"Все в твоих руках..."
статья на тему

Каращук Ольга Николаевна

Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karashchuk_o.n.vsyo_v_tvoih_rukah.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Международный конкурс эссе

сайта Сообщества взаимопомощи учителей Pedsovet.su

«Образование в России: вчера: сегодня, завтра»

Номинация: Создание комфортных условий работы педагогов

Каращук Ольга Николаевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 1» п.г.т. Уренгой  Пуровского района  ЯНАО

«Всё в твоих руках…»

«Все хотят изменить мир, но никто не думает

о том, чтобы  изменить себя» (Л.Н.Толстой).

Как часто в своей жизни  вы принимали решение поставить работу на подобающее ей место? Она входит в первую тройку-пятерку жизненных  приоритетов, но так часто ей удается занимать место номер один!.. Нет? Вы поворачиваете ключ в дверях кабинета, прощаетесь с вахтером и вычеркиваете мысли о работе из своей головы? И Вы всегда так делаете? Я хотела бы с Вами познакомиться  и у Вас поучиться. Приоритеты должны быть выстроены очень разумно и им надо следовать. Но и работа учителя  больше, чем просто работа.

Для  христианского мировоззрения истина в том, что человек триедин: у него есть дух, душа и тело. Духовность всегда связана с верой.  Для физической сущности человека важны внешние и материальные условия. До переезда в новое здание школы  в кабинете на первом этаже могла замерзнуть вода в ведре,  набранная для полива цветов. И сами цветы могли замерзнуть, если на три дня задувал «южак»… Сейчас все по-другому. Но довольно ли внешних условий и материально-технической базы  для  комфортного самочувствия детей и взрослых в стенах школы? При всей их важности ответ очевиден: нет, не довольно.

Самое важное в нашей жизни - это взаимоотношения. Через них мы  восполняем нашу самую главную потребность - в любви,  принятии  нас  такими,  какие мы есть, в признании, одобрении, уважении. Этого жаждет душа каждого, без этого невозможно жить. Это первая и главная составляющая комфортного существования человека, в том числе  и  учителя в школе.

Я остановлюсь  на взаимоотношениях учитель-ученик. Все цели и задачи обучения и воспитания ежедневно решаются в рамках этих субъект-субъектных отношений. Самое драгоценное, что влечет нас в определенное место, - это убежденность в том, что здесь нас любят, здесь мы нужны  и желанны, здесь мы успешны,  - исходит от нас к детям и возвращается к нам  многообразно и постоянно. Наш хлеб сладок этим. В этом особенность и очарование нашей многотрудной профессии. Где еще вы найдете это искреннее и непосредственное выражение благодарности, признательности, уважения, любви, неподдельной радости, исходящее от детей в ответ на ваши усилия и ваше отношение к ним?

 

Но не всегда и не со всеми детьми у нас получается ладить. И не у всех детей получается ладить с нами.  Мы ведь тоже очень разные. Спектр характеров, темпераментов, позиций, мотивов, уровней мастерства очень широк. Случается, что возникают ситуации взаимного непонимания между главными действующими лицами учебного процесса. Разлад во взаимоотношениях учителя с детьми приводит к душевной дисгармонии, дискомфорту. Как помочь тем из нас, кому можно помочь: кто не страдает самодовольством, кто гибок и открыт, для кого слова «ответственность», «рост», «развитие» не юродство?

Мы  вышли из детства, но  недалеко от него и ушли. Мы также ранимы и обидчивы, мы восприимчивы к похвале и порицанию, мы не всегда готовы понимать и выполнять с первого раза, мы жаждем быть замеченными и признанными, мы отчаянно нуждаемся в понимании, ободрении  и т.д. Мы  «одной крови», что и говорить.… И трудно не только нам. Если детям не надо думать о хлебе насущном, что же, и трудностей у них нет? Кроме свойственных каждому возрасту  психологических проблем, само наше время с его лавиной  моральных антиценностей выступает против неопытных, доверчивых, открытых  маленьких людей.

Да, мы  справедливо  отмечаем, что большая часть детей  не очень прилежно относится к учебе, что культурный уровень большинства из них не столь высок, как хотелось бы, но нравственные приоритеты  у современных детей остаются прежними: они ценят доброту, честность, искренность, отзывчивость; не принимают  злобу, лживость, подлость, предательство.

 Уметь выстраивать отношения с детьми - это искусство, этому  надо учиться. Но это умение способен  развить в себе каждый из нас. Необходимые для жизни умения и навыки не могут быть слишком сложными. Всего-то и надо, что остановиться среди суеты и осознать: я  проживаю одну- единственную жизнь. Драгоценную, хрупкую, скоротечную. Омрачать её взаимным непониманием?  Заполнять недовольством и обвинениями? Шикарная трата времени, нечего и сказать. И обидная донельзя.  Не обращать внимания? Довольствоваться формальным отношением к делу?  Чем-то посредственным или хорошим вместо лучшего? Тоже обидно за саму жизнь.

За  осознанием последует решение. Любить и отдавать. Качество жизни не в потреблении, а в отдавании,  дарении. Любовь – это не чувства, на них в нашем деле далеко не уедешь. Любовь к детям - это выбор и  решение.  Кроме любви, что способно удерживать взрослого человека в стенах школы  с тем,  чтобы он  не чувствовал себя несчастнейшим из людей? Любовь к  предмету? Да, она нужна. И еще нужен изрядный запас терпения, выдержки, оптимизма, надежды, веры. Только любовь способна победить всё: непрекращающееся реформирование, изнуряющую бумажную отчетность, гипертрофированную ответственность, виноватость во всем, уровень оплаты труда и прочее, и прочее. Возможен сбой в отношениях с учениками из-за измотанности  учителя этими  внешними неблагоприятными условиями. Нужна поддержка друзей и коллег, понимание администрации. Возможно,  потребуется принимать и другие  решения - быть честным по отношению к себе, готовым сделать первый шаг навстречу ученикам, перечитать идеи педагогики сотрудничества, вспомнить  слагаемые педагогического мастерства, освежить  знания по возрастной  психологии  учащихся; а дальше - прилагать усилия, как это и заведено в стенах школы. Детская благодарность и понимание возместят все затраты и усилия сторицей. Вспомните,  сколько раз вы чувствовали крылья за своей спиной!

Девять с половиной месяцев в году, шесть дней в неделю я прихожу в школу, в которой, фактически, занимаю плавающую позицию: формально учитель - это я,  но вот им стал,  незаметно для себя, ребенок, класс, родитель…  И теперь я получаю урок: открытия нового знания, рефлексии, решения  проблемных задач… Спасибо моим учителям! Я не хочу выйти из школы «со справкой», не стремясь к совершенству, пределов которому нет. И чем была бы наша жизнь без постоянного импульса к саморазвитию? Стоячим озерком бытового мелководья?  Я не хочу болезней в старости, материализованных мыслями, словами и чувствами огорченных, разочарованных, непонятых мною детей. Какие воспоминания будут согревать нас тогда? Показатели качества знаний и СОУ в их динамике, или, конечно же, проявленная теплота человеческих отношений?  И раз уж каждая прожитая минута приближает нас к  вечности, пусть они, наши школьные минуты  длиною в десятки лет, будут временем прекрасных и счастливых взаимоотношений!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Твое здоровье- в твоих руках" (для 5-ых классов)

Викторина рассчитана для учащихся 5-ых классов. Занятие содержит интересные задания....

Твое здоровье в твоих руках

Викторины по теме "Здоровье"...

Час общения "Твое здоровье в твоих руках"

Час общения по здоровому образу жизни...

Проект "Твое здоровье в твоих руках"

Создание и оформление мини-журнала "Твое здоровье в твоих руках" на одну из актуальных тем современной жизни....

Классный час на тему "Твоя жизнь в твоих руках!"

Классный час о здоровом образе жизни в форме защиты презентаций, выполненных учащимися группы....

Элективный курс по биологии "Твое здоровье в твоих руках"

Предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 12 часов. В последние годы отмечается устойчивая негативная тенденция по ухудшению экологической ситуации ...