"Мой город-мое будущее"
методическая разработка (9 класс) по теме
Цель комплексной программы – гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания в школе социально-педагогической среды (системы условий), ориентированной на традиционные культурные ценности и правовую законодательную базу, формирование всесторонне развитой личности, создание условий для самореализации, социальной адаптации, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности, профилактика асоциального поведения, формирования в краеведческой и экскурсионной деятельности жизненных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ИНТА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
г. Инта, Республика Коми
программа
«мой город-
мое будущее»
(для ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ)
Срок реализации программы: 3 года.
Авторы программы:
Олядничук О.В.,
педагог дополнительного образования
Велент О.А.,
учитель истории и обществознания
Инта
2012 г.
Содержание:
Оглавление………………………………………………………………………………2
Пояснительная записка………………………………………………………………….3
Содержание программы………………………………...................................................4
Основные направления и формы, методы реализации программы…………………5
Оценка эффективности реализации программы………………………………………6
Механизм реализации программы……………………………………………………..7
Ожидаемые результаты…………………………………………………………………8
Нормативно-правовая основа программы……………................................................9
Список использованной литературы………………………………………………….10
Приложение 1 (тематическое планирование программы)
Приложение 2 (разработка мероприятия День памяти жертв политических репрессий с фото и медиапрезентацией 1,2)
Приложение 3 (сценарий празднования Дня города Инты с фото и медиапрезентацией)
Приложение 4(фотоотчет о проведенных мероприятиях)
Пояснительная записка:
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли».
Н.И. Пирогов
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, страны, прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Сегодня все больше создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать любовь к своей стране, малой родине. Патриотизм - одна из базовых составляющих личности, гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к защите его интересов. Прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы, города, республики. Память - важнейшая составляющая патриотического воспитания, она отражает связь поколений, их преемственность, ее боевые и трудовые достижения, гордость за эти достижения, уважение к старшему поколению как носителю традиций народа, желание узнать историю своего района, города, Родины, определяет заботливое отношение к ветеранам, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину.
Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг.».
Предлагаемая программа рассчитана на учащихся среднее звена. Программа реализуется в течение трех лет по одному академическому часу в неделю, на протяжении всего учебного года. Итого 40 часов в год и 120 часов за три года. Программа предусматривает как теоретические, так и практические занятия.
Достоинством программы является ее комплексность, что позволяет укрепить связи образовательного процесса в кружке с предметами базисного учебного плана училища в целом.
Содержание программы:
Цель комплексной программы – гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания в школе социально-педагогической среды (системы условий), ориентированной на традиционные культурные ценности и правовую законодательную базу, формирование всесторонне развитой личности, создание условий для самореализации, социальной адаптации, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности, профилактика асоциального поведения, формирования в краеведческой и экскурсионной деятельности жизненных ценностей.
Основная цель программы – воспитание духовно-нравственных качеств, позволяющих подрастающему поколению осознать себя полноценным гражданином, который гордится своей Родиной.
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
Задачи:
- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы;
- формировать желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- обучение решению задач правового воспитания связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
- формирование гуманистического мировоззрения, способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести и справедливости, развитие духовно-нравственного воспитания в школе;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования, культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- развивать навыки поисково-исследовательской деятельности;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников программы – педагогов, детей и родителей;
Основные направления:
Программа «Мой город - мое будущее»» включает следующие основные направления:
1. Мой край родной.
2. Растим патриота и гражданина России.
3. «История страны в истории одной семьи».
4. Связь поколений.
Формы проведения занятий:
Коммуникативные качества | Познавательные качества | Творческие качества | Нравственные качества |
диспуты игры круглый стол встречи с интересными людьми часы общения вечера вопросов и ответов круглый стол дискуссионный клуб встречи с выдающимися спортсменами | марафоны викторины экскурсии олимпиады посещение музея выставок проект интерактивные игры | КВН творческие конкурсы фотогаллерея праздник народов севера коллективные творческие дела театрализованное представление фестиваль спортивной песни | экологические акции тематические классные часы праздник получения паспорта празднование дня Конституции нравственно- правовой вечер правовая игра клуб знатоков права «Быть гражданином» встречи с ветеранами Великой Отечественной войны воинами–интернационалистами адресная помощь ветеранам |
Оценка эффективности реализации Программы:
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных духовно-нравственными, гражданско-патриотическими и количественными параметрами.
Духовно-нравственные параметры:
Сформированность нравственных норм и правил, осознание духовных ценностей:
- готовность к образованию, самоактуализация и самореализация;
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- духовно-нравственное просвещение и поведение;
Гражданско-патриотические параметры:
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- саморазвитие, самосовершенствование;
- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
- правовое просвещение детей с девиантным поведением, вовлечение в коллективную деятельность, сотрудничество с правовыми организациями;
- проведение мероприятий, участие в конкурсах по гражданско-патриотической и духовно-нравственной тематике;
- использование активных форм внеклассной работы на основе учёта возрастных особенностей (совет самоуправления, кружки, ШАГ, клубы, секции, общества досуговой деятельности).
Программа основана на следующих принципах:
-гуманизма: учет возрастных особенностей детей, интересов и возможностей личности;
- творческая активность: проявление инициативы в самопознании, поиске возможностей для пробы сил в различных видах деятельности, выполнении творческих перспектив и т.д.;
-практическая направленность, сочетающая удовлетворение насущных запросов учащихся и дальнейшей перспективой;
-научная достоверность и доступность информации;
- принцип непрерывности и преемственности;
- принцип соответствия содержания и организации обучения и воспитания возрастных особенностей учащихся;
-принцип взаимодействия педагогов, психолога, социального педагога, медицинских работников;
- принцип социальной активности;
- принцип индивидуализации;
- принцип взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитание и единство образовательной и воспитательной среды.
Механизм реализации программы:
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет по реализации Программы (далее именуется - Совет). Порядок выборов данного Совета, равно, как и советов по реализации других школьных программ, определяется уставом образовательного учреждения.
В состав совета входят:
- Директор
- Заместитель директора по воспитательной работе
- Заместители директора по учебно-воспитательной работе
- Социальный педагог
- Педагог- психолог
- Руководитель школьного музея « Архивариус»
- Председатель методического объединения классных руководителей
- Председатель общешкольного родительского комитета
- Представители Совета ветеранов
- Совет старшеклассников - представители
- ДОО ШАГ (школьная ассоциация городов) - представители
Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.
Планируется проведение школьных научно-практических педагогических семинаров, «круглых столов» по вопросам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания с привлечением юристов, работников культуры, представителей духовенства.
Предполагается составление методических рекомендаций по гражданскому, правовому, духовно-нравственному воспитанию для различных категорий специалистов по обмену опытом.
Планируется, силами творческих педагогов и методических объединений школы, разработка цикла уроков, сценариев мероприятий и учебных экскурсий по основам:
православной культуры, духовному, литературному и историческому краеведению, граждановедению, а также координация планирования системы работы по трудовому, экологическому, эстетическому, военно-патриотическому и другим направлениям воспитания с учетом задач гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.
В числе мер по решению данной задачи Программы предполагается проведение на уровне школы систематической работы по просвещению семей по вопросам гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе российских, духовных, культурно-исторических традиций и формирование позитивного отношения к обычаям и традициям Коми края, изучение нравственного наследия, знакомство с историческими и памятными местами страны, города.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость:
В результате реализации Программы ожидается:
- вовлечение в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание того, что высшей нравственной ценностью является Родина, любовь к родному краю, к семье, желание вносить свой посильный вклад в общее дело, высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания;
- знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты;
- знание о социальных отношениях и умение в них действовать, ставить цели, строить жизненные планы, быть ответственным и самостоятельным, успешно адаптироваться к новым условиям жизни;
- ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре;
- участие в поисковой работе, в олимпиадах, конференциях, в результате которой ребята узнают историю родного города, его трудовую и боевую историю, жизнь известных людей, узнают историю улиц, предприятий, историю родной школы, расширяется их кругозор, формируются познавательные потребности, развиваются творческие способности.
Нормативно-правовая основа программы:
Международные документы:
Конвенция о правах ребенка
Всемирная декларация прав человека и гражданина.
Федеральные документы:
Федеральный закон от 13 марта 1995г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях России) /с изменениями от 22 августа 2004г./,
Закон об образовании;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
Закон Российской Федерации « Об основных гарантиях прав ребенка»;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»,
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);
Федеральным Законом «Об образовании РФ»;
«Всеобщей декларацией прав человека»;
Гражданским кодексом РФ;
«Основами законодательства РФ о культуре»;
Письмо Минобразования РФ от 1 марта 2002г. № 30-151-31/16 «О рекомендациях “Oб организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”»,
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (Приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001г.);
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении (Приложение к письму Министерства образования РФ от 11.07.2002г;
Проект Федерального закона «О поддержке молодежных и детских общественных объединений» 07.09.2011г.
Региональные документы:
Закон «Об образовании в Республике Коми»;
Закон Республики Коми «Об основных гарантиях прав ребенка».
Конституция Республики Коми.
Локальные документы на уровне образовательного учреждения:
Устав школы;
Программа развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» на 2011-2013гг.;
Программа «Воспитание, дополнительное образование и развитие личности на 2012-2015 годы»;
Программа «Социализация школьников»;
Образовательная программа МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»;
Должностные инструкции заместителя директора по воспитательной работе, классного руководителя, педагога дополнительного образования, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого.
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.
Список использованной литературы:
1. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
2. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
3. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
4. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- №9.
5. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
6. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7.
7. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4.
8. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Ростов.1983.О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4.
9. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9.
10. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1./ М., 2002.
11. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.,1985.
12. Меренков А.В., Глушкова В.С. Школа развития индивидуальности ребёнка на основе формирования организационно-управленческих навыков. М., 2004.
13. Новые ценности в образовании. Вып. 5. Сообщество и образование. Под ред. Н.Б.Крыловой. М., 1996.
14. Новые ценности образования. Личностно-ориентированная профильная школа. Под ред. Н. Крыловой. М.,2002.
15. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
16. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.,1975.
17. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.,1979.
18. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4.
19. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М., 1981.
20. Меренков А.В. Личность: формирование потребности в нравственном развитии. – Красноярск, 1986; Педагогика саморазвития личности. Екатеринбург, 2001.
21. Бурсиан «Моя Инта», Инта, 1994.
22. Малафеева Бурсиан П. О. Страницы истории Инты.
23.Венгерова В. Моя Инта / В. Венгерова // Предчувствие крыла : сб. стихотворений и рисунков. – Инта, 2005. – С. 21-22.
24. Володарский Н. А. Вдалеке мы от теплого юга… / Н. Володарский // Володарский Н. А. Предзимье / Н. А. Володарский – Сыктывкар, 1991. – С. 11-12.
25. Воропаев Н. Песня об Инте / Н. Воропаев // Бесценны родные края : сб. стихов о Республике Коми / Центральная городская б-ка ; сост. Л. Н. Чупрова, И. В. Колегова. – Сыктывкар, 2006. - С. 55.
26. Воропаев Н. «Под гитары яростное пенье…» / Н. Воропаев // Знай наших. – 2010. - № 3. - С. 32.
27. Вьюхин В. Инта / В. Вьюхин // Бесценны родные края : сб. стихов о Республике Коми / Центральная городская б-ка ; сост. Л. Н. Чупрова, И. В. Колегова. – Сыктывкар, 2006. - С. 56.
28. Демидов В. Приезжай в Инту : дорожная песня / В. Демидов // Демидов В. Прости, любовь. Здравствуй, Любовь : стихотворения / В. Демидов. – Сыктывкар, 2004. – С. 99-100.
29. Мокрушина С. «Люблю тебя, моя Инта…» / С. Мокрушина // Предчувствие крыла : сб. стихотворений и рисунков. – Инта, 2005. – С. 23.
30. Пешко Е. «Город мой – он такой молодой…» / Е. Пешко // Предчувствие крыла : сб. стихотворений и рисунков. – Инта, 2005. – С. 24.
31. Рыженко А. В Инте уже сугробы по колено… / А. Рыженко // Знай наших. – 2010. - № 3. – С. 33.
32. Цветкова С. Интинский вокзал / С. Цветкова // Предчувствие крыла : сб. стихотворений и рисунков. – Инта, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Город будущего
Презентация по биологии 10 класс(элективный курс)...
Беседа "Город будущего" (к 276-летию г. Челябинска)
Проводится в рамках работы по гражданско-патриотическому воспитанию. Возраст детей 6-7 лет. Беседа посвящена 276-й годовщине со дня рождения города Челябинска. Дети знакомятся с историей возникновения...
Образ города: прошлое, настоящее, будущее.
Представленное творческое задание стало результатом работы по двум программам художественной школы: курса «Композиция» из базовой программы школы и программе «Основы дизайна и моделирования костюма». ...
Урок – проект: «Город будущего».
Игра-моделирование "Конкурс проектов "Город будущего""....
Перспективы развития городов. Город будущего - экологичный город
Конспект занятия об экологических проблемах города и пути их решения...
Мой город в будущем 5 класс
Урок в 5 классе по ФГОС, внеурочка. Целью урока является умение построить модели прямоугольгого параллелепипеда, куба, нахождение объемов, площадей поверхностей, суммы длин всех ребер...
Конспект занятия по живописи «Мой город - Москва. Город будущего», 2018 г.
Занятие в студии "Ботега", педагог Рассолова Е.А....