"Мой город-мое будущее"
методическая разработка (9 класс) по теме

Велент Оксана Андреевна

 

Цель комплексной программы – гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания в школе социально-педагогической среды (системы условий), ориентированной на традиционные культурные ценности и правовую законодательную базу, формирование всесторонне развитой личности, создание условий для самореализации, социальной адаптации, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности, профилактика асоциального поведения, формирования в краеведческой и экскурсионной деятельности жизненных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ИНТА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»

        г. Инта, Республика Коми        

программа

 «мой город-

мое будущее»

(для ОБУЧАЮЩИХСЯ  5-9 КЛАССОВ)

Срок реализации программы: 3 года.

        

Авторы программы:

Олядничук О.В.,

педагог дополнительного образования

Велент О.А.,

 учитель истории и обществознания

Инта

2012 г.

Содержание:

Оглавление………………………………………………………………………………2

Пояснительная записка………………………………………………………………….3

Содержание программы………………………………...................................................4

Основные направления и формы, методы реализации  программы…………………5

Оценка эффективности реализации программы………………………………………6

Механизм реализации программы……………………………………………………..7

Ожидаемые результаты…………………………………………………………………8

 Нормативно-правовая основа программы……………................................................9

Список использованной литературы………………………………………………….10

Приложение 1 (тематическое планирование программы)

Приложение 2 (разработка мероприятия День памяти жертв политических репрессий с фото и медиапрезентацией 1,2)

Приложение 3 (сценарий празднования Дня города Инты с фото и медиапрезентацией)

Приложение 4(фотоотчет о проведенных мероприятиях)

Пояснительная записка:

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли».          

Н.И. Пирогов

         В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, страны, прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Сегодня все больше создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать любовь к своей стране, малой родине. Патриотизм - одна из базовых составляющих личности, гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к защите его интересов.   Прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах  и акциях школы, города, республики. Память - важнейшая составляющая патриотического  воспитания, она отражает связь поколений, их преемственность, ее боевые и трудовые достижения,  гордость за эти достижения, уважение к старшему поколению как носителю традиций народа, желание узнать историю своего района, города, Родины, определяет заботливое отношение к ветеранам, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину.

        Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг.».  

Предлагаемая программа рассчитана на учащихся среднее звена.  Программа реализуется в течение трех лет по одному академическому часу в неделю, на протяжении всего учебного года.  Итого 40 часов в год и 120 часов за три года. Программа предусматривает как теоретические, так и практические занятия.

        Достоинством программы является ее комплексность, что позволяет укрепить связи образовательного процесса в кружке с предметами базисного учебного плана училища в целом.

Содержание программы:

Цель комплексной программы – гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания в школе социально-педагогической среды (системы условий), ориентированной на традиционные культурные ценности и правовую законодательную базу, формирование всесторонне развитой личности, создание условий для самореализации, социальной адаптации, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности, профилактика асоциального поведения, формирования в краеведческой и экскурсионной деятельности жизненных ценностей.

Основная цель программы – воспитание духовно-нравственных качеств, позволяющих подрастающему поколению осознать себя полноценным гражданином, который гордится своей Родиной.

Программа предусматривает решение следующих основных задач:

Задачи:

- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы;

- формировать желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

- обучение решению задач правового воспитания связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;

- формирование гуманистического мировоззрения, способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести и справедливости, развитие духовно-нравственного воспитания в школе;

- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования, культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

-  развивать навыки поисково-исследовательской деятельности;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников  программы – педагогов, детей и родителей;

Основные направления:

Программа «Мой город - мое будущее»» включает следующие основные направления:

1. Мой край родной.

2. Растим патриота и гражданина России.

3. «История страны в истории одной семьи».

4. Связь поколений.

Формы проведения занятий:

Коммуникативные

качества

Познавательные

качества

Творческие

качества

Нравственные

качества

диспуты 

игры

 круглый стол

встречи с интересными людьми

часы общения

вечера вопросов и ответов

круглый стол

дискуссионный клуб

встречи с выдающимися спортсменами

марафоны

викторины

экскурсии

 олимпиады

посещение музея выставок

проект

интерактивные игры

КВН

творческие конкурсы

фотогаллерея

 праздник народов севера

коллективные творческие дела

театрализованное представление

фестиваль спортивной песни

экологические акции

тематические классные часы

 праздник получения паспорта

празднование дня Конституции

 нравственно- правовой вечер

правовая игра

 клуб знатоков права «Быть гражданином»

 встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

воинами–интернационалистами

адресная помощь ветеранам

Оценка эффективности реализации Программы:

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных  духовно-нравственными, гражданско-патриотическими и количественными параметрами.

Духовно-нравственные параметры:

  Сформированность нравственных норм и правил, осознание духовных ценностей:

 - готовность к образованию, самоактуализация и самореализация;

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах;

- духовно-нравственное просвещение и поведение;

Гражданско-патриотические параметры:

 Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;

- права и свободы человека и гражданина;

- символика Российской Федерации;

- национальное самосознание;

- саморазвитие, самосовершенствование;

- гражданственность.

Количественные параметры:

 -  включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

 -  правовое просвещение детей с девиантным поведением, вовлечение в коллективную              деятельность, сотрудничество с правовыми организациями;

  - проведение мероприятий, участие в конкурсах  по гражданско-патриотической и духовно-нравственной тематике;

-  использование активных форм внеклассной работы на основе учёта возрастных особенностей (совет самоуправления, кружки, ШАГ, клубы, секции, общества досуговой деятельности).

Программа основана на следующих принципах:

-гуманизма: учет  возрастных особенностей детей, интересов и возможностей личности;

- творческая активность: проявление инициативы в самопознании, поиске возможностей для пробы сил в различных видах деятельности, выполнении творческих перспектив и т.д.;

-практическая направленность, сочетающая удовлетворение насущных запросов  учащихся и дальнейшей перспективой;

-научная достоверность и доступность информации;

- принцип непрерывности и преемственности;

- принцип соответствия содержания и организации обучения и воспитания возрастных особенностей учащихся;

-принцип взаимодействия педагогов, психолога, социального педагога, медицинских работников;

- принцип социальной активности;

- принцип индивидуализации;

- принцип взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитание и единство образовательной и воспитательной среды.

Механизм реализации программы:

 Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет по реализации Программы (далее именуется - Совет). Порядок выборов данного Совета, равно, как и советов по реализации других школьных программ, определяется уставом образовательного учреждения.

             В состав совета входят:

- Директор

- Заместитель директора по воспитательной работе

- Заместители директора по учебно-воспитательной работе

- Социальный педагог

- Педагог- психолог

- Руководитель школьного музея « Архивариус»

- Председатель методического объединения классных руководителей

- Председатель общешкольного родительского комитета

- Представители Совета ветеранов

- Совет старшеклассников - представители

- ДОО ШАГ (школьная ассоциация городов) - представители

       Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

      Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.        

Планируется проведение школьных научно-практических педагогических семинаров, «круглых столов» по вопросам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания с привлечением юристов, работников культуры, представителей духовенства.

Предполагается составление методических рекомендаций по гражданскому, правовому, духовно-нравственному воспитанию для различных категорий специалистов по обмену опытом.

Планируется, силами творческих педагогов и методических объединений школы, разработка цикла уроков, сценариев мероприятий и учебных экскурсий по основам:

православной культуры, духовному, литературному и историческому краеведению, граждановедению, а также координация планирования системы работы по трудовому, экологическому, эстетическому, военно-патриотическому и другим направлениям воспитания с учетом задач гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

В числе мер по решению данной задачи Программы предполагается проведение на уровне школы систематической работы по просвещению семей по вопросам гражданско-патриотического,  духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе российских, духовных, культурно-исторических традиций и формирование позитивного отношения к обычаям и традициям  Коми края, изучение нравственного наследия, знакомство с историческими и памятными местами страны, города.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость:

В результате реализации Программы ожидается:

- вовлечение в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- осознание того, что высшей нравственной ценностью является Родина, любовь к родному краю, к семье, желание  вносить свой посильный вклад в общее дело, высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор;

- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания;

- знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты;

- знание о социальных отношениях и умение в них действовать, ставить цели, строить жизненные планы, быть ответственным и самостоятельным, успешно адаптироваться к новым условиям жизни;

- ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре;

- участие  в поисковой работе, в олимпиадах, конференциях, в результате которой ребята узнают историю родного города, его трудовую и боевую историю, жизнь известных людей, узнают историю улиц, предприятий, историю родной школы, расширяется их кругозор, формируются познавательные потребности, развиваются творческие способности.

Нормативно-правовая основа программы:

Международные документы:

Конвенция о правах ребенка

Всемирная декларация прав человека и гражданина.

Федеральные документы:

Федеральный закон от 13 марта 1995г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях России) /с изменениями от 22 августа 2004г./,

Закон об образовании;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;

План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

Закон Российской Федерации « Об основных гарантиях прав ребенка»;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»,

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);

Федеральным Законом «Об образовании РФ»;

«Всеобщей декларацией прав человека»;

Гражданским кодексом РФ;

«Основами законодательства РФ о культуре»;

Письмо Минобразования РФ от 1 марта 2002г. № 30-151-31/16 «О рекомендациях “Oб организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”»,

Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (Приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001г.);

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении (Приложение к письму Министерства образования РФ от 11.07.2002г;

Проект Федерального закона «О поддержке молодежных и детских общественных объединений» 07.09.2011г.

Региональные документы:

Закон  «Об образовании в Республике Коми»;

Закон Республики Коми  «Об основных гарантиях прав ребенка».

Конституция Республики Коми.

Локальные документы на уровне образовательного учреждения:

Устав школы;

Программа развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» на 2011-2013гг.;

Программа «Воспитание, дополнительное образование и развитие личности на 2012-2015 годы»;

Программа «Социализация школьников»;

Образовательная программа МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»;

Должностные инструкции заместителя директора по воспитательной работе, классного руководителя, педагога дополнительного образования, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого.

        Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком  матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.

Список использованной литературы:

1. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

2. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

3. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

4. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- №9.

5. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

6.  Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7.

7. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4.

 8. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Ростов.1983.О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4.

9.  Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9.

10. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1./ М., 2002.

11. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.,1985.

12.  Меренков А.В., Глушкова В.С. Школа развития индивидуальности ребёнка на основе формирования организационно-управленческих навыков.  М., 2004.

13. Новые ценности в образовании. Вып. 5. Сообщество и образование. Под ред. Н.Б.Крыловой. М., 1996.

14.  Новые ценности образования. Личностно-ориентированная профильная школа. Под ред. Н. Крыловой. М.,2002.

15. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.

16.  Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.,1975.

17.  Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.,1979.

18. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4.

19.  Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания  школьников. - М., 1981.

20. Меренков А.В. Личность: формирование потребности в нравственном развитии. – Красноярск, 1986; Педагогика саморазвития личности. Екатеринбург, 2001.

21. Бурсиан «Моя Инта», Инта, 1994.

22. Малафеева Бурсиан П. О. Страницы истории Инты.

23.Венгерова В. Моя Инта / В. Венгерова // Предчувствие крыла : сб. стихотворений и рисунков. – Инта, 2005. – С. 21-22.

24. Володарский Н. А. Вдалеке мы от теплого юга… / Н. Володарский // Володарский Н. А. Предзимье / Н. А. Володарский – Сыктывкар, 1991. – С. 11-12.

25. Воропаев Н. Песня об Инте / Н. Воропаев // Бесценны родные края : сб. стихов о Республике Коми / Центральная городская б-ка ; сост. Л. Н. Чупрова, И. В. Колегова. – Сыктывкар, 2006. - С. 55.

26. Воропаев Н. «Под гитары яростное пенье…» / Н. Воропаев // Знай наших. – 2010. - № 3. - С. 32.

27. Вьюхин В. Инта / В. Вьюхин // Бесценны родные края : сб. стихов о Республике Коми / Центральная городская б-ка ; сост. Л. Н. Чупрова, И. В. Колегова. – Сыктывкар, 2006. - С. 56.

28. Демидов В. Приезжай в Инту : дорожная песня / В. Демидов // Демидов В. Прости, любовь. Здравствуй, Любовь : стихотворения / В. Демидов. – Сыктывкар, 2004. – С. 99-100.

29. Мокрушина С. «Люблю тебя, моя Инта…» / С. Мокрушина // Предчувствие крыла : сб. стихотворений и рисунков. – Инта, 2005. – С. 23.

30. Пешко Е. «Город мой – он такой молодой…» / Е. Пешко // Предчувствие крыла : сб. стихотворений и рисунков. – Инта, 2005. – С. 24.

31. Рыженко А. В Инте уже сугробы по колено… / А. Рыженко // Знай наших. – 2010. - № 3. – С. 33.

32. Цветкова С. Интинский вокзал / С. Цветкова // Предчувствие крыла : сб. стихотворений и рисунков. – Инта, 2005.

       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Город будущего

Презентация по биологии 10 класс(элективный курс)...

Беседа "Город будущего" (к 276-летию г. Челябинска)

Проводится в рамках работы по гражданско-патриотическому воспитанию. Возраст детей 6-7 лет. Беседа посвящена 276-й годовщине со дня рождения города Челябинска. Дети знакомятся с историей возникновения...

Образ города: прошлое, настоящее, будущее.

Представленное творческое задание стало результатом работы по двум программам художественной школы: курса «Композиция» из базовой программы школы и программе «Основы дизайна и моделирования костюма». ...

Урок – проект: «Город будущего».

Игра-моделирование "Конкурс проектов "Город будущего""....

Перспективы развития городов. Город будущего - экологичный город

Конспект занятия об экологических проблемах города и пути их решения...

Мой город в будущем 5 класс

Урок в 5 классе по ФГОС, внеурочка. Целью урока является умение построить модели прямоугольгого параллелепипеда, куба, нахождение объемов, площадей поверхностей, суммы длин всех ребер...

Конспект занятия по живописи «Мой город - Москва. Город будущего», 2018 г.

Занятие в студии "Ботега", педагог Рассолова Е.А....