. Однако практически четверть опрощенных (24% респондентов) не занимаются спортом «почти никогда». При этом все отраженные в исследовании мотивировки занятий подростками спортом показывают, что спорт может выступать действенной формой профилактики потребления ПАВ.
Жизненные ценности я приоритеты подростков.
Анализ Жизненных ценностей респондентов в рамках проведенного исследования показывает приоритеты подростков в этой сфере.
На первом месте среди жизненных ценностей подростков названы «хорошая семья и дети», на втором - «любовь», на третьем и четвертом почти в равной степени ~ «материальное благополучие», «хорошие и верные друзья», затем «интересная работа», только затем - здоровье и другие. Обращает на себя внимание, что ценностные приоритеты подростков создают хорошие предпосылки для профилактической работы, опирающейся на эти ценности.
Выводы
Для создания конструктивной альтернативы употреблению наркотиков необходимо активнее вовлекать учащихся, требующих особого психолого- педагогического и социально-педагогического сопровождения, в современные интерактивные формы внеучебной и внеурочной деятельности.
Развивать лидерское, волонтерское движение,
проектную работу, создавая условия для реализации социальной активности подростков, формирования активной жизненной позиции.
Рекомендации
по улучшению ситуации с употреблением ПАВ среди учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга и учреждений системы НПО и СПО
Опираясь на выявленную в ходе исследования структуру подростковых ценностей, целесообразно организовывать профилактическую и информационно-просветительскую работу в сфере предотвращения потребления подростками ПАВ (т.е. теснее преломлять эту работу через призму близких подросткам ценностей семьи детей, любви, материального благополучия, дружбы, интересной работы, здоровья.
Провести обучение всех категорий сотрудников образовательных учреждений (школы, учреждения дополнительного образования, учреждения Н1Ю-СПО) ПО программам, связанным с профилактикой ПАВ, рекомендовать прохождение обучения рамках данных программ при прохождении очередной аттестации сотрудниками образовательных учреждений всех видов.
Провести анализ, структур содержание программ дополнительного образования в школах, НПМС-центрах, учреждениях дополнительного образования, с целью их более эффективного использования для профилактики потребления ПАВ.
Организовать работу специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, классных руководителей, заместителей руководителей по воспитательной работе, специалистов ППМС-центров) по профилактике наркозависимости путем использования современных психолого-педагогических и социально-педагогических технологий и методов, включая игровые и ролевые игры, кейс-технологии.
Усилить работу по выявлению детей групп с низкой мотивацией и интересом к школьным занятиям, находящихся в негативных эмоциональных состояниях, влияющих на поведение, сомневающихся в необходимости соблюдения правил и жизненных норм и проведению с ними индивидуального психологического консультирования и комплексной коррекционно-развивающей и коррекционно- реабилитационной работы.
Организовать работу по профилактике потребления ПАВ, опираясь на потенциал школьных образовательных программ и предметов (шире использовать потенциал учителей-предметников в этой сфере воспитательной и профилактической работы).
Разработать программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения подростков, имеющих острые эмоциональные проблемы и риск употребления ПАВ.
Разработать программы «Воспитательный потенциал школьной среды и внеучебной деятельности в предотвращении потребления ПАВ учащимися», «Воспитательный потенциал семьи и системы взаимодействия школы с родителями в предотвращении потребления ПАВ учащимися».
Опираясь на полученные данные о негативном влиянии факторов внешней среды (случаи предложения ПАВ подросткам вблизи образовательных учреждений и пр.) рекомендовать правоохранительным органам усилить контроль в прилегающем к школе социальном пространстве для предотвращения подобных явлений.
Учитывая положительный опыт апробации практики проведения совместных родительских собраний «Здоровый ребенок - здоровое будущее» с участием представителей правоохранительных органов, прокуратуры, медицинских работников, организовать распространение этой формы работы на районном, муниципальном и городском уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике употребления алкоголя "Факторы риска пивного алкоголизма"
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся средних и старших классов по профилактике употребления пива и других алкогольных напитков. Нетрадиционная форма преподнесения материала с ...
Классный час по профилактике употребления ПАВ
Разработка классного часа по профилактике употребления ПАВ для классных руководителей, социальных педагогов и психологов....
Роль классного руководителя в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними.
Обобщение опыта работы классного руководителя по данной теме....
Информационно- разъяснительное мероприятие, направленное на профилактику употребления курительных (ароматических) смесей
Разработка беседы по профилактике употребления курительных смесей...
Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»
Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...
презентация к единому дню профилактики по теме "Профилактика употребления ПАВ"
Наглядный материал для подростков по теме ""Профилактика употребления ПАВ"...
Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.
Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.Целью программы ...