СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
статья по литературе на тему
Нетрадиционные формы работы на уроках литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_tvorcheskoy_sredy_na_urokakh_literatury.docx | 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Действующие программы по литературе уделяют развитию творческих способностей учащихся особое место. Урок литературы является процессом творческим, и работа учителя сродни деятельности композитора, живописца, актёра, режиссёра.
Урок литературы не укладывается ни в какую схему, так как это урок искусства. Литература обращена не только к разуму, но и к чувствам. Никакая методика не окажет большего влияния на души учеников, нежели глубокое, страстное, правдивое слово учителя. Ведь ценнейшим свойствами педагогов школьниками представляются эрудированность, способность признать за ребятами право на свободное мышление и умение учить весело. И ещё они говорят о том, что в школе должны работать люди, у которых осталось что-то от детства. И это, наверное, правильно. Мы не должны забывать, что все мы родом из детства и что учиться и работать надо интересно. Поэтому урок литературы должен быть интересным, разнообразным, ёмким, содержательным.
Для меня урок литературы – это и точный отбор материала, и строгий расчёт, и усилия достичь глубины понимания текста и авторской позиции, и, конечно же, творчество…
Семинары, конкурсы, учебные игры, викторины, инсценированные чтения, написание сочинений, составление кроссвордов, ребусов – все эти формы активизируют творчество ребят.
Но организация творческих видов работы на уроке вызывает большие трудности, не всегда даёт ожидаемый результат. Ведь творческий процесс включает 2 основных этапа: накопление впечатлений, знаний и умений и творческую переработку накопленного. Поэтому учащихся необходимо готовить к творчеству, постоянно развивая их воображение (строить эту работу можно на игровой основе) и планомерно формируя литературно-творческие умения.
На мой взгляд, начинать целенаправленное и систематическое приобщение к творческой деятельности, формирование литературно-творческих умений следует с начала изучения литературы, и для этого фольклор представляется наиболее благоприятной темой. Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, фантазии, творчества. Именно поэтому большое внимание на уроках в 5 классах уделяю сказкам. Они помогают мне глубже познать детей, развивать интерес к книге, воображение, кругозор.
Одна из форм работы, которая вызывает у моих ребят огромный интерес, литературная викторина. Ребята с удовольствием угадывают, кто и из какой сказки потерял тот или иной предмет; определяют сказочных героев по их описанию; угадывают, из какой сказки взяты строки с рифмами (например, скажи-доложи, милее-белее, в ответ-спору нет). Также организую на уроках конкурсы на лучшее рассказывание сказок и лучший рисунок к ним. Такая форма работы помогает раскрыться подчас незаметным в классе, замкнутым ученикам. И, конечно же, самая сложная и кропотливая работа – сочинение сказок учениками. Дети раскрываются в своих сказках, каждый из них предстаёт в новом свете как личность, по-своему одарённая, с развитым в разной степени воображением, фантазией. Со своим сказками юные авторы выступают не только перед одноклассниками, но и в других классах, что способствует их самоутверждению. Недаром В.А. Сухомлинский писал: «Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребёнок сказал своё слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии».
На своих уроках использую ещё один интересный прием для развития творческих способностей учеников – игра-загадка. Я пишу на доске стихи и пропускаю один из эпитетов. Ребята высказывают свои предположения: какой эпитет мог поставить здесь поэт. К следующему уроку ребята готовят подобные загадки самостоятельно друг для друга. Данный вид работы (учащиеся, идя по следу поэта, заново прокладывают дорогу, которую прокладывал он) помогает в воспитании любви к труду поэта, бережного отношения к слову, в развитии творческих способностей.
У большинства учащихся нашей школы беден словарный запас, разный уровень подготовки, слабая техника чтения и очень слабо развита связная речь. На своих уроках стараюсь преподносить учебный материал с опорой на жизненный опыт учащихся. Тогда ребята (даже самые слабые) раскрепощаются и начинают говорить, рассказывать на уроке. Например, при изучении в 5 классе произведения М. Пришвина «Времена года» начинаем разговор о первых весенних цветах. Ребята в первую очередь рассказывают о так называемых подснежниках. Но каково недоумение ребят, когда они узнают настоящее название этих великолепных цветов – сон-трава. Вполне естественно, что учащиеся загораются желанием узнать больше об этом первом весеннем цветке. Начинается творческий поиск… Впоследствии весь собранный материал оформляется в виде книжки-раскладушки. У отдельных ребят даже возникает желание сочинить сказку об этом цветке. Данный вид работы способствует формированию навыков работы со справочной литературой, развитию умения выделять в тексте главное, вести отбор материала по теме.
В старших классах при изучении биографии писателя в основном используется школьная лекция. Очень важно, чтобы во время лекции не ослабевало внимание класса. Чтобы данная форма работы не наскучила учащимся, я делаю так. Уроки, посвящённые жизнеописанию художников слова, называю «Литературная экскурсия». «Экскурсоводами» выступают заранее подготовленные ученики с правильной, выразительной, эмоциональной речью. После лекции даётся самостоятельная работа, которую я условно называю «Путевые записки». Для выполнения данной работы учащиеся класса делятся на группы (по степени подготовки):
1 группа – ведёт воспроизведение лекционного материала по учебнику в виде тезисов или конспектов.
2 группа – создаёт «Путевые записки» с использованием дополнительной литературы по теме урока.
3 группа - объединяет ребят, которые любят и умеют рисовать. Они работают над иллюстрациями к биографии и произведениям писателя. Впоследствии их работы использую как иллюстративный материал на уроках. Такая организация групповой формы работы на уроках данной тематики позволяет осуществлять дифференцированный подход и задействовать учащихся с низкой мотивацией к учебной деятельности.
Подвести итог всему вышесказанному хотелось бы словами известного педагога-новатора Евгения Николаевича Ильина: «На уроках литературы может и должно быть интересно. Урок литературы должен увлекать, захватывать, тревожить. И не на один день. Надолго. Может быть, навсегда. Урок литературы должен убеждать, оставлять зарубки на сердце. Иначе – зачем он?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание творческой среды на уроке для развития одарённости школьников.
Одарённые школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они нуждаются в учебно...
Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Управление развитием детской одарённости в условиях школы – это регулирование системы работы с одарёнными школьниками. Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира за...
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"...
Создание творческой среды на уроках иностранного языка
Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. ...
Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Формирование и развитее творческого потенциала учащихся неотделимо от образовательного и воспитательного процесса в целом и невозможно без создания творческой среды в образовательном учреждении, котор...
Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Развитие творческих способностей личности на уроках иностранного языка могут осуществляться лишь в творческой деятельности в процессе обучения. Управление развитием детской одарённости в условиях школ...
Создание творческой среды на уроках английского языка при помощи элементов драматизации
В данной статье раскрывается такое понятие, как драматизация, а также освещаются цели ее использования на уроках английского языка, тематика уроков с применением драматизации, особенности подготовки к...