Рабочая программа по математике
рабочая программа по теме
Примерная программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.doc | 235.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика 2 класс (4 ч в неделю - 140 ч)
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;
· Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель Москва 2011. – 576 с. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
· Авторская программа курса «Математика» 1-4 классы М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва: 2011.)
- Учебный план образовательного учреждения на 2012/2013 учебный год.
Курс направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.
Учебные задачи:
— формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
— формирование на доступном уровне представлений о четырёх арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
— формирование на доступном уровне навыков устного счёта, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).
Развивающие задачи:
— развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;
— развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
— формирование на доступном уровне обобщённых представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
Общеучебные задачи:
— знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
— формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
— формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Сформулированные задачи достаточно сложны и объёмны. Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах. Это обусловливает концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения. Соответственно, можно выделить задачи курса математики, решаемые в течение второго года обучения.
Задачи курса математики 2 класса
Учебные задачи:
формирование первоначальных представлений о десятичном принципе построения системы чисел; •
формирование представлений о смысле арифметических действий умножения и деления, понимание взаимосвязи между ними, знакомство с переместительным свойством •
умножения, сочетательными свойствами сложения и умножения;
формирование навыков устного счёта в пределах 100 с переходом через десяток, применение этих навыков при выполнении заданий, решении текстовых задач (на нахождение уменьшаемого и вычитаемого, разностное сравнение, увеличение/уменьшение в несколько раз, нахождение произведения, деление на части и по содержанию, задач на стоимость); •
Развивающие задачи:
развитие внимания на основе работы с текстом заданий; •
развитие логической памяти при формировании вычислительных навыков; •
развитие пространственных представлений на основе работы со схемами; •
развитие на доступном уровне логического мышления •
(установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей, формулировка выводов).
Общеучебные задачи:
формирование на доступном уровне познавательных умений: •
— анализировать текст (условие задачи), составлять краткую запись условия;
— работать со схемами (читать схемы, сопоставлять с текстом, моделировать условия задач на сложение и вычитание с помощью схемы, отражающей отношение данных как частей к целому);
— наблюдать, устанавливать закономерности, формулировать (с помощью учителя) выводы, использовать их
при выполнении заданий;
— приобретать опыт выполнения заданий (вычислений, задач) разными способами;
формирование на доступном уровне умений работать с информацией: •
— ориентироваться в таблицах, календаре, определять время по часам;
— преобразовывать информацию, представленную в виде текста, в схему, в числовое выражение;
— пользоваться справочными материалами учебника;
формирование на доступном уровне регулятивных умений: •
— выполнять задания по инструкции, заданной учителем, по учебному алгоритму;
— проверять правильность вычислений, находить и исправлять ошибки;
формирование на доступном уровне коммуникативных умений: •
— работать в паре (обсуждать способы выполнения задания, планировать совместную деятельность по выполнению задания),
— сотрудничать в ходе коллективной работы над проектами.
Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу — он поделён на несколько крупных разделов, которые в свою очередь подразделяются на несколько тем.
Содержание курса соответствует стандарту начального общего образования и традициям изучения математики в начальной школе. При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные особенности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся.
При отборе содержания учитывался принцип целостности содержания, согласно которому новый материал, еслиэто уместно, органично и доступно для учащихся, включается в систему более общих представлений по изучаемой теме. Принцип целостности способствует установлениюмежпредметных связей внутри комплекта «Планета знаний». Так, тема «Величины, измерение величин» в начале2 класса поддерживается в курсе «Окружающий мир» изучением темы «Приборы и инструменты». Знакомство летоисчислением и так называемой «лентой времени»в курсе математики 3 класса обусловлено необходимостьюеё использования при изучении исторической составляющей курса «Окружающий мир».Важное место в курсе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем.
Использование опережающего обучения позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих представлений. Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения. На уровне отдельных упражнений: учащиеся проводят наблюдения над свойствами геометрических фигур, формулируют (сначала с помощью учителя, а позже самостоятельно) выводы, проверяют их на других объектах. На уровне отдельных уроков: учащиеся сопоставляют и различают
свойства предметов, количественных характеристик (сопоставляют периметр и площадь, площадь и объём и др.). Этот материал не подлежит обязательному усвоению и оцениванию. В учебном процессе он используется не только с развивающими целями, но и для отработки обязательных вычислительных навыков. Это позволяет сделать процесс формирования обязательных навыков разнообразным и вывести его на новый уровень (применение изученного в новой ситуации, на новых объектах).
Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе — принцип вариативности — предусматривает дифференциацию, обеспечивающую индивидуальный подход к каждому ученику. Этот принцип реализуется через выделение основной и вариативной части курса.
Основная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся. Основная часть обеспечивает усвоение предметных умений на уровне требований, обязательных для всех учащихся на момент окончания начальной школы. Эти требования сформулированы для каждого года обучения. В учебниках ориентиром обязательного уровня освоения предметных умений могут служить упражнения в рубрике «Проверочные задания» (1 класс) и «Проверяем, чему мы научились» (2—4 классы).
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся. В учебниках по данному курсу вариативная часть содержит задания на дополнительное закрепление обязательного материала; блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности и объёму; задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях; задания на развитие логического мышления и пространственных представлений; задания на формирование информационной грамотности. Вариативная часть создаёт условия для развития познавательного интереса и формирования познавательной деятельности учащихся.
Значительное место в курсе отводится развитию пространственных представлений учащихся. Своевременноеразвитие пространственных представлений помогает ребёнку успешно адаптироваться в социальной и учебной среде иявляется базой для успешного обучения чтению, письму исчёту. Психологами установлено, что развитие пространственных представлений особенно эффективно происходит додостижения 9%летнего возраста.
Особое значение задача развития пространственных представлений младших школьников получает в связи с проблемами обучения так называемых правополушарных детей, к которым относятся не только левши, но и дети, одинаково хорошо владеющие и левой, и правой рукой, а также правши с семейным левшеством. Психологические программы развития этих детей во многом опираются на развитие пространственных представлений. В учебниках развитие пространственных представлений реализуется через геометрический материал, систему графических упражнений (1 класс), широкое использование наглядных моделей при изучении основного учебного материала, обучение моделированию условий текстовых задач.
Большое значение придаётся работе с моделями чисел и моделями числового ряда. При изучении последовательности чисел, состава чисел создаются устойчивые зрительные образы, на которые учащиеся опираются при освоении действий сложения и вычитания. Изучению величин помимо традиционного для начального курса математики значения (раскрытие двойственной природы числа и практического применения) отводится важная роль в развитии пространственных представлений
учащихся. Учащиеся проводят измерения в реальном пространстве, моделируют изучаемые единицы измерения, развивают глазомер, измеряют и вычисляют площадь и
объём реальных предметов, определяют скорость пешехода и других движущихся объектов и т. д.
Измерение реальных предметов связано с необходимостью округления величин. При выполнении заданий учащиеся осваивают элементарные навыки округления измеряемых величин (до целого количества сантиметров, метров), что в дальнейшем способствует эффективному освоению навыков устных вычислений и выработке критической оценки полученных результатов, позволяет учащимся ориентироваться в окружающем мире, создаёт базу для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Формирование вычислительных навыков и применение этих навыков для решения задач с практическим содержанием традиционно составляют ядро математического образования младших школьников.
В курсе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений. Обучение письменным алгоритмам вычислений, предусмотренных стандартом начального общего образования, не отменяет продолжения формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно с ними. Учащиеся учатся прогнозировать результат письменных вычислений
и оценивать полученный ответ. При этом используют приёмы округления чисел до разрядных единиц, оценку количества цифр в результате, определение последней цифры результата и другие.
Учебники предоставляют широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Учащиеся сравнивают результаты вычислений, проведённых разными способами, исследуют возможности применения рациональных способов к конкретному числовому выражению, выбирают наиболее удобный способ из возможных. Эта деятельность повышает эффективность вычислительной деятельности, делает вычислительный процесс увлекательным, развивает математические способности школьников. Освоение приёмов рациональных вычислений не входит в число навыков, отрабатываемых в обязательном порядке со всеми учащимися.
Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач важную роль играют понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой).
Например, во 2 классе при решении задач на сложение и вычитание используется схема, отражающая отношение данных как частей к целому.
Обучение по данной программе нацелено на осознанный выбор способа решения конкретной задачи, при этом учащиеся осваивают как стандартные алгоритмы решения типовых задач (обобщённые способы), так и универсальный подход, предполагающий моделирование условия, преобразование модели и планирование хода решения задачи.
При изучении геометрического материала учащиеся овладевают навыками работы с чертёжной линейкой, угольником, циркулем, учатся изображать плоские и пространственные геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Сравнивая геометрические фигуры, учатся классифицировать их, выдвигать гипотезы о свойствах фигур, проверять свои гипотезы. Используют геометрические представления при решении задач практического содержания и при моделировании условий текстовых задач.
Широкий спектр заданий направлен на формирование умений работать с информацией. Учащиеся выделяют существенную информацию из текста, получают информацию из рисунков, таблиц, схем, дополняют таблицы данными, достраивают схемы, сопоставляют информацию, представленную в разных видах, находят нужную информацию при выполнении заданий на информационный поиск и в процессе проектной деятельности.
В целом материал основной и вариативной частей нацелен на освоение не только предметных умений, но и метапредметных (коммуникативных, регулятивных, познавательных).
Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность); контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы, моделировать условия задач, планировать собственную вычислительную деятельность, решение задачи, участие в проектной деятельности; выявлять зависимости между величинами, устанавливать аналогии и использовать наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач; ориентироваться в житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин, планированием маршрута, оцениванием временных и денежных затрат.
Оценить достижения учащихся в освоении метапредметных умений к концу каждого года помогут задания рубрики «Умеешь ли ты…»
Учебники предоставляют возможности для личностного развития школьников. Большое значение для воспитания адекватной самооценки имеет возможность свободного выбора заданий (задания из вариативной части учебника, материалы рубрики «Выбираем, чем заняться»). Поначалу учащиеся выбирают задания, основываясь на своих интересах, но со временем обучаются оценивать трудность предлагаемых заданий и выбирать задания с учетом собственных возможностей. Строчки литературных произведений, репродукции картин известных художников, используемые в учебниках, помимо знакомства с именами их создателей дают возможность пробудить в ребёнке ощущение единства, неразрывности мировой культуры, помогают создать представление о математике как части общечеловеческой культуры и ощутить себя причастным к ней, дают пищу воображению, интуиции, творческому импульсу и познавательной активности учащихся.
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями:
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика. 2 класс. Учебник. В 2 ч. — М.: АСТ, Астрель.
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика. 2 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М.: АСТ, Астрель.
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Обучение во 2 классе по учебнику «Математика». — М.: АСТ, Астрель.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
2 класс
Учащиеся должны знать:
-названия разрядов (единицы, десятки, сотни);
-переместительное и сочетательное свойства сложения;
-названия компонентов сложения (слагаемые), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое) и умножения (множители);
-табличные случаи умножения и деления чисел на 2, 3, 4 и 5;
-названия числовых выражений (произведение, частное);
-переместительное свойство умножения;
-порядок выполнения действий в числовых выражениях;
-названия геометрических фигур (угол, прямоугольный треугольник);
-названия единиц измерения длины (миллиметр, метр, километр), площади (квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный километр), времени (час, минута).
Учащиеся должны уметь:
-считать двойками, тройками, четвёрками, пятёрками в пределах таблицы умножения;
-устно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток;
-письменно выполнять сложение и вычитание в пределах 100;
-проверять результат сложении вычитанием и результат вычитания сложением;
-выполнять умножение и деление с числами 0 и 1;
-вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия (без скобок);
-сравнивать значение числовых выражений;
-решать простые текстовые задачи в 1 действие на умножение и деление;
-вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
-различать прямой, острый и тупой углы;
-определять время по часам.
Учащиеся могут знать:
-названия компонентов действия деления (делимое, делитель, частное);
-табличные случаи умножения чисел на 6, 7, 8, 9, 10;
-признаки делимости на 2, на 5 и на 10;
-изученные свойства сторон и диагоналей прямоугольника (в том числе и квадрата);
-отдельные свойства прямоугольного треугольника.
Учащиеся могут уметь:
-складывать и вычитать сотни;
-вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения);
-округлять данные, полученные путём измерения;
-решать задачи в 2-3 действия на сложение и вычитание.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
К концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к урокам математики; •
умение признавать собственные ошибки; •
оценивать собственные успехи в освоении вычислительных навыков. •
Учащиеся получат возможность для формирования:
умения оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения по выбору учащегося (материалы рубрики «Выбираем, чем заняться»); •
познавательной мотивации, интереса к математическим заданиям повышенной трудности; •
умения сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем; •
восприятия математики как части общечеловеческой •
культуры.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток; •
выполнять табличное умножение и деление чисел на 2, 3, 4 и 5; •
выполнять арифметические действия с числом 0; •
правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое) и умножения (множители), а также числовых •
выражений (произведение, частное);
определять последовательность действий при вычислении значения числового выражения; •
решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание (нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разностное сравнение), умножение и деление (нахождение произведения, деление на части и по содержанию); •
измерять длину заданного отрезка и выражать ее в сантиметрах и в миллиметрах; чертить с помощью линейки отрезок заданной длины; •
использовать свойства сторон прямоугольника при вычислении его периметра; •
определять площадь прямоугольника (в условных единицах с опорой на иллюстрации); •
различать прямой, острый и тупой углы; распознавать прямоугольный треугольник; •
определять время по часам. •
Учащиеся получат возможность научиться:
выполнять табличное умножение и деление чисел на 6,7, 8, 9, 10; •
использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и переместительное свойство умножения при выполнении вычислений; •
решать текстовые задачи в 2-3 действия; •
составлять выражение по условию задачи; •
вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения); •
округлять данные, полученные путем измерения. •
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
удерживать цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности); •
проверять результаты вычислений с помощью обратных действий; •
планировать собственные действия по устранению пробелов в знаниях (знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения, деления); •
организовывать взаимопроверку выполненной работы. •
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать собственную вычислительную деятельность; •
планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях. •
Познавательные
Учащиеся научатся:
выделять существенное и несущественное в условии задачи; составлять краткую запись условия задачи; •
использовать схемы при решении текстовых задач; •
наблюдать за свойствами чисел, устанавливать закономерности в числовых выражениях и использовать их при вычислениях; •
выполнять вычисления по аналогии; •
соотносить действия умножения и деления с геометрическими моделями (площадью прямоугольника); •
вычислять площадь многоугольной фигуры, разбивая ее на прямоугольники. •
Учащиеся получат возможность научиться:
сопоставлять условие задачи с числовым выражением; •
сравнивать разные способы вычислений, решения задач; •
комбинировать данные при выполнении задания; •
ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений; •
ориентироваться в календаре (недели, месяцы, рабочие и выходные дни); •
исследовать зависимости между величинами (длиной стороны прямоугольника и его периметром, площадью; скоростью, временем движения и длиной пройденного •
пути);
получать информацию из научно-популярных текстов (под руководством учителя на основе материалов рубрики «Разворот истории»); •
пользоваться справочными материалами, помещенными в учебнике (таблицами сложения и умножения, именным указателем). •
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное; •
высказывать своё мнение при обсуждении задания. •
Учащиеся получат возможность научиться:
при выполнении заданий в паре: слушать друг друга, договариваться, объединять полученные результаты при совместной презентации решения; •
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). •
Критерии отметок по математике
В основе оценивания письменных работ по математике лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Работа, состоящая из примеров:
«5» - без ошибок.
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.
«3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» - 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач:
«5» - без ошибок.
«4» - 1-2 негрубых ошибки.
«3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.
«2» - 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа:
«5» - без ошибок.
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
«2» - 4 грубые ошибки.
Контрольный устный счет:
«5» - без ошибок.
«4» - 1-2 ошибки.
«3» - 3-4 ошибки.
Математический диктант
Оценка "5"ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
Оценка "3" ставится:
- не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа.
Оценка "2" ставится:
- не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
Тест
Оценка "5"ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4"ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3"ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2"ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий
Грубые ошибки:
1.Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических
действий.
3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).
4. Не решенная до конца задача или пример.
5. Невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
1.Нерациональный прием вычислений.
2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
3. Неверно сформулированный ответ задачи.
4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
5. Недоведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ни же «3».
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
- неправильное произношение математических терминов.
Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 учебный год
Образцы письменного контролирующего материала
1-я четверть
Основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу 1-й четверти.
Учащиеся должны знать/понимать:
- состав чисел второго десятка;
учащиеся должны уметь:
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (повторение);
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток;
- решать текстовые задачи в 2 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц;
Дата __________ Класс __________ Фамилия ________________
Контрольная работа № 1
Вариант 1
1. Вычисли:
5 + 6 = ___ 12 – 9 = ___ 40 + 50 = ___
7 + 8 = ___ 14 – 6 = ___ 70 – 30 = ___
4 + 7 = ___ 13 – 6 = ___ 23 + 35 = ___
6 + 9 = ___ 17 – 9 = ___ 47 – 15 = ___
2. В саду растёт 8 яблонь, а слив на 6 больше, чем яблонь. Сколько слив и яблонь растёт в саду?
12 см
7 см
9 см
3. Найди периметр треугольника.
Дата __________ Класс __________ Фамилия ________________
Контрольная работа № 1
Вариант 2
1. Вычисли:
9 + 4 = ___ 11 – 4 = ___ 30 + 60 = ___
6 + 7 = ___ 16 – 7 = ___ 60 – 20 = ___
8 + 5 = ___ 15 – 9 = ___ 34 + 15 = ___
3 + 8 = ___ 14 – 8 = ___ 74 – 21 = ___
2. На участке 12 кустов чёрной смородины, а кустов красной смородины на 7 меньше. Сколько всего кустов смородины на участке?
3. Найди периметр треугольника.
8 см
6 см
13 см
2-я четверть
Основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу 2-й четверти.
Учащиеся должны знать/понимать:
- алгоритмы письменного сложения и вычитания двузначных чисел (с переходом через десяток);
- названия геометрических фигур;
- свойства сторон квадрата, прямоугольника;
учащиеся должны уметь:
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток;
- решать задачи в 1-2 действия на разностное сравнение; на нахождение слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого.
- находить длину ломаной, периметр многоугольника;
- различать прямые, острые, тупые углы.
Дата _____________ Класс __________ Фамилия _________________________
Контрольная работа № 2
Вариант 1
- Вычисли. Если хочешь, запиши вычисления в столбик.
47 + 5 = _________________ 32 – 8 = _________________
24 + 49 = ________________ 65 – 27 = ________________
2. В лесу растут 75 ёлок и живут 19 белок. На сколько меньше белок, чем
3. В гараже стояли 80 автобусов. Утром они разъехались на маршруты. Осталось лишь 8 неисправных. Сколько автобусов выехало на маршруты?
4. а) Раскрась фигуру, у которой все углы прямые.
б) Одна сторона прямоугольника равна 8 см, а другая 11 см.
Надпиши на рисунке длины всех сторон прямоугольника.
Вариант 2
- Вычисли. Если нужно, запиши вычисления в столбик.
64 + 8 = _________________ 51 – 9 = _________________
45 + 38 = ________________ 83 – 17 = ________________
2. В доме 35 тёмных окошек, а освещённых — 52. На сколько больше освещённых окошек в доме?
3. В парке живут 63 животных: белки, ежи и мыши. Белок 18, ежей 6. Сколько мышей живёт в парке?
4. а) Раскрась фигуру, у которой есть тупые углы.
б) Стороны прямоугольника равны 8 см. Найди прямоугольник на рисунке и надпиши длины всех его сторон.
3-я четверть
Основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу 3-й четверти.
Учащиеся должны знать/понимать:
- смысл действий умножения и деления;
- смысл выражений «увеличить/уменьшить в несколько раз»;
- табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4;
- соотношение между сантиметрами и миллиметрами;
учащиеся должны уметь:
- выполнять умножение и деление чисел на 2, 3, 4;
- решать текстовые задачи в 1 действие на нахождение произведения, деление на части и по содержанию; на увеличение/уменьшение в несколько раз;
- измерять длины отрезков с помощью линейки и сравнивать их;
- вычислять площадь прямоугольника;
- определять продолжительность события (в часах).
Дата __________ Класс __________ Фамилия ________________
Контрольная работа № 3
Вариант 1
1. Вычисли и запиши равенства, используя знак умножения:
3 + 3 + 3 + 3 + 3 = _____________ 8 + 8 + 8 = ___________
2. Вычисли:
2 • 7 = ____ 3 • 3 = ____ 6 : 2 = ____ 6 : 3 = ____
2 • 5 = ____ 5 • 3 = ____ 18 : 2 = ____ 12 : 3 = ____
2 • 4 = ____ 7 • 3 = ____ 16 : 2 = ____ 27 : 3 = ____
3. Сколько колёс у шести трёхколёсных велосипедов?
4. В вольере 14 жёлтых попугайчиков. А голубых — в 2 раза меньше, чем жёлтых. Сколько в аквариуме голубых рыбок?
5. Измерь длины отрезков. На сколько миллиметров один отрезок длиннее другого?
Дата __________ Класс __________ Фамилия ________________
Вариант 2
1. Вычисли и запиши равенства, используя знак умножения:
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = ________________
9 + 9 + 9 + 9 = _____________________
2. Вычисли:
2 • 3 = ____ 5 • 3 = ____ 8 : 2 = ____ 9 : 3 = ____
2 • 8 = ____ 7 • 3 = ____ 14 : 2 = ____ 24 : 3 = ____
2 • 6 = ____ 9 • 3 = ____ 18 : 2 = ____ 18 : 3 = ____
3. В игре принимали участие 16 ребят. Они разбились на пары. Сколько получилось пар?
4. Во 2 «А» 9 мальчиков. А во 2 «Б» — в 2 раза больше, чем во 2 «А». Сколько человек во 2 «Б» классе?
5. Измерь длины сторон прямоугольника и вычисли его площадь в квадратных сантиметрах.
4-я четверть
Основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу 4-й четверти.
Учащиеся должны знать/понимать:
- переместительное свойство сложения, переместительное свойства умножения;
- названия компонентов сложения (слагаемые), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое), умножения (множители);
- названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное);
- порядок выполнения действий в числовых выражениях;
- табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4, 5;
учащиеся должны уметь:
- выполнять умножение и деление чисел в пределах 50;
- выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;
- вычислять значение числового выражения в 3-4 действия (без скобок);
- решать текстовые задачи в 2 действия на нахождение произведения, деление на части и по содержанию, нахождение суммы и остатка, на увеличение/уменьшение в несколько раз, разностное сравнение;
Дата __________ Класс __________ Фамилия ________________
4-я четверть
Контрольная работа № 4
Вариант 1
1. Вычисли:
4 • 5 = ____ 6 • 5 = ____ 32 : 4 = ____ 35 : 5 = ____
4 • 7 = ____ 7 • 5 = ____ 24 : 4 = ____ 40 : 5 = ____
2. Найди значение выражений.
5 + 0 = ____ 5 • 10 = ____ 50 : 10 = ____
5 – 0 = ____ 5 • 0 = ____ 50 : 1 = ____
3. Конверт стоит 9 рублей, а марка 2 рубля. Сколько нужно заплатить за 4 конверта и 8 марок?
4. Определи порядок действий и вычисли значение выражений.
37 – 18 + 46 = _________________________________________
28 + 36 : 4 = ___________________________________________
5 • 9 – 26 = ____________________________________________
5. Составь выражение для вычисления площади фигуры.
Дата __________ Класс __________ Фамилия ________________
Вариант 2
1. Вычисли:
4 • 8 = ____ 8 • 5 = ____ 28 : 4 = ____ 30 : 5 = ____
4 • 6 = ____ 9 • 5 = ____ 36 : 4 = ____ 45 : 5 = ____
2. Найди значение выражений.
7 – 0 = ____ 7 • 10 = ____ 70 : 10 = ____
7 + 0 = ____ 7 • 1 = ____ 70 : 1 = ____
3. Карандаш стоит 8 рублей, а ластик 5 рублей. Что дороже: 4 карандаша или 6 ластиков? На сколько дороже?
4. Определи порядок действий и вычисли значение выражений.
37 + 18 – 26 = _________________________________________
32 : 4 + 56 = ___________________________________________
5 • 7 – 18 = ____________________________________________
5. Составь выражение для вычисления площади фигуры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по математике к концу 2 класса
Умеешь ли ты…
Использовать правила при вычислениях
1. Определи порядок действий в выражении.
48 + 15 : 3 – (18 + 12) : 5
Понимать математическую речь
2. а) Определи периметр квадрата.
б) Какова площадь прямоугольника?
а) | б) | ||||||||||||||||||||||||
Проверять свои действия
3. Проверь результаты деления. Найди ошибки.
48 : 2 = 24 63 : 9 = 8 0 : 4 = 4
4. Восстанови равенства.
10 • … = 0 10 : … = 1 … : 1 = 10
5. Определи последнюю цифру результата.
74 + ✶5 67 + ✶5 207 – 6 81 – ✶9
Сопоставлять информацию разного вида
6. Купили 5 одноразовых тарелок по 8 руб. и 5 стаканов по 4 руб. Какова стоимость покупки?
- Укажи выражение, которое не подходит для решения этой задачи:
а) 8 • 5 + 4 • 5; б) (8 + 4) • 5; в) 8 + 4 • 5.
Моделировать условие задачи
7. В бочке было 45 литров воды. Несколько ведёр взяли для полива, и в бочке осталось 28 литров.Сколько литров воды взяли из бочки?
Изобрази условие задачи на схеме.
18 р.
12 р.
Планировать затраты8. У тебя есть 40 рублей. Хватит ли тебе этих денег, чтобы купить батон и 2 йогурта?
Разбивать фигуру на части
9. Разбей фигуру на прямоугольники разными способами.
а) | б) | ||||||||||||||||||||||||
Выполнять вычисления разными способами
10. Выполни вычисления разными способами.
28 + 35 + 12 + 21
11. Вычисли площадь фигуры разными способами.
Контрольные работы по математике
Входная контрольная работа №1
Вариант 1
1. Ручка стоит 10 рублей, а ластик на 4 рубля дешевле.
Сколько стоит ластик?
2. Выполни вычисления:
9+1= 9-7+2= 8+1-2=
6+4= 5+4-3= 4+6-8=
20+7= 37-30=
3. Сравни числа и поставь вместо ✳знаки > ,< или =
19 ✳15
12 ✳21
35 ✳75
4. Запиши числа 37,46 в виде суммы разрядных слагаемых
Вариант 2
1.Кате 10 лет, а Петя старше Кати на 3 года. Сколько лет Пете?
2.Выполни вычисления:
7+3= 9-6+3= 7+1-3=
2+8= 6+2-3= 2+8-9=
60+7= 46-40=
- 3. Сравни числа и поставь вместо ✳знаки > ,< или =
18 ✳13
32 ✳23
46 ✳76
4. Запиши числа 27,56 в виде суммы разрядных слагаемых.
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание до 20» №2
Вариант 1
- Выполните действия.
7+4= 11-9= 5+….=11
8+5= 17-8= 9+….=13
9+7= 16-7= ….+7=15
2. Реши:
В корзине 11 жёлтых мячей. Зелёных на 5 меньше, чем жёлтых. А синих на 8 больше , чем зелёных. Сколько синих мячей?
3.Сравни значения выражений с помощью знаков «>», «<», «=».
19…11+5 13-7…12-5
11-4…7 3+9…6+8
4.Вычислите.
11-5-3+4= 16-8-2+7=
15-7+3-8= 7+5-6-3=
5.Найди периметр треугольника.
8 см
10 см
7 см
Вариант 2
1.Выполните действия
5+7= 17-8= 6+…=14
6+9= 12-6= 7+…=16
6+5= 14-8= …+8=16
2.Реши:
У Коли 6 фильмов про животных и 7 фильмов - сказок. Он посмотрел из них 8 фильмов. Сколько фильмов Коля ещё не смотрел?
- Сравни значения выражений с помощью знаков «>», «<», «=».
18…11+4 12-8….12-9
12-3….9 3+8….7+8
4.Вычислите.
12-7-4+9= 18-9-2+7=
16-8+3-5= 6+5-4+8=
5.Найди периметр треугольника.
6см
8 см
5см
Контрольная работа «Сложение и вычитание в пределах 100» №3
Вариант 1
1. Вычисли . Если нужно, запиши вычисления в столбик.
39+8= 34+45= 79-26=
48-9= 58+23= 61-37=
2. Экскурсанты за 3 дня осмотрели 67 залов Эрмитажа. В первый день – 19 залов, во второй день – 26 залов.
Сколько залов осмотрели экскурсанты в третий день?
3. Сравните значения выражений, не вычисляя их.
98-35…99-35 18+22…28+12
46+14…15+46 35+42….25+52
4. Найдите значения выражений.
(26+43)-17-(6+8) 49-(15+13)+(67-35)
5.Одна сторона прямоугольника 8см, а другая 14см. Раскрась прямоугольник и надпиши на рисунке длины его сторон.
Вариант 2
1.Вычисли . Если нужно, запиши вычисления в столбик.
59+7= 43+29= 89-26=
46-9= 58+36= 65-38=
2.В трёх вагонах едет 93 пассажира. В первом вагоне -27, во втором -45.
Сколько пассажиров в третьем вагоне?
3.Сравните значения выражений, не вычисляя их.
78-24…99-24 19+22…29+12
36+15…15+36 45+82…44+86
4.Найдите значения выражений.
(47+22)-16-(4+7) 58-(12+13)+(47-22)
5. Сторона прямоугольника 8см. Раскрась прямоугольник и надпиши на рисунке длины его сторон.
Контрольная работа по теме «Знакомимся с новыми действиями» №4
Вариант№1
1. Представьте каждое из чисел 14, 15, 16, 18 в виде суммы одинаковых, не равных единицы, слагаемых.
2. Найдите значения выражений.
5+5+5 10+10+10+10 8+8+8
Замените сложение умножением.
3.Выполните действия
3х2 9х2 10:5 12:2
6х2 7х2 18:2 8:2
4.В каждой из двух люстр 6 ламп. Сколько всего ламп в этих люстрах?
5.Какой длины нужна рейка, чтобы сделать рамку для картины прямоугольной формы со сторонами 9 дм и 5 дм?
Вариант №2
1. Представьте каждое из чисел 12, 14, 16, 18 в виде суммы одинаковых, не равных единицы, слагаемых.
2. Найдите значения выражений.
6+6+6 10+10+10+10+10 9+9+9
Замените сложение умножением.
3. Выполните действия
4х2 8х2 12:2 14:2
7х2 5х2 16:2 6:2
4.В каждой пачке 8 книг. Сколько всего книг в 3 пачках?
5. Какой длины нужна рейка, чтобы сделать рамку для картины прямоугольной формы со сторонами 8 дм и 6 дм?
Контрольная работа по теме «Учимся умножать и делить» №5
Вариант №1
1. Сравните значения выражений, не вычисляя их.
6х4+6….6х5 7х8-7…7х6 9х3+9+9….9х4+9
2. Найдите значения выражений.
3х9 7х5 8х5 6х1
9х4 5х8 7х4 29х1
6х2 7х3 8х2 85х1
3х4 6х4 9х5 96:96
3.Начертите отрезок длиной 3 см. Увеличьте его в 3 раза. Начертите полученный отрезок.
4.В одной клетке 8 попугаев, а в другой – в 2 раза больше. Сколько попугаев в двух клетках?
5. Начерти фигуру (по клеткам), площадь которой в 4 раза больше площади данной фигуры.
|
|
|
|
Вариант №2
1. Сравните значения выражений, не вычисляя их.
8х3+8…8х4 3х5-3…3х3 7х4+7+7….7х3+7
2. Найдите значения выражений.
4х2 4х9 8х4 9х1
7х4 3х5 5х6 37х1
5х5 6х4 3х6 58:1
4х3 8х3 5х8 93:93
3. Начертите отрезок длиной 4 см. Увеличьте его в 2 раза. Начертите полученный отрезок.
4. Вася нашёл 9 белых грибов, а лисичек – в 3 раза больше. Сколько всего грибов нашёл Вася?
5. Начерти фигуру (по клеткам), площадь которой в 5 раза больше площади данной фигуры.
|
|
Контрольная работа по теме «Действия с выражениями» №6
Вариант №1
1. Найдите значения выражений.
8х7 54:6 0х69
3х6 27:3 83:83
6х4 63:9 72х1
8х3 48:8 0:54
2.На полив одной грядки огурцов требуется 8 вёдер воды. Сколько таких грядок можно полить из бочки, в которой 72 ведра?
3.Начертите три отрезка: длина первого 4 см, длина второго – в 3 раза больше длины первого, а длина третьего – в 4 раза меньше длины второго отрезка.
4.Используя числа 9, 54, 6, составьте четыре верных равенства.
5.Вычислите значение выражений
40:8+14 90-5х7
43+(35-8) 4х(12-7)
Вариант №2
1. Найдите значения выражений.
6х7 54:9 0х81
5х6 72:8 89:89
9х3 63:7 75х1
8х4 36:4 0:59
2. Катя, Таня и Вера разделили поровну 27 орехов. Сколько орехов получила каждая девочка?
3. Начертите три отрезка: длина первого 2 см, длина второго – в 4 раза больше длины первого, а длина третьего – в 2 раза меньше длины второго отрезка.
4. Используя числа 8, 48, 6, составьте четыре верных равенства.
5. Вычислите значение выражений
30:6+23 70-5х5
54+(48-9) 6х(13-9)
Контрольная работа (итоговая) №7
Вариант 1
1. Вычисли:
4 5 = ____ 6 5 = ____ 32 : 4 = ____ 35 : 5 = ____
4 7 = ____ 7 5 = ____ 24 : 4 = ____ 40 : 5 = ____
2. Найди значение выражений.
5 + 0 = ____ 5 10 = ____ 50 : 10 = ____
5 – 0 = ____ 5 0 = ____ 50 : 1 = ____
3. Конверт стоит 9 рублей, а марка 2 рубля. Сколько нужно заплатить за 4 конверта и 8 марок?
4. Определи порядок действий и вычисли значение выражений.
37 – 18 + 46 =
28 + 36 : 4 =
5 9 – 26 =
5. Составь выражение для вычисления площади фигуры.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 2
1. Вычисли:
4 8 = ____ 8 5 = ____ 28 : 4 = ____ 30 : 5 = ____
4 6 = ____ 9 5 = ____ 36 : 4 = ____ 45 : 5 = ____
2. Найди значение выражений.
7 – 0 = ____ 7 10 = ____ 70 : 10 = ____
7 + 0 = ____ 7 1 = ____ 70 : 1 = ____
3. Карандаш стоит 8 рублей, а ластик 5 рублей. Что дороже: 4 карандаша или 6 ластиков? На сколько дороже?
4. Определи порядок действий и вычисли значение выражений.
37 + 18 – 26 =
32 : 4 + 56 =
5 7 – 18 =
5. Составь выражение для вычисления площади фигуры.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....