Активные методы обучения на уроках специальных технологий
статья по теме
Статья "Активные методы обучения" и презентация представляют интерес для преподавателей специальных технологий, реализующих нетрадиционные методы и подходы обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 415 КБ |
![]() | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Защита системы работы
Активные методы обучения на уроках спецтехнологии
(слайд 1)
Урок – это основная форма организации учебного процесса. С самых первых дней педагогической деятельности мне очень хотелось, чтобы ребята шли в кабинет на уроки спец.технологии и материаловедения с удовольствием, с ожиданием чего-то необычного, интересного. Поэтому я широко использую активные методы обучения – методы, требующие высокого уровня внутренней и внешней активности учащихся. Прежде всего, это дидактические игры. Типичными видами дидактических игр являются мини-конкурсы «кто лучше», «кто быстрее», «лото», «домино», «дуэли» и различные деловые игры. Кроме того, это интегрированные (бинарные) уроки, а также уроки с элементами проблемного обучения, сущность которого заключается в столкновении учащихся с учебными, жизненными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей» и «исследователей».
Важное значение при изучении предмета, тем более предмета специального цикла, является мотивация учащихся. Необходимо так суметь организовать урок, чтобы ребята хотели изучать данный предмет и гордились выбранной профессией. Поэтому все в учебном кабинете должно быть направлено на реализацию данной цели. Не последнюю роль играет в этом оформление кабинета. В настоящее время кабинет спец.технологии строительного цикла представляет собой строительную лабораторию, оформленную руками учащихся и выпускников. (слайд 2)
При отделке кабинета использовались новые строительные технологии, кроме того, многие наглядные пособия выполнены учащимися: макеты домов,
(слайд 3)
печей,
(слайд 4)
коллекции составов строительных материалов, стенды с описанием технологического процесса отделки помещений и многое другое.
(слайд 5)
Но только уютным кабинетом невозможно добиться высоких результатов подготовки учащихся, очень важно создать такие условия, чтобы ребятам было интересно учиться, чтобы дни, проведенные в нашем лицее, не были для них наказанием, а выбранная профессия стала призванием!
Поэтому, я пытаюсь внедрять в учебный процесс передовые технологические способы организации образовательного процесса.
В чем его отличие от традиционного ?
Традиционный способ выглядит следующим образом:
(слайд 7)
Послушай и пойми Запомни Делай
Послушай и пойми – это сообщение определенной суммы знаний в форме рассказа, демонстрации, лекции, показа и т.п. И просьба к обучающемуся понять
Запомни - это заучивание и запоминание новых знаний, которое осуществляется на этапе урока – «закрепление знаний». Организуется в форме ответов на вопросы, выполнение упражнений, решение примеров и задач, и т.д. (слайд 8)
Делай - Предполагается практическое применение знаний для решения проблем в деятельности.)
(слайд 9)
Результат такого обучения – определенный «багаж» знаний, который обучающийся демонстрирует на экзамене.
При этом к моменту итоговой аттестации возникает проблема «потери информации», причины которой заключаются в следующем: (слайд 10)
Таким образом, при традиционной системе, создается иллюзия обучения.
Структура обучения на основе передовых технологических способов организации образовательного процесса выглядит следующим образом:
(слайд 11)
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай сделать мне – и я пойму. (слайд 12)
Китайская мудрость
В основе процесса обучения находится учебная деятельность обучающегося.
Коренным образом меняется деятельность педагога:
(слайд 13)
Традиционное обучение
- Опыт передается от преподавателя
- Роль преподавателя – сообщение знаний
- Главное действующее лицо – преподаватель
(слайд 14)
Интерактивное обучение
- Опыт рождается в процессе обучения
- Роль преподавателя – организация процесса взаимодействия обучающихся.
- Главное действующее лицо – аудитория.
Изменение парадигмы начального профессионального образования и ориентация процесса обучения на саморазвитие личности обучающего требуют определения содержания профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда, выбора такой структуры и технологии образовательного процесса, которые наиболее полно обеспечивают успешное личностно-профессиональное становление обучающихся.
Наиболее адекватной выдвигаемым задачам является педагогическая технология на основе блочно-модульного обучения. Эта технология обладает гибкостью и обеспечивает личностно-ориентированный характер профессионального обучения, позволяет обучающимся овладевать профессиональной компетентностью.
Я заинтересовалась этой методикой в 1998 году и с тех пор работаю над созданием модульной программы по профессиям «Мастер отделочных строительных работ» и «Мастер общестроительных работ».
Сердцевина модульного обучения – модуль, включающий в себя: (слайд 15
- законченный блок информации;
- целевую программу действий ученика;
- рекомендации учителя по ее успешной реализации.
Сущность модульного обучения, применяемого мною на уроках, заключается в самостоятельной работе учащихся с раздаточным обучающим материалом, который содержит программу действий, банк информации, дополнительные материалы и методические рекомендации по достижению поставленных дидактических целей.
Модульное обучение предоставляет учащимся возможность выбора индивидуального темпа обучения по программе и саморегуляции достижений.
Основная идея организации учебного процесса по данной педагогической технологии состоит в том, что учащиеся не сравниваются друг с другом, а оцениваются достижения или не достижения ими определенного результата и профессиональных навыков.
Данная технология обеспечивает активность учащегося, как субъекта процесса саморазвития: он не просто усваивает предлагаемый материал, а через активную познавательную деятельность проектирует и контролирует траекторию развития своего личностно-профессионального потенциала.
В модульном обучении каждый учащийся знает все шаги своего профессионального продвижения, но самое главное – создается бесстрессовая готовность к оценочной деятельности. В рамках традиционного обучения педагог информирует, контролирует и оценивает учащихся, и желательно, чтобы это происходило на каждом уроке.
При модульном обучении оценивается конечный результат, а контроль внутри модуля, когда прорабатывается и усваивается материал, является только диагностическим, безоценочным, на уровне самоконтроля и взаимоконтроля. У учащегося есть возможность сверить результаты своей деятельности с образцом – эталоном ответа.
Пропадает неуверенность, боязнь оценки; работая в парах и малых группах, учащиеся овладевают организаторскими, коммуникативными способностями. Важное значение приобретает фиксирование малейших достижений учащихся.
Опрос занимает всего 10% от общего времени, основное время используется для самостоятельной работы по изучению нового материала.
Принципиально меняется деятельность педагога. Его главной задачей становится разработка модульной программы, раздаточных обучающих и оценочных материалов, а на занятиях, в процессе самостоятельной работы учащихся, он мотивирует, координирует, консультирует, контролирует, используя потенциал модульного обучения, осуществляет мотивационно-рефлексивное управление обучением.
Модуль позволяет строить обучение на субъект-субъективной основе; отношения педагога и учащихся становятся более доверительными, партнерскими.
Сравнительная характеристика результатов обучения (количество учащихся, успевающих на «5» и «4», выраженное в процентах) до и после применения мною блочно-модульной технологии наглядно показывает эффективность ее внедрения в образовательный процесс:
(слайд 16)
Профессия педагога не терпит статичности, необходимо всегда учиться, развиваться, двигаться вперед. Поэтому я продолжаю повышать свою квалификацию, в моих планах шире применять компьютерные технологии.
(слайд 17)
Сегодня я уже применяю на уроках презентации, сопровождающие объяснение нового материала, использую мультимедийное оборудование для иллюстраций и демонстрации новейших строительных технологий, использую возможности компьютерной техники для поиска новой информации в глобальной сети Internet.
«Не все понято»
Неприменение знаний
Трудности запоминания
Забывание
Делай
Поймешь
Запомнишь
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения на уроках технологии
Настоящий материал позволяет обобщить активные методы обучения на уроках технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/23/picture-96299-1364023185.jpg)
Активные методы обучения на уроках технологии
Решение данных задач осуществляется как через урочные формы обучения и дополнительные занятия по предмету, с использование различных образовательных технологий и методов, так и внеурочные формы ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/16/picture-469937-1408212445.jpg)
Современные образовательные технологии и активные методы обучения на уроках истории.
Статья рассказывает о проектной деятельности учащихся, о технологии проблемно-диологового обучения, о самостоятельной работе учащихся, как активном методе обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/23/picture-96299-1364023185.jpg)
Активные методы обучения на уроках технологии
В статье описаны Активные методы обучения на уроках технологии...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/13/picture-436375-1397407921.jpg)
Конспект урока химии по технологии «Активные методы обучения» Тема урока: Алюминий и его соединения.
Тема урока: Алюминий и его соединения.Автор учебника: учебник «Химия, 9», О.С. Габриелян, М., Дрофа 2013 г.Тип урока: Урок является комбинированным. Поэтому его цель такова: повторение и проверк...
Применение активных методов обучения и инфо-коммуникационных технологий для формирования умений и навыков решения задач с практическим содержанием на уроках математики
В работе представлен опыт разработки электронных образовательных ресурсов и их применения для формирования умений и навыков решения задач с практическим содержанием на занятиях по математике. Показана...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/21/picture-54545-1574322416.jpg)
ТЕХНОЛОГИИ АМО (АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ). Открытый урок по географии для 5 класса "Внутреннее строение Земли" в Технологиях АМО
Открытый урок по географии для 5 класса "Внутреннее строение Земли" в Технологиях АМО...