Методическое пособие по внеаудиторной и самостоятельной работе по химии 10-11 класс.
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Методическое пособие для обучающихся СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Удмуртской республики

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Ижевский машиностроительный техникум имени С.Н.Борина

Методическое пособие

по химии

внеаудиторной и  самостоятельной работе

Разработал: преподаватель

Зингарова Мария Кирилловна

Ижевск

Пояснительная записка

Методические указания предназначены для обучающихся первого и второго курса всех профессий, изучающих дисциплину «Химия».

При выполнении самостоятельных работ обучающийся должен уметь:

  • называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
  • решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Критерии оценивания самостоятельных работ

Оценка «5» – работа выполнена в полном объеме и без замечаний.

Оценка «4» – работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя.

Оценка «3» – работа выполнена правильно, не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Оценка «2» – допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые студент не может исправить даже по требованию преподавателя или работа не выполнена.

Инструкция к выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

При оформлении обучающиеся должны записать в тетрадь:

1) Дату выполнения работы.

2) Название работы.

3) Следуя заданию выполнить работу и сдать отчет о выполненной работе на проверку.

Выше указанный порядок подготовки и перечень самостоятельных работ позволяет с более качественно и углубленно подготовиться к изучаемым темам.

Раздел «Общая и неорганическая химия»

Тема «Основные понятия и законы химии»

Количество часов: 1

Задание: прочитать текст и ответить на предложенные вопросы.

 Во время грозы из кислорода образуется аллотропная модификация кислорода – озон, имеющий запах свежести.
О2
 О3

Вопросы:
1. Что такое аллотропия. Какие вещества называют аллотропными модификациями?
2. Почему после грозы у человека возникает ощущение свежести воздуха?
3. Определите количество протонов и нейтронов в изотопах кислорода:
16О и 17О

4. Сравните окислительные свойства аллотропных модификаций кислорода.
    Почему нельзя дышать чистым озоном?

5.Почему химически неверно поэтическое  выражение   «В воздухе пахло грозой».

                                                                                   

                                       Озоновая дыра (низкая концентрация озона)                Образование озона

Задание: прочитать текст и ответить на предложенные вопросы

Углерод,  является основой органических соединений. Он имеет несколько аллотропных модификаций встречающихся в природе.

Алмаз отличается отсутствием проводимости, низкой теплопроводностью, высокой твердостью; он самый твердый из известных веществ. На разрыв связи С-С, в тетраэдрической структуре требуются большие затраты энергии, поэтому алмаз, наряду с исключительной твердостью, характеризуется высокой температурой плавления (3550° C).

Графит - мягкое черное вещество из легко слоящихся кристалликов, отличающееся хорошей электропроводностью (электрическое сопротивление 0,0014 Ом*см). Поэтому графит применяется в дуговых лампах и печах, в которых необходимо создавать высокие температуры. Графит высокой чистоты применяют в ядерных реакторах в качестве замедлителя нейтронов. Температура плавления его при повышенном давлении равна 3527°

При высоких давлении и температуре в присутствии катализатора, например железа, графит может превращаться в алмаз. Этот процесс реализован для промышленного получения искусственных алмазов. Кристаллы алмаза растут на поверхности катализатора.

 Вопросы:

1. Напишите  аллотропные модификации углерода.

2. Определите атомную массу графита и алмаза.

3. Определите количество протонов и нейтронов в изотопах углерода: 12С (углерод, сажа), 14C (алмаз) и 13C (графит)

4. Сравните их по физическим свойствам: цвет, блеск, t плавления, твердость.

5. Назовите основные области их применения.

                 Алмаз                                  Графит

Тема  «Решение задач на определение количества вещества»

Количество часов: 2

Закон сохранения массы (М. Ломоносов, 1748; А. Лавуазье, 1789): масса всех веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе всех продуктов реакции.

Закон постоянства состава (Ж. Пруст, 1808): все индивидуальные вещества имеют постоянный качественный и количественный состав, независимо от способа их получения.

* Закон всегда выполняется для газообразных и жидких веществ!

Закон Авогадро: в равных объемах любых газов при постоянных температуре и давлении содержится одинаковое число молекул.

PV = VRT,
или
PV = (m/М) • RT,
где Р — давление газа, V— его объем, V — количество газа (в молях), R — универсальная газовая постоянная (8,314Дж /(моль • К), Т — абсолютная температура, m —  молярная масса.

Количество вещества -  Любое вещество состоит из определенных структурных единиц. Например, поваренная соль, хлорид натрия, состоит из условных молекул кристаллического вещества NaCl.

Количество вещества  - это физическая величина, указывающая на число структурных единиц вещества (формул) относительно постоянной Авогадро. Обозначается количество вещества символом - n .

n = N / NA     или       n=m/M      или        n = V/Vm

где: N - число частиц вещества или молекул;

NA - постоянная Авогадро (NA = 6,02·1023).

Vm – объем молярный равен 22,4 л / моль;

Плотность газа по водороду рассчитываем по формуле

DH2=M/2 или М=DH2*2

Плотность газа по воздуху

Dвозд.=М/29 или М=Dвозд.*2

Задания:  Выполнить предложенные задания.

1. Выберите 2 правильных утверждений:

а) масса полученных веществ равна массе исходных веществ;

б) при получении серной кислоты лабораторным способом, получается кислота с отличающимся количественным составом;

в) Закон Авогадро справедлив только для газообразных веществ;

2. Что показывает,  химическая формула, написанная на упаковке пищевой соды.

3. Запишите единицы измерения количества вещества?

4. Самый используемый металл в металлургии -  железо. Вычислите какое количество вещества будет содержаться в 5 кг. пластине железа.

5. Определите число молекул в 32 г угарного газа.

6. Какова масса 5,6 л (н.у) углекислого газа? Сколько молекул содержится в этом объеме газа?

7. Во многих странах мира кислород является дефицитом т. к атмосфера достаточно сильно загрязнена. Используя закон Авогадро рассчитайте массу кислорода, содержащегося в баллоне объемом 50 л при температуре 25*С и давлении 790 кПа.

8. Рассчитайте относительную плотность по водороду следующих газов: сероводорода, хлора, аммиака, озона, углекислого газа.

9. При нормальных условиях 22,4 л чистого воздуха имеют массу 29 г. Эта масса условно считается средней молярной массой воздуха. Рассчитайте относительную плотность по воздуху следующих газов: водорода, азота, угарного газа, пропана (С3Н8), бутана (С4Н10).

Пример решения задач

Решение задач по теме: «Моль.  Количество вещества».

Обозначения:

n- количество вещества, (моль, кмоль, ммоль)

m – масса, ( г, кг, мг)

M – молярная масса, ( г/ моль, кг/ кмоль, мг/ ммоль)

V – объем, (л, м3, см3, мл)

Vм – молярный объем (л/ моль, м3/ кмоль, мл/ ммоль) для любого газа при нормальных условиях (н.у.) равен 22,4 л/моль

N- число частиц (атомы, молекулы, ионы)

NА- постоянная Авогадро равна 6,02.1023 частиц.моль-1

 n= m/M           n= V/VM           n= N/NA

    Задача 1. Сколько молекул озона О3 содержится в 72 г его?

Дано:

m(О3)= 72г

Решение

1)      n (О3)=m/ M= 72г:48г/моль=1,5моль

      M(О3)=16.3= 48 г/моль

2)      N (О3)=n NA= =1,5моль.6,02.1023молекул.моль-1=9.1023молекул

Ответ: N (О3)= 9.1023молекул

 

Найти:

N (О3)-?

Задача 2. Какой объем занимают (при н.у.) 280 кг азота?

Дано:

m(N2) = 280кг

Решение

  1. n  (N2)=m/ M= 280кг:28кг/ кмоль =10кмоль

      M (N2) = 14.2= 28 г/моль= 28кг/ кмоль

  1. V (N2)= n .Vм =10кмоль.22,4м3/ кмоль=224 м3

Ответ: V (N2)= 224 м3

 

Найти:

V (N2) -?

 

Задача 3. Какую массу имеют 112л (при н.у.) углекислого газа?

Дано:

V (СО2) = 112л

Решение

  1. n (СО2)=V/ Vм = 112л/ 22,4л/моль= 5 моль
  2. m (СО2) = n.M= 5моль?(12+16.2) г/ моль= 5.44=220г

     

Ответ: m (СО2) =220г

 

Найти:

m (СО2)-?

Задание: Решите самостоятельно задачи:

1. Хлориду натрия массой 5,85 г соответствует количество вещества:

              1) 1 моль;   2) 0,5 моль;      3) 0,1 моль; 4 ) 0,01 моль.

 

2.  Оксиду кальция массой 28 г соответствует количество вещества:

             1) 1 моль;   2) 0,1 моль;      3 )2 моль;     4) 0,5 моль.

 

3. Масса 0,25 моль хлорида меди (II) равна:

             1) 64 г;    2) 24,75 г;     3) 24,875 г;         4) 33,75 г.

 

4.  Какой объем при н.у. занимают 64г оксида серы (IV)?

5 Какую массу имеют 3 • 1024 молекул углекислого газа (оксида углерода (IV))? 

6.  Какую массу имеют 44,8 л  при н.у. угарного газа (оксид углерода (II))?

7.  Какой объем занимают 6 • 1023молекул сероводорода H2S?

9.  Какой объем при н.у. занимают 96г озона О3?

10 Сколько молекул хлора CI2 cодержится в 284г его?

 

Тема «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете строения атома»

Количество часов: 1

Задание: Подготовить сообщение с использованием интернет ресурсов на предложенную тему и выполнить письменный отчет.

Тема: «Труды Д.И.Менделеева»

Тема « Строение атома»

Количество часов: 1

Задание: Подготовить сообщение с использованием интернет ресурсов на предложенную тему и выполнить письменный отчет.

Тема: «История открытия атома»

Тема» Виды химической связи»

Количество часов: 1

Задание: Прочтите сказку, ответьте на вопросы и определите виды химической связи, о которых идет речь.

Вариант 1

– сказка –

В одной очень известной стране жили химические элементы. Они были настолько разные, что с ними происходили самые неожиданные истории. То они дружат, то они ссорятся, то отдают свои электроны, то отбирают их. Некоторые вообще не принимали никакого участия в общественной жизни государства, а тихо отмалчивались в своей восьмой группе. Но были в этой стране и настоящие труженики: спортивная команда под названием «Металлы». Бессменным тренером этой команды был Франций – молодой и очень энергичный элемент. Спортивная команда занимала первые места в соревнованиях по «метанию электронов». Особых успехов добились Щелочные и Щелочноземельные металлы – они забрасывали свои электроны дальше всех! Однажды Франций предложил спортсменам поиграть в новую игру «электронная лапта». Игроки бросают друг другу электроны. Если забросил электрон – называешься «ионом», а если поймал – «атомом». Игроки так быстро обучились этой игре, что не успевали сменить названия. Тогда тренер разрешил им называться «атом-ионами». Игра пошла веселее, а команда «Металлы» заняла призовое место в первенстве элементов!

– тест –

1.          Связь устанавливается путем спаривания электронов и сдвига общей пары к одному из атомов.

2.          В процессе химической реакции происходит полная передача валентных электронов от одного атома реагирующих элементов к другому.

3.          Связь образуется между атомами металлов.

4.          Определите вид химический связи в веществе: бром (Вr2)

 

вариант 2

Задание: Прочтите сказку, ответьте на вопросы и определите виды химической связи, о которых идет речь

– сказка –

В некотором царстве, химическом государстве, жил-был Хлор. И хотя принадлежал он к старинному роду Галогенов, да и наследство получил немалое (на внешнем энергетическом уровне у него было семь электронов), был он очень жадным и завистливым, а от злости даже стал желто-зеленым. Днем и ночью мучило его желание сделаться похожим на Аргон. Думал он думал и наконец придумал: «У Аргона на внешнем уровне восемь электронов, а у меня только семь. Значит, мне надо заполучить еще один электрон, тогда я тоже буду благородным». На следующий день собрался Хлор в дорогу за заветным электроном, но далеко идти ему не пришлось: возле самого дома встретил он атом, похожий на него как две капли воды.

– Слушай, брат, дай мне свой электрон, – заговорил Хлор.

– Нет уж, лучше ты дай мне электрон, – ответил близнец.

– Ладно, давай тогда объединим наши электроны, чтобы никому не было обидно, – сказал жадный Хлор, надеясь, что потом он заберет электрон себе.

Но не тут-то было: оба атома в равной степени пользовались общими электронами, несмотря на отчаянные усилия жадного Хлора перетянуть их на свою сторону.

– тест –

1.          Связь, возникающая между атомами и ионами металлов посредством обобществленных электронов

2.          Связь образуется между атомами разных неметаллов.

3.          В процессе взаимодействия атомов образуются ионы.

4.          Определите вид химический связи в веществе: оксид цинка (ZnO)

Тема «Решение расчетных задач на определение объемной и массовой доли»

Количество часов: 2

Задание: Решить задачи для самостоятельного решения.

Основные термины

Массовая доля – отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.

Объемная доля – отношение объема данного вещества к общему объему смеси.

Масса раствора складывается из массы растворителя и массы растворенного вещества, т. е.:

m(раствора) = m(растворителя) + m(растворенного вещества).

Предположим, массовая доля растворенного вещества равна 0,1, или 10%. Следовательно, оставшиеся 0,9, или 90%, – это массовая доля растворителя.

Массовая доля растворенного вещества широко используется не только в химии, но и в медицине, биологии, физике, да и в повседневной жизни. Рассмотрим решение некоторых задач.

массовой доли

Задача на нахождение массовой доли.

массовой доли

Объемная доля

Задачи для самостоятельного решения.

1. Найдите массовую долю КОН в растворе, в котором на три атома кислорода приходится пять атомов водорода. Ответ: 60,87%.

2. Сколько грамм AlCl3 6H2O и 5%-ного раствора хлорида алюминия нужно взять для получения 500 г 10% раствора хлорида алюминия? Ответ: 49,71 г кристаллогидрата хлорида алюминия; 450,29 г 5%-ного раствора хлорида алюминия.

3. В 100 г 20%-ного раствора соляной кислоты добавили цинк. Когда кусочек цинка из раствора вынули массовая доля HСl составила 10%. Сколько цинка при этом растворилось? Какова масса полученного раствора? Ответ: 8,2 г цинка. Масса раствора 107,9 г.

4. Найдите массовую долю КОН в растворе, в котором на три атома кислорода приходится пять атомов водорода. Ответ: 60,87%.

5.  Какая масса карбоната натрия образуется при разложении 50 г питьевой соды, содержащей 16% примесей?

Тема «Электролитическая диссоциация»

Количество часов: 2

Задание: Ответить на предложенные вопросы.

Вопросы:

1. Какие вещества называют электролитами? Приведите примеры таких веществ.

2. Какую роль играет вода в процессе электролитической диссоциации.

3. Как используются электролиты в технике.

4. Запишите электролитическую диссоциацию поваренной соли.

5. Для электролиза расплава поваренной соли применяется постоянный ток. Почему нецелесообразно применять переменный ток?

6. Электрическая проводимость жидкого фтороводорода ничтожно мала, а водный раствор его ток проводит. Чем это можно объяснить?

Тема «Определение жесткости воды»

Количество часов: 2

Задание: Ответить на предложенные вопросы.

Вопросы:

1. Достаточно ли запаса пресной воды на планете? Можно ли отнести воду к абсолютно возобновляемым природным ресурсам? Ответ поясните.

2. Предложите способы режима экономии пресной воды?

3. Что обуславливает жесткость воды? Какие виды жесткости воды различают? Как устранить и определить жесткость воды?

4. Какую воду называют минеральной? Для каких целей используют?

5. В 1 л жесткой воды содержится 450 мг хлорида кальция. Сколько граммов кристаллической соды (Na2CO3*10H2O) необходимо добавить к 250 л такой воды для устранения ее постоянной жесткости?

Тема «Оксиды. Основания»

Количество часов: 1

Задание: Создать презентацию и защитить на предложенные темы с использованием интернет источников.

Темы:

1. Угарный газ в жизни человека.

2. Диоксид азота в жизни человека.

3. Вода в жизни человека.

Тема « Кислоты. Соли»

Количество часов: 1

Задание: Создать презентацию и защитить на предложенные темы с использованием интернет источников.

Темы: Значение соды в народном хозяйстве и история содового производства»

Тема « Классификация химических реакций»

C:\Users\вован\Desktop\Klashimreak.jpg

Количество часов: 1

Задание: 1. Дайте характеристику следующим реакциям:

а) 2NH↔ N+3H2      ∆H= -92 кДж

б) Fe + S → FeS        ∆H= -96 кДж

в) H2O + C →CO + H   ∆H=+136 кДж

г) 2SO+ O↔ 2SO     ∆H= -193 кДж

2. Уравнять методом электронного баланса

MnCO3 + KClO3  MnO2 + KCl + CO2

(NH4)2CrO4  Cr2O3 + N2 +H2O + NH3

Cu+HNO3--

3. К какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице «Угадай слово»? Необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово.

«Угадай слово»

Уравнения реакций

Типы химических реакций

соединения

разложения

замещения

обмена

Mg + 2HCl = MgCl2 + H2

Б

В

П

З

2Fe(OH) 3 = Fe2O3 + 3H2O

Г

И

К

Д

2Ca + O2 = 2CaO

С

Ж

С

Ф

K3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4 + 3KNO3

Н

У

Т

Ь

2HgO = 2Hg + O2

А

М

Р

П

Br2 + 2KI = 2KBr + I2

Ш

Л

О

И

Тема «Металлы»

Количество часов: 1

Задание: Выполнить предложенные задания. Записать соответствующие уравнения реакций.

1. Алхимики считали одним из доказательств возможности превращения одного металла в другой следующее наблюдение рудокопов, добывающих медные руды: их железные кирки покрывались медью при соприкосновении с рудничными  водами. Каково правильное объяснение этого химического явления?

2. Как химическим путем удалить с алюминиевого изделия продукты коррозии (оксид и гидроксид алюминия), не причиняя ущербу металлу?

3. По каким внешним признакам вы отличаете изделия из алюминия от изделий из других металлов, с которыми вы встречались?

4. Медные предметы после погружения в раствор хлорида ртути (II) становятся как бы "Серебряными". Объясните это явление, запишите ионное уравнение?

5. Золото это сплав металлов: меди, алюминия и т.д. Золото  750 пробы в плане химического соотношения элементов представляет практически чистое золото. Этот сплав устойчив к воздействию на него различных сильных кислот. По свойствам механической обработки сплавов 585 и 750 проб, доказано, что 750 проба золота лучше поддается обработке. Объясните, почему ювелирные изделия изготавливают из 585 пробы золота?

6. Объясните явление «серебро потемнело». Какой химический элемент соединяется с серебром? Как химическим путем можно очистить серебряное изделие от темного налета?

7. У вас, есть слиток 750 пробы весом 10 г. и вам нужно понизить его пробу до 585 пробы. Сколько грамм лигатуры нужно добавить при этом?

8. Алюминий наряду с цинком устойчив против коррозии. Объясните это явление с точки зрения химических свойств.

9. Медь, алюминий, магний и их сплавы при нагревании в процессе сварки энергично вступают в реакцию с кислородом воздуха или сварочного пламени (при сварке окислительным пламенем), образуя окислы, которые имеют более высокую t плавления, чем металл. Окислы покрывают капли расплавленного металла тонкой пленкой и этим сильно затрудняют плавление частиц металла при сварке. Запишите химический процесс в виде уравнения химической реакции.

10. Запишите химические процессы в виде уравнений химических реакций.

  1. Практикуется очистка цинка при помощи погружения на 20-30 минут в горячий 10% раствор едкого натра или кали.
  2. Удаление ржавчины с поверхности железа производят путем обработки металла солью тринатрийфосфатом.
  3. Протравливание небольших изделий из железа лучше всего в стеклянной посуде с помощью активных кислот: соляной или серной. Погружаем ржавые гвозди на 2-3 дня и железо становиться чистым

Протравливание железа

Тема «Неметаллы»

Количество часов: 1

Задание: Создать презентацию и защитить на предложенные темы с использованием интернет источников.

Темы:

1. Работа кислородного цеха или завода.

2. Применение фосфора в технике.

3 Устройство и принцип действия свинцового аккумулятора.

Тема «Генетическая связь металлов и неметаллов»

Количество часов: 1

Задание: Выполнить предложенные цепочки и записать уравнения реакций.

  1. Zn------ZnO----Zn(OH)2----ZnSO4----ZnO---ZnCl2-----Zn(OH)2----ZnO-----Zn. Назвать соединения.

2. Si------SiO---H2SiO3----SiO2---Si

3. Mn -> MnO2->H MnO3 ->Ca(MnO3)2->CaO->Ca(OH)2->CaCl2->CaO->Ca

Тема «Теория химического строения органических соединений»

Количество часов: 1

Задание: Подготовить сообщение на тему: «Труды А.М.Бутлерова».

Тема «Алканы»

Количество часов:  1

Задание: Ответить на вопросы, подтвердить возможными уравнениями реакций.

  1. Спичка пропитана парафином. Если внимательно понаблюдать за горящей спичкой, можно заметить, как за 1-2 мм до пламени оплавляется парафин. Какую роль выполняет это вещество? Составьте уравнение реакции горения парафина, условно считая, что его формула С36Н74.
  2. Метан - рудничным или болотный газ, который используют для получения метилового спирта. Запишите реакцию получения ядовитого вещества.
  3. Метан составляет основу атмосферы  ряда планет - Сатурна, Юпитера и его спутника Титана. Может ли метан взаимодействовать с другими газами атмосферы водородом и аммиаком.
  4. С воздухом метан образует взрывоопасные смеси, что является основной причиной взрывов на угольных шахтах (температура самовоспламенения 537,8 °С). Запишите процесс в виде уравнения химической реакции.
  5. Самый известный газ, используемый в повседневной жизни человека - пропан (бесцветный газ без запаха). Наличие его в газовых баллонах определяют по количеству жидкости в баллоне. Объясните это явление.
  6. В качестве стабилизаторов взрывов пропана  при аварийных ситуациях используют углекислый газ  или азот с минимальной  концентрацией  их в закрытом объеме 32 и 45%. Объясните это с точки зрения химического процесса.
  7. Из промышленных газов пропан выделяют ректификацией под давлением. Запишите уравнение крекинга получения метана.
  8. Какое количество теплоты, выделится при сгорании 448 л. (н.у) метана в соответствии с термохимическим уравнением: СН4+2О2->СО2+Н2О+900 кДж
  9. Смесь метана с воздухом взрывается при объемной доле метана от 5 до 15%. Сколько килограммов метана содержится в 1 м3 смели метана с воздухом (н.у) при минимальном максимальном пределах взрываемости?
  10. При гниении растительных остатков на дне болот под влиянием микроорганизмов образуется болотный газ – метан, который способен самовоспламеняться на воздухе.
    Вопросы:
    1.Запишите молекулярную, структурную и электронную формулы метана.
    2.Составьте уравнение химической реакции самовоспламенения метана на воздухе.
    3.Почему образуются «блуждающие огоньки» на болоте?
    4. Опишите физические свойства метана?

                        

Тема « Алкены»

Задание: Ответить на вопросы, подтвердить возможными уравнениями реакций.

  1. Наряду с полиэтиленом в повседневной жизни широко используют полипропилен. Из него изготавливают ковры, игрушки, химическую и бытовую посуду, канаты, изоляцию проводов, корпусы приборов. Напишите уравнение реакции получения полипропилена. Укажите мономер, полимер и его элементарное звено.
  2. 1,2 – Дихлорэтан используют в качестве растворителя пластмасс, а также для обеззараживания зернохранилищ, зерна и почвы. Предложите способ получения этого вещества из этилена, напишите уравнение реакции. Сколько литров этилена (н.у) потребуется для получения 1 кг дихлорэтана?
  3. Полимеризацией пропилена получают полипропилен. Продукты синтезов на основе пропилена широко используются для производства пластмасс, каучуков, моющих средств, компонентов моторных топлив, растворителей и тд. Запишите уравнение полимеризации пропилена.
  4. Процесс получения дихлорэтана хлорированием этилена в промышленности осуществляется в реакторе с мешалкой или башне барботажного типа. Запишите уравнение химического процесса.
  5. В промышленности этилен применяют для получения этилового спирта. Запишите уравнение химической реакции.

Тема « Диены и каучуки»

Количество часов: 2

Задание: Ответить на вопросы, подтвердить возможными уравнениями реакций

  1.  Большие потребности промышленности в каучуке обусловили разработку синтетических способов его получения. В СССР синтетический каучук начал впервые производиться в промышленных масштабах в 1932 по способу С. В. Лебедева. Этот способ заключался в полимеризации бутадиена-1,3 в присутствии металлического натрия в качестве катализатора. Запишите химический процесс в виде уравнения химической реакции.
  2. Реакция Лебедева (дегидрирование и дегидратация) под действием катализаторов ZnO и Al 

                        C OH + C OH   = ?

  1. Для превращения каучука в резину проводят вулканизацию каучука. Резина отличается от каучука большей эластичностью и прочностью. Она устойчивее к действию температуры и растворителей. Запишите звено полимерной цепи резины?
  2. Натуральный каучук получается из природного сырья — сока дерева гевеи, распространенного в Южной Америке (главным образом в Бразилии). На воздухе белый млечный сок этого дерева быстро твердеет и темнеет, превращаясь в эластичную массу. Запишите химическую формулу натурального каучука.
  3. Для изготовления  резиновых изделий, не набухающих в бензине и других нефтепродуктах, используют хлоропреновый каучук. Мономером для его получения является хлоропрен ( 2-метил бутадиен -1,2), имеющий формулу СН2=СНCl-СН=СН2. Напишите уравнение реакции полимеризации хлоропрена, укажите структурное звено полимера. Рассчитайте относительную молекулярную массу макромолекулы.
  4. Все каучуки  с разной скоростью горят. Запишите уравнение реакции горения выбранного вами каучука.

Тема «Изомерия углеводородов»

Количество часов: 1

Задание: Составить все возможные изомеры.

1. Гексан

2. 2 метил гептен 1

3. Пентин 1

4. Изопентан

Тема «Анализ и решение цепочек превращения»

Количество часов: 2

Задание: Выполнить цепочки превращения, записать уравнения реакций.

а) С2Н2---С2Н4----С2Н5ОН----С2Н5ОNа.

б) CH4 ->С2Н2-С2Н4--С2Н5ОН--СН2-СОН  

в) СН4 ->CН3Вr ->CH2 Вr2->CH Вr3  -> CВr4

Тема «Крекинг нефти»

     Количество часов: 2

Задание:   Нефть – основной источник углеводородов. Какие продукты переработки вы знаете? Заполнить кластер.      

                                                                    

Тема «Спирты. Фенолы»

     Количество часов: 2

 Задание:   Ответить на вопросы, подтвердить возможными уравнениями реакций

  1. К наступлению холодов в клеточной жидкости насекомых и некоторых земноводных резко увеличивается содержание глицерина. Объясните этот природный факт.
  2. Какой спирт в технике называют денатуратом? Где его используют?
  3. Глицерин используется как пищевая добавка Е422 в производстве кондитерских изделий для улучшения консистенции, для предотвращения проседания шоколада, увеличения объёма хлеба. Поскольку глицерин хорошо поддается желированию. Объясните это свойство с точки зрения химического строения?
  4. Одна из областей применения глицерина производство моющих и косметических средств. Объясните применение с точки зрения физических и химических свойств.
  5. В органическом синтезе метанол применяют для выпуска формальдегида, формалина, уксусной кислоты и др. Решите цепочку превращений.

СН3ОН +? -> СН3СОН +? -> СН3СООН

Тема «Фенол»

1.  Фенол используется при производстве многочисленных полимерных материалов. Какие правила техники безопасности должны соблюдаться при работе с этим веществом? Почему?

2. Фенол – кислота слабая, он может быть вытеснен из солей сильной кислотой. Напишите уравнение реакции фенолята натрия с соляной кислотой

Тема «Альдегиды. Карбоновые кислоты»

     Количество часов: 2

 Задание:   Ответить на вопросы, подтвердить возможными уравнениями реакций.

1. Клюква и брусника могут длительное время храниться в свежем виде без сахара. Этому способствует наличие в них прекрасного консерванта – бензойной кислоты.

Вопросы:
1.Установите молекулярную формулу бензойной кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют: углерода – 68,85%, водорода – 4,92%, кислорода – 26,23%. Относительная молекулярная масса бензойной кислоты равна 122.
2. Составьте структурную формулу бензойной кислоты.
3. На основании строения бензойной кислоты сделайте вывод о ее химических свойствах.

4. Какие консерванты вы знаете?

             

2. Органические кислоты широко распространены в природе. Приведите примеры соответствия названий кислот их природному источнику.

3. Запишите использование лимонной и уксусной кислот в быту.

4. Почему жжение от укусов муравьев утихает, если потереть уксусом или нашатырным спиртом (водным раствором аммиака)? Напишите уравнение возможной реакции.

Тема «Масла. Мыла. Углеводы»

     Количество часов: 1

 Задание:   Ответить на вопросы, подтвердить возможными уравнениями реакций.

1. Какие свойства глюкозы лежат в основе ее применения?

2. Сравните крахмал и целлюлозу по их происхождению, свойствам и значению для растения и млекопитающих.

3. В 1845 г. немецкий химик Х.Шенбейн случайно пролил на пол смесь серной и азотной кислот. Он вытер лужицу первым, что попало под руки – хлопчатобумажным фартуком своей жены. Поняв, что кислоты могут прожечь фартук, Х.Шенбейн прополоскал его в воде и повесил сушить возле камина. Когда ткань подсохла, раздался негромкий хлопок, и фартук разлетелся в клочья. Объясните, что произошло.

Тема «Амины»

     Количество часов: 3

 Задание:   Ответить на вопросы, подтвердить возможными уравнениями реакций.

Тема «Амины. Анилин»

1. Какие правила техники безопасности следует соблюдать при работе с анилиновыми красителями? Где используют эти красители (приведите примеры)?

Тема «Аминокислоты»

1. В медицине для стимулирования работы головного мозга применяют глицин в таблетках. Рассчитайте массовую долю глицина в растворе, полученном растворением одной таблетки массой 0,2 г в 30 мл воды.

2. Изучите информацию о составе пищевых консервантов «Кнорр», «Галина Бланка», «Вегета» и т.д, содержащих пищевые добавки класса Е. Определите, какие из них относятся к аминокислотам и их производным.

Задание: Составить презентацию на тему:

1. Белки в организме человека. 2. Синдром Спид – нарушение белкового обмена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие Памятки для организации самостоятельной работы учащихся по английскому языку

Настоящий сборник содержит памятки разных видов, цель которых – вооружить учащихся рациональными приемами самостоятельной работы над языком. Предлагаемые вербальные модели приемов учебной деятел...

Методическое пособие Технологические карты для самостоятельных работ по штукатурно – малярному делу 5 класс

Методическое пособиеТехнологические карты для самостоятельных работ по штукатурно – малярному делу5 класс...

Методическое пособие. Технологические карты для самостоятельных работ по штукатурно – малярному делу. 9 класс

9 классI четверть РАЗДЕЛ.Оштукатуривание колонн, углов, ниш. Оштукатуривание цоколя, оконных и дверных проёмов.Объекты работы. Отделка простейших прямоугольных, квадратных, круглых колонн, столбо...

Самостоятельная работа по химии для 8 класса по теме "Соединения химических элементов"

Самостоятельная работа по химии для 8 класса по  теме "Соединения химических элементов"...

Самостоятельная работа по химии в 9 классе. "Коррозия металлов".

Самостоятельная работа по химии в 9 классе по теме "Коррозия металлов". Четыре  варианта....

Самостоятельная работа по химии в 8 классе. "Степень окисления. Бинарные соединения".

Самостоятельная работа по химии в 8 классе по теме "Степень окисления. Бинарные соединения". Шесть вариантов....

Методическое пособие для внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов по дисциплине: ОУД. 03 Иностранный язык

Методическое пособие для внеаудиторной самостоятельной деятельности предназначено для проверки результатов освоения учебной дисциплины ОУД.03 Иностранный язык всех специальностей.В результате освоения...


 

Комментарии

Методическая разработка к программе СПО разработанной на основе требований ФГОС среднего общего образования для специальностей СПО.