ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПАТРИОТИЗМА В ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
статья по теме
В статье анализируется преемственность в стандартах второго поколения по формированию патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_konechnyy.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность патриотизма
в ФГОС нового поколения
Троценко И.Н.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения является одним из элементов традиционной системы воспитания в работах отечественных учёных (В.А. Сластёнин, Б.Т. Лихачёв, П.И. Пидкасистый и др.). По мнению Б.Т. Лихачёва, «сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа» [3]. В.А. Сластёнин считает, что «патриотизм, как качество личности, проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине» [4].
Под ценностными отношениями авторский коллектив под руководством П.И. Пидкасистого понимает «ценностные отношения и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни». Патриотизм они рассматривают как «отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к её людям, с которыми он проживал события жизни, говорил на одном языке, с которыми его объединяет нечто общее в общем их отношении к жизни [5].».
Патриотизм, как базовая национальная ценность, раскрывается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее – Концепция) через систему нравственных ценностей (представлений) – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству [2].
В Фундаментальном ядре общего образования содержание основных результатов воспитания отражает основные направления развития личности – личностная, социальная и семейная культура. Патриотизм в рамках социальной культуры личности раскрывается через: осознание себя гражданином России, веру в Россию, чувство личной ответственности за Отечество, развитость гражданской солидарности, развитие моральной ответственности личности перед народом, Отечеством, поддержание межэтнического мира и согласия [6].
Одним из принципов государственной политики в области образования является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Согласно ст. 7 Закона РФ «Об образовании» ФГОС должны обеспечить «преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования» [1].
В образовательных программах начального общего и основного общего образования (далее – примерные программы) патриотизм, как личностный результат, является одной из характеристик «портрета выпускника» каждой ступени обучения. Так в «портрете выпускника начальной школы» это отражено в следующих характеристиках – «любящий свой народ, свой край и свою Родину»; на ступени основного общего образования – «любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык»; среднего (общего) полного образования – «любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества».
Учитывая вышеизложенного, рассмотрим преемственность в формировании патриотизма в образовательных программах. Под преемственностью в энциклопедическом словаре понимается «связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации» [7].
В примерных программах приведено общее определение патриотизма как «чувства и сформировавшейся гражданской позиции верности своей стране и солидарности с её народом, гордости за своё Отечество, город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался, готовности к служению Отечеству». Следует отметить, что воспитание патриотизма в образовательных программах раскрывается в основном содержании духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (таб. 1).
Таблица 1. Сравнение примерных образовательных программ начального общего и среднего общего образования
Параметры | Ступень обучения |
Начальная школа | Основная школа |
Цель | Цель воспитания – социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ. |
Задачи | Пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество; воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; формирование патриотизма; уважения к языку, истории и образу жизни представителей народов России. | Формирование российской гражданской идентичности, включающей идентичность российской гражданской нации; укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании страны; развитие патриотизма; укрепление доверия к государству; уважение к образу жизни представителей народов России. |
Ценности | Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству. | Любовь к России, своему народу, своему краю. |
Содержание воспитания | Представления о символах государства и субъектов РФ, уважительное отношение к русскому языку как государственному и языку межнационального общения; начальные представления о народах России, их общей исторической судьбе, единстве народов нашей страны; элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; любовь к своему селу, городу, народу, России; уважение к защитникам Родины. | Общие представления о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении; системные представления о народах России, их общей исторической судьбе, единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории. |
Виды деятельности и формы занятий | Ознакомление с государственной символикой РФ и субъектов, (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом); ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры исполнения патриотического долга (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);·знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий); знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями); участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими; участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры патриотизма. | Получают знания о символах государства – Флаге, Гербе России и её субъектов; знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры исполнения патриотического долга, в процессе сюжетно-ролевых игр историко-патриотического содержания; знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, в процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями; участвуют в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими; участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры патриотизма. |
Планируемые результаты | Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике РФ, русскому языку, народным традициям; элементарные представления о наиболее значимых страницах истории страны, культурном достоянии своего края, о примерах исполнения патриотического долга; опыт ролевого взаимодействия и реализации патриотической позиции; | Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, родным языкам; знание символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины; знание национальных героев и важнейших событий истории России. |
Анализ таблицы с позиции преемственности в формировании патриотизма позволяет сделать следующие выводы:
цель воспитания, обозначенная в примерной программе начального общего образования идентична цели воспитания основного общего образования;
наблюдается расширение задач воспитания от начального общего к среднему общему образованию: в среднем звене добавляется новая задача – формирование российской гражданской идентичности. Это расширяет поле воспитательной деятельности классного руководителя, педагога;
формирование таких понятий, как патриотизм, уважение к языку, истории и образу жизни представителей народов России является задачей начального общего образования. В среднем звене эта задача трансформируется в укрепление веры в Россию, чувство личной ответственности за Отечество, заботу о процветании своей страны, развитие патриотизма; укрепление доверия к государству; уважение к образу жизни представителей народов России;
служение Отечеству, как базовая ценность и задача, обозначено в примерной программе начальной школы, а в среднем звене этой задачи нет;
в содержании воспитания наблюдается преемственность в формировании системных представлений в среднем звене о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов трансформируются в систему знаний в среднем звене. В то же время, в среднем звене отсутствует элемент содержания – любовь к своему селу, городу, народу, России; уважение к защитникам Родины;
как вид деятельности, в примерной программе начального общего образования фиксируется ознакомление с государственной символикой Российской Федерации, и её субъектов; с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей; с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры патриотизма, что предполагает в большей степени пассивность учащихся. В среднем звене становится востребованной активная позиция учащегося в процесее получения знаний о символах государства; знакомства с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей; с деятельностью общественных организаций патриотической направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ; с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры патриотизма. Как в начальном звене, так и в среднем отмечается участие, как вид деятельности, указывающий на активную роль ученика в воспитательном процессе;
опыт ролевого взаимодействия и реализации патриотической позиции ученика, как планируемый результат начальной школы, в среднем звене расширяется в знание символики РФ, национальных героев и важнейших событий истории России; системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, защиты Отечества как долга и обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии.
Таким образом, в образовательных программах преемственность патриотизма, как базовой ценности, прослеживается от начального образования к среднему. Наблюдается расширение задач, содержания образования, видов деятельности и планируемых результатов. Но служение Отечеству, как ценность, не представлена в программе среднего звена.
Литература:
Закон РФ «Об образовании». – URL: http://consultant.ru.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – URL: http://standart.edu.ru.
Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций.М.: Владос, 2010. 648 с.
Педагогика. /Под ред. В.А. Сластенина. М.: ИЦ «Академия», 2002. 576 с.
Педагогика. /Под. ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. С. 427-428
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
Энциклопедический словарь. – URL: http://www.edudic.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ БАЗЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. (материал для выступления на педагогических чтениях)
В представленном материале описаны ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИ...
СОЗДАНИЕ БАЗЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. (презентация)
В ДАННОМ МАТЕРИАЛЕ ОПИСАНЫ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ....
Реализация основной образовательной программы начального общего образования ФГОС нового поколения
Статья содержит особенности разработки и релизации основной образовательной программы НОО...
"Достижение нового качества обучения на уроках истории и обществознания в условиях перехода к ФГОС нового поколения в основной школе"
ФГОС нового поколенния основны изменении образовательной парадигмы в основе которой лежит -компетентностный подход....
«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...
Преемственность между начальным и средним звеном в условиях ФГОС нового поколения
Внедрение Федеральных Образовательных Стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий от общества и требований...
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФГОС 2004 Г. И ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФГОС 2004 Г. И ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ...