самостоятельная работа по химии 8 класс.ПСХЭ.
тест (9 класс) по теме
Самостоятельная работа в виде теста по химии в 8 классе по учебнику Фельдмана, Рудзитиса.Химия 8 класс. После изучения тем "Строение атома.Периодический закон Д.И.Менделеева. Химическая связь"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Химия МБОУ «Куяшская СОШ» Химия МБОУ «Куяшская СОШ»
Ответы:
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 10 |
Вариант 1 | а | а | А | г | г | в | г | б | 1В2А3Б4Д |
Вариант 2 | б | б | б | а | а | б | в | а | 1Б2Г3А4В |
Предварительный просмотр:
«Исследование на стыке наук- физики, химии и биологии»
МОУ «Куяшская СОШ»
2008- 2009 уч.год
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса- создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путём знакомства девятиклассников с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности на материале достаточно простых и увлекательных задач междисциплинарного содержания. Программа включает в себя серию из пяти учебных исследовательских задач, в основном построенных на материале биологии, физики, химии и методические рекомендации для учителей. При этом, поскольку задачи имеют междисциплинарный характер, в процессе подготовки и проведения занятий возможна (и желательна) тесная кооперация учителей-предметников.
Главное содержание курса- естественнонаучная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, выдвижение гипотез, построение объясняющих моделей, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, а также предполагает использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культуру ведения дискуссии, презентации результатов).
Другая важная особенность курса- его интегративность, междисциплинарный характер задач. Это сделано для того, чтобы, с одной стороны, показать учащимся универсальный характер естественнонаучной деятельности, а с другой, способствовать устранению психологических барьеров, мешающих школьникам, а потом взрослым людям видеть общее в разных областях знания, безбоязненно осваивать новые сферы деятельности.
Содержание программы определялось следующими требованиями и ограничениями:
Входящие в неё исследовательские задачи должны допускать разный уровень выполнения, иметь ясную и интересную постановку, которая сама мотивировала бы ребят к исследованию;
Задачи не должны требовать дорогостоящего или сложного оборудования; желательно, чтобы оно входило в обычные лабораторные комплекты школьных естественнонаучных кабинетов или могло бы быть быстро изготовлено из подручных средств;
Последовательность задач должна подчиняться определённой логике, основанной, главным образом, на постепенном усложнении исследовательских действий от задачи к задаче и учитывающей содержание программ систематических естественнонаучных курсов и математики;
Сценарий учебных занятий по выполнению исследовательских задач должен обязательно включать такие формы коммуникативной деятельности, как работа в группе, участие в дискуссии, презентация полученных результатов.
Поскольку программа состоит исключительно из исследовательских задач, то в ней практически отсутствует лекционная форма занятий. Её аналогом лишь, в какой-то мере можно считать информационно-инструктивную часть, в ходе которой учитель в сжатой форме представляют необходимые сведения об изучаемом явлении, вместе с учениками формулируют задачу, дают информационные ссылки, которые могут понадобиться ученикам в процессе работы над ней. В основных чертах все учебные занятия курса могут выстраиваться в соответствии со следующей схемой организации учебной деятельности:
В то же время организационная структура занятий, разумеется, может быть и другой. Над некоторыми задачами, ребятам будет удобней работать индивидуально или в парах, а публичная презентация результатов (конференция) может быть заменена отчётом группы непосредственно перед педагогом.
В результате изучения курса, помимо формирования собственной позиции относительно выбора профиля, ученики смогут (на определённом уровне) освоить следующие умения:
Строить план исследования;
Фиксировать эмпирические данные (с учётом погрешностей) в виде графика и таблицы;
Описывать механизм явления с опорой на его рабочую модель;
Предлагать и проводить эксперименты (наблюдения), позволяющие выявить новые характеристики явления, проверить и скорректировать его рабочую модель;
Сотрудничать с товарищами, работая в исследовательской группе;
Представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстрации (графиков, диаграмм, рисунков).
Тематическое планирование
№ урока п/п | Тема, содержание курса | Сроки прохождения учебного материала | Форма проведения курса |
Введение в курс | 1 час | Лекция |
Время релаксации человека и факторы, которые на него влияют | 5 часов | Наблюдения, эксперимент, гипотезы, презентации, итоговая конференция |
Что такое артериальное давление? | 5 часов | Экскурсия в поликлинику, работа в группах, итоговый семинар |
Определение объёма кратковременной памяти | 4 часа | Сообщения (рефераты), работа в группах, опыты, защита рефератов. |
«Познай самого себя» | 3 часа |
Обобщение курса | 2 часа | Презентация, сочинение размышление |
Этапы стимулирования экспериментально-исследовательской деятельности учащихся, их связь с уровнями развития познавательного интереса учащихся
Группы стимулов и их содержание | Признаки развития познавательного интереса | Деятельность учащихся |
I этап стимулирования- развитие познавательного интереса- уровень понимания |
Предметная направленность |
1.Новизна подачи материала, эффект занимательности; 2. Ознакомление с методами научного познания | Заинтересованность в получении знаний научных фактов; знакомство со знаниями о методах научного познания. | Изучение методов научного познания и их структуры. |
Практическая направленность |
1.Использование различных приборов и моделей (физики, химии, биологии); 2.Нацеливание на изготовление простейших приборов; 3.Совершенствование имеющихся приборов и моделей | Возбуждение желания самим проверить явление, закон, теорию; Постоянное стимулирование интереса. | Проведение простейших измерений. Накопление материалов, различных информаций в печатном виде, электронном, приборов и тд. |
Организационная направленность |
Разнообразные исследо-вательские задачи мотивировала бы уч-хся к исследованию; Работа в группах, участие в дискуссии- форма коммуникативной деятельности; Оформление тетрадей для опытов, наблюдений и экскурсий для систематизации результатов исследований. | Ребята стремятся правильно организовать свою деятельность по экспериментированию, исследованию, экономить своё время | Оформляют тетради для экспериментирования, составляют планы; проводят поисковую работу по данной задаче |
Эмоциональная направленность |
Эмоциональное слово учителя- ораторское искусство. Эвристическая беседа учитель- ученик, ученик- ученик. Культура речи. | Эмоциональные проявления заинтересованности: жесты, мимика, восклицания; Эффектные опыты; Интересные тесты. | Уметь высказывать свои идеи, быть инициативным в выполнении исследований, выступать на публике |
II этап /исследовательско - познавательный |
Предметная направленность |
Создание проблемных ситуаций при формулировке заданий; Использование частично- поискового и поискового методов при разработке содержания заданий. | Характеризуется исследовательской деятельностью как экспериментального, так и теоретического характера; в соответствии со структурой происходит воспроизведение и осмысление готового знания и научного исследования | Ученик проводит опыты, наблюдения и лабораторные работы, применяя методы научного познания. |
Практическая направленность |
Показ практической значимости выполнения задания; Чередование и возможность выбора видов деятельности. Выступление с отчётами о работе перед учениками, учителями и родителями. | Проявляется в деятельности по применению знаний | Воспроизведение опытов, составление психологических тестов, презентаций; Защита выполненных исследований, написание рефератов. |
Организационная направленность |
Возможность регулирования объёма обязательной, вариативной и индивидуальной части заданий. Взаимоконтроль | Учащиеся сами формируют группы для выполнения групповых заданий и руководителя группы; умеют самостоятельно находить информацию из различных источников (включая Интернет), консультироваться с учителями- предметниками. | Возможна работа группы на постоянной основе. Подбор инструментов и материалов для исследования. |
Эмоциональная направленность |
Взаимная поддержка учителя и учащихся; Эмоциональный тонус в общении; Эвристический эффект красоты. Психологический климат в коллективе, атмосфера поиска и творчества. | Выражается в мобилизации психических процессов: внимания, ощущений, восприятия, и представ-ления, памяти, мышления и воображения, волевого усилия, творчества. | Выражение эмоциональной удовлетворенности, радости. Помощь и поддержка товарищей и учителя. |
Демонстрации
опыты
Информационно- инструктивный блок
№1
№3
№2
Презентации
Работа в группах
№4
Предварительный просмотр:
Распределение
лабораторных работ, опытов, наблюдений и отчётов
по темам элективного курса
9 класс
МОУ «Куяшская СОШ» 2008-2009 уч.г
Учитель: Р.В.Султанова
№ п/п | Тема курса, содержание урока | Кол-во часов | Экспериментальные работы |
обязательно | вариативно | индивидуально |
I. Введение(1 час) |
1. | Ознакомление с элективным курсом, постановка целей и задач. Применить «эффект актуальности» курса | 1 |
II. Время реакции человека и факторы, которые на него влияют (5 часов) |
2/1 | Свободное падение тел. Рефлекс. Время реакции. | 1 | Опыт №1 «Измерение времени реакции» | Повторить опыт в дом.условиях |
3/2 | Проведение фронтальной лабораторной работы №1 «Измерение времени реакции» | 1 | Экспериментальный способ измерения tр каждого ученика | Попробовать усовершенствовать экспериментальную проверку другими способами измерения | Математический способ статистической обработки данных (определение погрешностей) |
4/3 | Исследование: «Факторы, влияющие на tр испытуемого» | 1 | Групповая работа по заданной цели. | Выбор своего пути исследования | Установление коммуникации внутри группы |
5/4 | 1 | Создание рабочей гипотезы, объясняющей результаты измерений, подтверждающие достоверность экспериментами и научной информацией |
6/5 | Конференция-диспут | 1 | Систематизация и интерпретация результатов исследования |
III. Что такое артериальное давление? (5 часов) |
7/1 | Кровообращение. Схема сердечно- сосудистой системы. Артериальное давление. | 1 | Из учебника биологии поиск данной информации | Опыт №2 «Измерить пульс» | Информация о значении артериального давления в жизни человека |
8/2 | Экскурсия в больницу | 1 | Профессиональная информация медика об артериальном давлении | Изучение устройства, действия и назначения тонометра | Научиться измерять своё артдавление. Составить отчёт по экскурсии |
9/3 10/4 | Исследоательская работа «Факторы, влияющие на артдавление» | 2 | Групповая работа по заданной цели. Создание рабочей гипотезы, объясняющей изменение давления под влиянием того или иного фактора. подтверждающие достоверность экспериментами и научной информацией | Выбор своего пути исследования | Оформление результатов измерений в виде графиков и таблиц |
11/5 | Защита рефератов (презентаций) | 1 | Каждая группа делает сообщение о результатах эксперимента и об их интерпретации. |
IV. Определение объёма кратковременной памяти (4 часа) |
12/1 | Природа памяти. | 1 | Опыт №3 «Исследование объёма кратковременной памяти» | Психологический тест №28, или №29 (источ №4 ) | Обработка полученных данных |
13/2 | «Мозговой штурм»: Исследование памяти | 1 | Фронтальная работа | Статистическая обработка |
14/3 | Психологические тесты на память | 1 | Психологический тест №35, №25- источ № 4 ; «Найди 10 отличий»- источ №6 | Оформление результатов измерений в виде графиков и таблиц |
15/4 | Итоговая конференция-диспут «Сопоставление результатов» | 1 | Осознание границ возможностей экспериментального метода исследования памяти | Доказательность суждений |
V. «Познай самого себя» (“Nosce te ipsum”. Сократ) ( 3 часа) |
16/1 17/2 | Вычисление объёма и площади поверхности своего тела | 2 | Работа в группах | Источ №3 -стр68,69 | Обработка полученных результатов |
18/3 | Определение механической работы и мощности при различных нагрузках | 1 | Работа в группах в спортзале | Вспомнить материал по физике. Источ №3 -стр72,73 |
VI. Обобщение курса (2 часа) |
19/1 | Презентация «Осознания границ возможностей экспериментального метода» | 1 | Выступление учащихся перед аудиторией |
20/2 | Обобщение всего курса | 1 | Сочинение-размышление «Естественно-научная исследовательская деятельность, построенная на материале биологии, физики, химии» | Осознанный выбор естественнонаучного профиля обучения |
Используемая литература:
Учебные программы предметно- ориентированных элективных курсов предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Химия.- Москва-Челябинск, 2003.
М.Г.Ковтунович. Домашний эксперимент по физике.7- 11 классы-М: ВЛАДОС, 2007.
Г.Ш.Гоциридзе. Практические и лабораторные работы по физике. 7- 11 классы-М: «Классик Стиль», 2002.
Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн.для учителя М: Просвещение, 1988.
Зверев И.Д.Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся- М: Просвещение, 1998.
Детский ежемесячный журнал «Миша»
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики (методические рекомендации)
Р.В.Султанова, учитель физики
высшей категории, стаж 25 лет
В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников.
Идея формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых. Более важным, чем знание определенных вопросов программы, является увлечение ученика делом, которому он решил посвятить свое время. Нужно разбудить живые склонности в каждом ученике, помочь найти свое призвание и следовать ему.
Творческое отношение к труду следует воспитывать, начиная с простейших опытов и решения задач.
Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности.
Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, так как только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определенные нравственные чувства и суждения учащихся.
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, обладающего познавательным интересом, углубиться в суть познаваемого.
Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными, приближающимися в старших классах к методам науки. Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер.
Могу предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: 1-я стадия – от любопытства к удивлению; 2-я – от удивления к активной любознательности и стремлению узнать; 3-я – к прочному знанию и научному поиску.
На первой стадии у школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффектного опыта, слушания рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления и т.д. По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законов происходит все большая объективизация интереса: ученик придает все возрастающее значение реальному содержанию объекта своего интереса. Любопытство перерастает в любознательность.
Стадия любознательности характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. На этой стадии учащиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. Стараюсь так организовать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания.
Следующая стадия проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.
В процессе обучения физике изменяется объект интереса учащихся. Вначале это факты, опыты, явления; затем – возможность их объяснения; потом – глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию физической картины мира.
Все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся.
Как же пробудить у учащихся интерес к предмету? Индивидуальные условия школы заставили меня искать свои тропинки к сердцу и уму учащихся.
При первой же встрече ребят с физикой как учебной дисциплиной добиваюсь максимально возможного эмоционального всплеска, т.к. с ним прочно связаны не только интерес к предмету и качество усвоения знаний, но и нравственное становление личности учеников.
На первом этапе курса физики (7 – 8-й класс) я выделяю на некоторых уроках время (5-7 мин.) для микробесед на темы, не предусмотренные программой, но имеющие связь с изучаемым материалом. На микробеседах мы говорим об отдельных этапах жизни и деятельности ученых, успехах в развитии науки и техники, причем беседу нужно проводить эмоционально. Трудно четко спланировать эти краткие беседы, отразить их содержание в поурочном планировании, т.к. зачастую они бывают импровизированными. Н а самых первых уроках при ознакомлении с предметом , как правило провожу наиболее яркие, эффектные опыты по «Электричеству», «Магнитному явлению» и т.п. В дальнейшем, провожу урок по изготовлению из бумаги Вертолёт-вертушку, затем урок-экскурсия: объяснение природных явлений. Так, перед изучением вопроса «М.В. Ломоносов о строении вещества» готовлюсь к беседе об основных, наиболее интересных этапах жизни и деятельности ученого, о его вкладе в развитие науки. Перед уроком на тему «Давление» подбираю материал о получении в нашей стране искусственных алмазов. Изучение темы «Вес тела» обязывает меня быть готовым к беседе о невесомости на искусственных спутниках Земли, о космических кораблях и их создателях.
Немалый интерес к физике прививают уроки-семинары. Их я организую в 9 – 11-х классах и обычно связываю с вопросами научно-технического прогресса, «Движение искусственных спутников Земли», «Тепловые двигатели» и др. За неделю до проведения урока-семинара учащимся сообщаю его тему, дату, перечень литературы., даю возможность использовать информацию из Интернета. Готовятся все ученики, а выступают по желанию; обобщения делаю сама. Эти занятия вырабатывают самостоятельность мышления учащихся, развивают их эрудицию. Практика работы показывает, что наиболее эффективны те средства поддержания познавательной активности учеников ,которые связаны с их жизнью.
Поэтому при прохождении темы «Тепловые двигатели» я провожу урок-семинар, предварительно дав учащимся следующее задание:
выяснить, каково применение тепловых двигателей: 1) в нашем селе, 2) в соседнем городе;
узнать о перспективах использования тепловых двигателей в районе;
составить представление о планах выпуска тепловых двигателей и их использование в нашей стране.
Ребята такие задания выполняют с удовольствием, проявляют активность, и урок-семинар проходит живо, интересно, ученики хорошо запоминают применения тепловых двигателей, понимают, где и почему они используются.
В 9-м классе удачно прошел семинар, посвященный электрическим зарядам и электрическому полю. Готовились к нему две недели. Ученикам была указана соответствующая литература и предоставлены необходимые приборы для постановки опытов. На семинаре по каждому вопросу выступали два ученика: один сообщал теоретические сведения, второй демонстрировал эксперименты. После своего выступления ученики обращались к одноклассникам, предлагая объяснить увиденные опыты.. Моя роль сводилась к дополнению и обобщению материала ,а также оценке выступлений не только докладчиков, но и всех принимавших участие в семинаре.
Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, подбираю систему следующих в логической последовательности вопросов, позволяющих вести беседу целенаправленно и требующих от учащихся напряжения умственных сил. Например, вопрос «С каким ускорением падают тела разной массы?» я формулирую иначе: «Почему все тела в отсутствии сопротивления воздуха падают с одинаковым ускорением?»
Использование художественной и научно-популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. Приведу несколько примеров. При изучении с семиклассниками темы о равнодействующей силе разбираем басню Крылова «Лебедь, рак и щука», пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там»; при изучении понятия о теле отсчета привожу отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный». Разбор в классе содержания этих строк позволяет учащимся не только глубже усвоить суть относительности механического движения, но и получить удовольствие, вспомнив, любимые с детства строки, почувствовать сердечную доброту и юмор их автора. Можно попросить ребят прокомментировать с точки зрения физики такие шуточные слова: «Ехала деревня мимо мужика.
В 10-м классе при изучении молекулярной физики использую загадки: вокруг носа вьется, а в руки не дается; сивые кабаны все поле облегли и пр. Сказка П.Ершова «Конек-горбунок» помогает одинадцатиклассникам создать верное представление о явлении люминесценции, если прочитать стихи, описывающие жар-птицу.
Названные выше произведения использую в разных формах: зачитываю с комментариями короткие отрывки, даю краткий пересказ отдельных мест или прошу сделать это учеников, рекомендую прочитать произведение самостоятельно и найти факты, относящиеся к изучаемому материалу.
Использование произведений искусства в процессе обучения физики есть один из примеров повышения познавательного интереса к науке.
При изучении физики школьники знакомятся с причинами ряда физических явлений в природе. Так, законами рассеяния света объясняется голубизна небосвода; дисперсией света в каплях влаги – радуга; интерференцией и дифракцией – игра цвета на водной поверхности водоемов; преломлением света – миражи; электромагнитными и оптическими процессами – великолепие северных сияний. Школьникам важно пояснить необходимость для художника знаний фотометрии, многообразия цветов и их оттенков, правил восприятия света, смешения цветов. Изучая в разделе «Оптика» спектральный состав излучения, рассказываю о психологической особенности восприятия цвета человеком, например: бордовый и красный вызывают ощущения тепла, зеленый – прохлады. Эти свойства цветов порождать определенные ощущения широко используются в технике; так, горячие цеха заводов, как правило, окрашивают в холодные тона (синие, голубые).
Материал курса физики открывает ряд возможностей показать, какое огромное значение имеют успехи науки для дальнейшего развития и совершенствования изобразительного искусства. Использование при обучении физике произведений изобразительного искусства повышает эмоциональную восприимчивость учащихся, тем самым способствует получению глубоких знаний, приобщает учащихся к прекрасному, помогает воспитывать эстетический вкус. Уроки физики, на которых демонстрируются репродукции художественных произведений, должны убеждать подрастающее поколение в том, что наука и искусство взаимосвязаны, что глубокие эмоции необходимы любому человеку, какой бы деятельностью он не занимался.
Активизировать познавательную деятельность учащихся, несомненно, можно и с помощью эксперимента. Большое внимание я уделяю решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи включаю и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, мы обучаем школьников умению самостоятельно пополнять знания. Это один из самых педагогически эффективных и интересных для учащихся приемов самостоятельной работы. Он способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету.
Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. Например, я даю задание: «Исследуйте зависимость скорости испарения от температуры окружающей среды», в домашних условиях измерьте влажность воздуха в разных комнатах и объясните разницу относительной влажности. Ученик должен ознакомиться с его содержанием, составить план выполнения и собрать нужную установку, проделать опыты, ответить на вопросы и описать выполненную работу. При этом формируются и в то же время проверяются организационные и экспериментальные умения ученика, его знания. Или такой домашний эксперимент: «Определите объем небольшой картофелины. Вычислите ее массу», или определите плотность мыла (имеющего правильную геометрическую форму). Правильность определения объема картофелины отражает умение пользоваться мензуркой; точность, четкость выполнения задания позволяют оценить понимание физического смысла плотности, массы и знание их единиц измерения. Такого рода задания приучают школьника к самостоятельному выполнению работы на всех ее этапах, включая организацию, проведение, осмысление и получение результатов.
При организации и проведении домашних экспериментов важно иметь в виду следующее: такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний; легко выполняться в домашних условиях и др. При выполнении опытов учащиеся могут применять самодельные приборы, предметы и материалы домашнего обихода. Считаю целесообразным предварять изучение некоторых вопросов простыми экспериментальными заданиями.
Домашние экспериментальные работы я предлагаю учащимся до, и после выполнения ими соответствующей фронтальной лабораторной работы. Показываю логическую связь между материалом, изучаемым на уроке, и домашним экспериментальным заданием, мотивирую эту работу, привлекаю к ней внимание учащихся.
Приведу несколько примеров домашних экспериментальных заданий.
– Определите предел измерения и цену деления шкалы рулетки. Какие физические величины можно измерить, определить с помощью рулетки? Вычислите площадь поверхности обеденного стола и объем ванной комнаты. Выразите результаты вычислений в м2 и м3.
– Вставьте плотно воронку в бутылку и попробуйте быстро налить в нее воду. Что вы наблюдаете? Почему вода не вливается в «пустую» бутылку?
– Вырежьте из листа бумаги два одинаковых лепестка и приложите их друг к другу. Слипаются ли они? Повторите опыт, намочив соприкасающиеся стороны лепестков водой. Почему лепестки прилипают друг к другу?
– Возьмите электрическую лампу и новый подвесной патрон. Изучите их устройство. Покажите и нарисуйте токопроводящую часть лампы. Разберите патрон и рассмотрите отдельные части и клеммы, к которым подается электрический ток. Покажите путь тока по патрону и лампе. Соберите патрон.
-Определите по показаниям счётчика стоимость электроэнергии за час, неделю и месяц при нагруженной сети различными приборами и оборудованием бытовой техники, а также экономия э/э.
Использование заданий на воспроизведение материала – первоначальный и необходимый этап повторения и контроля уровня знаний школьников. Оживить опрос, активизировать учащихся могут занимательные формы работы. В их числе – работа с кроссвордами по физике.
Для того чтобы кроссворды стали учебно-дидактическим средством, способствующим повышению эффективности обучения, я составляю их на базе основного программного материала, а зашифрованы в них физические понятия, явления, законы, названия приборов, фамилии ученых, практические применения научных знаний. На уроках кроссворды применяю для проверки лишь усвоения фактического материала учащимися, а не общей эрудиции. Загадывание физических терминов провожу так, чтобы ответ требовал не только знаний определений понятий, но и понимания физического смысла, а также знаний практических применений в быту, технике; это позволит шире и глубже охватить изучаемый материал. Разумеется, я не ограничиваюсь кроссвордами, заимствованными из литературы или составленными мной. Полезно привлекать к их придумыванию учащихся.
Как показывает практика, успешность учебы и прочность знаний находятся в прямой зависимости от уровня развития интереса ребят к предмету, а сама структура познавательного интереса сложна, многогранна и тесно связана с другими психологическими процессами и эмоциями.
Можно выделить два основных источника, влияющих на становление интереса ребят к учению:
1) содержание учебного материала,
2) организация учебной деятельности.
К первому источнику относятся следующие стимулы:
новизна материала (неожиданность изучаемого факта, явления, закона);
обновление усвоенных знаний (открытие в прежних знаниях не известных ранее сторон, связей, отношений и закономерностей, которые дополняют и развивают то, что уже известно);
историзм преподавания (включение сведений из истории важнейших научных открытий, из биографий великих ученых);
показ практического значения и необходимости знаний, т.е. связь между содержанием рассматриваемого материала и его ценностью для жизни, практики, народного хозяйства;
ознакомление с современными научно-техническими достижениями в различных областях – космонавтике, военном деле, механизации, биомеханике, спорте и т.д.
Ко второму источнику организации учебной деятельности относят:
включение в занятия различных форм самостоятельных работ учащихся;
проблемное обучение;
постановку практических работ (исследовательских, творческих).
Хочу подчеркнуть: формирование и развитие интереса учащихся к предмету определяется, прежде всего, деятельностью преподавателя. Учитель может по своему усмотрению, с учетом конкретных условий ввести в действие на уроке именно те стимулы, которые слабо отражены в содержании изучаемого параграфа учебника.
Использование лабораторного эксперимента для активизации учащихся и развития их творчества
Призванный утвердить физику как науку опытную, он выполняет разнообразные учебные функции: первого знакомства с новым явлением; иллюстрации изучаемого материала; измерения количественных характеристик явления; проверки сформулированного учителем закона; развития у учащихся экспериментальных навыков и т.д.
Само место фронтального опыта при изучении физики может быть различным. Например, вариант его постановки в ходе знакомства учащихся 10-го класса с понятием температуры.
Первый урок на тему «Температура и ее измерение» я сразу начинаю с опыта: изучение теплообмена исследуемого тела и термометра.
Опыт проводится группой из двух учащихся. Каждый из них получает сосуд с водой и термометр, цену деления которого он определяет, и в дальнейшем для оценки теплового состояния воды пользуется только «своим» термометром.
Эксперимент начинается после того, как его участники, опустив термометры каждый в свой сосуд, на вопросы: как изменяются со временем показания твоего термометра после его переноса в сосуд соседа? (Оба ученика переносят термометры одновременно). Температуру чего показывает твой термометр в первый момент после переноса его в сосуд соседа? Почему при измерении температуры человека медицинским термометром его надо держать 5-10 мин? Нельзя ли провести измерения быстрее? Одинаковы ли результаты измерения температуры воды в одном и том же сосуде, полученные разными участниками? Почему? Что изменилось бы в результатах, если бы сосуды были очень маленькими? В опыте органично сочетаются элементы теоретического обобщения и экспериментального исследования. Важно, чтобы в дальнейшем полученные при этом знания были логично развернуты и использованы в других формах работы.
С целью повышения качества знаний учащихся я при изложении учебного материала стараюсь развить познавательный интерес школьников к изучаемому, воздействуя на эмоциональную сферу их личности (помня образное выражение одного из ученых, что наука – дочь удивления и любопытства).
Для этого я использую парадоксальные вопросы-задачи, которые вызывают удивление учащихся, заставляют их думать, а самое главное – привлекают внимание каждого, способствуют лучшему пониманию физических законов и явлений. Подобные задачи можно подобрать к каждой теме курса.
Опыт показывает, что наличие интереса к изучаемому предмету повышает внимание рассматриваемых вопросов и, следовательно, способствует получению более прочных знаний.
Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке физики было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке физике.
В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству как занимательность. Учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов.
Следует различать две стороны занимательности: возможности содержания самого предмета и определенные методические приемы.
Чтобы используемый занимательный материал на уроках дал прочный обучающий эффект, на мой взгляд, нужно соблюдать следующие требования.
1. Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. В частности, учащиеся 7-го класса после рассмотрения вопроса об архимедовой силе с интересом прочтут статью «Загадка водяной капли», а ученики 8-го класса при изучении раздела «Тепловые явления» – статью «Жара и холод».
2. Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями. В противном случае занимательность не приведет к развитию у школьников устойчивых познавательных интересов. Поэтому учителю следует ставить перед учениками вопросы: «Как?», «Почему?», «Отчего?»
3. Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Например, при изучении в 10-м классе броуновского движения лучше привести образное описание этого явления, данное немецким физиком Р.В.Полем в книге «Механика, акустика и учение о теплоте».
4. Дополнительный материал, выбираемый учителем для урока, должен соответствовать увлечениям учеников.
5. Занимательный материал на уроке должен не требовать большой затраты времени, быть ярким, эмоциональным моментом урока. Как показывает опыт, целесообразнее привести на уроке один-два наиболее характерных примера, чем перечислять несколько эффектных, но малозначащих фактов.
Место занимательности на уроке может быть различным.
Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но следует помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную активность ребят.
Компьютеризация обучения – наиболее современная тенденция развития дидактики и конкретных методик. Проведя уроки – исследования с использованием компьютерных моделей мультимедийных курсов «Физикона» «Открытая физика», «Физика в картинках», я убедилась в том, что эти модели легко вписываются в урок. Они позволяют организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. Этот комплекс отличается от большинства обучающих программ адаптивностью, многообразием режимов работы, форм диалога и методических приемов, качественной графикой с элементами мультипликации, развитой системой накопления и анализа результатов обучения, возможностью изменения сценариев обучения и баз знаний, в которых практически не используются прямые вопросы-ответы, а преобладают задания, предполагающие активные действия учащихся. Это позволяет реализовать идеи развивающего обучения, существенно активизировать и индивидуализировать деятельность обучаемых по добыванию знаний, повысить интерес к изучению физики.
В своей практической деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную. Наиболее приемлемыми методами обучения считаю проблемные (беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение), частично-поисковые (наблюдение, самостоятельная работа), исследовательские (исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование).
Правила моей работы
1. Свобода выбора
Никто не любит навязанные действия, чужие решения, особенно дети. Предоставляю им право выбора при решении задач, поиска путей решения
2. Правило открытости
Моя задача – при изложении проблемы информировать детей о границах, известных науке, и показать границы их знаний. Ведь знания – это не просто сумма аккуратно вложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов, это стремление к познанию и саморазвитию.
3. Правило деятельности
Стимулирую активную деятельность учащихся в процессе познания.
4. Правило обратной связи
В процессе обучения обязателен регулярный контроль (экспертный, взаимный и самоконтроль). Провожу опрос по карточкам, работу с терминами, составление задач и вопросов по конкретной теме, одновременно идет фронтальная работа.
В результате накопляемость оценок возрастает.
5. Правило индивидуальности
Считаю, что личностно - дифференцированный подход – одно из обязательных условий успеха в обучении. Воспитание свободной личности со своим пониманием картины мира – основа моей педагогической философии.
Всегда стараюсь знать и пробую жить интересами своих учеников, знать их вкусы, проблемы, это, возможно, позволяет им видеть во мне не только учителя, но и личность. А на основе интереса к личности учителя возможен и интерес к преподаваемому им предмету.
Султанова Р.В.- учитель физики МОУ «Куяшская СОШ», 2010 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по химии тема: "Сравнение свойств металлов и неметаллов"
Самостоятельная работа представлена в виде вопросов требующих ответов "ДА" и "НЕТ". Ответы отображаются в виде дуг над и под чертой, образуя так называемую волну. Удобно для проверки....
Самостоятельная работа по химии для 8 класса по теме "Соединения химических элементов"
Самостоятельная работа по химии для 8 класса по теме "Соединения химических элементов"...
Самостоятельная работа по химии по теме «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена»
На выполнение работы отводится 20 минут. Работа состоит из 3 заданий.1 задание. Записать уравнения возможных реакций в молекулярном виде, одно уравнение – в свете ТЭД. За выполнение задани...
Методическое пособие по внеаудиторной и самостоятельной работе по химии 10-11 класс.
Методическое пособие для обучающихся СПО....
Самостоятельная работа по химии "Расчеты по уравнениям химических реакций", 8 класс
Итоговая работа по теме "Количественные отношения в химии", 8 класс, к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана....
Самостоятельная работа по химии
Обобщение темы "Азотная кислота" химия 9 класс...
Самостоятельная работа по химии 9 класс Азот и его свойства. Аммиак. Соли Аммония. Азотная кислота
Проверочная работа направлена на проверку знаний по теме Азот и его соединения....