Формирование здорового образа жизни
статья по теме
Из опыта работы МОУ "Колосковская СОШ" Валуйского района Белгородской области по формированию здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование ЗОЖ | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здорового образа жизни.
Профилактика злоупотребления
ПАВ детьми и подростками в образовательной среде.
Миненко С.Е., Прихожаева Л.А.
Любой вид или способ жизнедеятельности людей имеет прямое или опосредованное отношение к их здоровью. Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все всё знают: и как его сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. И делаем мы для сохранения здоровья как будто бы больше и лучше, но результаты говорят о другом. Это касается и наших детей. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье - это не все, но без здоровья все - ничто».
Существует много факторов, разрушающих здоровье учащихся. Это недостаток витаминов, неправильный режим дня, пьющие родители, деформирующие детскую психику, рост числа курильщиков среди учащихся, потребление пива, токсикомания, наркомания, чрезмерное увлечение телевизором, компьютером; в школе - учебные перегрузки, уменьшение двигательной активности, приводящее к гиподинамии и нарушению осанки, стрессовая педагогическая тактика и множество других факторов.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% - имеют патологию, а 40% - относятся к группе риска. Для ребенка от 6 до 16-17 лет более 70% времени его бодрствования связано со школой. Поэтому учитель, школа должны сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач и больница: во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в образовательное учреждение; во-вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни.
Для нашей школы работа в этом направлении является актуальной. С чем же это связано? Данные о состоянии здоровья учащихся школы не радуют: около 14% учащихся школы состоят на диспансерном учёте (они страдают хроническими заболеваниями сердца, почек, желудка и т. п.), 37% учащихся - тубинфицированные, 7% страдают снижением зрения, процент болеющих простудными заболеваниями в последние годы снижается, однако имеет место (больше в начальном звене). (&Рис 1)
Кроме того, актуальным остаётся вопрос о профилактике вредных привычек, в частности курения. Несмотря на то что в последние три года мы наблюдаем в школе снижение количества курящих, общее состояние со злоупотреблением никотином вызывает тревогу. (&Рис 2)
Проблемой школы остаются семьи, в которых родители употребляют алкогольные напитки, что составляет 6,3%.
Педагогический коллектив школы волнует и то, что по стране в детской среде процветает пивной алкоголизм, очень быстро распространяется наркомания
&Рис 1
&Рис 2
В связи с этим уже пятый год подряд коллектив Колосковской школы работает по программе «Я - здоровая личность», главная цель которой заключается в создании условий для сохранения, укрепления здоровья учащихся, воспитание у них культуры здоровья личности и потребности в здоровом образе жизни. Планируя работу по формированию здорового образа жизни, мы рассматриваем здоровье многогранно: соматическое + физическое + духовно-личностное + социальное = индивидуальное здоровье.
На наш взгляд, достижение поставленной цели возможно только при условии координации действий всех социальных институтов, с привлечением всех заинтересованных ведомств и организаций - всех, кто может быть «проводником» здорового образа жизни в широкие слои населения.
В реализации программы задействованы все службы школы: педагоги, администрация, психолог, технический персонал - а также и социальные партнеры: фельдшерско-акушерский пункт, дом культуры, отдел молодежи, родители, дома детского творчества, храм Казанской иконы Божьей Матери, администрация сельского поселения и др.
Одна из особенностей программы «Я - здоровая личность» - её комплексный характер, т.к. она включает в себя шесть проектов: «Мое здоровье», «Моя внутренняя культура», «Мой досуг», «Мой интеллект», «Моя семья», «Мой гражданский долг». Работа по реализации проектов разнообразна и в тоже время взаимосвязана. (&Рис 3)
&Рис 3
Известно, что все знания, умения, навыки и привычки ребёнок получает в процессе воспитания и обучения, поэтому методам формирования собственного здоровья необходимо учить, как учат детей чтению, письму и счёту. Настало время, когда жизненно важно научиться быть здоровым, готовым защитить себя и других, уметь противостоять отрицательному влиянию социальной среды, уметь организовать свое свободное время, не просто выжить в столь сложных условиях и адаптироваться к социуму, но и оздоровить среду обитания, производственную и бытовую обстановку.
Одним из узловых компонентов системы являются различные мониторинги, отслеживающие сохранение и укрепление здоровья учащихся:
Физическое здоровье
мониторинг по группам здоровья;
мониторинг по физкультурным группам
мониторинг хронических заболеваний по годам;
мониторинг оценки заболеваемости учащихся:
- пропуски уроков по болезни;
- самооценка учащимися своего самочувствия, изменений своего состояния и здоровья;
При медицинском обследовании учеников выявляется связь заболеваний с факторами образа жизни школьников. У каждого классного руководителя составлены карты здоровья на каждого ученика, в которых отмечаются все нюансы, касающиеся здоровья.
Мониторинг оценки психического здоровья:
- определение уровня комфортности учеников и педагогов (2 раза в год)
- определение уровня тревожности (2 раза в год);
- определение уровня напряженности (2 раза в год);
- вредные привычки.
Мониторинг оценки нравственного здоровья:
- уровень нравственной воспитанности (оценка классного руководителя);
- уровень воспитанности (методика «Пословицы»)
Результаты системных мониторингов свидетельствуют о стабильности результатов по ряду показателей, это говорит о наличии здоровьесберегающей среды, которая характеризуется сочетанием труда и отдыха школьников, качественным и сбалансированным горячим питанием, соблюдением санитарно - гигиенических условий.
Результаты мониторинга заболеваний детей помогают выбрать направления работы по предупреждению и профилактике заболеваний. Особого внимания на сегодняшний день требуют целенаправленные мероприятия по профилактике таких заболеваний как тубинфицированность, плоскостопие, заболевания органов дыхания и пищеварения. В этом году для профилактики плоскостопия были приобретены специальные коврики (для учащихся начальных классов).
Ежегодный мониторинг количества пропущенных учащимися дней по болезни, носит стабильный характер, но педагогический коллектив школы нацелен на совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья детей, что должно привести к снижению пропусков учебных занятий по болезни на 4 - 5 дней в среднем на одного ребенка в год. Для профилактики простудных заболеваний в школе в осенне-весенний период проводится витаминизация. С октября месяца учащиеся получают витамины и фиточай.
Профилактика заболеваний носоглотки проводится с использованием дыхательной гимнастики (учителя начальных классов) и точечного массажа (учитель физкультуры).
Ежегодно все учащиеся получают помощь выездного стоматологического кабинета, что способствовало снижению заболеваемости кариесом.
Другим направлением этой работы является увеличение объема двигательной активности в течение дня в рамках учебной и внеурочной деятельности.
Система диагностики уровня физического развития (скрининг) позволяет индивидуализировать подходы в организации уроков физической культуры.
Переход на 3-х часовые (в неделю) занятия физкультурой, занятия в вечернее время в течение нескольких лет позволили улучшить показатели физической подготовленности учащихся и здоровья. Наши учащиеся являются ежегодными победителями и призерами всех районных соревнований.
Школа - это центр спортивно-массовой, культурно-просветительской работы. Спортивная база школы - это место проведения оздоровительных мероприятий не только школьников, но и жителей села.
В школе работают кружки и спортивные секции физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленности.
Таблица 1
График работы спортивных секций
День недели | Время | Наименование секций /кружков |
Понедельник | 14-30 – 15-15 | Баскетбол |
18-00 – 19-30 | Волейбол |
Вторник | 14-00 – 15-30 | Туристское многоборье |
19-00 – 21-00 | Атлетическая гимнастика |
Среда | 14-50 – 16-20 | Стрелковый кружок |
18-00 – 19-30 | Волейбол |
Четверг | 14-00 – 15-30 | Баскетбол |
19-00 – 21-00 | Настольный теннис |
Пятница | 14-00 – 15-30 | Туристское многоборье |
19-00 – 21-00 | Атлетическая гимнастика |
Суббота | 18-00 – 20-15 | Волейбол |
Расписание секций составлено так, что спортивный зал загружен до 20 - 21 часа, что позволяет не только школьникам, но и сельской молодежи организовать свой досуг. Особой популярностью пользуются силовые тренажеры.
Наша школа занимает выгодное положение. Она находится в десяти километрах от районного центра, поэтому учащиеся школы могут в свободное от уроков время посещать все культурные и спортивные центры города Валуйки (Дом культуры, кинотеатр, районную библиотеку, Дом детского творчества, Детскую школу искусств, музыкальную школу, ФОК и различные спортивные секции, которых нет в нашей школе). 10% учащихся занимаются в районных секциях бокса, карате, самбо, рукопашного боя.
Чтобы обеспечить положительное массовое поведение учащихся в социуме, необходим положительный лидер. В этом направлении в рамках детского общественного объединения ШДР «Новый остров» ведется большая работа. Четыре года назад зародилось лидерское движение, в основе которого - формирование социально-активной, эмоционально-развитой, креативной личности, обладающей позитивными лидерскими качествами: четкое определение жизненных целей, конкретное представление о социальном положении, осознанная мотивация к учению и общественной деятельности, ярко выраженная гражданская позиции, желание и умение положительно влиять на друзей. В школе действует Школа лидеров. Немало учащихся сформировались как яркие личности, сознательно выбрали жизненный путь без вредных привычек. А для осознания потребности в здоровом образе жизни необходимо уделять большое внимание формированию умения противостоять вредным привычкам и бороться с ними.
В последнее десятилетие употребление несовершеннолетними и молодежью ПАВ превратилось для России в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью и генофонду нации, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. На 40% чаще, чем раньше, стали умирать молодые люди 15-19 лет. Каждый третий ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья. Более 80% детей в нашей стране нуждаются в медико-психологической помощи. 20% всех самоубийств совершают дети и подростки. Половина девочек и мальчиков употребляют алкоголь. Каждая десятая девочка делает аборт в подростковом возрасте.
Сегодня ребенок созревает физически к 16 годам. К 16 годам заканчивается окостенение скелета. Взрослыми становятся все физиологические потребности. И при этом детскими остаются ум, сердце, душа, интеллект. Ребенок хочет жить как взрослый, выглядеть как взрослый, оставаясь ребенком внутри. Отсюда берет свое начало легкость его отношения к употреблению алкоголя, курению, наркомании. Необходимо в первую очередь сформировать у ребят отрицательное к ним отношение.
С этой целью в школе организована серьезная просветительская и профилактическая работа. Она осуществляется через систему внеклассных мероприятий (ролевых игр, дискуссий, круглых столов, ток-шоу, конкурсов, спектаклей и других), тренинговых занятий (тренинг ассертивности, коммуникативный тренинг, тренинг решения проблем, тренинг психической саморегуляции, тренинг отказа от предложения употребить ПАВ), школьную печать. Классные руководители, психолог в своей работе реализуют разные программы профилактики ПАВ: «Модульный курс по предупреждению курения среди учащихся 5-11 классов», «Обучение через общение», «Все цвета, кроме черного».
Несомненным достижением нашей работы стало отсутствие учащихся, состоящих на учете в ИДН, снижение количества курящих и употребляющих слабоалкогольные напитки.
Для большинства подростков слоган «Быть здоровым - это модно!» стал жизненным постулатом.
Большое внимание мы уделяем духовно-нравственному здоровью учащихся. С этой целью разработан многоаспектный проект «Колосково – село культурных людей»:
исследуя прошлое, познаем настоящее, строим будущее;
заботимся о чистоте окрестностей села – сохраняем экологический баланс в природе;
боремся за чистоту речи – избавляем душу от скверны;
изучаем и храним традиции родного села – «человек без прошлого, что дерево без корней»
ощущаем себя гражданами России – принимаем активное участие в современной жизни села.
Администрация и педагогический коллектив школы продолжают работу в данном направлении. Наши перспективы таковы: внедрять здоровьесберегающие технологии воспитания и обучения; осваивать основные принципы здорового образа жизни; прививать учащимся знания по вопросам сохранения и укрепления здоровья, навыки здорового образа жизни. Ведь современному обществу нужны люди, умеющие жить полноценно и ярко на благо и себе, и Отечеству. Жить – значит быть здоровым физически, нравственно, социально.
«Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком…» (Ж.Ж.Руссо)
Авторская справка
Данные об авторах |
Фамилия, имя, отчество | Миненко Светлана Евгеньевна Прихожаева Людмила Алексеевна |
Название статьи | Формирование здорового образа жизни. Профилактика злоупотребления ПАВ детьми и подростками в образовательной среде |
Проблемная группа/направление |
Место работы | МОУ «Колосковская СОШ» |
Занимаемая должность | Директор школы Заместитель директора по воспитательной работе |
Ученая степень |
Почтовый адрес | С.Колосково Валуйский район Белгородская область |
Адрес электронной почты | minenko24@mail.ru |
Контактный телефон | 8-47-236-9-81-56 |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«Г. ВАЛУЙКИ И ВАЛУЙСКИЙ РАЙОН»
МОУ «Колоскоская средняя общеобразовательная школа»
Формирование здорового образа жизни.
Профилактика злоупотребления ПАВ детьми
и подростками в образовательной среде
(из опыта работы).
Материалы для участия в научно-практической конференции
«Система воспитания: опыт, проблемы, развитие»
2008
Вредные привычки (анализ анкет, наблюдение)
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
1
2
3
2009-2010 2010-2011 2011-2012
курят
не курят
Программа
«Я – здоровая личность»
Мое здоровье
Мой досуг
Моя внутренняя культура
Мой гражданский долг
Мой интеллект
Моя семья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.
Цель: формирование здорового образа жизни....
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...
Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...
"Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ. Олимпийское движение как одно из условий формирования здорового образа жизни"
Урок по ОБЖ в 10 классе...
Формирование здорового образа жизни. Факторы определяющие здоровый образ жизни.
Здоровье – это главная ценность любого человека. Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей, в то время как слабое здоровье вынуждает его обладател...
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....