Перспективы развития городов. Город будущего - экологичный город
план-конспект занятия по теме
Конспект занятия об экологических проблемах города и пути их решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivy_razvitiya_gorodov.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования Плавский район
«Детский экологический центр г.Плавска»
Занятие в объединении «Город, в котором я живу»
«Перспективы развития городов. Город будущего - экологичный город. Основная характеристика экологичного города - равновесие между природной и урбанизированной средой»
Подготовила:
педагог ДО МБОУ ДОД
МО Плавский район «ДЭЦ»
Скотникова Лилия Андреевна
Плавск 2014
Тема занятия: «Перспективы развития городов. Город будущего - экологичный город. Основная характеристика экологичного города - равновесие между природной и урбанизированной средой».
Цели:
Образовательные: углубить знания учащихся об экологических проблемах; познакомить с влиянием экологических факторов на здоровье человека.
Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать и обобщать, анализировать сложившуюся ситуацию; развивать аналитические способности мышления; умение работать с научно-популярной литературой при подготовке к сообщению.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: плакаты - шкала интенсивности шума. Экологическая ситуация; Перечень предприятий, занимающихся сбором, переработкой и утилизацией отходов; перечень предприятий, основных источников загрязнений атмосферного воздуха (тыс.т); влияние составных частей выхлопных газов автотранспорта на органы дыхания; экологические газеты; сигнальные карточки.
I. Организационный момент
II. Изложение нового материала
- Здравствуйте! Как прекрасен мир вокруг нас! Как он чудесен, интересен и непостижим! И частью такого удивительного мира является Родной край, а сердцем – город. Да, тот самый город, в котором ты родился или живешь, с его величественными зданиями или разваливающимися домиками, улицами, дорогами, памятниками, людьми и … природой.
Итак, тема сегодняшнего занятия «Перспективы развития городов. Город будущего - экологичный город». Городу Плавску – 65 лет.
Все мы, здесь присутствующие, - горожане, и каждый из нас на себе испытывает достоинства и недостатки городского образа жизни.
III. Ознакомление с целью урока.
- Начнем с выступлениями социального эколога, который расскажет о роли городов в жизни человечества и биосферы.
Социальный эколог. Города – дети цивилизации, с ними связано развитие науки, культуры промышленности. Роль городов и число городского населения на протяжении человечества возросли. В настоящее время в них проживает около 60% населения мира, а в некоторых странах, например в Японии – 80%, в России горожан около 70%.
Города – это области наиболее острых конфликтов человека и биосферы. Это гетеротрофные антропогенные экосистемы, которые созданы человеком и потребляют энергию, поступающую в них по линиям электропередач, нефте –и газопроводам, в цистернах автомобилей и вагонов. Города потребляют огромное количество воды и минеральных ресурсов, причем после использования воды возвращается в окружающую среду в непотребном состоянии. Города загрязнены опасными химическими веществами. На космических снимках города с шоссейными дорогами и пригородами кажутся метастазами раковых опухолей, которые располагаются на планете.
IV. Беседа с обучающимися
- Считаете ли вы, что в нашем городе складывается очень неблагоприятная экологическая обстановка? (Голосование сигнальными карточками). Давайте же перечислим основные экологические беды современного города.
Заболевания. В результате дыхания загрязненным воздухом горожане чаще, чем сельские жители страдают заболеваниями верхних дыхательных путей.
Использование загрязненных продуктов вызывает заболевание желудка и печени. Увеличивается количество больных с различными формами рака.
Города загрязняют водоемы. Река Плава - загрязнение водоемов отходами промышленных предприятий.
Промышленные предприятия городов и городской транспорт сжигают много кислорода и выбрасывают в атмосферу диоксид углерода, что ведет к развитию парникового эффекта.
Кислотные дожди – выброшенные в атмосферу оксиды серы и азота растворяются в атмосферной влаге и выпадают на землю.
Транспорт и промышленные предприятия города вызывают шумовое загрязнение.
Разрастаясь, города уменьшают площади лесов, территории плодородных почв.
- Спасибо. Того, что вы сказали, вполне достаточно, чтобы объявить города «вне закона». Однак, все мы понимаем, что пути назад нет, и без городов не обойтись. Поэтому, давайте выясним, как можно улучшить экологическую среду обитания внутри городской экосистемы, уменьшить пагубное влияние городов на окружающие экосистемы.
Обсуждение этой проблемы начнем с архитектором-градостроителем.
Архитектор. Сегодня экологический подход является основным при строительстве новых городов. По возможности увеличивать площади, занятые зелеными насаждениями.
Например, у нас в Плавске за период с 2003 года было высажено 1100деревьев, 500 кустарников.
Именно зеленые насаждения улучшает микроклимат города, очищают атмосферу от загрязняющих веществ, благоприятно влияют на психологическое здоровье горожанина, уменьшают шумовое загрязнение.
При размещении в городе различных промышленных предприятий учитывается их экологическая опасность, т.е количество загрязняющих веществ, которые они выбрасывают в окружающую среду.
- Какие предприятия являются основными источниками загрязнения нашего города?
Химик-эколог. Одна из главных проблем сегодняшнего Плавска— неблагоприятная экологическая обстановка. Город остро нуждается в строительстве окружной дороги. Симферопольское шоссе, проходящее через Плавск, создает напряженные пешеходно-транспортные ситуации, непрерывный поток машин загрязняет атмосферу выхлопами, пылью и грязью.
Горе Плавска—Чернобыльская катастрофа. На протяжении восьми лет Плавск находится в списке мест с повышенным уровнем радиации. И неизвестно сколько еще пройдет времени, пока будут ликвидированы последствия аварии на ЧАЭС. Средства для этого нужны немалые.
Знаете ли вы, что во время простоя транспорта у светофора в атмосферу выбрасывается много выхлопных газов?
- Какие последствия для здоровья оказывают загрязнители? Послушаем медика-эколога.
Медик-эколог (комментирует таблицу).
Оксиды азота – вызывают резкое раздражение легких и дыхательных путей, кашель, насморк; у детей снижение дыхательных функций;
Фенол, формальдегиды – раздражение дыхательных путей, возникновение рака.
СО – блокирование гемоглобина крови и нарушение тканевого дыхания.
Общая заболеваемость за 3 последних года выросла на 10,3 %. Увеличилось число инфекционных и паразитарных заболеваний на 18 %, заболевания эндокринной системы – на 12 %, рост числа болезней кожи на 8,7 %, возросла онкологическая и врожденная заболеваемость среди детей, отмечается высокий уровень поражения кариесом.
- Что же делается в связи с такой обстановкой? (Беседа с обучающимися.)
Организация в необходимом количестве фторированного молока для употребления в школах, детских садах.
Проведение йодопрофилактики среди детей.
Установка фильтров для очистки воды.
Определение с/х предприятий, расположенных на сравнительно-экологически чистой территории для снабжения детей экологически чистым молоком.
- Из выступлений нам становится ясно, что загрязнение атмосферы – неизбежное зло. А вам как кажется?
Если вспомнить Токио, где когда-то прохожие падали от смога на улицах, то теперь японцы гордятся тем, что атмосфера в этом городе чистая. Интересно отметить, что в странах с теплым климатам широко распространен и перспективен велосипед. В Японии и Китае он берет на себя заметную долю перевозок. В Германии велосипедные дорожки составляют 10 % от общего количества всех автодорог. С учетом зимы в России велосипед может взять на себя не более 2 % работы индивидуального транспорта. Всем известно, что транспорт и промышленные предприятия вызывают шумовое загрязнение. Давайте поговорим об этой проблеме.
Медик-эколог. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток, снижает аппетит.
Социальный эколог. Ведущий американский специалист по шуму доктор Кнудсен писал, что «шум такой же медленный убийца, как и смог».
Трамвай вызывает шумовое загрязнение, но от него меньше вреда для здоровья горожанина, чем от загрязнения атмосферы выхлопными газами от индивидуального автотранспорта.
Положительным примером тому служит Хельсинки – столица Финляндии. На улицах вообще нет громкоговорителей и крикливой рекламы. Случаи подачи звуковых сигналов и хлопанье автомобильными дверями редки.
Вопрос: Окна нашей квартиры выходят на оживленную автотрассу. Как улучшить их звукоизоляцию?
Ответ: Лучше всего вставить во внутренние и наружные рамы стекла разной толщины. Резонансные частоты стекол зависят от их толщины, вибрации одного стекла не будут вызывать резонанса в другом.
- Какие же перспективы уменьшения пагубного влияния на атмосферу городского транспорта и предприятий?
Химик-эколог. Американцам удается очистить от ядовитых примесей на 98 % даже дымы ТЭЦ, работающие на угле. В Новой Зеландии построен НПЗ, который практически совсем не загрязняет атмосферу. Иными словами, за счет внедрения новых технологий и совершенных систем очистки конвейеров, в которых используются все виды очистки – физическая, физико-химическая и т.д. можно очищать и газообразные и жидкие выбросы предприятий. Но в этом случае у таких предприятий от 60-70 % затрат пойдет «на экологию»
Схема: перечень предприятий основных источников загрязнений атмосферного воздуха.
- Что же делать для того, чтобы горожане меньше страдали?
Медик-эколог. Трудный вопрос. Чтобы улучшились условия, надо закрыть экологические опасные предприятия, но мы знаем, что это невозможно. Все предприятия связаны между собой, и закрытие одного остановит производство других, которые особо не наносят вреда.
- А как определить, что загрязнения экологически безопасны?
Медик-эколог. Для этого существуют методы мониторинга за уровнем загрязнения. Современные приборы регистрируют десятки ингредиентов, загрязняющих атмосферу, информация о которых передается на компьютер.
- Нельзя забывать и о том, что город поражает еще огромное количество твердых отходов.
Наша земля цветет не ромашками и васильками, а яркими бумажками, пластиковыми бутылками, ржавыми железками, битым стеклом. Каждый из нас вносит свой вклад в общее дело захламления своего города.
В США количество бытового мусора особенно велико –около 700 кг на каждого жителя в год. В Швеции – экологически благополучной стране – около 200 кг. Горожанин нашей страны – около 350 кг бытового мусора. В итоге город обрастает свалками, территории которых быстро расширяются. Из свалок во время дождей вымываются вредные для здоровья вещества.
- Как решить проблему с бытовым мусором?
Отеты обучающихся:
– Следует фракционировать мусор – в отдельные контейнеры складывать бумагу, стекло, пластики, металл.
– Шведы выпивают огромное количество напитков из алюминиевых банок, но из 10 банок 8 поступает на переработку.
– Пластики трудно разлагаются микроорганизмами. Но, оказывается, можно изменить химический состав пластиков, которые используются для изготовления тары, введением в полимерные молекулы групп атомов, благодаря которым облегчается их разрушение микроорганизмами или под воздействием света.
– Надо меньше использовать одноразовых упаковок и больше многоразовых. Молоко экономически правильнее разливать в стеклянные бутылки, которые совершают десятки оборотов от покупателей до молочного завода, а не в пакеты, которые попадают на свалки.
– В Японии созданы домашние печи для сжигания мусора при высокой температуре. Хозяин складывает мусор в такую печь, которая автоматически включается ночью, когда электроэнергия дешевле. К утру остается пепел. Пепел используется как строительный материал для отсыпки новых участков вдоль побережья островов или закатывают в почву на глубину 1 м.
– По подсчетам экологов, при правильной организации работ от вторсырья можно получить сумму в 170308,2 тыс. рублей, а при отсутствии сортировки и сбора вторресурсов вывоз обходится в 165087,1 тыс. рублей. Так зачем же рубли в землю зарывать.
Вывод: вторсырье действительно приносит доходы предприятиям нашей республики.
Полигоны и санкционированные свалки минуют тысячи тонн макулатуры, полиэтилена, металлолома, текстиля и другого вторсырья. К нам уже пришло понимание того, что мусор – это богатство. И главная составляющая этого богатства – здоровая окружающая среда.
Ботаник. Я хотел добавить, что нельзя сжигать траву и листву, так как растения накапливают ядовитые вещества, при сжигании они возвращаются в атмосферу.
Одуванчик – рекордсмен по накоплению свинца, который попадает в городскую среду при использовании в автомобилях этилированного бензина.
- Я думаю, что мы достаточно полно обсудили проблему экологии городов. Мы узнали мнение архитектора, врача, химика, социолога, ботаника.
Голосование.
– Считаете ли вы, что в Плавске очень неблагоприятная экологическая обстановка? Поменяли ли вы свое первоначальное мнение на этот вопрос?
Обсуждение мнений и результаты голосований.
V. Подведение итога
- Какими же должны быть города будущего?
Вывод: Города будущего должны быть зелеными, с бесшумными, экологически чистым транспортом, с экологически чистыми предприятиями, с чистой водой и атмосферой.
Сегодня города больны, их экологические болезни лечить трудно, для этого необходимы большие средства. Но уже и сегодня можно кое-что предпринять: установить контроль за загрязнениями, принимать меры для их уменьшения, следить за здоровьем горожан, своевременно лечить их, и проводить профилактику заболеваний… Все это поможет улучшить экологическую обстановку в городах и оздоровить население страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Город будущего
Презентация по биологии 10 класс(элективный курс)...
ГБОУ СОШ № 1970 в Государственной программе города Москвы «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»)
Презентация об основных направлениях работы Программы развития ГБОУ СОШ № 1970 в Государственной программе города Москвы «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») ...
Школьный фестиваль "Города-герои - города воинской славы" (город-герой Волгоград)
Материал подготовлен для выступления на школьном фестивале "Города-герои". Может быть использован на кл.часах, внеклассных мероприятиях ко Дню ВОВ, Дню защитника Отечества. (презентация + материал для...
Урок географии в 9 классе "Города Европейского Северо-Запада: историческая роль, современность и перспективы развития"
Урок изучения новой темы. Межпредметные связи географии с историей, МХК, литературой....
Урок развития речи в форме проекта-игры "Санкт-Петербург - город будущего"
Данный материал может быть взят за основу для разработки урока о любом родном детям городе. Идея использования фонотеки звуков заинтересует тех учителей, кто в силу разных причин не может использовать...
Конспект занятия по живописи «Мой город - Москва. Город будущего», 2018 г.
Занятие в студии "Ботега", педагог Рассолова Е.А....
Публичный доклад о состоянии и перспективах развития образования города Сургута 2017г.
Публичный доклад о состоянии и перспективах развития образования города Сургута 2017г....
Комментарии
Хочу выразить огромную
Хочу выразить огромную благодарность Лилии Андреевне за разработку занятия и презентации, которыми я воспользовалась в своей работе.
Спасибо! Очень рада, что вам
Спасибо! Очень рада, что вам помогли мои разработки!
Лилия Андреевна, большое
Лилия Андреевна, большое спасибо за разработку. Очень мне помогла в проведении мероприятия