Рабочая программа по ОПК11 класс
рабочая программа (11 класс) на тему
Рабочая программа по основам православной культура " Основы нравственности" в 10-11 классах; учебное пособие "Основы нравственности" Янушкявичюс Р.В., Янушкявичане О.Л.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ОПК 10-11.docx | 55.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного предмета по основам православной культуры
«Основы нравственности»
10- 11 класс
Учитель: Иванькова Марина Анатольевна
Количество часов:
всего (за 2 года) – 68 часов; в неделю – 1
Планирование составлено на основе Программы по «Основам православной культуры» для общеобразовательных учреждениий».
Учебник. Основы нравственности, беседы по этике для старшеклассников, учебное пособие для школьников и студентов, издание 8-е, исправленное, Москва, ПРО-ПРЕСС. 2010.
Авторы-составители: Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.А.
2011- 2012г
Пояснительная записка.
- Общая характеристика курса.
Данный курс «Основы нравственности» является курсом по этике с позицией православной культуры.
На его преподавание отводится по 1 недельному часу в 10 и 11 классе; всего 68 часов.
Данный курс ведется в рамках кружковых занятий, что позволяет дополнительно привлекать учащихся на различных этапах его преподавания.
Часы на преподавание «Основ нравственности» берутся из часов для дополнительного образования и проектной дельности учащихся.
В 10 и 11 классе рассматривается проблема «Религия и ее роль в духовно-нравственной жизни человечества». Различные аспекты этой проблемы рассматриваются на каждом из 68 занятий.
- Цели и задачи курса.
Основными целями и задачами курса «Основы нравственности» являются следующие:
- Помочь учащимся задуматься о назначении человека.
- Показать, что без высших идеалов человеческая жизнь бессмысленна.
- Обратить внимание на существование в каждом человеке образа внутренней нравственной красоты.
- Помочь найти смысл жизни и определить свое место в мире.
- Познакомить с ответами, которые даются на этот вопрос в различных религиях и философских течениях.
- Познакомить с христианским представлением о преображении человечества и мира как цели человеческой жизни.
- Рассмотреть человеческую возможность творить.
- Проанализировать состояние современной культуры, в частности, современную музыку.
Необходимо сформировать у учащихся следующие представления и понятия:
- Представления о существовании высшей, духовной жизни у человека.
- Понятия о том, что нравственное обретается только опытом жизни.
- Понятия власти родительской, церковной и гражданской, их силы и значения для нравственного становления человека.
- Представления о возможном здоровом устроении семьи.
Необходимо привить учащимся чувство Родины (исторической памяти), а также чувства патриотизма и любви к Родине.
Воспитать способность противостоять злу нечистоте мира в сердце.
Воспитать сознание личной ответственности за мир и за себя самого как носителя образа Божьего, и за творение общности с людьми кК единства в любви по образу Пресвятой Троицы, и за личные отношения к Богу.
- Методы и приемы. Общие методические рекомендации.
Основной формой занятия является диалог. Возможно также писание и обсуждение сочинений, подготовка докладов, дискуссии. Используются отрывки из видеофильмов. Настроение на занятии создается прослушиванием сопровождающей занятие музыки. Широко используется проектная деятельность учащихся.
Стиль преподавания – литературно-философский. Учитель не навязывает свою точку зрения, он должен сформулировать актуальную для молодежи проблему и описать ответы, которые на данный вопрос давали различные мыслители, писатели, философы. При этом излагается и точа зрения на этот вопрос в православной культуре.
На занятии в различных формах идет обсуждение возможных точек зрения, но право выбора остается за ученикам.
На занятиях необходим личностный подход к каждому ученику. На каждом занятии осуществляются межпредметные связи. Необходимо воспитывать становление становлением.
- Система оценивания.
Так как на занятиях акцент делается не на приобретение знаний, а на внутреннюю ориентацию учащихся, на идеалы добра, истины, красоты, оценивание предполагается в виде зачета, который автоматически выставляется всем, активно участвовавшим в занятиях. Для тех, кто не пожелал активно участвовать в занятиях зачет может быть выставлен после написания реферата.
III.Учебно-тематическое планирование
Количество часов – 35
Понятие смысла жизни в религиях и философиях мира- 13 ч:
Поиски веры- 1ч, Языческие религиозные системы. Философия древних греков и римлян – 1ч. Религия и ее роль в духовно- нравственной жизни человечества.- 1ч Ответ на вопрос о смысле жизни в Ветхозаветной религии. Десять заповедей – основа нравственности человечества.- 2ч Рождество Христово – начало нашей эры. Христианство. Православие.- 1ч Нагорная проповедь.- 2ч Христианское понимание смысла жизни. Преображение.-1ч Анализ философских теистических воззрений на Бога и человека.- 1ч Крещение Руси.- 1ч Поиск смысла жизни в древнерусской литературе. «Вечные вопросы» в древнерусской живописи и музыке. -1ч Попытка создания общности новых людей в России в 1917 году. -1 ч |
Духовная природа человека – 11 часов:
Понятие добра и зла, их взаимная борьба. – 1ч
Почему Бог не уничтожает зло и злодеев.- 1ч
«Если мы свободны, то, может быть, брать от жизни все, что возможно?» -1ч
Покаяние как свободный выбор нового пути.-1ч
Возможность, считая себя положительным, не увидеть себя.-1ч
Прощение других- залог душевной красоты. – 1ч
Основные страсти человека.- 1ч
Основные добродетели человека.- 1ч
Совесть, как всеобщий естественный закон. -1ч
Изображение мучений совести в русской литературе.-1ч
Надежда. Можно ли с уверенностью надеяться, если нет веры в Бога? -1ч
Нравственность и пол – 8ч:
Вера, надежда, любовь. Какой бывает любовь? – 1ч Что в Библии говорится о мужчине и женщине?- 1ч Муж – глава жены.- 1ч Вечное бытие, открывающееся в любви. Закон цельности. -1ч Семья. Ценность семьи, благоговейное и ответственное отношение к создаваемой семье. -1ч Монашество, его сущность.- 1ч Защита проекта- 1ч Мини – сочинение. Урок, который запомнился больше всего. -1ч YI. Учебно-методический комплект
беседы по этике со старшеклассниками, авторы-составители: Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л.,М. «ПРО-ПРЕСС», 2010.
Янушкявичене О.Л., М. «ПРО-ПРЕСС», 2008. http://www.predanie.ru/ Православный портал Предание.Ру http://orthomedia.ru/ Медиа-сервер «OrthoMedia.RU» http://www.aosipov.ru/ Аудио и видеолекции проф. А.А.Осипова http://www.katehizis.ru/ Православные медиа-ресурсы http://media.tv-soyuz.ru/ Видеопортал телеканала «Союз» http://tvspas.rutube.ru/ Видеосюжеты телеканала "Спас" http://glas.org.ua/videoarchive/ Видеоархив телеканала "Глас" (Украина) http://radostmoya.ru/ Телепроекты детского семейного образовательного телеканала «Радость моя» http://zakonbozhiy.ru/ Телепроект "Закон Божий" http://shishkinles.ru/ Телепроект "Шишкин лес" http://www.lestvitsa.dp.ua/ Центр Православной Культуры "Лествица" (Украина) http://www.metropolit-anthony.orc.ru/audio.htm Аудиозаписи митрополита Антония Сурожского http://www.kelia.ru/ Медиаархив "Келия" http://biblion.realin.ru/ Православный медиаархив "Библион" http://www.pravoslavnyedvd.ru/video.php Медиаархив "Домашняя коллекция православного христианина" http://orthodoxdvd.ucoz.ru/ OrthodoxDVD - Православный мультимедиа архив http://www.blagovest-tv.ru/video/ Видеоархив телеканала "Благовест" http://www.radioblago.ru/archive.html Аудиоархив Радио "Благо" http://tv.radonezh.ru/radio/efir/arhiv/ Архив радиопрограмм Радио "Радонеж" и Радио "Благовещение" http://www.pravmir.ru/ † Православие и Мир «Православная Энциклопедия» «Град Петров» мультимедийного издательства "Деоника" передачи радио «Благовещение» (mp3) А.Кураева, А.Б.Зубова в mp3 архиепископа Илариона (Алфеева) сайта «Православная апологетика» В.Ю.Питанова http://orthodoxdvd.ucoz.ru/3sputnik.html Информация о настройках вещания 3-х каналов православного спутникового ТВ: "Союз", "Спас", "Глас". http://video.sbnt.ru/ Аудио и видео материалы по вопросам трезвости http://www.rostovbeznarkotikov.ru/ Аудио и видео материалы по профилактике и лечению наркомании, алкоголизма, игромании http://lell33.ucoz.ru/ Книги; история, культура, жизнь и возрождение России; аудио-видео http://torrents.ru/forum/tracker.php Раздел "Вера и религия" на Битторрент трекере http://pravtor.spb.ru/forum/ Православный торрент-трекер http://neofit.ru/ Видеоматериалы студии "Неофит" на темы "Библейский сюжет" и "Святыни христианского мира" Календарно – тематическое планирование |
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | Поиски веры | 1 | Вера. «Вера же есть…уверенность в невидимом». Вера в Бога. Мироощущение верующих людей. Дискуссия на тему «Доверие и верность – качества души, имеющие основание в вере в Бога» | 1.Осознать, что такое есть вера и вера в Бога. 2.Познакомиться с мироощущением верующих людей. 3.Осознать, что доверие и верность – качества души, имеющие основание в вере в Бога. | Мини-сочинение «Нужна ли мне в моей жизни вера в Бога» | |
2 | Религия и ее роль в духовно-нравственной жизни человечества | 1 | Что заставляет людей искать Бога? Почему не удалось избавиться от религии в Советском государстве. Дискуссия на тему «Как понимать слова апостола Иакова «Вера без дел мертва» | 1.Доказать, что религия играет определяющую роль в духовно-нравственной жизни человечества. 2.Убедить, что искания Бога людьми объективны. | Найти и прочитать Десять заповедей. | |
3 | Языческие религиозные системы. Философия древних греков и римлян. | 1 | Понимание смысла жизни в религиях Древней Индии и Китая. Рассказ о философии древних греков и римлян. Дискуссия на тему: «Можно ли утверждать, что в наше время наблюдается падение нравственности? Каковы причины этого явления?» | 1.Познакомиься с философией и понятием смысла жизни древних греков и римлян. 2.Осознать причины распространения восточных культов и падения нравственности в греко-римском мире. | Проанализировать уровень своей нравственности | |
4-5 | Десять заповедей – основа нравственности человечества. Ответ на вопрос о смысле жизни в Ветхозаветной религии. | 2 | Не устарела ли первая заповедь? Может ли любовь к Богу быть основой жизни современного человека? «Люби ближнего твоего, как самого себя». | 1.Кратко познакомиться с историей еврейского народа. 2. Рассмотреть 10 заповедей и постараться их запомнить. 3. Попытаться понять, соответствует ли наша жизнь требованиям заповедей. | Мини-сочинение «Если бы я давал заповеди, по которым должны жить люди, я написал бы …» Рассказать о 10 заповедях своим домашним. | |
6 | Рождество Христово – начало нашей эры. Христианство. Православие. | 1 | «Нет больше той любви, как если кто положет душу свою за друзей своих». Обсуждение значения этой цитаты из Библии. | Кратко познакомиться с христианством и православием | Написать мини-сочинение на тему: «Возможно ли положить душу свою за друзей своих в наше время». | |
7-8 | Нагорная проповедь | 2 | Анализ и трактовка заповедей. Дискуссия на тему: а) не устарела ли заповедь? б)можно ил в наши дни руководствоваться Нагорной проповедью? | 1. Познакомиться с нравственным богатством, содержащимся в Нагорной проповеди. 2. Уметь прокомментировать заповеди блаженства. | Мини-сочинение на тему: 1.Чего мы алчем и жаждем. 2.К кому из наших современников можно обратить слова «Вы - соль земли. Вы – свет мира» | |
9 | Христианское понимание смысла жизни. Преображение. | 1 | Чтение и обсуждение Евангельского рассказа о Преображении господнем. Рассказ о том, что цель жизни христианина – Преображение. Чтение и обсуждение Евангельского рассказа о Марии и Марфе. | 1.Осознать, что в христианстве каждая человеческая душа необыкновенна ценна. 2. Познакомиться со смыслом жизни в христианстве, который заключается в Преображении человека. | Мини-сочинение на тему: «Что означает выражение «Жить в ладу с самим собой» | |
10 | Анализ философских теистических воззрений на Бога и человека. | 1 | Знакомство с возможными доказательствами бытия Божия (плакат). Диспут о бытие Божием. | 1.Привить опыт защиты своей веры. 2.Познакомиться с возможными доказательствами бытия Божия. | Попробовать используя перечисленные доказательства убедить сомневающегося человека в бытие Бога. | |
11 | Крещение Руси | 1 | Информация (рассказ) учителя о верованиях древних славян, о князе Владимире, его выборе веры и крещении Руси. Обсуждение постулата: «Без крепкой семьи не может быть крепкого государства». Диспут на тему: «В чем причина того, что князь Владимир изменился при своем крещении, а многие люди не меняются» | 1.Повоторить информацию о верованиях древних славян. 2.Убедить учащихся в существовании объективных причин для принятия христианства на Руси. 3.Познакомить учащихся с обстоятельствами принятия православия нашими предками. | Поискать и почитать русские летописи. | |
12 | Поиск смысла жизни в древнерусской литературе. «Вечные вопросы» в древнерусской живописи и музыке. | 1 | Сравнительный анализ искусства Древней Руси и авангардистского искусства (живопись, музыка) и их воздействия на психику человека. | 1.Получить представление о древнерусском искусстве. 2.Уметь находить взаимосвязь о отличии психики человека верующего и человека любящего искусство авангарда. | Вопросы 1-4 главы 4 раздела 17 | |
13 | Попытка создания общности новых людей в России в 1917 году. Марксистский способ борьбы со злом. | 1 | Беседа на тему: 1.Может ли человек легко изжить пороки в себе по мере совершенствования общественного устройства. 2.Дисскусия на тему: «Какие ошибки в русской истории нужно было бы устранить, чтобы революции не было» | 1.Сформировать представление исторической связи прошлого, настоящего и будущего, зависимость истории от совокупности «греха народа». | Мини-сочинение на тему: «Нужна ли человеку «духовная жажда» | |
14 | «Духовная жажда – исключительная черта человека. Мерило народа». | 1 | Обсуждение цитаты Ф.М.Достоевского «Мерило народа не то, каков он есть, а то, что считает прекрасным и истинным, по чем вздыхает» Дискуссия на тему: «Существует ли реально «духовная жажда» или это выдумки философов, поэтов, священников?» | 1.Сформировать потребность духовных исканий. 2.Уметь оценивать два противоположных восприятия жизни. 3.Начать формирование позитивного восприятия жизни. | Прочитать в Библии о сотворении человека. | |
15 | Понимание души и тела в христианстве. Образ и подобие. | 1 | Рассказ об отличии понимания человека в восточных религиях и в христианстве. Понимание христианством человека как иконы Бога. Понимание души и тела в христианстве. Уподобление Богу – цель христианской жизни. Дискуссия на тему: «Может ли рыночная экономика обеспечить рай на земле?» | 1.Сформироваь понятие христианской морали для успешного развития общества. 2.Создать понимание того, в чем заключается различие понимания человека в восточных религиях и христианстве. | Сочинение на тему: «Как я представляю себе рай» | |
16 | Библейская картина рая. Попытки построить рай на Земле без Бога. | 1 | Рассказ о библейской картине рая. Попытки построить рай на земле. Разбор библейской картины падения человека. Игра «Моё отношение к «запретному плоду». Вывод: как вернуть человеку рай? | Сформировать отношение учащихся к «запретному плоду» | Подумать о том, объективны ли понятия добра и зла. | |
17 | Понятия добра и зла, их взаимная борьба. | 1 | Пятиминутное размышление на тему: «Минуты моей жизни, когда я увеличил мировое зло». Беседа по вопросам: 1.Взаимная борьба добра и зла 2.Возможно ли делать добро, не получая награды. | 1.Сформировать понятие добра и зла. 2.Показать, что «линия фронта» борьбы добра и зла проходит внутри человека. | Мини-сочинение: «Как я реагирую, если замечаю зло в себе» | |
18 | Почему Бог не уничтожит зло и злодеев. | 1 | Рассказ о свободе как возможности выбора добра и зла. «Проба» добра в столкновении со злом. «Невмешательство» Бога в свободу человека. Дискуссия на тему: «Можно ли пройти через ужасные обстоятельства жизни и не усомниться в любви и правде» | Сформировать представление о возможности выбора добра и зла – в этом заключается свобода человека. | Сочинение на тему: «Если мы свободны, то, может быть, брать от жизни все, что возможно?» | |
19 | Если мы свободны, то, может быть, брать от жизни всё, что возможно? «Пепси»-поколение. | 1 | Беседа по вопросам: 1.Если все будут брать от жизни все, то откуда все возьмется. 2.Как, по-вашему, влияет демократизация школы на качество знаний. 3.Должно ли семейное и школьное течение жизни быть упорядочено, размерено, деловито? | Сформировать убеждение в необходимости труда и усилий в жизни. | Сочинение на тему: «Кто я? Откуда я? Куда я иду?» | |
20 | Покаяние кК свободный выбор нового пути. | 1 | Прослушивание молитвы «Покаяние», которая поется на Вечерне в Великий пост. Чтение притчи о блудном сыне. Рассказ о Гарри из «Степного волка» Германа Гессе. В чем между ними разница. Связано ли чувство элитарности героев Гессе с их приходом к сатанизму? Дискуссия на тему: «Нужно ли покаяние в нашей жизни? Может быть, лучше просто жить и радоваться». | Сформировать понятие необходимости покаяния для преображения человека. | Сочинение на тему: Можно ли чего-нибудь достигнуть в жизни, не рекламируя себя» | |
21 | Возможность, считая себя положительным, не увидеть себя. | 1 | Чтение Евангельской притчи о мытаре и фарисее. Пояснение значений этих слов. Понятие гордыни и смирения. Обсуждение вопросов: 1.бывают ли сильные люди смиренными? 2.был ли сильным Христос? 3.не является ли реклама следствием неуверенности в себе? | Сформировать убеждение, что гордость и самохвальство нарушают внутреннюю целостность и глубину человека. | Сочинение на тему: «Умеет ли гордый человек прощать?» | |
22 | Прощение других – залог душевной чистоты. | 1 | Краткий рассказ о содержании и героях повести Ч.Диккенса «Семьдесят раз семь». Связь видения адский грехов с собственными грехами. Дискуссия на тему: «Бывают ли ситуации, когда нельзя прощать?» | Сформировать убеждение необходимости прощения других. | Простить всем своим обидчикам | |
23 | Основные страсти человека. | 1 | Страсти Христовы. Значение слова «страсть» в православной и секулярной культуре. 8 основных страстей человека, названных святыми отцами. Обсуждение каждой из страстей. | Сформировать убеждение в необходимости борьбы со страстями | Домашнее сочинение на тему: «Какие из страстей господствуют надо мной». | |
24 | Основные добродетели человека. | 1 | Выписывание на доске добродетелей по Феофану Затворнику, их обсуждение. Дискуссия на тему: «Отличается ли любовь 2000 лет назад от нашей» | Сформировать убеждение воспитания в себе добродетелей. | Мини-сочинение на тему: «Добродетели, необходимые человеку, чтобы он стал моим другом» | |
25 | Совесть как всеобщий естественный закон. | 1 | Как разобраться в своей душе? Апостол Павел о природе совести. «Храни сердце своё». Дискуссия на тему: «Откуда в человеке совесть? Есть ли она у животных?» | Сформировать понятие совести как голоса высшей реальности. | Прочитать рассказ об исповеди преступника из книги «Отец Арсений». | |
26 | Изображение мучений совести в русской литературе. | 1 | Анализ цитат из Киреевского и Ивана Франко. Дискуссия на тему: «Возможно ли внутренним возвышением над внешними потребностями избегнуть тяжести внешних нужд» | Уметь видеть возможность внутреннего возвышения над внешними потребностями. | Написать сочинение на тему: «Мои надежды» | |
27 | Надежда. Можно ли с уверенностью надеяться, если нет веры в Бога? | Понятие трансцендентного. Дискуссия на тему: «Можно ли с уверенностью надеяться, если нет веры в Бога?» | Задуматься о поиске фундамента нашим надеждам. | Подумать о том, чем связаны «вера, надежда, любовь». | ||
28 | Вера, надежда, любовь. Какой бывает любовь? | 1 | Дискуссия на тему: «Помогает ли любовь перешагнуть границы своего «я»?» | Показать, что в любви преодолевается индивидуальная ограниченность. | Прочитать «Крейцерову сонату» Л.Н.Толстого | |
29 | Что в Библии говорится о мужчине и женщине? | 1 | Дискуссия на тему: « Возможно ли целомудрие в браке?» | Рассмотреть жизненные задачи каждого пола | Мини-сочинение «Моя любовь» | |
30 | Муж – глава жены. | 1 | Обсуждение сочинений | Раскрыть понимание главенства мужа, соответствующее Библии | Мини-сочинение «Какой я хотел бы видеть свою будущую семью?» | |
31 | Вечное бытие, открывающееся в любви. Закон цельности. | 1 | Дискуссия на тему: «Почему человек так ищет любовь?» | Показать возможную красоту настоящей любви | Мини- сочинение «Счастливая семья, с которой я знаком» | |
32 | Семья. Ценность семьи, благоговейное и ответственное отношение к создаваемой семье. | 1 | Обсуждение сочинений, беседа | Раскрыть ценность семьи | Прочитать жизнеописание каких-либо монахов, индивидульные сообщения | |
33 | Монашество, его сущность. | 1 | Дискуссия на тему: «Стали бы мы лучше жить, если бы монахи трудились в общественно-производственной сфере?» | Познакомить учащихся с сущностью монашества | Презентация монастырей | |
34 | Защита проекта | 1 | ||||
35 | Мини – сочинение « Урок, который запомнился больше всего». | 1 | Итоговый тест |
«Рассмотрено» на заседании мето-дического объединения учителей Протокол № __ от «__» сентября 2011г Руководитель методического объединения: ____________(Г.Н.Скрынникова) | «Согласовано» Заместитель директора по УВР____________ ( И.А.Лученкова) | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 17 _____________ (С.В.Кравцова) |
Программа элективного предмета по основам православной культуры
«Основы нравственности»
10- 11 класс
Учитель: Иванькова Марина Анатольевна
Количество часов:
всего (за 2 года) – 68 часов; в неделю – 1
Планирование составлено на основе Программы по «Основам православной культуры» для общеобразовательных учреждениий».
Учебник. Основы нравственности, беседы по этике для старшеклассников, учебное пособие для школьников и студентов, издание 8-е, исправленное, Москва, ПРО-ПРЕСС. 2010.
Авторы-составители: Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.А.
Календарно – тематическое планирование 11 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | Кризис семьи | 1 | Просмотр отрывков фильма; Дискуссия «Обязательна ли любовь при заключении брака?» | Показать, что кризис семьи вязан не только с экономическими трудностями | Мини-сочинение «Как я отношусь к пробным бракам?» | |
2 | Последствия добрачных связей с точки зрения телегонии | 1 | Просмотр отрывков из видеофильма о венчании | Показать, что добрачные связи имеют отрицательные последствия для семейной жизни. | Мини-сочинение «Я хочу чистоты» или «Я не хочу чистоты» | |
3 | Льюис о естественном и неестественном в желании интимной близости | 1 | Обсуждение сочинений, дискуссия « Можно ли «интимное» выставлять «напоказ»? | Показать, что распущенность в сфере пола неестественна для человека | Составить устный рассказ «Я люблю свою мать (отца)» | |
4 | Любовь родителей к детям. Любовь детей к родителям» | 1 | Чтение и обсуждение отрывков из книги «Старец Силуан» | Рассмотреть взаимоотношения родителей и детей | .проект «Моя семья» | |
5 | Традиции русской семьи | 1 | Беседа | Показать красоту традиции русской семьи | Проект «Поучение» своим детям | |
6 | Рождение детей, их воспитание. | 1 | Обсуждение «Поучений» из раздела 16 | Обсудить влияние наших неизжитых пороков на жизнь наших детей | Мини-сочинение «Какого друга я хочу?» | |
7 | Дружба | 1 | Обсуждение сочинений, цитат из Эзопа и Стендаля. | Показать возможную красоту настоящей дружбы | Подумать о том, какие еще, кроме дружбы и любви, есть возможности преодоления границ собственного «я» | |
8 | Творчество. Первоисточники творческого вдохновения. | 1 | Беседа | Попытаться понять, сто делает человека творцом | Почитать Библию | |
9 | Художественное творчество. Библия как основа европейского искусства. | 1 | Рассматривание картин на библейские сюжеты, чтение отрывков из Библии и обсуждение. | Познакомить учащихся с сущностью художественного творчества. | Сообщения о театрах Древней Греции | |
10 | Театр Древней Греции. | 1 | Дискуссия «Роль театра в наше время» | Познакомить с театром Древней Греции. | Мини-сочинение «Как я представляю праздник» | |
11 | Должен ли быть в жизни праздник? | 1 | Дискуссия «Не означает ли перерастание праздника в оргию ложности оснований для праздника?» | Проследить с учащимися перерастание праздника в оргию | Принести стихи Лермонтова и Блока об одиночестве. | |
12 | Одиночество как антипраздник. | 1 | Дискуссия «Что является средством от одиночества?» | Показать, что одиночество является предельным выражением антипраздника | ||
13 | Отличие одиночества от уединения | 1 | Беседа | Обосноать необходимость «собирать» себя | Подумать о том, почему так дейтственен был лозунг: «Пролетарии всех стран, собирайтесь!» | |
14 | Братство, его примеры | 1 | Дискуссия «Не является ли тоска по Братству положительной стороной желания человека отдать свою свободу?» | Объяснить, что взаимное братство является мечтой и потребностью людей. | Ответ на вопрос : « Что соединяет людей в Братство?» | |
15 | Тайна любви Бога. | 1 | Просмотр с записью пения Пасхального канона | Показать, что христианское Братство несет в себе тайну Божественной любви | ||
16 | Тайна христианства в искусстве. | 1 | Просмотр фильмам «Православные чудеса» | Показать, что соборность- основной принцип христианского устроения жизни | Информационный проект о храме или мини-сочинение «Возможна ли красота без творящего» | |
17 | Зависимость красоты от духовного облика человека. | 1 | Рассматривание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», букета цветов; обсуждение сочинений. | Рассмотреть зависимость красоты от духовного облиа человека. | Принести аудиокассеты с записями любимой музыки | |
18 | Антикультура как отрицание красоты. | 1 | Слушание аудиокассет с различными записями, обсуждение | Предостеречь учащихся от возможных негативных последствий воздействия массовой культуры | Мини-сочинение «Я и вечность» | |
19 | Что может быть «уловом» нашей жизни? | 1 | Чтение Евангельской истории о необыкновенном улове | Показать необходимость присутствия Высшего плана Бытия в жизни человека | ||
20 | Что будет с нами после смерти? Проблема эвтаназии. | 1 | Дискуссия «Нужно ли разрешить эвтаназию в нашем обществе?» Чтение отрывков Серафима Роуза «Жизнь после смерти» | Познакомить учащихся с проблемой эвтаназии. | Прочитать повесть Л,Н.Толстого «Смерть Ивана Ильича» | |
21 | Семейные ценности | 1 | Обсудить «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | Рассмотреть отношения в семье на примере Петра и Февронии Муромских | ||
22 | Изображение смерти в русской литературе. | 1 | Прослушивание аудиозаписи с русскими народными песнями, беседа | Познакомить учащихся с изображением смерти в русской литературе | Индивидуальные сообщения, презентация | |
23 | Смерть праведника и грешника | 1 | Обсуждение выслушанных сообщений, презентаций | Сравнить смерть праведника и греника | Принести старые семейные фотографии, рассказ о членах семьи | |
24 | Языческие религии о смерти. | 1 | Рассказы учеников о своих предках | Познакомить учащихся с языческим пониманием смерти | ||
25 | Материалистический взгляд на смерть | 1 | Чтение отрывка из повести Ж.П. Сартра «Стена» | Развивать умение монологической речи | ||
26 | Христианское понимание о смерти | 1 | Беседа | Познакомить с христианским пониманием смерти | Мини- сочинение | |
27 | Есть ли в бытии твердая почва для человеческой жажды любви и счастья? | 1 | Обсуждение сочинений, беседа | Показать, что жизнь оправдана, если только в ней есть подвиг и устремленность к высшему | Устный рассказ «Подвиг. Как я его понимаю?» | |
28 | Понятие русской души. Родина. | 1 | Дискуссия «Слабые и сильные народы. Национальный вопрос» | Раскрыть понятия русской души, Родины | Сообщения | |
29 | Тип русской святости | 1 | Чтение текста | Показать, что в русской культуре существует глубинное понимание связи детей и родителей | Мини-сочинение «Родина моя…», презентации | |
30 | Русская литература и иконопись – выражение национального самосознания русских людей | 1 | Обсуждение сочинений, презентаций, дискуссия | Формировать знание, что русская литература и иконопись являются выражением национального самосознания русских людей | Рассказ о новомучениках | |
31 | Святые новомученики и исповелдники Российские | 1 | Рассказы учащихся | Попытаться проанализировать причины происшедшего с Россией в 1917 году | Принести материалы о Соловецком лагере | |
32 | Можно ли противостоять злу? | 1 | Чтение материалов,беседа | Показать, что сохранение духовных ценностей является противлением злу | ||
33 | Святотатство и покаяние | 1 | Беседа | Развивать умение анализировать полученную информацию | Проект | |
34 | Обобщение изученного | 1 | Защита проекта | Формировать умение высказывать свои мысли | ||
35 | Я вступаю в новую жизнь | 1 | Беседа | Закрепить знания, полученные на уроках элективного предмета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...
Рабочие программы 1-4 классы. Г.С. Ригина, Л.В. Школяр, В.О.Усачёва. Рабочие программы 5-8 классы. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева.
Рабочие программы 1-8 классы...
Рабочая программа Spotlight, 5 класс (конструктор рабочих программ).
Рабочая программа. Создана с помощью конструктора рабочих программ....